Анализ современных программ логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи и методических рекомендаций по формированию звукослоговой структуры слова у них.
статья на тему
Статья посвящена анализу логопедических программ по работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи . В работе так же проанализированы методические рекомендации ведущих специалистов в области логопедии по формированию звуко-слоговой структуры слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
анализ программ; логопедическая работа; звуко-слоговая структура слова | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ современных программ логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи и методических рекомендаций по формированию звукослоговой структуры слова у них.
В логопедических группах коррекционное воздействие осуществляется строго в соответствии со специальными программами обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Авторами специализированных программ для дошкольников с нарушениями речи являются: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова (2009); Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под ред. проф. Л.В. Лопатиной (2009) -для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Авторы: Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под ред. проф. Л.В. Лопатиной в «Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (2009) предлагают делить логопедическую работу на ступени:
-первая ступень обучения (младший дошкольный возраст) 3-3,5 до 4-4,5 лет
-вторая ступень обучения (средний дошкольный возраст) 4,5-5,5 лет
-третья ступень обучения (старший дошкольный возраст) 5,5-6,5-7 лет
Программа предназначена для специалистов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, детских домов, в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от 3,5–4,5 до 7 лет. Программой предложена организация коррекционно-развивающей работы с каждой возрастной группой детей по разным направлениям, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению в образовательном учреждении общего типа.
Одним из приоритетных направлений в области образования является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей раннего возраста с нарушениями в речевом развитии разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте; с другой стороны, существуют трудности дифференциальной диагностики речевого дизонтогенеза и как результат – недостаточная разработанность практических рекомендаций по проведению коррекционно-педагогической работы с детьми данного возраста.
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения: структурно-системный принцип, принцип комплексности, принцип дифференциации, принцип концентризма, принцип последовательности, принцип коммуникативности, принцип минимизации, принцип доступности, индивидуализации, интенсивности, сознательности и активности, а так же принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения.
Много внимания авторы уделяют преодолению фонематического недоразвития. На всех ступенях - этапах результат достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Дети, поступающие в логопедические группы должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе.
На первой ступени логопедической работы основное значение придается стимулированию речевой активности детей на специальных логопедических занятиях, которые проводятся в индивидуальной и групповой форме. У детей формируется мотивационно - потребностный компонент речевой деятельности, развиваются когнитивные предпосылки речевой деятельности: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения в этот период является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира.
Первая ступень состоит из подготовительного и основного этапов логопедической работы. В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. С этой целью используются сохранные звуки, при произношении которых дети чаще всего не испытывают артикуляционных затруднений.
Таким образом, осуществляя коррекцию нарушений фонетической стороны, уделяется внимание развитию произносительных навыков в работе над гласными:
[ А], [У], [И], [О], [Э] и согласными [ П ], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К],[Г], [Х], [Ф],[ В] звуками , но без дифференциации на мягкие, твердые, глухие и звонкие). Обучение различению контрастных гласных (И -У), (И-О), (А-У) и близких по артикуляции согласных в открытых слогах: (М-Б), (Н-Д). В то же время нельзя считать, что процесс формирования этих звуков закончен полностью. Нередко многие звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, с вялой артикуляцией. Детей учат воспринимать и воспроизводить ритмы простых слов, произносить слоги в чистоговорках с отхлопыванием и договариванием слов.
Обучение детей на второй ступени обучения осуществляется так же двумя этапами. На подготовительном этапе формируется произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления. Формируются мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации, анализа и синтеза, что является базой для формирования и развития фонематической стороны речи. Предлагается работать над восприятием ритмических структур с целью формирования слухо - зрительного и слухо - моторного взаимодействия.
Проводятся занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова.
Основным в содержании логопедических занятий на третьей ступени обучения является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. В работе над фонематическими функциями учитываются закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. В этот период продолжается и усложняется работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова. Отрабатываются навыки элементарного фонематического анализа и формируется способность к осуществлению более сложных его форм с постепенным переводом речевых умений во внутренний план.
Дети обучаются на основном этапе обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками. Продолжается развитие простых форм фонематического анализа, синтеза и представлений. Формируются способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков в словах. Так же, постепенно происходит знакомство с понятиями « слово», « слог» На этом же этапе формируется мотивация к школьному обучению.
Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется в программе большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками.
