Перспективный план работы кружка «Разноцветная улыбка»
материал на тему

Гордеева Ирина Андреевна

Кружок «Разноцветная улыбка» по развитию эмоциональной лексики у детей с ОНР по средствам арт-терапи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_raboty_kruzhka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы кружка

Гордеева И.А., учитель-логопед

Кружок «Разноцветная улыбка» по развитию эмоциональной лексики у детей с ОНР по средствам арт-терапи.

Учитель-логопед всесторонне развивает детей на своих занятиях. Конечная цель работы каждого учителя-логопеда – это развитие грамматически правильной, интонационно-выразительной связной речи. Работа кружка по развитию эмоциональной лексики «Разноцветная улыбка» для детей с ОНР по средствам арт-терапии есть продолжение и углубление этой работы в несколько измененных формах, с большей опорой на игровые формы, с большим учетом индивидуальных возможностей и желаний каждого ребенка.

Режим работы: каждую пятницу с 10.30 до 10.55

Теоретическая база кружка:

  • Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций. Вестник МГУ. 1995.№4.
  • Кондратенко И.Ю.Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи. Дефектология.2003. №3.
  • Кондратенко И.Ю. особенности овладения эмоциональной лексикой детьми с общим недоразвитием речи. Дефектология. 2003.№3.
  • Минаева В.М. Развитие эмоций у дошкольников. М., 1999.
  • Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1995.
  • Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. Под ред. П.Н.Лосева. М., 2005.
  • Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Сост. И.Ю. Кондратенко. М., 2005.
  • Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.

Работа кружка «Разноцветная улыбка» - это курс занимательных занятий по развитию у детей умений понимать и различать эмоциональные состояния людей; пользоваться при этом вербальными и невербальными средствами; передавать эмоциональные состояния в экспрессивной речи, что позволяет количественно и качественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения. На занятиях кружка большое внимание уделяется развитию мелкой и общей моторики, развитию движений и воображения, коммуникативных навыков.

 Цели кружка:

Коррекционно-обучающие:

  1. Формировать умение пользоваться эмоциональной лексикой на основе вербальных и невербальных средств общения.
  2. Обогащать скудный словарный запас детей с ОНР эмоциональной лексикой.
  3. Формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи, недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания.
  4. Продолжать формировать мотивацию учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных процессов.

Коррекционно-развивающие:

  1. Продолжать развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта; наглядно – действенное, наглядно – образное мышление за счет совершенствования приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка).
  2. Продолжать работу по увеличению объёма внимания и памяти, увеличению объёма словаря за счёт формирования пласта эмоциональной лексики.
  3. Всесторонне развивать мелкую моторику в целях стимулирования речевых возможностей, улучшения психических процессов, формировать фонетико-фонематическое восприятие.
  4. Развивать паралингвистические средства общения: мимику, пантомимику.
  5. Развивать связную речь, вводить в активную экспрессивную речь слова, обозначающие эмоции, активно использовать знания и умения, полученные на занятиях.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия, умения совершать волевые усилия для достижения конечного результата.
  2. Формировать положительную установку на участие в работе кружка.
  3. Формировать коммуникативные навыки, умения работать в группе, умения слушать других, адекватно проявлять эмоциональные состояния в коммуникативной сфере.
  4. Развивать речевую коммуникацию в процессе игровой деятельности. Формировать толерантное отношение к окружающим.
  5. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников.

Коррекционная работа выстроена по принципу доступности – от простого к сложному, подобран вербальный лексический материал с использованием различных видов зрительных опор – картинок, фотографий, пиктограмм. Она осуществляется по этапам, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В результате проведённой коррекционной работы кружка у детей с ОНР вырабаталась:

- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в экспрессивной речи, лексическая оснащённость языка;

- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Значительно улучшилась:

- мелкая и общая моторика;

- зрительно-пространственная ориентация;

- словесно – логическое мышление;

- зрительная и слуховая память.

        

Перспективный план работы кружка

«Разноцветная улыбка»

Руководитель: Гордеева И.А. – учитель-логопед.

Месяц

 № п/п Содержание занятий Приёмы работы

Изучение и развитие паралингвистических средств общения

Сентябрь

№1 Изучение и уточнение эмоциональных состояний.

- Беседа.

- Игра «Разные настроения».

№2 Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние.

- Мимические средства (мимическая гимнастика как часть занятия по артикуляционной гимнастике с использованием зеркала).

- Графические изображения лица (пиктограммы). Цветовая характеристика эмоций (радость-синий, грусть-салатовый, гнев-красный, испуг-оранжевый, удивление-бирюзовый).

