Урок-пресс-конференция «Поэзия подвига». Военная лирика К.Симонова.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок-пресс-конференция «Поэзия подвига». Военная лирика К.Симонова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-press-konferentsiya_._voennaya_lirika_simonova.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-пресс-конференция «Поэзия подвига». Военная лирика К.Симонова.

Работа представляет собой урок литературы, посвященный военной лирике К.Симонова, который расширит и углубит представления учащихся о цене победы над фашизмом, о социальной опасности войн в современном мире, способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания зла и насилия.  Константин Симонов – один из самых известных в русской литературе поэтов военного времени. А стихотворение «Жди меня», пожалуй, самое знаменитое его произведение.

В ходе урока мы выдвинули предположение о том, что в своем стихотворении «Жди меня» К.М.Симонов широко использует разнообразные языковые средства разных уровней, за счет чего создается особая интонация заклинания и молитвы, которая является залогом возвращения с войны живым. Для этого поставили перед собой следующие задачи:1)узнать, какова история создания стихотворения «Жди меня», в чем его идейный смысл; 2) выяснить, как с помощью единиц разных языковых уровней в этом стихотворении автор достигает раскрытия главной мысли; 3). сделать вывод о верности или неверности выдвинутой нами гипотезы.

 

Тема: «Поэзия подвига. Военная лирика К. Симонова»

( Лингвистический анализ стихотворения К.М Симонова «Жди меня»)

Урок – пресс – конференция в 10 классе

                                                                                                             

 Учитель: Витохина Людмила Александровна, МОАУ «Юкталинская СОШ» Тындинского района

     

              Ход урока

1.  Какой бы век нашей истории мы не взяли, в любом можно найти несколько военных лет. Не является исключением и 20 век. Он начался войной и завершился военными действиями. Одной из самых кровопролитных войн для нашей страны была Великая Отечественная война.

    Сегодня мы проводим пресс – конференцию на тему «Поэзия подвига. Военная лирика К Симонова»  , на которой присутствуют «КОРРЕСПОНДЕНТЫ»  М. Гейденрейх и Горбунова О., А ТАКЖЕ ГОСТИ.

        На вопросы, интересующие «корреспондентов», ответят специалисты –исследователи поэзии ВОв, они сидят за столиком 1

         Разрешите представить сидящих за столом 2 исследователей творчества К.М.Симонова.

 

    Стол 3  -журналисты, освещающие ход пресс – конференции.

 

I Цели изадачи пресс – конференции:

 - присутствующие узнают о роли  ПОЭЗИИ в годы ВОВ.

 - ОНИ ПОЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ К. Симонова,  УСЛЫШАТ  СТРАСТНЫЕ, ПОЛНЫЕ ЛЮБВИ  К Родине и ненависти к врагам стихи;

- Узнаем, какова история создания ст «Жди меня», в чем его идейный смысл;

- выясним, как с помощью единиц разных языковых уровней в этом стихотворении автор достигает раскрытия главной мысли

- сделаем вывод о верности или неверности выдвинутой нами гипотезы.

 

  2. Песня на слова Лебедева – Кумача «Священная война»

- Запишите ассоциативный ряд к слову война ( цвет, звук, запах. вкус)

- Давайте обратимся к эпиграфу и ответим на вопрос: какие определения дал этому слову Твардовский?                                                                  Слайд

    «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

     Война – жесточе  нету слова.

     Война  -печальней нету слова

     Война – сильнее нету слова.

                                   А.Т.Твардовский

Эта песня заставляет вспомнить, что война – страшное испытание для всего народа. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг..

 

Вопрос корреспондента

- Сколько писателей и поэтов было на фронте?  с. 305 

Песня «Журавли»

- Какую роль играла в те суровые годы поэзия? с.305 

 

_ Какие стихи взволновали вас? Прочтите их.  Чтение наизусть. Слайды       военные         ТИХАЯ ВОЕННАЯ МУЗЫКА  «От героев былых времен»

 

3. - Какие чувства испытывали, по вашему мнению, вернувшиеся с войны фронтовики?

О каком  чувстве говорит Твардовский?

 

Я ЗНАЮ, НИКАКОЙ МОЕЙ ВИНЫ                                       Слайд

В ТОМ, ЧТО ДРУГИЕ НЕ ПРИШЛИ С ВОЙНЫ,

в ТОМ. ЧТО ОНИ – КТО СТАРШЕ. КТО МОЛОЖЕ    -

 ОСТАЛИСЬ ТАМ, И НЕ ОТОМ ЖЕ РЕЧЬ.