Такая последовательность работы позволяет быстро включать упражнения в различении звуков, что способствует спонтанному появлению в речи детей новых звуков и значительно облегчает этап работы над дифференциацией.
Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова.
На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т.е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.
Материал для логопедической работы подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.
С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза двухтрехсложных слов. Навыки речезвукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.
Предусмотрена следующая последовательность:
Работа начинается с уточнения артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа — выделения первого гласного звука из начала слов. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Четко артикулируя, они произносят указанные звуки, например, [а, у] или [ и, у, а], а затем определяют количество их и последовательность. Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа: aн, ут, ок. Дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.
Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.
Наряду с закреплением всех полученных навыков, ребенок знакомится с буквами, их графическим образом, слогом и словом.
К моменту окончания всех этапов дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.
В программе так же предложены к каждому разделу перечень оборудования и материалов, игр и игровых упражнений, обучающих игровых ситуаций.
Программа обучения детей с ОНР, в которой большое внимание уделяется развитию фонематического слуха и внимания разработана Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В "Программе обучения и воспитания детей с ОНР". Авторы предлагают задания, направленные на развитие фонематических процессов и подобранные с учётом возрастных особенностей детей. Программа создана для детей старшего дошкольного возраста. В ней работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия. Процесс обучения делится на три периода. В течение первого периода обучения детей учат чётко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков, что очень важно для профилактики звукослоговых нарушений и их коррекции. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме. Отработка правильного произношения простых согласных звуков сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове, затем конечную. Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та - ат, пу - уп - пу и так далее. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, переходят к определению его места в слове. Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (ат, ап, уп и т.д.).
Во втором периоде новым является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципу твёрдости и мягкости, звонкости и глухости, продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова); составлении слогов типа ас-са, цу-цо и т.д. В это же время определяют гласный в положении после согласного: мак, суп, кот и т.д. В конце второго периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т.д.) в то же время на практике усваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твёрдые), предложение.
В третьем периоде обучения на каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими полосками – слоги. Выделяются гласные звуки – красными кружочками, согласные – синими. К концу третьего периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф.
Иннова́ция, нововведение (с английского innovation) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Термин «инновация» означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно - «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Более общее это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена. [Материал из Википедии //Internet - http://ru.wikipedia.org].
Идеи, воплощенные в трудах, таких авторов, как З.Е Агранович, Г.Г.Голубевой, С. Е. Большаковой, по праву можно считать инновационными в сфере преодоления звукослоговых нарушений в речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
В пособии С.Е Большаковой подробно описаны причины трудностей формирования слоговой структуры слова, виды ошибок, методика работы по их устранению. Пособие предназначено для работы логопедов, воспитателей, может использоваться родителями. Уделяется внимание развитию таких предпосылок формирования слоговой структуры, как оптико - и сомато-пространственные представления, ориентация в двухмерном пространстве, динамическая и ритмическая организация движений. Автор предлагает прием мануального подкрепления, облегчающий детям артикуляционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов. Дается порядок освоения слов со стечениями согласных. Игры каждого этапа содержат речевой материал, подобранный с учетом программ логопедического обучения. Дополнительно для работы по коррекции слоговой структуры слова предлагается стимульный материал.
Автором предлагается 14 типов слов, над которыми последовательно проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры. В данной работе рекомендовано использовать стимульный материал. Далее приводится система упражнений. Далее следует уделить внимание формированию предпосылок развития слоговой структуры слова
К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании) (А.Р. Лурия, А.В. Семенович, И.Т. Власенко, Т.В. Ахутина и др.).
Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений (А.В. Венгер, О.С. Бот, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина). В связи с этим представлен перечень и примеры следующих упражнений:
-Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации
-Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации
-Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве
(на листе бумаги)
-Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации
-Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.
После С.Е. Большакова рекомендует проводить работу над гласными звуками, над слогами и над слогами со стечением согласных. Работа над словами проходит в два этапа. Далее следуют упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа, упражнения на повторение с выделением ударного слога, упражнения с перестановкой слогов на оценку нормативности произнесения. Следующим моментом являются упражнения на переход к слитному произнесению, на образование словосочетаний, составление коротких предложений с изученными словами, упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре. В конце пособия представлен комплекс заданий для закрепления и повторения материала.
З.Е. Агранович в работе «В помощь логопедам и родителям» своей целью определяет привлечение родителей под руководством логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников.
