Система работы специалистов по готовности детей с ОВЗ к школе
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_spetsialistov_po_gotovnosti_detey_s_ovz_k_shkole.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статью подготовили учителя-логопеды:
Горохова И.В.
Зинченко Ю.А.
Проскурякова Н.Н.
Стародубцева Е.В.
Яковлева И.К.
Система работы специалистов по готовности детей с ОВЗ к школе
Задачу по подготовке детей к школе мы решаем во взаимодействии педагогов и специалистов.
В сентябре проходит обследование детей с выявлением уровня развития по каждому разделу с заполнением речевых карт и карт дефектологического обследования. Затем результаты с учетом рекомендаций Центральной Психолого-педагогической комиссии обсуждается на ПМПк организации и планирование работы по каждому разделу: работа с воспитанниками, педагогами и родителями с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Для того чтобы уравнять шансы наших детей с ОВЗ на получение достойного качественного образования, мы, учителя – логопеды и дефектологи формируем у воспитанников необходимые школьно – значимые функции:
Это такие функции как:
- Грамотная речь
- Зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез
- Пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез
- Сенсорно–двигательная координация
- Мыслительные операции и различные виды мышления.
Абсолютно значимым условием для успешного обучения ребёнка, для повышения качества жизни человека в целом, является его речь, связная, грамотная, устная, письменная. В своей работе достаточно много внимания мы уделяем развитию и совершенствованию речи, поэтому обозначим лишь отдельные аспекты этого направления.
Особое значение приобретает такая работа как формирование слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха. Формирование фонематического анализа и синтеза. Для этого мы используем систему тренировочных упражнений: хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук, «Звуковой калейдоскоп», определить место заданного звука в слове, определить и назвать последовательность звука в слове, расчленять названные слова на слоги, составлять схему слова.
Не менее важно развивать связную речь. Для этого используется развивающие игры «Мерсибо» на интерактивной доске, составление рассказов по серии сюжетных картинок, плоскостной и пальчиковый театры.
Помня о том, что у детей часто нарушены структура фразы и внутреннее планирование высказывания, мы используем картинно – графические схемы предложений и планов рассказов.
В нашей практике по формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза мы активно используем тренировочные упражнения с песком и пластилином. Дети с удовольствием пишут буквы на песке и лепят их по контуру. Обводят буквы на тактильной дощечке.
Для развития зрительного восприятия и зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза целесообразно использовать следующие упражнения.
Дорисуй недостающие элементы букв, назови буквы, которые ты узнал, узнавание неправильно написанных букв.
Развитие пространственной ориентации, оптико – пространственного анализа и синтеза проводится в определенной последовательности с использованием упражнений:
Выкладывание узоров из геометрических фигур, расположение фигур по инструкции педагога.
В целях предупреждения трудностей связанных с несовершенством сложно координированных движений кисти и пальцев рук, сенсорно – двигательной координации эффективны такие методы, как различные виды шнуровки. Специальные насадки «Рыбки» для подготовки руки к письму, систему упражнений «Рука – глаз», при которой ребенку необходимо провести путь от точки до точки, не отрывая руки и не касаясь линии.
Развитие основных мыслительных операций и различных видов мышления предусматривает использование в нашей практике счетных палочек Кюизенера и такого пособия, как «Палитра» для знакомства с составом числа в пределах 10, а также совершенствования навыка количественного и порядкового счета в пределах 10.
Таким образом, формирование предпосылок к учебной деятельности минимизирует трудности обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность детей к обучению в школу
Статья будет полезна классным руководителям....
Работа с родителями. Речевая готовность детей к обучению в школе.
Материал в помощь родителям, позволяющий обратить внимание на основные критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению....
Речевая готовность детей при поступлении в школу.
Речь - это главный показатель развития всех психических процессов ребёнка, – это память, внимание, восприятие, воображение, мышление. Речь венчает все эти психические функции и отображает умствен...
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ СМОЖЕМ, (совместная работа специалистов и родителей детей с ОВЗ).
Статья адресована родителям у которых в семье появился ребёнок с ОВЗ.А так же может быть полезна для специалистов, работающих с семьями, в которых растут такие дети....
Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...
Речевое развитие как один из аспектов специальной готовности детей к обучению в школе
В консультации представлены основные ориентиры речевой готовности к школе. Материал будет полезен педагогам подготовительных к школе грпупп и заинтересованным родителям будущих первокласников....