Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Подвиг сына - подвиг матери"
методическая разработка по истории ( класс) по теме
Материал содержит сценарную разработку и электронную презентацию открытого общешкольного внеклассного мероприятия, представленного в рамках проведения районного методического объединения классных руководителей, учителей истории , семинара заместителей директоров по воспитательной работе с участием представителей РО ИПКиПРО.Цель занятия: воспитание нравственной, целостной личности через приобщение к православному пониманию жертвенности женщины-матери на примере жизни Пресвятой Богородицы, Е.Ф. Степановой, Л.В. Родиновой, Л.Д. Капуза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvig_syna_-_podvig_materi.docx | 39.1 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ПОДВИГ СЫНА – ПОДВИГ МАТЕРИ»
Цель занятия: воспитание нравственной, целостной личности через приобщение к православному пониманию жертвенности женщины-матери на примере жизни Пресвятой Богородицы, Е.Ф. Степановой, Л.В. Родионовой, Л.Д. Капуза.
Воспитательные задачи:
- воспитание духовности и нравственности на примере земной жизни Богородицы, ее любви и помощи людям;
- воспитание любви к матери; подвести учащихся к пониманию, что мать – самое святое для человека, первоначало жизни на земле, основа счастья, добра, любви, жертвенности.
Форма занятия: литературно-музыкальная композиция с мультимедийным сопровождением, предварительно подготовленные сообщения учащихся.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация «Подвиг сына – подвиг Матери», фонограммы музыкальных произведений.
Ход занятия:
Звучит музыка Каччини «Ave Maria», на ее фоне слова ведущего
Вед.1: Наперекор изменчивой судьбе
Художники прославили в веках
Не девушку с венцом на голове,
А деву с младенцем на руках.
Вед.2: Трогательная и чистая, нежная и скорбная, благодарная и одухотворенная, мужественная и печальная, песнь материнства – песнь Божьей Матери, песнь нежной, беззаветной, трогательной любви Матери к ребенку.
В любых жизненных ситуациях русский народ призывал Богородицу, писал различные иконы, молясь пред которыми просили об избавлении от различных бед.
Вед.1: К ее иконе в час молитвы,
Из грешных, кто ни припадал,
Как новобранец перед битвой,
Кто о спасенье не взывал?
И телом страждущих, и духом,
Избитых жизнью горемык, —
К ним обращалась чутким слухом,
На их души спешила крик.
И утолив мирян печали
Святою мерою сполна.
Чтоб духом впредь не обнищали,
Просила Господа Она.
Пресвятая, Богородица, защити моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя!
Вед.2: Так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. Кто как ни Пресвятая Дева Мария поможет и оградит. Ведь материнская молитва идёт от чистого сердца. Да и не может быть иначе, ведь Богородица прежде всего - Мать. Мама всех людей, за которых был распят ее родной сын (музыка затихает).
Каков же был земной путь Богородицы, почему она стала покровом всем страждущим, больным, просящим защиты?
Об этом нам расскажет наш гость. Сегодня у нас в гостях настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы станицы Тацинской иерей Ростислав (Сагинашвили).
Выступление отца Ростислава.
Звучит Ф. Шуберт «Ave Maria»
Вед.1: Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда.
Вед.2: С уважением смотрим мы на человека, который до седых волос с трепетом произносит имя матери своей и оберегает ее старость.
Вед.1: Мы с презрением казним того, кто отказал в доброй памяти и куске хлеба той, которая родила и вырастила его.
Вед. 2: Ведь материнство на Руси всегда было символом святости.
Вед.1: У русских матерей
Такие лица:
К ним надо приглядеться неспеша
Чтоб в их чертах
Могла тебе открыться
Красивая и гордая душа.
Вед.2: Давайте заглянем в копилку мудрых мыслей великих людей:
Выходят 3 чтецов.
1 чтец - Без матери нет ни поэта, ни героя.
2 чтец - Сердце матери – неиссякаемый источник чудес.
3 чтец - Любовь к Родине начинается с любви к матери.
1 чтец - Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни.
2 чтец - Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее горе.
3 чтец - К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.
Уходят на фоне музыки, музыка постепенно затихает.
Вед.1: Женщина… Мать… В самое трудное время она не требовала к себе снисхождения. В ее слабости таилась огромная сила.
