Перспективный план работы кружка «Разноцветная улыбка»
материал на тему
Кружок «Разноцветная улыбка» по развитию эмоциональной лексики у детей с ОНР по средствам арт-терапи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_kruzhka.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы кружка
Гордеева И.А., учитель-логопед
Кружок «Разноцветная улыбка» по развитию эмоциональной лексики у детей с ОНР по средствам арт-терапи.
Учитель-логопед всесторонне развивает детей на своих занятиях. Конечная цель работы каждого учителя-логопеда – это развитие грамматически правильной, интонационно-выразительной связной речи. Работа кружка по развитию эмоциональной лексики «Разноцветная улыбка» для детей с ОНР по средствам арт-терапии есть продолжение и углубление этой работы в несколько измененных формах, с большей опорой на игровые формы, с большим учетом индивидуальных возможностей и желаний каждого ребенка.
Режим работы: каждую пятницу с 10.30 до 10.55
Теоретическая база кружка:
- Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций. Вестник МГУ. 1995.№4.
- Кондратенко И.Ю.Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи. Дефектология.2003. №3.
- Кондратенко И.Ю. особенности овладения эмоциональной лексикой детьми с общим недоразвитием речи. Дефектология. 2003.№3.
- Минаева В.М. Развитие эмоций у дошкольников. М., 1999.
- Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1995.
- Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. Под ред. П.Н.Лосева. М., 2005.
- Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Сост. И.Ю. Кондратенко. М., 2005.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
Работа кружка «Разноцветная улыбка» - это курс занимательных занятий по развитию у детей умений понимать и различать эмоциональные состояния людей; пользоваться при этом вербальными и невербальными средствами; передавать эмоциональные состояния в экспрессивной речи, что позволяет количественно и качественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения. На занятиях кружка большое внимание уделяется развитию мелкой и общей моторики, развитию движений и воображения, коммуникативных навыков.
Цели кружка:
Коррекционно-обучающие:
- Формировать умение пользоваться эмоциональной лексикой на основе вербальных и невербальных средств общения.
- Обогащать скудный словарный запас детей с ОНР эмоциональной лексикой.
- Формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи, недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания.
- Продолжать формировать мотивацию учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных процессов.
Коррекционно-развивающие:
- Продолжать развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта; наглядно – действенное, наглядно – образное мышление за счет совершенствования приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка).
- Продолжать работу по увеличению объёма внимания и памяти, увеличению объёма словаря за счёт формирования пласта эмоциональной лексики.
- Всесторонне развивать мелкую моторику в целях стимулирования речевых возможностей, улучшения психических процессов, формировать фонетико-фонематическое восприятие.
- Развивать паралингвистические средства общения: мимику, пантомимику.
- Развивать связную речь, вводить в активную экспрессивную речь слова, обозначающие эмоции, активно использовать знания и умения, полученные на занятиях.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия, умения совершать волевые усилия для достижения конечного результата.
- Формировать положительную установку на участие в работе кружка.
- Формировать коммуникативные навыки, умения работать в группе, умения слушать других, адекватно проявлять эмоциональные состояния в коммуникативной сфере.
- Развивать речевую коммуникацию в процессе игровой деятельности. Формировать толерантное отношение к окружающим.
- Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников.
Коррекционная работа выстроена по принципу доступности – от простого к сложному, подобран вербальный лексический материал с использованием различных видов зрительных опор – картинок, фотографий, пиктограмм. Она осуществляется по этапам, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В результате проведённой коррекционной работы кружка у детей с ОНР вырабаталась:
- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в экспрессивной речи, лексическая оснащённость языка;
- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Значительно улучшилась:
- мелкая и общая моторика;
- зрительно-пространственная ориентация;
- словесно – логическое мышление;
- зрительная и слуховая память.
Перспективный план работы кружка
«Разноцветная улыбка»
Руководитель: Гордеева И.А. – учитель-логопед.
Месяц
№ п/п Содержание занятий Приёмы работы
Изучение и развитие паралингвистических средств общения
Сентябрь
№1 Изучение и уточнение эмоциональных состояний.
- Беседа.
- Игра «Разные настроения».
№2 Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние.
- Мимические средства (мимическая гимнастика как часть занятия по артикуляционной гимнастике с использованием зеркала).
- Графические изображения лица (пиктограммы). Цветовая характеристика эмоций (радость-синий, грусть-салатовый, гнев-красный, испуг-оранжевый, удивление-бирюзовый).