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же

                       (ЧУВСТВО ВИНЫ ПЕРЕД ПАВШИМИ)

 

4. Человек на войне. Каким он был, как себя чувствовал?

     Война – огромная и страшная, напоминающая чудище с огнедышащей пастью… и человек.  -…Какой он перед этим чудовищем? ( маленький)

   - Как рисует человека Р.Рождественский? Почему в первой части стихотворения он повторяет слово «маленький» В чем смысл заключительных строк стихотворения7

                        ( от людей, родившихся накануне первой мировой войны, потребовалось столько мужества, что его хватило бы на несколько поколений)

 

 

5. Тема Вов заняла одно из ведущих мест в литературе послевоенных лет. И сейчас она продолжает быть актуальной. Многие писатели сами прошли трудный солдатский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и великого подвига. Великое множество книг написано о войне. Не оставляют равнодушным произведения К.Симонова.

                              Слайд   Фото в военной форме  Книги

 

1941 -1945 годы черточка между двумя датами заключает сравнительно небольшой срок: 4 года в жизни страны. Но это было в годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому , утраченному мог быть приравнен к десятилетию.

 С первых дней Вов литераторы встали в боевые ряды защитников Родины. Одни были направлены в строевые части, другие – пожилые –записались в народное ополчение, третьи получили назначения во фронтовые газеты, четвертые уехали в действующую армию с удостоверениями военных корреспондентов центральных газет.

От Москвы до Бреста

Нет такого места      Где бы ни скитались мы в ночи,                 Слайд: фото на войне

С «лейкой» и блокнотом,

А ТО и с пулеметом,

Сквозь огонь и стужу мы прошли,-

 За все годы войны не было ни одной горячей точки, куда бы ни наведывался писатель – журналист. К Симонова не могли остановить никакие запреты. он всегда и везде успевал. Плавание на подводной лодке Констанцу – тогдашнюю базу фашистского флота, участие в атаке на крымской земле, рейд в тыл врага с северными моряками – разведчиками на «морской охотнике: дни и ночи среди пылающих кварталов Сталинграда в сотнях метрах от противника  - где только не побывал он за 1418 дней войны! Он хотел знать все, что испытывают наши войны, по собственному опыту. И не случайно его зарисовки, репортажи, очерки, рассказы, стихотворения воспринимались на фронте и в тылу как правдивые свидетельства очевидца больших и малых событий , объединенных коротким и страшным словом – война.

Слайд – Симонов, машина

   Страстный поэтический призыв обрушить на врага сокрушительный удар, прозвучавший в стихотворении  «Убей его!», нашел такой же страстный отклик у бойцов и командиров нашей армии. Беспощадная логика войны выражена в нем предельно ясно. Убийца нагло ворвался в твой дом, грабит, убивает, издевается. Пусть же его покарает рука того, на кого он сам поднял меч.

                  Так хотел он, его вина  -

                  Пусть горят его дома, а не твои,

                  И пускай не твоя жена,

                  А. ЕГО ПУСТЬ БУДЕТ ВДОВОЙ.

- Корреспондент: «Расскажите о военных стихах Константина Михайловича Симонова.                                   с.2-3                                                              Слайд

5. Послание из окопа.  О ЧЕМ МОГ ПИСАТЬ солдат, уходя через несколько минут в бой?

Звучит мелодия «В землянке». Прочитайте свои письма с фронта. Читают под музыку

  

II   Символом верности, разъединенных войной, любящих сердец стало стихотворение «Жди меня» Недаром газетные вырезки с дорогими строками впервые напечатанными на страницах «Правды», мужчины и женщины бережно хранили в карманах гимнастерок и  рабочих спецовках, вклеивали в записные книжки, помнили наизусть. Пожалуй, такого не бывало ни с одним стихотворением за всю историю мировой поэзии.

 Симонов сумел уловить движение человеческих чувств, сумел увидеть связь между личным, интимным и социально – значимым.       Слайд   «Жди меня»

 

 История создания стихотворения «Жди меня», его идейный смысл – с.4 -5

 

                                                                             Слайды    5 портретов Серовой

                                                                                 2 –девушка с характером

 Послушаем его.                                                                 «Жди меня –с тобой и без тебя»-книга

 

6. Чтение ст. «Жди меня»          

 

- Как могла воспринять жена эти строки? Как молитву, как заговор)

 

Многие женщины своим ожиданием спасали мужей от гибели. Они ждали 10, 20 и больше лет после войны. и многие дождались.