Вед.2: Все люди спят,
Но мать не спит сейчас.
И не смыкает мать усталых глаз.
Была война.
Был сын убит в бою,
Прикрыл он сердцем Родину свою.
Вед.1: Я сына родила не для войны!
Не для войны букварь ему давала,
Тревожилась, гордилась, тосковала.
А где-то в мире солнечном блуждает
Угроза смерти, голода и тьмы –
Работают холодные умы…
Я сына родила не для войны!
Вед.2: Но вновь война поднимет тяжкий меч,
И матери на битву провожают
Своих сынов – Отечество беречь
Они с молитвой их благословляют.
Вед.1: Почему испокон веков мать страдает о погибшем ребенке? Почему эти страдания не измерить никакой ценой? Почему это страдание свято?
Потому что сама Богородица испытывала страшные мучения, когда Ее Сын шел на Голгофу, когда Его распинали и когда Она Сама снимала его с креста. Об этом писала поэтесса Анна Ахматова в своем «Реквиеме» в конце 30-х годов.
(на фоне музыки «Реквием» Моцарта):
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил?»
А Матери: «О, не рыдай Мене...»
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел. Музыка постепенно затихает.
Вед.2: Катя, как ты думаешь, почему страдания преданных учеников Христа описаны, а страдания Матери – нет, потому что «на нее так никто взглянуть и не посмел»?
Вед.1: Как ни велики гении, вожди, герои, но выше всех их стоит МАТЬ, потому, что все они всего лишь её дети. В близких, родных чертах своих мам мы видим образ матери – Родины.
На музыкальном фоне Э. Морриконе
Вед. 2: Вы – Россия, Вы – Родина,
След слезы на щеке.
Епистиния Фёдоровна,
В белом-белом платке (показывая портрет Е.Ф. Степановой).
Выходят четверо чтецов-старшеклассников:
1-й: Имя простой кубанской женщины Епистинии Фёдоровны Степановой известно всему миру. Её материнский подвиг – в ореоле славы и бессмертия. На алтарь Великой Победы мать-героиня отдала жизни девяти своих сыновей.
2-й: Представить только: выносить, родить, вскормить, поставить на ноги и воспитать девятерых сыновей! А ещё было и три дочери… Каждого выстрадать и за каждого смириться перед своей судьбой, положив их жизни на алтарь Победы за свой народ, за родное Отечество.
3-й: Мать. Её мужество и безграничная любовь дали силы жить и помнить. Где же брала силы эта простая русская женщина? Основой её мужества и любви было великое смирение.
4-й: Очень редкое имя её – ЕПИСТИНЬЯ – греческое, и переводится как «Знающая». Видно знала она сердцем своим тайну великую, душой своей намоленной чувствовала в чём состоит истинное смирение: мать растит своё дитя не только для себя.
1-й: Божия Матерь – для исполнения замысла Божия о спасении человечества. Простая женщина – для пользы служения Богу, Отечеству, людям.
2-й: И то, что разрывается сердце материнское за страдания своих детей – великая жертва великой цели: спасение Родины, спасение людей, спасение собственной души. В этом и состоит смиренный подвиг материнства – всё отдать, всё вытерпеть, всё принять. Жить не для себя, а во всём уповать на Божий промысел, Его святую волю.
3-й: Война.
Перекрестила мать в дорогу сынов.
Стояло жито у порога.
Стена-стеной.
Они пошли, в глаза ей взглянув,
в полынь, ковыль.
Темнели дальние дороги,
взметнулась пыль.
Их след далёкий объяла мгла.
Мать долго слушала кукушку,
но та – лгала.
4-й: Нет, не для войны растила она сыновей, не для горя, а на радость себе и людям, для счастья, для Родины. До последнего своего часа ждала мать сыновей с войны, надеялась, верила.
1-й: Епистиния Фёдоровна постоянно думала о сыновьях и не верила, что никогда не прижмёт их к своему сердцу, не услышит ласковое «мама».
2-й: На Холхин-Голе погиб Фёдор, на Курской дуге – Илья, на Украине погиб партизанский разведчик Василий, на белорусской земле сложил свою голову Иван, Павел пропал без вести на Брянском фронте, Филипп испытал все муки фашистского концлагеря.