- Игры «Облака», «Наседка и цыплята», «Колобок».
Октябрь
№1 Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние.
- Графические изображения лица (пиктограммы). Цветовая характеристика эмоций (радость-синий, грусть-салатовый, гнев-красный, испуг-оранжевый, удивление-бирюзовый).
- Игры «Сказочные зайцы», «Обезьянка», «Художник».
№2 Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей.
- Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.
- Игры «Кто как танцует», «Подбери к мелодии нужный цвет», «Профессии», «Кубик», «Хоровод».
Формирование интонационной стороны речи
№3 Формирование воспроизведения ритма речи.
- Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков (простых, сложных ритмов, серии акцентированных ударов).
- Динамическое упражнение «Весёлые человечки».
№4 Формирование восприятия выразительности речи.
- Чтение сказки Ш.Перро «Золушка» дважды:
1) без интонационного оформления
2) выразительно.
- Игры «Чей голос?», «Какое настроение у ёжика?», «Какая маска говорит?»
- Пальчиковая игра «Разыграй».
Ноябрь
№1 Использование междометий в экспрессивной речи.
- Проговаривание с нужной интонацией междометий: «Ай-ай-ай!», «Ох!», «Фу», «Ой!», «Ух, ты!», «Ужас!» на материале стихотворений, читаемых логопедом:
К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Тараканище».
- Сопряжённая гимнастика «Однажды пальчики пошли в лес».
№2 Использование фразы с нужной интонацией в экспрессивной речи.
- Проговаривание с нужной интонацией сопряжено, отражённо, самостоятельно.
- Игра «У меня есть кот», «Мама пришла».
- Этюд «Удивление».
№3 Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи.
- Диалоги.
- Стихотворения.
- Игры-драматизации: «Три медведя», «Теремок», «Лиса и рак», «У меня есть собака».
- Динамическое упражнение «Пришла весна».
Формирование эмоциональной лексики. Словообразование.
№4 Образование слов с ласкательным значением.
1. Существительные:
«дом-домик», «огурец-огурчик» и т.п.
2. Прилагательные:
«вкусный - вкусненький», «добрый - добренький» и т.п.
- Игры « Ласковые имена», «Флажок»,
«Скажи ласково».
- Упражнение на развитие коммуникативных навыков «Ток».
Декабрь
№1 Образование слов-антонимов.
1. Существительные:
«день-ночь», «смех-грусть» и т.п.
2. Прилагательные:
«добрый - злой», «мокрый - сухой» и т.п.
- Игры « Скажи наоборот»,
«Вредный буратино».
- Пальчиковая игра «Смешные человечки».
№2 Образование слов-синонимов.
«грустный - печальный, унылый»;
«злой - жестокий, недобрый».
- Игры «Слова-приятели»,
«Скажи по-другому».
- Релаксация «Сон на берегу моря».
№3 Образование слов со значением увеличительности.
1.Существительные:
«глаз-глазище», «нос-носище» и т.п.
2. Прилагательные:
«большой - большущий», «высокий - высоченный» и т.п.
- Игры «Карлики-великаны», «Братья Ик и Ищ».
- Упражнение на развитие коммуникативных навыков «Пожелание».
№4 Образование прилагательных путём чистого или префиксального повтора:
«добрый-добрый», «добрый-предобрый» и т.п.
- Игра «У меня столько, а у тебя ещё больше».
- Сопряжённая гимнастика «Птицы».
Январь
№2 Образование превосходной степени прилагательных:
«глупый - наиглупейший», «хитрый - наихитрейший» и т.п.
- Игра «У меня столько, а у тебя ещё больше».
- Сопряжённая гимнастика «Птицы».
Образование словосочетаний.
№3 Добавление слов в словосочетании:
«Умная – собака, голова, девочка, сова» и т.п.
- Игра «Про кого так говорят?».
- Игра «Облака».
№4 Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени: «суп вкусный - торт вкуснее - мороженое самое вкусное и т.п.
- Игра «Подбери к цвету слова».
- Прослушивание музыкальных отрывков с разной степенью интенсивности эмоциональных состояний.
Февраль
№1 Образование словосочетаний с синонимически близкими словами:
«печальный ослик - грустный пёс» и т.п.
- Игра «Скажи по-другому».
- Пальчиковая игра «Смешные человечки».
№2 Образование словосочетаний со словами противоположного значения:
«хороший день - плохой день», «добрый волшебник - злой волшебник» и т.п.
- Игры «Скажи наоборот», «Вредный Буратино».