 

7. А сейчас мы послушаем группу исследователей, которые проводили лингвистический анализ текста.  Расскажите нам о результатах своего исследования

 

В ходе предварительной работы мы выдвинули предположение о том, что в своем стихотворении «Жди меня» К.М.Симонов широко использует разнообразные языковые средства разных уровней, за счет чего создается особая интонация заклинания и молитвы, которая является залогом возвращения с войны живым.

Для этого поставили перед собой следующие задачи:

1. узнать, какова история создания стихотворения «Жди меня», в чем его идейный смысл;

2. выяснить, как с помощью единиц разных языковых уровней в этом стихотворении автор достигает раскрытия главной мысли;

3. сделать вывод о верности или неверности выдвинутой нами гипотезы.

В ходе работы мы познакомились с работами следующих ученых: Александрова В., Львовой С.И., Москвина В.П., Слободского М. и др. - посвященными творчеству К.М.Симонова и разным аспектам лингвистического анализа текста, но исчерпывающего исследования по нашей теме не обнаружили.

3. Лингвистический анализ стихотворения «Жди меня»:

а) уровень фонетики   

Осуществив транскрипцию текста[1], мы видим, что в стихотворении присутствует аллитерация звуков [т] (9,9%), [ж] (7,4%), [д] (7,1%), [н`] (6,8%).  Мы считаем, что не случайно повторяются именно эти согласные звуки. В книге С.И.Львовой читаем: « Звук «д» - о чем -то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук «н» - о чем – то нежном, о снеге, небе, ночи…»[2]. [Т] – звук твердый, сильный, передающий уверенность героя в своем возвращении. Мы считаем, что с помощью аллитерации звуков [ж], [д], [н] поэт передает тягостные чувства неуверенности в завтрашнем дне, тревоги,  ведь идет война и человек не знает, будет ли он жив завтра, но в то же время строки наполнены нежностью к любимой женщине, надеждой и любовью.  Кроме того, если проанализировать количество гласных звуков, то окажется, что в тексте стихотворения есть и ассонанс. Звуки [а] (32,8%), [у] (16,8 %), [о] (16%)  придают стихотворению распевность, благозвучность и духовность. Вот как характеризует их Александр Яковлев: «Звук [о] подчёркивает реальность человеческих чувств, полноту мысли. Он подчёркивает важность слова, его  возвышенность, принадлежность к высшим силам или приземлённость. (Дожди, огонь, вино, дерево). Звук  [а] означает желание что-то осуществить (в данном случае – вернуться живым к любимой) и обрести физический  и духовный комфорт». [у] – узкий, протяжный звук, грустный.

Стихотворение состоит из трёх строф, длина которых 12 стихов. Поскольку ударение падает на последний слог в строке, можно заключить, что это – мужская рифма. Рифмы в стихотворении  - сугубо «бедные», смазанные, (что для Симонова, как правило не характерно): меня  -огня …тобой – другой… Здесь не окончания строк рифмуются  - здесь две жизни перекликаются[3].

 Перекрёстная рифмовка задаёт своеобразный ритм произведению. В «Жди меня…» монотонность сквозного обращения взрывается неровной ритмикой: смежные строчки резко неравносложны (четырехстопный хорей перемежается с трехстопным), как дыхание взволнованного человека: длиннее - короче, длиннее – короче. «Жди меня, и я вернусь, /Не желай добра/ Всем, кто знает наизусть,/ Что забыть пора».

Итак, проанализировав текст на уровне фонетики, можно сделать вывод о том, что преобладание согласных звуков [т], [ж], [д], [н`], и гласных звуков [о], [а] и [у] помогает автору передать все свои чувства и эмоции, и даже стихотворный размер создает эффект речи взволнованного человека.

 

б) уровень морфемики и словообразования   

 В стихотворении присутствует группа однокоренных слов с корнем «жд» («жди» - 10 раз, «ждут», «ждет», «ждать» - 2 раза, «не ждал», «не ждавшим», «ожиданием»).  Этот сквозной, в первой строфе симметричный повтор (анафора), на наш взгляд очень оправдан.  Повтор однокоренных слов в данном случае соответствует смыслу стихотворения, той цели, ради которой оно было написано – убедить, умолить ту, что остается, ждать, потому что в этом залог выживания.

