Доклад на тему "Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"
методическая разработка по теме
Актуальность проблемы. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ Д/С №42 «Мамонтенок»
Воспитание навыков безопасного поведения
у детей дошкольного возраста
посредством художественной литературы
Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории Васильева Сахаяны Петровны
Якутск, 2012
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста
1.1.Теоретические подходы к развитию воспитания навыков безопасного поведения у детей.
1.2. Использование произведений художественной литературы в воспитании навыков безопасного поведения детей
Глава 2. Практическая часть
2.1.Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность проблемы. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Перспективность и научно – методическое обоснование.
Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, навыков безопасного поведения, правил человеческого общества и утверждение себя как социального субъекта. Неоднородность социального окружения определяет специфику социокультурного пространства, при помощи которого человек приобщается к культурным общечеловеческим, национальным, региональным и другим ценностям. Вопросами ознакомления дошкольников с социальной действительностью посвящены труды Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, В.И. Логиновой, Н.В. Мельниковой. В их исследованиях в основном освещены вопросы формирования определенных знаний о социальной действительности.
Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений (“Детство”, “Радуга”, “Истоки”, “Основы безопасности детей дошкольного возраста”). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка навыков безопасного поведения. Таким образом, проанализировав несколько программ, я взяла в свою практическую работу за основу программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», где дан материал, с помощью которого у детей появится потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях.
Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста художественная литература. Необходимость использования произведений художественной литературы в воспитании дошкольников обоснована многими исследователями: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.Т. Белинский, А.С. Пушкин, А.М. Горький, Я.А. Коменский, И.П. Песталоцци, Д. Локк, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.И. Божович и др. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой.
Тема исследования: Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: обосновать образовательные возможности использования произведений художественной литературы в воспитании навыков безопасного поведения детей посредством художественной литературы.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой процесс воспитания навыков безопасного поведения детей будет эффективной, если:
- использовать с этой целью произведения художественной литературы.
- учитывать психологические закономерности развития дошкольника.
- работа будет вестись целенаправленно
- создать специальные условия воспитания
- использовать разнообразные методы и приемы воспитания.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нами определены следующие задачи исследования:
- Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
- Выявить возможности старшего дошкольника в овладении навыков безопасного поведения.
- Организовать специальные условия, способствующие формированию навыков безопасного поведения посредством художественной литературы.
- Разработать и изготовлять наглядно-дидактические материалы, брошюры, планирования; конспекты занятий, экскурсий, развлечений.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс методов:
-изучение и анализ психолого-педагогической литературы
-индивидуальные беседы с детьми
-чтение художественной литературы с последующим разбором
-педагогические ситуации
-ситуативные задачи
-беседы с детьми
-педагогический эксперимент.
База исследования: МБДОУ д/с № 42 «Мамонтенок»
Результаты проделанной работы:
- У детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.
- Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
Новизна и практическая значимость. Предпринята попытка создания игровых ситуаций, наглядных материалов, мини-брошюрка с соблюдением комплексного принципа построения образовательного процесса, с учетом федеральных государственных требований к организации образовательного процесса и регионального компонента в ДОУ.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы воспитания навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста
1.1.Теоретические подходы к развитию воспитания навыков безопасного поведения у детей.
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях.
Для нравственного развития главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию.
Вопросам ознакомления дошкольников с социальной действительностью посвящены труды Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, В.И. Логиновой, Н.В. Мельниковой. В их исследованиях в основном освещены вопросы формирования определенных знаний о социальной действительности.
Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений (“Детство”, “Радуга”, “Истоки”, “Основы безопасности детей дошкольного возраста”). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка навыкоы безопасного поведения. Таким образом, проанализировав несколько программ, я взяла в свою практическую работу за основу программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», где дан материал, с помощью которого у детей появится потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях.
Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Необходимость использования произведений художественной литературы в воспитании дошкольников обоснована многими исследователями: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.Т. Белинский, А.С. Пушкин, А.М. Горький, Я.А. Коменский, И.П. Песталоцци, Д. Локк, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.И. Божович и др. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой.
Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации
Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека.
