«Анализ программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшей группы»
материал на тему

Анализ программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kobzar.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Анализ программы логопедической работы по преодолению   фонетико-фонематического недоразвития у детей старшей группы»

                           

1. Цель программы

Цель – обеспечить полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения.

2. Задачи программы

- формировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнять и закреплять произношение сохранных звуков, а также исправлять произношение нарушенных звуков;

- развивать у них полноценный фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приемов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развивать умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово — из слогов (синтез).

3. Для детей с какими нарушениями предназначена программа

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

4. Характеристика детей с ФФН

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

- заменой звуков более простыми по артикуляции;

- трудностями различения звуков;

- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

5. В каких учреждениях и группах могут получать помощь дети с ФФН

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи зачисляются в специальное дошкольное учреждение с 5 лет на один год обучения. Ребенка зачисляют в группу детей с ФФНР, если у него нарушено произношение (не менее 5-6 звуков из 2 фонетических групп). При наличии достаточного контингента детей, имеющих однородную форму речевой патологии (ринолалия, дизартрия), создаются специальные группы.

6. Комплектование групп

Комплектование логопедических групп детьми осуществляется на основании заключения  психолого-медико-педагогической комиссии и только с согласия родителей. Группы компенсирующей направленности создаются в ДОУ для детей с нарушениями речевого развития - фонетико-фонематическим  недоразвитием речи (ФФН) - в возрасте 5-6 лет (старшая) и  6-7 лет (подготовительная). В группу компенсирующей направленности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость группы – не более 12 человек.

7. Специфика содержания материала для обследования детей с ФФН

Учитывая специфику речевого развития детей с ФФН, в диагностическом материале для обследования представлены задания на:

- обследование звукопроизношения (проверяется, как ребенок произносит звук изолированно в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки.);

- наряду с выявлением навыков звукопроизношения, необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка.

- обследование слоговой структуры слова (учитывая, что у детей с ФФН могут быть нарушения при произнесении многосложных слов с различной звуконаполняемостью, логопед предлагает детям назвать ряд действий, изображенных на картинках. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик).

В речевой карте записываются те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение.

8. Усложнение задач по этапам обучения

I этап

II этап

III этап

1. Уточнение правильного произношения сохранных звуков

1. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].

1. Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

2. Выделение звука из ряда других звуков.

2. Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

- дифференцируемые звуки;

- определенный заданный звук.

2. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове.

3.Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

3. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

3. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой.

4. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

4. Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах

4. Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

5. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.

Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

5. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

5. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

9. Формы занятий, организующие для детей

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.

В программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Основная цель  индивидуальных  занятий  состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др.

Основная цель  подгрупповых занятия – воспитание навыков коллективной работы.

Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.

Индивидуальная и подгрупповая работа на I этапе обучения проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению — 2 раза в неделю.

Индивидуальная и подгрупповая работа на II этапе обучения проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению — 3 раза в неделю. На индивидуальных занятиях продолжается постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий.

На III периоде обучения индивидуальная работа проводится по мере необходимости с детьми, имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какие-либо другие осложнения. В подгруппах занимаются дети, у которых трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю.

Анализ программы показал, что форма проведения занятий на разных этапах меняется: к III периоду обучения увеличивается количество подгрупповых занятий,  а индивидуальная проводится по мере необходимости, что говорит о том, что у детей развиваются умения коллективной работы, поэтому занятия начинают проводиться со всей группой (фронтально).

10. Направленность работы воспитателя с детьми с ФФН

Работа воспитателя в группах для детей с ФФН имеет свою специфику. В задачу воспитателя входит выявление степени отставания детей в усвоении программного материала по всем видам учебной и игровой деятельности. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью в первые две недели воспитатель определяет возможности детей в речевой, изобразительной, конструктивной деятельности, в овладении счетными операциями и т. п.

Воспитатель ориентируется на программный материал, предлагаемый для данного возрастного уровня детей дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида. Он осуществляет обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей вне занятий в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей.

11. Взаимодействие логопеда и воспитателя в группе с детьми с ФФН

Основные направления работы логопеда и воспитателя по данной программе – формирование у детей полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие навыков изменения просодических характеристик самостоятельных высказываний в зависимости от речевых намерений.

Совместно с логопедом воспитатель анализирует особенности речевого развития детей. Воспитатель должен иметь представление о том, пользуется ли ребенок краткой или развернутой формой высказывания, владеет ли разными типами связной речи, доступными по возрасту детям старшей группы: пересказом по картине, серии картин, описанием, рассказом из личного опыта и др.

На педагогическом совете логопед и воспитатель сообщают результаты обследования и коллегиально обсуждается выбор типовой программы и варианты ее реализации с учетом возможностей детей. Предъявляемый речевой материал должен быть соотнесен с уровнем фонетического, фонематического и общего речевого развития детей. Чрезмерные речевые нагрузки могут негативно повлиять на процесс коррекции.

Занятия, направленные на развитие правильной связной речи детей (уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи), проводятся в течение года как воспитателем, так и логопедом.

Логопед и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система коррекционно-логопедической работы по преодолению сигматизма и парасигматизма у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями»

В работе представлен реферат по теме сигматизма и парасигматизма, его исправления у детей дошкольного возраста....

Цикл логопедических занятий по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи «Веселые звуки»

Цикл занятий направлен на работу с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.В ходе занятий решаются следующие задачи:-развитие внимательного отношения к слову, к русской речи;-обогащ...

Анализ современных программ логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи и методических рекомендаций по формированию звукослоговой структуры слова у них.

Статья посвящена анализу логопедических программ по работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи . В работе так же  проанализированы методические рекомендации  ведущих специалистов в об...

МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

В статье представлен метод комплексной сказкотерапии, используемый в рамках логопедической работы, направленной на развитие связной речи у детей старшей группы детского сада компенсирующего вида. Данн...

Конспект занятия по кружковой работе На тему: «Цветы из квиллинга» (для детей старшей группы)

Познакомить с техникой квиллинга, познакомить с историей возникновения техники квиллинга, познакомить и научить выполнять основные элементы квиллинга;             Воспиты...

Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.3.

Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) (индивидуальные занятия) составлен...