 в) уровень лексики     

Стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – «жди», повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге  зависит жизнь и победа.

При этом в тексте стихотворения нет высокой, торжественной лексики. Речевой строй настолько прост, что становится  близким разговорному стилю, тропы практически отсутствуют.

Стихотворение (и в этом смысле в симоновской поэзии оно стоит  особняком), будучи связано с мистикой ворожбы и заклинаний, продолжает традиции древней народной поэзии. Неслучайно здесь дважды возникает образ огня: «у огня» преждевременно  поминают  героя друзья, а любимая спасает его «среди огня» своим ожиданием. С символикой заклинаний и заговоров связаны  в стихотворении  важнейшие образы природного пантеона: дожди, жара, снега. Они скорее магичны, нежели реалистичны. Сам Симонов в позднейшем автокомментарии отмечает: «… Вообще, война, когда писались эти стихи, уже предчувствовалась  долгой. «…Жди, когда снега метут ...»- в тот жаркий июльский день было написано не для рифмы. Рифма, наверно, нашлась бы и другая …»[4].

Необычные ассоциации вызывает также сочетание цветового прилагательного «желтые» с существительным «дожди». Почему желтые? Нам кажется, что автор таким образом метафорически говорит о временах года, в частности - об осени. Зиму он описывает - «Жди, когда снега метут», лето – «Жди, когда жара», а «желтые дожди» навевают мысли о листопаде.

Тоска и безысходность не должны взять верх над женщиной, которая по-настоящему любит, ибо только в этом случае мужчина может вернуться. Должен. Симонов так и говорит: «Я вернусь» (троекратный повтор в начале каждой строфы). С условием, что его будут «ждать», но не просто, а «очень». Непривычное сочетание глагола «ждать» с наречием степени «очень» еще больше подчеркивает трудность этого ожидания и его жизненную необходимость.

Итак, как видим, и на уровне лексики повтор помогает автору выразить идею стихотворения, а обращение к традиционной народной символике приближает произведение Симонова к народному творчеству. 

 

г) уровень морфологии     

Проанализировав текст с точки зрения морфологии, получаем следующее соотношение частей речи:

 

По данным результатам мы можем сказать, что  в стихотворении преобладают глаголы, что не соответствует норме. Мы заметили, что из 39 глаголов, присутствующих в стихотворении, - 15  в форме повелительного наклонения. Ведь это произведение – одно большое обращение, заклинание, адресованное любимое женщине. Симонов хочет внушить ей уверенность в том, что он вернётся, и они будут счастливы, поэтому можно отметить использование этого глагола в форме будущего времени. 

Этим же обусловлено широкое использование местоимений (25 языковых единиц), 80% которых являются личными. Это стихотворение – письмо родному, близкому человеку, к которому поэт обращается на «ты».

Традиционно в тексте количество имен существительных составляет больший процент от всех частей речи, а в нашем случае наблюдается иная картина: число существительных уступает глаголам и местоимениям, занимая лишь третье место по частотности использования. Среди них большинство конкретных: «дожди», «снега», «жара», «место», «письмо», «сын», «мать», «друзья», «огонь», «вино». Есть и несколько абстрактных «грусть», «добро», «помин», «душа», «смертям», «ожидание». Это ключевые слова, раскрывающие смысл произведения. Необычна форма множественного числа слова «смертям», характерная для устного народного творчества («Двум смертям не бывать, а одной не миновать»). Действительно, на войне смерть может быть разной, и от каждой защитит ожидание любимой,  если она не перестанет верить ни при каком условии, что подчеркивает шестикратный повтор отрицательной частицы «не».

 

               д) уровень синтаксиса и пунктуации 

В стихотворении преобладают сложные предложения, в основном с придаточными  времени – перечисляются все моменты, когда женщина должна  ждать воина:

«Жди, когда наводят грусть серые дожди…»

«Жди, когда снега метут…»

«Жди, когда жара…»

«Жди, когда других не ждут….»

«Жди, когда  из дальних мест писем не придет….»