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. И если мы будем постоянно одергивать ребенка, то из него вырастет запуганное, беспомощное создание. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т.к. от этого зависят их здоровье и жизнь. Существует ряд предметов, которыми детям дошкольного возраста категорически запрещается пользоваться (спички, электрические розетки, газовые и электрические плиты и т.д.). Здесь как нигде уместны прямые запреты. В то же время необходимо предупредить ребенка о возможных последствиях, не напугав его. При этом необходимо воспитание таких качеств как ориентировка в окружающей действительности, самостоятельность и ответственность.
Дети дошкольного возраста без особых трудностей усваивают информацию о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения в природе, правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми, с животными.
Работа по формированию навыков безопасного поведения осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип системности: работа должна проводиться ежедневно в течении всего учебного года;
- принцип сезонности: следует учитывать местные условия, времена года;
- принцип доступности: предоставленный детям материал, должен соответствовать возрастным особенностям;
- принцип полноты содержания: содержание должно быть реализовано по всем основным разделам программы («Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице»);
- принцип интеграции: данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы;
- принцип координации деятельности педагогов: деятельность педагогов должна включать в себя последовательность изложенного материала;
- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи: основной материал программы должен стать достоянием родителей, которые являются активными участниками педагогического процесса. Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников
Не проходит и дня, чтобы газеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе либо стране. Захватывают заложников террористы, терпят бедствие самолёты и пароходы, пешеходы попадают под колёса автомашин, землетрясения разрушают целые города и посёлки, наводнения сносят дома и мосты, грабители проникают в квартиры. Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых научить предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовым.
Во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся. И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми. Тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.
Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, которые носят разъяснительный, познавательный и определяющий характер, темы могут быть разнообразные: «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых» или «Что я умею чувствовать» и т.д.; занятия, с использованием различного игрового и наглядного материала; экскурсии, целью которых может быть как ознакомление детей с улицей, перекрёстком и т.д., так и наблюдение за пешеходами, животными; рассматривание иллюстраций, плакатов, знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением; чтение и драматизация детской художественной литературы (стихи, народные сказки, рассказы и т.д.); прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т.д.; сюжетно-ролевые игры, которые на практике помогают детям закрепить пройденный материал, игры подбираются с учётом возраста и пола детей; используется конструктивная деятельность, которая позволяет создавать разные постройки и обыгрывать различные ситуации с ними.
1.2. Использование произведений художественной литературы в воспитании навыков безопасного поведения детей
Важную роль в формировании суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Каракасом, а утверждает, что поступил как Буратино.
Дети не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший».
В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.
Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.
В дошкольном возрасте у детей активно развивают интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.
Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.
В соответствии с программой воспитанников знакомят с различными сказками. В их числе русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказки Пушкина; сказки народов мира «Фея» (французская). «Три поросенка» (английская), «У солнышка в гостях» (словацкая), а также авторские: «Бременские музыканты» Бр. Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева.
Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.
В соответствии с требованиями образовательного процесса педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание - важная задача.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему); определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).
Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть - уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.
Одна из важных задач - формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
В дошкольной педагогике и в детской литературе на основе общих положений разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям.
Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал для повторения.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего народа.
Знакомство с произведениями фольклора - это знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.
Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах быта. Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать», что значит - думать, рассуждать; отсюда «гадание» - мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» - слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку - это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку - ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, и, во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочито создаваемые загадкой трудности логического характера. Ребёнок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ребёнком-дошкольником в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его-пословицы, загадки, сказки-ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для ребёнка содержании. Оба эти источника - живой разговорный язык и произведения устного народного творчества - тесно переплетаются между собою во влиянии на ребёнка. Но наблюдается одна закономерность: всего сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в ткань живого разговорного языка. В семье обычно так оно и происходит, поэтому без каких-либо специальных упражнений язык ребёнка оказывается хорошо развитым. В педагогике детских садов в большой степени принято возлагать надежды на то, что загадка, сказки способны образовать, язык. Конечно, эти совершенные образцы не могут не оказать влияния на язык ребёнка, но насколько же сильнее будет оно, если загадка предстанет перед ребёнком как плоть от плоти живого языка. Однако случается, что почва эта оказывается суха, язык педагога беден, формален и мёртв.
Приговорки издавна употребляются в воспитании как педагогические приёмы, для того чтобы эмоционально окрасить значимость того или иного момента жизни ребёнка.