3-й: Самый младший сын Епистинии Фёдоровны Александр, названный именем погибшего старшего брата, одним из первых форсировал Днепр и ценой невероятных усилий вместе со своими бойцами удерживал плацдарм на правом берегу. На подступах к Киеву было отбито шесть яростных атак врага. Степанов остался один, один отражал и седьмую атаку. Когда из пыли, поднятой танками, показалась вражеская цепь, он бил по ней до тех пор, пока работал автомат. Потом, зажав в кулаке последнюю гранату, шагнул навстречу немецким солдатам, взорвав себя и окружающих врагов. За этот подвиг двадцатилетний Александр Степанов был удостоен звания Героя Советского Союза.
3-й: Только Николай, поднявшись с госпитальной койки, когда на земле уже стоял мир, вернулся августовским днём сорок пятого года в родной хутор. Но и под материнской крышей война настигла солдата – он умер от фронтовых ран.
4-й: Судьба братьев Степановых потрясает. Редко когда на долю одной семьи выпадают все испытания войны. Сыновья поделили те беды между собой, мать же одна несла их в своём сердце до конца жизни.
1-й: Над крышей голуби чертят круги,
Высокие тучки застыли.
Из этого дома один за другим
Степановы в бой уходили.
2-й: Давно отгремела, затихла война,
Лишь эхом она отдается.
Погибли герои, ушли навсегда,
Но память о них остается. Музыка постепенно затихает.
Вед.1: Да, страдания Матери по погибшему ребенку не сравнимы ни с какими другими мучениями. Ее горе ослепляет. Но вместе с тем оно поднимает ее до высот святости. Каждая женщина, потерявшая ребенка, - святая. И каждая мать – тоже святая, потому что с ней незримо всегда присутствует Пресвятая Богородица – защитница, утешительница, к которой мать прибегает с молитвой и в радости и в печали.
Звучит «Лирический фон»
Вед. 2:
…Не согнуться, не сломиться, выстоять,
Горюшко такое испытать,
Гибель девяти сыночков выстрадать,
Продолжая жить, трудиться, ждать.
А беда была такая близкая,
Словно твердь разверзлась перед ней,
Но светилось имя материнское
В подвигах бесстрашных сыновей.
…Посижу я рядом, Епистиньюшка,
В ту же даль с тобою посмотрю –
Может быть, вернётся какой сынушка,
Я ему калитку отворю.
В Тимашевском парке Епистиньюшке
Монумент… Запечатленный взгляд.
Девять елей, словно её детушки,
С ней о чём-то тихо говорят. Музыка постепенно затихает.
Вед.1: Мать… Как много вмещает ее сердце нежности, любви, самоотречения, веры.
Выходит вторая четверка-старшеклассников.
1-й: Пограничник Евгений Родионов попал в плен в феврале 1996 года. Чеченская война была в самом разгаре. 10 долгих месяцев искала мать сына по всей Чечне. Он был расстрелян под Бамутом после трех месяцев плена, в день, когда ему исполнилось 19 лет. Могилу его за большие деньги указали сами чеченцы. Она опознала тело сына по нательному крестику.
2-й: Из рассказа матери:
«Много лет назад 23 октября мы с мужем поженились. И 23 же октября двадцать лет спустя я выкопала сына из земли, привезла домой, похоронила. Надпись на памятнике «Прости, сынок» - в знак моей вечной вины перед ним. Он погиб в семи километрах от меня, пока я не могла его найти...»
3-й: Любовь Васильевна, мама Жени Родионова, приехала в Чечню после телеграммы, что ее сын самовольно оставил часть. Она не могла в это поверить. И только спустя несколько недель выяснилось, что четверо солдат, дежуривших на блок-посту, не дезертировали, а были захвачены в плен боевиками, пересекавшими границу в машине “Скорой помощи”. С этого момента мать начала поиски сына, одного из полутора тысяч без вести пропавших солдат.
4-й: Поиски вели только матери. Ходили по селам, по аулам, по горам, под бомбежками со смертельным страхом и обидой в груди. И надеялись только на Бога!
1-й: Мать Евгения Родионова десятки фотографий раздавала жителям чеченских сел и аулов, собирая малейшие сведения. Не раз появлялись посредники, обещавшие за выкуп найти сына. Теряя надежду на помощь своих, она встречалась сама с командирами боевиков: Басаевым, Хаттабом. В Бамуте она разыскала Руслана Хайхароева, того, кто убил Женю. И даже за мертвого с нее опять потребовали выкуп.