«Жди, когда уж надоест тем…»

Автор использует сквозной повтор синтаксической конструкции, анафору, таким образом определяя непрерывность ожидания, которое должно существовать всегда, в любое время. Тот же композиционный прием (анафора и рефрен) «держит» и два других стихотворения – «Ты помнишь, Алеша дороги Смоленщины…» и  «Если дорог тебе твой дом…», где повторяющиеся слова – наиболее существенные для поэта – выдвинуты вперед словно невидимым музыкальным курсивом[5].

Многоточие в конце строки «На помин души…» - означает умолчание, размышление. Автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном, о том, что произойдет, если героиня вместе с уставшими ждать друзьями выпьет на помин души, то есть поверит в смерть любимого. 

 Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» - это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.

 

                        4. Заключение  

Итак, в ходе работы мы рассмотрели историю создания и идейный смысл стихотворения  «Жди меня» К.М.Симонова, узнали,  как с помощью единиц разных языковых уровней в этом стихотворении раскрывается главная мысль.

Проделав эту работу, можно сделать вывод о том, что предварительно сформулированная нами гипотеза верна.

Кроме того, К. М. Симонов широко использует  в своем стихотворении  различные повторы, благодаря чему и создается особая интонация молитвы и заклинания.

Материалы нашей работы могут быть полезны на уроках литературы по изучению поэзии военных лет и отдельно творчества К.М. Симонова, на факультативах, а также помочь участникам олимпиад по русскому языку и литературе.

  СТ., ПРО ЖЕНЩИНУ, КОТОРАЯ НЕ ЖДАЛА СВОЕГО МУЖА С ФРОНТА

8. Поверка домашнего задания. Как вы дописали строки стихотворения Ю.Белаша. Сверьте свой вариант с авторским

Слайд

Мы могли отойти: командиров там не было.

Мы могли отойти: было много врагов.

Мы могли отойти6 было нас всего четверо.

Мы могли отойти –и никто б нас не стал упрекать.

Мы могли отойти, но остались в окопах навеки.

Мы могли отойти, но теперь наши трупы лежат.

Мы могли отойти, но теперь наши матери плачут.

Мы могли отойти – только мы не смогли отойти.

За спиною Россия была. 

9. Как вы думаете, о чем бы мог спросить нас при встрече участник войны?

( Оправдали ли мы их надежды?  Как мы распорядились отвоеванным счастьем? Смогли бы мы выстоять?)

   Стихотворение Вакулова «А ты бы смог?   Фильм «Мы из будущего»

 

Письма с фронта
Пути тысячеверстные легли
Между Амуром, Волгой и Невою.
Но грохот боя, слышится вдали
Стоит и над моею головою.
Я вижу белорусские поля
И Новгорода свежие руины,
Твой слышу голос, крымская земля,
И слово непокорной Украины.
Я вижу там состарившихся жен
И матерей с открытыми глазами,
Где ужас молчаливый отражен,
Не смытый безутешными слезами... Это письмо в стихах написал наш земляк Петр Комаров

 

Домашнее задание. Выучить это стихотворение наизусть, произвести его фонетический, морфологический, синтаксический анализ.

http://razrabotky.ru/_ld/1/14134254.jpg

Скачать 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду» (Урок – пресс-конференция)

Аннотация урока: Проблема взаимодействия человека с природой не нова, она имела смысл - всегда. Но сейчас, в настоящее время, - экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также ...

Урок пресс-конференция по теме «Поэзия Великой Отечественной войны»

Урок позволяет познакомить обучающихся с творчеством поэтов-фронтовиков в интересной форме....

Социальная система советского общества в 30 е годы. Форма урока – урок пресс – конференция по типу – урок педагогического сотрудничества

Предлагаю Вашему вниманию открытый урок по истории. Урок преследует следующие цели:1. Организовать деятельность учащихся по изучению политической и социальной системы в СССР в 30е , выявить особенност...

Урок-пресс конференция (урок размышление) «Прошлое, настоящее, будущее России с позиций экологии человека»

В настоящее время такие исследования ведутся в нескольких институтах и центрах России. Глобальных размеров загрязнение среды вызвало ухудшение качества жизни населения. Болезни: анемия, сердечно-сосуд...

Военная лирика Константина Симонова

Расширять знания о Великой Отечественной войне, способствовать формированию ценностного отношения, уважения к людям и событиям Великой Отечественной войны, показать особенности военной лирики К. Симон...

план-конспект урока по литературе в 11 классе "Военная лирика К.Симонова"

Стихи К.Симонова военных лет, чтение, анализ, определение тематики...