Скучный для детей процесс, например одевание, сопровождаемый приговоркой, становится более интересным. Сама деятельность ребёнка, если она метко, удачно охарактеризована словом, полнее осознаётся им. Широко применяемые в самом раннем детстве приговорки и в дошкольном возрасте служат свою службу, только по содержанию они изменяются, отвечая новым запросам его умственного и нравственного роста. Подобно загадке, приговорка поэтизирует для ребёнка его собственную деятельность, быт.
Поговорки и пословицы - краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим, понятны более старшим детям шести-семи лет. В поговорке, пословице важно их содержание. Сложились они на основе огромного жизненного опыта. Поговорка - принадлежность речи взрослых, дети ею почти не могут ещё пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращённые к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения, например: «Поспешишь, людей насмешишь». Всего правильнее употреблять пословицы и поговорки в момент, когда обстоятельства наглядно иллюстрируют пословицу; тогда скрытый в ней смысл становится для ребёнка ясен: «Вот поспешил рисовать, и плохо вышло».
Использование загадок, как одной из форм образной народной речи, получило признание в работе детских садов. Из практики можно уже сделать известные педагогические выводы. Совершенно очевидно, что загадка - полезное упражнение для ума ребёнка только тогда, когда она правильно выбрана. Учитывая особенности построения загадок, опирающихся на определенный жизненный опыт, на знания о вещах и явлениях, необходимо всегда помнить о крайне незначительном жизненном опыте детей-дошкольников, о неспособности их мыслить отвлечённо. Детям могут быть предложены только такие загадки, смысл которых близок опыту ребёнка и выражен в ней почти наглядно. Ведь дело не в том, чтобы ребёнок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы он искал ответа - в этом и состоит упражнение ума. Загадки по содержанию должны быть связаны с опытом ребёнка, доступным его пониманию. Если нарушается этот принцип, то нужен длительный и почти излишний труд взрослого, наводящий ребёнка на раскрытие смысла загадки. Загадка потому-то и загадка, что в ней скрыт определённый смысл, который можно раскрыть лишь уловив внутреннюю связь между словами загадки и скрытым в ней смыслом. Эта работа ума посильна только более старшим детям (после пяти лет); младшие дошкольники даже и не могут увидеть в загадке какого-либо иного смысла, кроме того, что сказано в словах.
Всё сказанное в ещё большей мере относится к гениальным произведениям народного творчества - к сказкам. Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.
Рассказывание сказок имеет большое воспитательное значение. Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребёнку воспроизвести последовательность событий, напомнить то или иное выражение. По мере того как ребёнок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель всё больше переходит в роль заинтересованного слушателя. Судя по тому, как дети сами рассказывают сказки, впечатление, производимое на них сказкой, сильно не только её образами, но также напевностью языка, лиричностью. Песенный элемент сказки не только не пропускается детьми, а он первый как бы связывает в памяти детей последовательность событий. Драматический элемент сказки дети редко выделяют, подчёркивают. Для них характерно именно эпическое изложение.
В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. Волшебные сказки открывают просторы фантазии. Исчерпывающую оценку сказки дал К.Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения, жизни и интереса».
Богатейшая сокровищница родного языка - народная сказка - может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Художественное рассказывание сказок даёт ребёнку возможность и видеть всё в ней происходящее, и переживать. Об искусстве рассказывания написано много хороших пособий, которые помогут каждому педагогу овладеть этой необходимой стороной педагогического дела.
Проанализировав в теоретической части нашего исследования источники литературы по проблеме воспитания безопасного поведения посредством художественной литературы, мы пришли к следующему выводу:
- Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует воспитанию навыкам безопасного поведения детей.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста
Практическая часть работы проводилась на базе МБДОУ Д/С №42 «Мамонтенок». Исследование охватило детей старшего дошкольного возраста. Воспитание навыков безопасного поведения у детей – приоритетное направление моей работы на протяжении трёх лет.
Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данная работа проводится через:
- организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии. При организации процесса воспитания использую технологии дифференцированного подхода, проектно-исследовательские технологии и метод проектов, здоровьесберегающие технологии, а так же технологию индивидуализации обучения и воспитания.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.
В данном разделе ставились задачи – выявить уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности. В эксперименте участвовало 33 детей. Для выявления уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности с детьми всей группы была проведена диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б (см. Приложение 1). Дальнейшая работа проводилась согласно намеченному плану.