- Релаксация «Солнышко и тучка».
№3 Образование словосочетаний путём добавления главного слова к зависимому:
«дом-домик: большой дом-маленький домик», «огурец-огурчик: зелёный огурец-зелёный огурчик» и т.п.
- Игра «Подбери красивое слово».
- Игра «Братья Ик и Ищ».
№4 Образование словосочетаний путём добавления зависимых слов к главному:
«высокий - высоченный; высокий дом - высоченный домище» и т.п.
- Игра «Про кого так говорят?».
- Игра «Братья Ик и Ищ».
Составление предложений.
Март
№1 Составление предложений с заданным словом: «хорошее – у Ромы хорошее настроение» и т.п.
Составление предложений сиз отдельных слов: «в, лес, жить, злющий, волчище - В лесу живёт злющий волчище» и т.п.
- Игра «Подбери нужные слова».
- Игра «Подружи слова».
№2 Распространение предложений с помощью синонимов:
« Мы читали интересную книгу - Мы читали интересную, увлекательную, занимательную книгу» и т.п.
- Игра «Снежный ком».
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
№3 Составление предложений с противоположным значением:
«Айболит был добрый, а Бармалей…- Айболит был добрый, а Бармалей злой» ит.п.
- Игра «Скажи наоборот».
- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
№4 Составление предложений с использованием прилагательных в сравнительной и превосходной степени:
«Дима был весёлый, а его брат Саша ещё веселее» и т.п.
- Игра «Весёлые матрёшки».
- Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Апрель
№1 Составление предложений, описывающих эмоциональное состояние: «Мне было грустно потому, что я был дома один» и т.п.
- Игра «Закончи предложение».
- Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».
№2 Преобразование деформированного предложения:
«злой собака громко рычать - Злая собака громко рычит» и т.п.
- Игра «Помоги Незнайке».
- Сюжетно-ролевая игра «Спасатели».
Обучение рассказыванию.
№3 Составление небольших описательных рассказов.
- Игровое упражнение «Прочитай письмо».
№4 Составление рассказа по серии картин «Синичка».
- Расположение картинок в нужном порядке.
- Определение эмоционального состояния героев и выкладывание под соответствующей картинкой пиктограммы.
- Передача содержания картинок «по цепочке».
- Рассматривание серии картинок и определение последовательности.
- Переворачивание картинок и составление их по памяти.
- Составление рассказа, придумывание к нему названия и дополнение его описанием предыдущего события.
- Рассказывание его «в лицах».
- Дополнение рассказа из личного опыта.
Май
№1 Составление рассказа по серии картин
«Маша и Пушок». Те же.
№2 Составление рассказа по сюжетной картине В.Васнецов «Алёнушка».
- Вопросы, касающиеся всех деталей сюжета, и ответы детей.
- Рассказ, составленный из ответов детей.
- Составление плана рассказа с использованием опорных картинок, пиктограмм, схем, что помогает направить рассказ в нужное русло.
- Составление рассказа «по цепочке».
- Самостоятельный рассказ ребёнка без помощи логопеда по новой аналогичной картине.
№3 Составление рассказа
по сюжетной картине А.Саврасов «Грачи прилетели». Те же.
№4 Итоговое занятие «Герои любимых сказок».
- Игра «Угадай настроение».
- Игра «Подбери к мелодии нужный цвет».
- Игра «Подружи слова», «Скажи по-другому».
- Упражнение «Закончи рассказ».
- Пословицы о горе, радости, страхе, добре и зле.
- Драматизация отрывков из произведений для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения
В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятель...
перспективный план работы по формированию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха (4-5 год обучения)
Работа по формированию и воспитанию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха запланирована в разных видах деятельности: игры, труд, чтение, индивидуальные и групповые беседы. Так ж...
Перспективный план работы педагога-психолога
Примерный вариант анализа работы и перспективнорго планирования работы педагога-психолога в модели "организатор"...
Перспективный план работы с учащимися, имеющими ФФНР и нарушение фонематического слуха ( 1 - 2 класс).
В плане отражены: характеристика группы, направления работы, методическое обеспечение темы занятий по классам....
Перспективный план работы кружка "Народная жемчужина" на 2 года
Работа кружка рассчитана на 3 года. Первый раздел изучается в 1 год обучения....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Работа кружка направлена на развитие творческих способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Заня...
Перспективный план работы вокального кружка "До-ми-Солька"
Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет потребность детей проявлять себя в...