«Анализ программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшей группы»
материал на тему
Анализ программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kobzar.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Анализ программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшей группы»
1. Цель программы
Цель – обеспечить полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения.
2. Задачи программы
- формировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнять и закреплять произношение сохранных звуков, а также исправлять произношение нарушенных звуков;
- развивать у них полноценный фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приемов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;
- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развивать умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово — из слогов (синтез).
3. Для детей с какими нарушениями предназначена программа
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
4. Характеристика детей с ФФН
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
5. В каких учреждениях и группах могут получать помощь дети с ФФН
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи зачисляются в специальное дошкольное учреждение с 5 лет на один год обучения. Ребенка зачисляют в группу детей с ФФНР, если у него нарушено произношение (не менее 5-6 звуков из 2 фонетических групп). При наличии достаточного контингента детей, имеющих однородную форму речевой патологии (ринолалия, дизартрия), создаются специальные группы.
6. Комплектование групп
Комплектование логопедических групп детьми осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и только с согласия родителей. Группы компенсирующей направленности создаются в ДОУ для детей с нарушениями речевого развития - фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) - в возрасте 5-6 лет (старшая) и 6-7 лет (подготовительная). В группу компенсирующей направленности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость группы – не более 12 человек.
7. Специфика содержания материала для обследования детей с ФФН
Учитывая специфику речевого развития детей с ФФН, в диагностическом материале для обследования представлены задания на:
- обследование звукопроизношения (проверяется, как ребенок произносит звук изолированно в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки.);
- наряду с выявлением навыков звукопроизношения, необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка.
- обследование слоговой структуры слова (учитывая, что у детей с ФФН могут быть нарушения при произнесении многосложных слов с различной звуконаполняемостью, логопед предлагает детям назвать ряд действий, изображенных на картинках. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик).
В речевой карте записываются те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение.
8. Усложнение задач по этапам обучения
I этап | II этап | III этап |
1. Уточнение правильного произношения сохранных звуков | 1. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. | 1. Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. |
2. Выделение звука из ряда других звуков. | 2. Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: - дифференцируемые звуки; - определенный заданный звук. | 2. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове. |
3.Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. | 3. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. | 3. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. |
4. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). | 4. Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах | 4. Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. |
5. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. | 5. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. | 5. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. |
9. Формы занятий, организующие для детей
Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.
В программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др.
Основная цель подгрупповых занятия – воспитание навыков коллективной работы.
Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.
Индивидуальная и подгрупповая работа на I этапе обучения проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению — 2 раза в неделю.
Индивидуальная и подгрупповая работа на II этапе обучения проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению — 3 раза в неделю. На индивидуальных занятиях продолжается постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий.
На III периоде обучения индивидуальная работа проводится по мере необходимости с детьми, имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какие-либо другие осложнения. В подгруппах занимаются дети, у которых трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю.
Анализ программы показал, что форма проведения занятий на разных этапах меняется: к III периоду обучения увеличивается количество подгрупповых занятий, а индивидуальная проводится по мере необходимости, что говорит о том, что у детей развиваются умения коллективной работы, поэтому занятия начинают проводиться со всей группой (фронтально).
10. Направленность работы воспитателя с детьми с ФФН
Работа воспитателя в группах для детей с ФФН имеет свою специфику. В задачу воспитателя входит выявление степени отставания детей в усвоении программного материала по всем видам учебной и игровой деятельности. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью в первые две недели воспитатель определяет возможности детей в речевой, изобразительной, конструктивной деятельности, в овладении счетными операциями и т. п.
Воспитатель ориентируется на программный материал, предлагаемый для данного возрастного уровня детей дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида. Он осуществляет обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей вне занятий в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей.
11. Взаимодействие логопеда и воспитателя в группе с детьми с ФФН
Основные направления работы логопеда и воспитателя по данной программе – формирование у детей полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие навыков изменения просодических характеристик самостоятельных высказываний в зависимости от речевых намерений.
Совместно с логопедом воспитатель анализирует особенности речевого развития детей. Воспитатель должен иметь представление о том, пользуется ли ребенок краткой или развернутой формой высказывания, владеет ли разными типами связной речи, доступными по возрасту детям старшей группы: пересказом по картине, серии картин, описанием, рассказом из личного опыта и др.
На педагогическом совете логопед и воспитатель сообщают результаты обследования и коллегиально обсуждается выбор типовой программы и варианты ее реализации с учетом возможностей детей. Предъявляемый речевой материал должен быть соотнесен с уровнем фонетического, фонематического и общего речевого развития детей. Чрезмерные речевые нагрузки могут негативно повлиять на процесс коррекции.
Занятия, направленные на развитие правильной связной речи детей (уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи), проводятся в течение года как воспитателем, так и логопедом.
Логопед и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система коррекционно-логопедической работы по преодолению сигматизма и парасигматизма у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями»
В работе представлен реферат по теме сигматизма и парасигматизма, его исправления у детей дошкольного возраста....
Цикл логопедических занятий по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи «Веселые звуки»
Цикл занятий направлен на работу с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.В ходе занятий решаются следующие задачи:-развитие внимательного отношения к слову, к русской речи;-обогащ...
Анализ современных программ логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи и методических рекомендаций по формированию звукослоговой структуры слова у них.
Статья посвящена анализу логопедических программ по работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи . В работе так же проанализированы методические рекомендации ведущих специалистов в об...
МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
В статье представлен метод комплексной сказкотерапии, используемый в рамках логопедической работы, направленной на развитие связной речи у детей старшей группы детского сада компенсирующего вида. Данн...
Конспект занятия по кружковой работе На тему: «Цветы из квиллинга» (для детей старшей группы)
Познакомить с техникой квиллинга, познакомить с историей возникновения техники квиллинга, познакомить и научить выполнять основные элементы квиллинга; Воспиты...
Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.3.
Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) (индивидуальные занятия) составлен...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей старшей группы с ОНР 3 уровня по лексической теме «Дикие животные».
Занятие по лексической теме "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...