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
- экскурсии;
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
- прогулки в разные сезоны;
- развлечения;
- проектирование решения проблемы;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- посещение гостей;
- чтение, прослушивание сказки;
- трудовую деятельность.
Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; на создании условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании диалогово-дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей. Решение задач повышения эмоциональной активности детей предусматривает:
• использование игровых мотиваций;
• использование сюрпризных моментов;
• включение игровых и сказочных персонажей;
• использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию;
• использование дизайн-проектов как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в содержание изучаемого явления;
• использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.);
• обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности;
• «минутки общения»;
• групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп;
• предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров и т.д.);
• передача, имитация через движение характерных особенностей изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
• поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.
Решение задач повышения познавательной активности детей предусматривает:
• развивающие игры;
• игры-инсценировки,
игры-сотрудничества;
• динамические игры познавательного содержания;
• игры-экспериментирования с разнообразными материалами;
• классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
• создание проблемных ситуаций;
• использование художественного слова, музыкального сопровождения;
• познавательные беседы;
• вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы;
• сравнительный анализ различных предметов, объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на наглядность;
• обследование различных предметов;
• наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
• опытное экспериментирование с объектами неживой природы, физическими явлениями;
• знаково-символические обозначения ориентиров;
• демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
• словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции-комментарии и инструкции-интерпретации), «нормотворчество»;
• совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;
• изучение правил взаимодействия в групповой деятельности;
• планирование, распределение ролей, осуществление игровых действий;
• создание ситуаций проектирования (метод проектов);
• само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности (прежде всего, при работе в микрогруппах).
Основное содержание нашей системы строится по специально разработанным направлениям «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».
В соответствии с данными направлениями нами предложен перспективный план , которая позволяет нам сформировать у детей широкий круг знаний и навыков безопасного поведения посредством художественной литературы (приложение 2).
Предложенный перспективный план органически вписывается в педагогический процесс, организуемый в детском дошкольном учреждении.
В целом все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. После формирования безопасного поведения посредством художественной литературы, навык большинства детей в группе улучшился. Можно говорить о том, что произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения по таким показателям, как взаимодействие с людьми, поведение в помещении, здоровье, психоэмоциональная устойчивость и поведение на улице и на транспорте. В ходе проведенной работы мы определили необходимые условия, обеспечивающие, формирование навыков безопасного поведения: отбор доступного для детей материала, систематичность предусмотренных мероприятий, наглядно-дидактическая оснащенность, применение игровых форм работы с детьми, сотрудничество с родителями. Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.
Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе наших тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.
Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, дискуссии - это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, выделены те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому проводились по отдельным темам несколько занятий или продолжалась работа в различных видах деятельности. Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами).
Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Особое место уделялось сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.
Возможно использование сказок с животными: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса» и.т.д. Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть разнообразные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.
В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Подобранные игры – тренинги позволяют нам обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры - тренинги, как «Пожарная тревога», «Из группы исчезли все стулья», «Плохо воспитателю – что делать?», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?». Обучение пользованию телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует ра боты по профилактике ложных вызовов. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка. Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание де тей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Нужно уделить внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека», «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Действия при кашле, чихании», «Все ли у тебя хорошо», «Чем ты огорчен?».
В качестве дополнительного материала мы включаем в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.
Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.
Приемы первой группы:
1. Вопросы. Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.
- Какая лиса в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»? - спрашивает педагог.
- Хитрая, умная, жестокая, - говорят дети.
- И только-то? - удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.
Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» - добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.
Для того, чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т.п.
2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.
Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (занятие по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим - с волшебной яблоней.
С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.
3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т.п.).
В свободное от занятий время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.
Приемы второй группы:
1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.
3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?»
4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны-сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» - со слов «сядут за стол - не нахвалятся» и др.
Небольшие по объему и простые по содержанию произведения читают вне занятий, например, рассказы «На горке» Н. Носова, «На лесной полянке» Г. Скребецкого, «Медвежонок» Е. Чарушина, «Цветы» Э. Шима; стихотворения «Веревочка» А. Барто, «Неумейка» Я. Акима, «Чудо» Л. Квитко, «Мальчик потерялся» З. Александровой.