2-й: Чеченская война отняла у этой женщины ее семью: единственного сына и мужа, который скончался через четыре дня после похорон сына. Жизнь для нее словно остановилась.
3-й: Кажется, как могло сердце матери выдержать смерть сына? Смерть мучительную, страшную. Как смогла она найти силы жить с этой страшной правдой о чеченской войне?
4-й: У Жени была возможность остаться в живых. Для этого надо было снять нательный крестик и принять мусульманство. Но этого он не сделал. Об этом она говорит сама: «Конечно, мне тяжело, что сын погиб. Но то, что он оказался достойным сыном Родины, не отказался от Христа, от Веры Православной, меня утешает… Я не знаю, как бы я пережила, если бы он поступил иначе».
Вед.2: Да, вырастить такого сына – счастье для каждой матери. Потерять – горе. Среди матерей нашего поселка есть те, чьи сыновья погибли, отдавая долг Родине. Это: Белова Нина Григорьевна;
Вед.1: Грицунова Валентина Андреевна;
Вед.2: Черноокая Елена Лукьяновна;
Вед.1: Капуза Людмила Даниловна.
Учитель (читает стихотворение на фоне стука сердца):
Вот он начинает биться,
Пока у матери под сердцем…
Вот уже успел влюбиться
Все тем же всем огромным сердцем…
(Стук сердца прекращается, секундная тишина, звучит музыка Tears of the past))
Но вот ОНО остановилось,
И это не его вина.
А виновата в том, конечно,
Она, проклятая война…
А как же мать? Ее дорога?!
Зачем ей жизнь? Ее так много!!!
Но надо жить, есть память сердца,
И в сердце том сынок живой.
Во снах хотя бы сын любимый
Вернется к матери домой.
Как у теплушки ты цеплялась
За гимнастерку цвета «смерть»,
Как из-под ног плыла, качаясь,
Холодная земная твердь.
Последний взгляд, последний выстрел…
Летят, летят по свету письма,
Но нет от младшего письма,
Огромен мир, а мать одна…
В альбоме фото довоенное –
Как бы красив он был, наверное…
Какие б внуки родились.
Но мир убит, убита жизнь.
Не заслонить ладонью горя,
Все по слезе – уже и море.
Германия, Афган, Чечня…
Как много войн, а мать одна…
Уходят сыновья за дали,
Так для чего же их рожали?!
И никуда теперь не деться…
Но помнит мать тот стук под сердцем. Музыка постепенно затихает.
На музыкальном фоне Э. Морриконе
Вед.2: Детство Сергея Агапова прошло в нашем посёлке. Сережа рос серьёзным, самостоятельным мальчиком. Любил как все дети, слушать сказки, стихотворение Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо!» Учился Серёжа легко. От всех детей его отличала любовь к ближнему.
Вед.1: В 1996 году окончил Суховскую среднюю школу. В будущем Сергей мечтал связать свою жизнь с компьютерами, хотел стать программистом.
Вед.2: В 1997 году был призван в ряды Российской армии. Службу проходил на территории Чеченской республики.
Вед.1: Во время службы Сергей показал себя примерным бойцом, получил много благодарностей от командования, всегда был примером для сослуживцев. За отличие в службе награждён Орденом Мужества.
Вед.2: Сергей был простым российским парнем, любил свой край, семью, друзей, родную школу. Музыка постепенно затихает.
Одним словом, любил жизнь. Говорят, смерть метит всегда в лучших.
Звучит музыка Моцарта Lacrimosa.
Вед.1: В конце декабря 1999 года семья Сергея Агапова получила страшное известие. В ходе проведения «зачистки» Старопромысловского района г. Грозного, штурмовая группа, заместителем командира которой был Агапов Сергей, подверглась интенсивному обстрелу со стороны боевиков. Завязался бой. В ходе боя Сергей получил смертельное ранение.
Вед.2: Оставаясь верным присяге, он до последнего дыхания выполнял и с честью выполнил долг перед Отечеством и народом.
Приглушенно звучит музыка («Лунная соната» Л.В. Бетховена). Ученик читает стихотворение Акинфовой Е.П. «Я убит на Чеченской земле». Чтение сопровождается показом фотослайдов о жизни С.Агапова:
Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил.
