Открытый урок по обучению грамоте в подготовительном классе по теме:”Звук и буква [Ш]"
план-конспект урока на тему

На данном уроке демонстрируются способы и методы усвоения звука и буквы [Ш].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_sh.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

РУЗ  “ФСОШИ I-III ступени №2”

МОН АРК

Открытый урок

по обучению грамоте в подготовительно классе

 по теме:”Звук и буква “ш”

Учитель-дефектолог: Сажнева А. К.

                                        2010-2011

Тема: “Звук и буква “ш”

Цель: выделить звук из слова, познакомить с буквой его обозначающей, учить читать, писать букву в слогах, словах, предложениях.

Задачи.

Общеобразовательные: выделить звук из слова, обозначить его буквой, научить писать строчную букву, соединять её с другими буквами, формировать навыки слогового, сознательного чтения; делить сова на слоги; формировать представление о грамматических единицах; звук, буква, слог, слово, предложение; учить работать с учебником.

Коррекционные: развивать слуховое восприятие, мелкую и крупную моторику, готовить артикуляционный аппарат к  произнесению звуков.

Развивающие: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Воспитательные: создать благоприятные условия для проявления индивидуальных способностей учащихся, содействовать их физическому развитию, самостоятельности, воспитывать правила поведения на уроке, бережное отношение к книге.

Оборудование: “Букварь” Н.С. Вашуленко, Киев, “Освiта” 2010, тетради для обучения письму, индивидуальная карточка “полубуковки”; запись на доске; слоговые таблицы с буквами “б”, “ш”; разрезные буквы; игрушки: белка, рыба, мышка, кошка, машина; картинки: шуба, каша, шарф; “волшебное яблоко”; шар (натуральный и на картинке), пособие  т.е. буква “ш” печатная и прописная; барабан, рыба, банк, булка.

 

                                                            Ход урока

  1. Организационный момент. В класс входит кукла с учителем.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй!

- Что вы будете делать?

- Учиться.

- Я вам принесла “волшебнное” яблоко, игрушки (дети хором называют: кошка, мышка, белка, машина)

- Можно я буду с вами учиться?

- Можно!

Учитель сажает куклу.

  1. Фонетическая зарядка.
  1. А о у и э я
  2. Ты ты ты ты – мы
  3. Мы учимся
  4. Папапа – ба –
  5. Папапо – бо –
  6. Папапу – бу –
  1.  Закрепление ранее изученного.
  1. Буде читать слоги

а) ба  аба  бабаба

    бо  або  бабабо

    бу  абу  бабабу

б) слоговая таблица

па по пу

ба бо бу

ва во ву

ка ко ку

  1. Будем читать слова: здесь рассыпались буквы, нужно их собрать:

К                   Б                  РЫБА

        Е               Л              БУЛКА

                А                       БАНКА  

я…локо                            БАРАБАН

(пока один собирает буквы в слово, остальные читают и соотносят слова с предметами)

  1. Чтение по учебнику с. 65 текста: “Библиотека”.

После прочтения – беседа по содержанию:

  • Где была девочка?
  • В библиотеке.
  • Мы были в библиотеке?
  • Да.
  • Что мы там видели?
  • Много книг.
  • Мы читали книги?
  • Нет.
  • Почему?
  • Мы ещё не умеем читать, потом научимся и прочтём много интересных книг.
  1. Физкультминутка № 1. Встаньте.
  1. Учитель становится в полукруг с учащимися, они по подражанию делают за ним:

а) головой вниз, смотрим на пол, медленно поднимаем голову вверх, смотрим на потолок (2р.)

б) влево-вправо (2р.)

в) развороты, посмотреть на кончики пальцев

г) нарисовать большую цифру 8 в воздухе: пальцем, глазами, носом.

V. Работа над новым материалом.

1. Выделение звука, обозначение его буквой.

Давайте надуем шары (имитация) ф___; завяжем, выпустим вверх.

Кукла выбрасывает вверх натуральный шар, ловим, называем; прикрепляем шар к парте Димы.

К какой схеме подходит слово шар:

Сколько в слове “шар” слогов?

Какой звук вы слышите первым? Такой буквой он обозначается: ш – показываю. Какой звук второй? третий?

2. Анализ слова “Маша”

Кукла: Ребята, угадайте как меня зовут? В моём имени 4 буквы, есть буква “ш”.

  • Маша.

Сколько слогов?  Определение места каждого звука в слове.

3. Выполните слова, в которых есть звук “ш”.

 Дети называют, некоторые подводят под схему.

4. Чтение слогов с “волшебным” яблоком.

Маша принесла нам половинки яблок образуя слоги, давайте их соединим:

5. Давайте посмотрим на буквы Ш; такую мы читаем:  Шш, а такую пишем: Шш

Сегодня будем писать маленькую букву ш.

Посмотрите – учитель пишет на доске; напишем пальцем в воздухе; откройте тетрадь, напишите 4 буквы. Какая красивая?

6. Встаньте. Стоя читаем по слогам слова с доски в столбике: соотносят с предметами, картинками:

ШУБА
КОШКА
МЫ…КА

Ш…РЫ

МАШИН…

  1. Физкультминутка  №2  

Игра: “Кто там?” (на развитие памяти)

Все ребята стоят у доски. Один (входящий) выходит на середину класса, поворачивается к ним спиной.

  1. Повторяет кто за кем стоит
  2. Учитель кивком головы показывает кому спрятаться под стол
  3. Водящий поворачивается, ребята спрашивают: “Кто там?” – угадывает.
  4. Водящие меняются.
  1. Изучение нового материала (продолжение)
  1. Чтение предложений с доски на одном дыхании с понижением голоса в конце; соотнесение, демонстрация действия:

Кошка ловит мышку.

У Димы шар.

  1. Загадки загадывает кукла Маша:

№1 Сегодня всё ликует!

       В руках от детворы

      От радости танцуют

       Воздушные …         (шары)

№2  Стоит высокий светлый дом,

       Ребят проворных много в нём.

       Там пишут и считают

       Рисуют и читают       (школа)

  1. Графическая индивидуальная работа на карточках:  "полубуковки”

Итог.

  1. С какой буквой мы сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."

Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...

конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Изучение звука и буквы Х"

Тема: Изучение звука и буквы Хх. Выделение звука в слове, с опорой на картинки. Образование и чтение открытых и закрытых слогов. Соотнесение звука и буквы.Задачи: Познакомить со звуком и буквой ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР. Тема"Звук и буква С"

Коррекционно-образовательные задачи:- научить детей характеризовать звук [C] по акустическим и артикуляционным признакам;- закрепить навык правильной артикуляции звука [C];- учить обозначать звуки бук...