Формирование словоизменения прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья на тему
В данном материале рассматриваются особенности формирования словоизменения прилагательных у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_slovoizmeneniya_prilagatelnyh_u_doshkolnikov_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.odt | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование словоизменения прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.
Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок становится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потребность в обозначении словом выделенного свойства.
При формировании системы словоизменения прилагательных учитывается последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формообразования прилагательных.
Рекомендуется следующая последовательность в логопедической работе по формированию словоизменения прилагательных.
Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа:
1) Формы мужского рода:
а) с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, дорогой, меховое);
б) с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.).
2) Формы женского рода:
а) с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, дорогая, меховая);
б) с безударным окончанием (добрая, высокая, веселая, холодная).
3) Формы среднего рода:
а) с ударным окончанием (большое, смешное, меховое, голубое);
б) г безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное, длинное, широкое, узкое).
Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа:
1) в беспредложных конструкциях,
2) в предложных конструкциях.
Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа:
1) в беспредложных конструкциях,
2) в предложных конструкциях.
Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее - в предложениях различной структуры, позднее - в связной речи.
Литература
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
- Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...
«Особенности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первичн...
Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер...
Формирование словоизменения существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены способы формирования словоизменения существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Формирование словоизменения глаголов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены способы формирования словоизменения глаголов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (по Глухову В.П.)...
Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Тема: «Формирование познавательных процессов у детей дошкольного возраста при автоматизации звука Р в слогах и сло...