Получал и пятёрки, и двойки,
Но я школу родную любил.
Не спешите, постойте ребята!
Побеседуйте тихо со мной,
И скажите: «Какой был весёлый!
И какой он ещё молодой!»
Подождите, девчонки, смеяться,
Посмотрите на этот портрет,
Мне исполнилось только 20,
А меня уже нет, просто нет…
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил!
Мне бы бегать на поле футбольном
И подругу встречать по весне…
Я зимой не вернулся из боя,
Я убит на чеченской войне.
Мать рыдает, горюет, страдая,
Над могилою ранней моей,
Да поёт по весне, заливаясь,
Разудалый донской соловей.
Побывайте у мамы в квартире,
Навестите родную мою,
Чтобы знала она, что о сыне
Кто-то помнит в родимом краю.
Погрустите и вы над могилой,
Принесите цветов полевых,
Чтобы пахло мне Родиной милой
На дорогах моих неземных.
Вед.2: Тихое кладбище. Памятник с именем. Возраст 20 лет. Каким он был Сергей Агапов? Как жил? Что остаётся от жизни всего в 20 лет?
Вед.1: За время своей службы Сергей написал родителям много писем. Может быть именно эти письма нам помогут ответить на вопрос: «Что же есть человеческая жизнь?»
Вед.2: Жизнь есть любовь, когда она возвышена и благородна, когда она даёт человеку ровность в поступках, действиях, раскованность в мыслях, мечтах, основательность в отношениях с друзьями.
Вед.1: Всё это у Сергея было. Всё это осталось нам в его письмах.
Ученик читает отрывок из письма С. Агапова.
Вед.2: Это было последнее письмо, написанное Сергеем домой за 5 дней до гибели. 28 декабря 1999 года при выполнении служебно-боевых задач по ликвидации бандформирований на территории Чеченской республики Сергей Агапов погиб. В память обо всех российских парнях, погибших на чеченской войне, объявляется минута молчания.
Вед.1: Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль ни друга, ни жены,
Мне жаль ни самого героя…
Увы! Утешится жена.
И друга лучший друг забудет!
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы –
То слёзы наших матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
Вед.2: Приглашаем в зал маму Сергея Агапова. Мы преклоняемся перед Вами, Людмила Даниловна, низкий Вам поклон.
В исполнении учителей звучит песня «Русские матери».
Во время проигрыша после второго куплета один из ведущих спускается в зал, вручают цветы матери.
Вед.1: Приказом министра внутренних дел Российской Федерации № 151 от 27 марта 2011 года старший сержант Сергей Агапов навечно зачислен в списки личного состава воинской части №3737 города Моздок, где проходил военную службу и погиб Сергей.
Вед.2:Ежедневно на вечерней поверке заместитель командира первого взвода докладывает: «Старший сержант Агапов пал смертью храбрых в бою за свободу и независимость Отечества».
Вед.1: Сегодня мы зажигаем свечи в честь этих мужественных женщин и в память об их сыновьях.
Звучит песня «Зажгите свечи» в сопровождении презентации.
Дети кладут цветы к портретам, все присутствующие зажигают свечи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Исторический праздник "Клио", проведенный совместно с родителями для учащихся 7 классов.
Внеклассное мероприятие проводится в форме игры, где проверяются знания по истории. Учащимся дается возможность проявить находчивость, юмор....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"
Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День Учителя"
Сценарий мероприятия, фотографии...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении Российской государственности" для 6 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом"по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности" для 6 класс...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за «круглым столом» на тему: «Терроризм – угроза всего общества» для учащихся 9 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" на тему: "Терроризм - угроза всего общества" для учащихся 9 классов....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатоков по книге А. Дюма «Три мушкетера» по истории на тему: «Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции», проведенного совместно с родителями для учащихся 6 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатаков по книге А. Дюма "Три мушкетера" по истории на тему: "Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции", прове...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия, посвященного Дню матери "На свете выше званья нет, чем Мать!"
Мама – первое слово, которое произносит ребенок. Это самый главный человек в жизни каждого; человек, который любит безгранично, помогает повсеместно, дарит покой, тепло, уверенность. Но взрослея...