В основу пособия положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. Автор выражает надежду, что книга поможет родителям, логопедам и воспитателям ДОУ в работе по формированию фонематических процессов у детей, познакомит с формами организации и методикой проведения занятий.
В процессе занятий с детьми родителям и педагогам рекомендовано соблюдать правила:
-Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку.
-За одно занятие не следует давать больше 2—5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка).
-Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20—25 минут.
-К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.
-Всю работу по формированию у ребенка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обращаться к нему при всех затруднениях.
Предложенный дидактический материал (45 конспектов) может быть использован логопедами при проведении занятий, родителями — при самостоятельных занятиях с детьми или по заданию логопеда, воспитателями ДОУ компенсирующего вида — при проведении коррекционных занятий, воспитателями массовых ДОУ — при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.
З.Е. Агранович также подробно акцентирует внимание на том, что
формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Автор объясняет, что велика взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. В пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста в процессе ознакомления их со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР), так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.
Дидактический материал построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко - слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом.
С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико - артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. Автором предложены наглядные материалы: алфавит, веселая азбука (с опорой на ассоциативное мышление), игры и схемы предлогов и разбора предложений.
Г.Г.Голубева в учебно-методическом пособии « Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников рекомендует, соответственно « Программе воспитания и обучения дошкольником с тяжелыми нарушениями речи»/ Под ред. Л.В. Лопатиной, системное коррекционное воздействие на все компоненты речи: фонетический, грамматический, лексический и семантический. Автор поясняет, что
в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи часто отмечается такой факт, что, даже имея навыки произ-
несения звуков, дети в определенных условиях не могут реа-
лизовать их, а потому овладение звукослоговой структурой слова представляет для них значительную трудность. Наруше-
ния звукослогового оформления речи у детей с речевой пато-
логией могут быть самыми разными (замены, пропуски, пере-
становки, повторения звуков и слогов) и непостоянными по
характеру проявления. Эти нарушения часто носят стойкий и длительный характер и затрудняют нормальное развитие уст-
ной речи, вызывают трудности при овладении письменной речью. Только в процессе специальной логопедической работы характерные для детей с ТНР нарушения воспроизведения звукового и слогового состава слов могут быть устранены.
Методические рекомендации к проведению занятий, игры, игровые упражнения, речевой материал окажут значительную помощь специалистам, работающим с детьми с речевой патологией и родителям.
Коррекционное воздействие предполагает не только работу по формированию навыка восприятия и воспроизведения зву-
кослоговой структуры слова, но и работу по развитию тесно связанных с ней компонентов, что в целом способствует опти-
мизации всей логопедической работы. Предложенные в пособии игры на формирование слухового восприятия, артикуляторной моторики, лексики и грамматического строя речи могут быть использованы не только логопедом на специальных логопедических занятиях, но и воспитателями на занятиях по развитию речи на основе формирования представлений о себе и окружающем мире. Таким образом, реализуется принцип тес -
ной взаимосвязи в работе специалистов, работающих по «Программе».
Пособие содержит разделы:
- развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова у детей, где автор предлагает работать над развитием слухового внимания на базе неречевых звуков и над чувством ритма;
-формирование слухового внимания к звучащей речи;
-развитие звукослогового анализа и синтеза, где дается представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения;
-развитие моторной основы формирования звукослоговой структуры слова, где вырабатывается умение плавно переключаться с одного артикуляторного движения на другое, сохраняя при этом все качества двигательного акта;
-формирование навыка правильного звукослогового оформления, включающее развитие звукослоговой структуры слова, автоматизацию усвоенного навыка на материале слов, а затем и во фразовой и самостоятельной речи, используя чистоговорки, скороговорки, стихи.
В пособии представлены два приложения с богатым речевым материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи
Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...
Нарушение звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции
Искажение звукослогового состава входит в структуру общего недоразвития речи (ОНР). Интерес специалистов к нарушениям звукослоговой струкры слова у дошкольников с ОНР вызван большим разнообразием проя...
«Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи с учётом ФГОС».
В работе раскрыты основные принцыпы и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в ДОУ в условиях ФГОС....
Особенности связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и методические рекомендации
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к р...
Нарушение звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речи.Значительная часть детей старшего дошкольного возраста,поступающих в речевые группы,и...