- Игры «Облака», «Наседка и цыплята», «Колобок».

Октябрь

№1 Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние.

- Графические изображения лица (пиктограммы). Цветовая характеристика эмоций (радость-синий, грусть-салатовый, гнев-красный, испуг-оранжевый, удивление-бирюзовый).

- Игры «Сказочные зайцы», «Обезьянка», «Художник».

№2 Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей.

- Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.

- Игры «Кто как танцует», «Подбери к мелодии нужный цвет», «Профессии», «Кубик», «Хоровод».

Формирование интонационной стороны речи

№3 Формирование воспроизведения ритма речи.

- Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков (простых, сложных ритмов, серии акцентированных ударов).

- Динамическое упражнение «Весёлые человечки».

№4 Формирование восприятия выразительности речи.

- Чтение сказки Ш.Перро «Золушка» дважды:

1) без интонационного оформления

2) выразительно.

- Игры «Чей голос?», «Какое настроение у ёжика?», «Какая маска говорит?»

- Пальчиковая игра «Разыграй».

Ноябрь

№1 Использование междометий в экспрессивной речи.

- Проговаривание с нужной интонацией междометий: «Ай-ай-ай!», «Ох!», «Фу», «Ой!», «Ух, ты!», «Ужас!» на материале стихотворений, читаемых логопедом:

К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Тараканище».

- Сопряжённая гимнастика «Однажды пальчики пошли в лес».

№2 Использование фразы с нужной интонацией в экспрессивной речи.

- Проговаривание с нужной интонацией сопряжено, отражённо, самостоятельно.

- Игра «У меня есть кот», «Мама пришла».

- Этюд «Удивление».

№3 Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи.

- Диалоги.

- Стихотворения.

- Игры-драматизации: «Три медведя», «Теремок», «Лиса и рак», «У меня есть собака».

- Динамическое упражнение «Пришла весна».

Формирование эмоциональной лексики. Словообразование.

№4 Образование слов с ласкательным значением.

1. Существительные:

«дом-домик», «огурец-огурчик» и т.п.

2. Прилагательные:

«вкусный - вкусненький», «добрый - добренький» и т.п.

- Игры « Ласковые имена», «Флажок»,

«Скажи ласково».

- Упражнение на развитие коммуникативных навыков «Ток».

Декабрь

№1 Образование слов-антонимов.

1. Существительные:

«день-ночь», «смех-грусть» и т.п.

2. Прилагательные:

«добрый - злой», «мокрый - сухой» и т.п.

- Игры « Скажи наоборот»,

«Вредный буратино».

- Пальчиковая игра «Смешные человечки».

№2 Образование слов-синонимов.

«грустный - печальный, унылый»;

«злой - жестокий, недобрый».

- Игры «Слова-приятели»,

«Скажи по-другому».

- Релаксация «Сон на берегу моря».

№3 Образование слов со значением увеличительности.

1.Существительные:

«глаз-глазище», «нос-носище» и т.п.

2. Прилагательные:

«большой - большущий», «высокий - высоченный» и т.п.

- Игры «Карлики-великаны», «Братья Ик и Ищ».

- Упражнение на развитие коммуникативных навыков «Пожелание».

№4 Образование прилагательных путём чистого или префиксального повтора:

«добрый-добрый», «добрый-предобрый» и т.п.

- Игра «У меня столько, а у тебя ещё больше».

- Сопряжённая гимнастика «Птицы».

Январь

№2 Образование превосходной степени прилагательных:

«глупый - наиглупейший», «хитрый - наихитрейший» и т.п.

- Игра «У меня столько, а у тебя ещё больше».

- Сопряжённая гимнастика «Птицы».

Образование словосочетаний.

№3 Добавление слов в словосочетании:

«Умная – собака, голова, девочка, сова» и т.п.

- Игра «Про кого так говорят?».

- Игра «Облака».

№4 Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени: «суп вкусный - торт вкуснее - мороженое самое вкусное и т.п.

- Игра «Подбери к цвету слова».

- Прослушивание музыкальных отрывков с разной степенью интенсивности эмоциональных состояний.

Февраль

№1 Образование словосочетаний с синонимически близкими словами:

«печальный ослик - грустный пёс» и т.п.

- Игра «Скажи по-другому».

- Пальчиковая игра «Смешные человечки».

№2 Образование словосочетаний со словами противоположного значения:

«хороший день - плохой день», «добрый волшебник - злой волшебник» и т.п.