Можно объединять на одном занятии 2 произведения, ориентируясь на их тематику. Например, после чтения рассказа «Торопливый ножик» Е. Пермяка и беседы по его содержанию дети с удовольствием слушают стихотворение «Неумейка» Я. Акима. После заучивания «Песенки весенних минут» В. Берестова хорошо воспринимается дошкольниками стихотворение «Веревочка» А. Барто.
Беседы по содержанию рассказов в целом строятся на основе приемов, которые были рассмотрены при анализе бесед по сказкам.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей.
Сравнительные результаты уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности на начальном и контрольном этапах практической работы
Уровни | Начальный этап | Контрольный этап |
Высокий | 31,2% | 62,5% |
Средний | 68,8% | 37,5% |
Низкий | - | - |
Таким образом, анализ полученных результатов практической работы показал, что воспитание навыков безопасного поведения действительно проходит эффективнее, если использовать произведения художественной литературы.
В исследуемой группе прирост уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности вырос от 31,2% до 62,5%, процентная разница составила 31,3%.
В процессе практической работы нами была применена методика использования произведений художественной литературы в воспитании навыков безопасного поведения.
Специально подобранные произведения, развлечения с использованием народных сказок, пословиц, поговорок, песенок, потешек, скороговорок, считалок, закличек, кричалок, элементов прикладного искусства явились эффективным средством в формировании определенных знаний, умений, навыков в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, явились средством воспитания навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Таким образом, анализ полученных результатов практической работы свидетельствует о том, что целенаправленное и систематическое применение произведений художественной литературы приводит к эффективности процесса воспитания навыков безопасного поведения.
Заключение
Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.
В теоретической части нашего исследования мы проанализировали источники литературы по проблеме данной темы и пришли к следующим выводам:
- Развитие речи в дошкольном детстве в свою очередь влечет за собой развитие других психических функций, таких как мышление, воображение, восприятие, память и помогает вырастить дошкольника интеллектуально развитой личностью.
- Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует воспитанию детей.
В практической части нами была описана методика использования произведений художественной литературы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ как средство воспитания навыков безопасного поведения дошкольников.
Мы считаем, что данные педагогические условия адекватны и целесообразны.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс воспитания навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста будет эффективной, если использовать с этой целью произведения художественной литературы.
В ходе нашего исследования данная гипотеза нашла свое подтверждение.
Правильно подобранные педагогические условия использования произведений художественной литературы способствуют не только воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста, но и помогают в общем развитии детей-дошкольников: интеллектуальном, эстетическом, физическом.
Список использованной литературы:
- Авдеева Н.Н. Князева О.Л. Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: Детство – пресс 2003.
- Бархатова. Воспитание культуры поведения / Дошкольное воспитание. - № 11 - 1989.
- Башинова С.Н., Матвеева М.Г., Ульянова Э.Э. Советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей - 2006. №4.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей – М. 1998.
- Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. - М., 1978. - Т. 3. С. 61.
- Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. - М.: Просвещение, 2002.
- Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа - 1989 - №5 с. 16-20
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб: Союз 2004.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.
- Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды.- М., 1996.- Т. 1.- С. 66.
- Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 2008.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2003.
- Людмила Петрановская. Что сделать если… Аванта+, Астрель, Харвест, 2011 г.
- Мельникова Н., Захарова Л., Шакурова Р. Один дома. Дошкольное воспитание. № 10. 1999.
- Программа «Развитие» (основные положения) / Докт. психол. наук, науч. рук. Л.А. Венгер, докт. психол. наук О.М. Дьяченко и др. - М.: Новая школа, 1994. - 64с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 208 с.
- Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. - М.: Просвещение, 2003. - 80с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер. 2006.
- Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 96.
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России. 2008.
- Цуркова Н.Е. Игровые методики. – М.: Педагогическое общество России. 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности
этот проект мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...
"Активизация творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков"
В данном опыте отражены как традиционные, так и инновационные методы активизации творческой деятельности детей дошкольного возраста посредством развития ...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
Методические рекомендации для педагогов...
Статья: "Формирование духовно-нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, посредствам художественной литературы".
В статье дано описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию духовно-нравственного сознания, посредством художественной литературы....
Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....
Презентация на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством художественной литературы."
Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством художественной литературы....