К 100-летию К.М. Симонова. Урок по внеклассному чтению "Поэзия подвига"
презентация к уроку (9 класс) по теме
Тема войны всегда была значимой для писателей и поэтов ХХ века. Особенно она волновала современником, живших и творивших в нелегкие военные годы. К. Симонов, был именно таким поэтом и в его судьбе прослеживается история России, ее героические и трагические будни.
С началом войны К. Симонов был призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в "Красной звезде". В годы войны написал и пьесы "Русские люди", "Жди меня", "Так и будет", повесть "Дни и ночи", две книги стихов "С тобой и без тебя" и "Война".
Целью настоящей работы является, таким образом, анализ раскрытия темы войны в лирике К. Симонова.
Военные стихи К.Симонова, - по мнению К. Трегуба, - трогают нас потому, что мы находим в них живую душу поэта: искреннюю, правдивую. Он живет на средства своей души, внутренне свободен и остается самим собой. Стихи его лишены пестрых нарядов, книжных фраз, гремящих слов и прочей дешевенькой "художественной мишуры". Поэт нашел те тихие слова, которые способны заявить о себе громко...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 9 классе по внеклассному чтению "Поэзия подвига" | 19.88 КБ |
Презентация к уроку | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по внеклассному чтению в 9 классе МКСКОУ Варнавинская школа-интернат VIII вида с использованием информационно - коммуникационных технологий .
Учитель: М.В.Зимаева
Тема: «Поэзия подвига. Военная лирика К.Симонова»
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством К.Симонова , сформировать понятие о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
-показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;
-познакомить с К.Симоновым и его стихотворениями "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", "Жди меня",
-воспитывать любовь к Родине, к народу- защитнику.
Тип урока: изучение нового материала с выступлениями учащихся.
Методы обучения: рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учеников, чтение наизусть(учителем и учащимися), работа с книгой, беседа, прослушивание песен военных лет.
Оборудование урока: записи песен военных лет; поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации на тему войны.
Технологии: слайды к стихотворениям, песням о войне; музыкальное оформление стихотворений; использование фонохрестоматии к учебнику литературы.
Аннотация к уроку: представлен урок, который предполагает использование информационно- компьютерных технологий. Содержание его направлено на развитие навыка выразительного чтения, на развитие исследовательской деятельности учащихся, на решение ряда проблемных задач (воспитание патриотических чувств, любви к своей Родине), но главное- на воспитание высококультурной личности, способной ценить добро, заботу; способной помнить подвиг солдата, прошедшего по дорогам войны.
Ход урока
Звучит красивая музыка ( Презентация №1. Мирная жизнь, ничто не предвещает беды: кто-то поет, кто-то катается на лодке, клоуны выступают в цирке и.т.д.), музыка сменяется тревожными сигналами (на экране хмурое небо, тучи).
Голос Левитана ( сообщение о начале войны, слайд №2 "Люди слушают радио" ).
1. Слово учителя
Более полувека отделяет нас от времен Великой Отечественной войны. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.
Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - "Священная война" на стихи Василия Лебедева- Кумача
2. "Священная война» (звучит песня, одновременно слайд №3 "Родина - Мать зовет!")
- Почему война названа "священной"? (Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война - за свободу родины, против захватчиков- оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она "священная" - потому что защита Отечества, своей семьи - святой долг каждого человека).
2. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Константина Симонова и его стихотворением "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…", посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову.
3. Строки из биографии К. Симонова рассказывает заранее подготовленный ученик. (Презентация слайда 1,2,3)
4. Слушание стихотворения "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины" в исполнении нар. арт. России Алексея Петренко.
- Как вы думаете, почему поэт- воин, думая о бедах войны, в первую очередь вспоминает о стариках, женщинах, слышит " по мертвому плачущий девичий крик…"?
(Симонов пишет о тяжелых дорогах ,по которым отступали наши войска. Эта картина полна боли, беспомощного стыда, сочувствия, сострадания).
- Почему это стихотворение стало популярным, любимым в народе? (Стихотворение не просто рассказывает о войне, её трудностях. Это стихотворение лирическое- передает переживания, боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придает стихотворению особый лиризм, искренность).
5. Чтение стихотворения учащимися.
- Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?
( Война сплачивает народ, учит видеть то, чего раньше, может быть, и не замечали).
Стихотворение "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины" посвящено Алексею Суркову, автору песни знаменитой " Землянки". Впрочем, он стихотворения -то и не писал- просто сложил письмо из наиболее выразительных слов, просто рассказал жене , где находится, о чем думает, какая вокруг обстановка… Письма в стихах были одним из весьма распространенных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны. Константин Листов положил это письмо- стихотворение на музыку, и родилась песня.
6 Звучит песня "Землянка".
-. Казалось бы, что любовь и война - несовместимые понятия. Но это не так. Только любовь могла согревать душу бойцов перед боем, только любовь помогала выжить.
Прослушивание стихотворения К.Симонова " Жди меня"(читает учитель).
- Кому нужно это ожидание: ему, ей, обоим? Почему?
Это замечательное стихотворение положено на музыку Матвеем Блантером.
Послушаем его.
8. "Жди меня" в музыкальном сопровождении.
-Какие ещё песни о войне вы знаете, где вы их слышали?/ "Катюша", "Три танкиста", "Синий платочек", "Смуглянка" и.т.д./
- Почему песни о войне так популярны?
- Прочитав и прослушав сегодня ряд стихотворений о войне, нельзя не прийти к выводу, что необходимо помнить уроки истории, так как именно опытом минувшего освещается настоящее и будущее. Давайте, ребята, будем помнить, какой ценой далась победа, давайте будем учиться быть благодарными тем воинам, благодаря которым над нами сейчас мирное небо.
- Что вы можете сказать о стихотворениях, посвященных Великой Отечественной войне?
- Что, как вы думаете, у вас останется в памяти надолго?
- Как будете относиться к ветеранам, которых сейчас осталось так мало?
12. Итог урока: Стихотворения показывают величественность подвига простого солдата. Война противоречит жизни, убивает её, калечит судьбы людей.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт. В журналах были напечатаны его первые стихи. В годы войны работал военным корреспондентом в газете «Боевое знамя».
В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов: «С тобой и без тебя» и «Война». Слева направо: Константин Симонов
Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии , Болгарии , Югославии , Польши и Германии , был свидетелем последних боёв за Берлин . После войны появились сборники его очерков «Записки военного корреспондента».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"
Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию...
Урок-пресс-конференция «Поэзия подвига». Военная лирика К.Симонова.
Урок-пресс-конференция «Поэзия подвига». Военная лирика К.Симонова....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Подвиг сына - подвиг матери"
Материал содержит сценарную разработку и электронную презентацию открытого общешкольного внеклассного мероприятия, представленного в рамках проведения районного методического объединения классных руко...
Внеклассное мероприятие "Подвиг сына- подвиг Матери".
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов"Подвиг сына- подвиг женщины Матери"....
Внеклассное мероприятие "Подвиг сына- подвиг Матери".
Внеклассное мероприятие к празднику День Победы"Подвиг сына- подвиг Матери"....
Презентация к 75-летию ВОВ по теме "Дети-герои ВОВ: семь подвигов юных воинов"
презентация к классному часу...
Внеклассное мероприятие к 30-летию вывода войск из Афганистана "Люди долга и подвига"
Внеклассное мероприятие посвящено к 30-летию вывода советских войск из Афганистана. может использовано преподавателями истории и классными руководителями....