- Игры «Скажи наоборот», «Вредный Буратино».

- Релаксация «Солнышко и тучка».

№3 Образование словосочетаний путём добавления главного слова к зависимому:

«дом-домик: большой дом-маленький домик», «огурец-огурчик: зелёный огурец-зелёный огурчик» и т.п.

- Игра «Подбери красивое слово».

- Игра «Братья Ик и Ищ».

№4 Образование словосочетаний путём добавления зависимых слов к главному:

«высокий - высоченный; высокий дом - высоченный домище» и т.п.

- Игра «Про кого так говорят?».

- Игра «Братья Ик и Ищ».

Составление предложений.

Март

№1 Составление предложений с заданным словом: «хорошее – у Ромы хорошее настроение» и т.п.

Составление предложений сиз отдельных слов: «в, лес, жить, злющий, волчище - В лесу живёт злющий волчище» и т.п.

- Игра «Подбери нужные слова».

- Игра «Подружи слова».

№2 Распространение предложений с помощью синонимов:

« Мы читали интересную книгу - Мы читали интересную, увлекательную, занимательную книгу» и т.п.

- Игра «Снежный ком».

- Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

№3 Составление предложений с противоположным значением:

«Айболит был добрый, а Бармалей…- Айболит был добрый, а Бармалей злой» ит.п.

- Игра «Скажи наоборот».

- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

№4 Составление предложений с использованием прилагательных в сравнительной и превосходной степени:

«Дима был весёлый, а его брат Саша ещё веселее» и т.п.

- Игра «Весёлые матрёшки».

- Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Апрель

№1 Составление предложений, описывающих эмоциональное состояние: «Мне было грустно потому, что я был дома один» и т.п.

- Игра «Закончи предложение».

- Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».

№2 Преобразование деформированного предложения:

«злой собака громко рычать - Злая собака громко рычит» и т.п.

- Игра «Помоги Незнайке».

- Сюжетно-ролевая игра «Спасатели».

Обучение рассказыванию.

№3 Составление небольших описательных рассказов.

- Игровое упражнение «Прочитай письмо».

№4 Составление рассказа по серии картин «Синичка».

- Расположение картинок в нужном порядке.

- Определение эмоционального состояния героев и выкладывание под соответствующей картинкой пиктограммы.

- Передача содержания картинок «по цепочке».

- Рассматривание серии картинок и определение последовательности.

- Переворачивание картинок и составление их по памяти.

- Составление рассказа, придумывание к нему названия и дополнение его описанием предыдущего события.

- Рассказывание его «в лицах».

- Дополнение рассказа из личного опыта.

Май

№1 Составление рассказа по серии картин

«Маша и Пушок». Те же.

№2 Составление рассказа по сюжетной картине В.Васнецов «Алёнушка».

- Вопросы, касающиеся всех деталей сюжета, и ответы детей.

- Рассказ, составленный из ответов детей.

- Составление плана рассказа с использованием опорных картинок, пиктограмм, схем, что помогает направить рассказ в нужное русло.

- Составление рассказа «по цепочке».

- Самостоятельный рассказ ребёнка без помощи логопеда по новой аналогичной картине.

№3 Составление рассказа

по сюжетной картине А.Саврасов «Грачи прилетели». Те же.

№4 Итоговое занятие «Герои любимых сказок».

- Игра «Угадай настроение».

- Игра «Подбери к мелодии нужный цвет».

- Игра «Подружи слова», «Скажи по-другому».

- Упражнение «Закончи рассказ».

- Пословицы о горе, радости, страхе, добре и зле.

- Драматизация отрывков из произведений для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения

В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятель...

перспективный план работы по формированию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха (4-5 год обучения)

Работа по формированию и воспитанию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха запланирована в разных видах деятельности: игры, труд, чтение, индивидуальные и групповые беседы. Так ж...

Перспективный план работы педагога-психолога

Примерный вариант  анализа работы и перспективнорго планирования работы педагога-психолога в модели "организатор"...

Перспективный план работы с учащимися, имеющими ФФНР и нарушение фонематического слуха ( 1 - 2 класс).

В плане отражены: характеристика группы, направления работы, методическое обеспечение темы занятий по классам....

Перспективный план работы кружка "Народная жемчужина" на 2 года

Работа кружка рассчитана на 3 года. Первый раздел изучается в 1 год обучения....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Работа кружка направлена на развитие творческих способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.             Заня...

Перспективный план работы вокального кружка "До-ми-Солька"

    Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет потребность детей проявлять себя в...