Формирование словоизменения существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья на тему

Овчинникова Наталья Викторовна

В данном материале представлены способы формирования словоизменения существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование словоизменения существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения грамматического строя речи.   На логопедических занятиях проводится работа по  формированию словоизменения у детей дошкольного возраста.

В процессе формирования словоизменения отрабатываются все грамматические формы слов - существительных, прилагательных, глаголов на основе последовательности их формирования в онтогенезе.

Одним из направлений логопедической работы по развитию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является формирование словоизменения существительных.

С  учетом онтогенетического принципа, семантики форм, доступности грамматического значения и внешнего оформления данного значения   формирование словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо проводить в следующей последовательности.

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

2. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания «-у, -а, -я»), родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).

3. Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.

4. Закрепление беспредложных форм множественного числа.

5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

При определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывается комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередования, беглые гласные и др.).

На начальном этапе работы отрабатывают формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменений звукослоговой структуры основы слова при формообразовании.

Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

С учетом выделенных лингвистических фактором дифференциация единственного и множественного числа существительных и прежде всего закрепление формы множественного числа проводится в следующей последовательности.

Формы множественного числа с окончанием «-ы» (стол -столы).

2. Формы множественного числа с окончанием «-и» (мяч - мячи).

3. Формы множественного числа с окончанием «-а» (дом -  дома).

4. Формы множественного числа с окончанием «-ja» (стул - стулья).

В процессе работы грамматической формы с той или иной флексией рекомендуется также определенная последовательность. Рассмотрим эту последовательность на примере формы множественного числа с окончанием «-ы»:

а) словоформа с ударным окончанием, с одинаковой звуковой структурой основы форм слова (кот - коты, стол - столы);

б) форма множественного числа с безударным окончанием с одинаковой звуковой структурой основы (слива - сливы);

в) форма множественного числа с ударным окончанием, но с измененной звуковой структурой основы (чередование звуков, различение суффиксов и др.) Например: лев - львы, сон — сны.

г) словоформа с безударным окончанием и с измененной звуковой структурой основы слова (дятел — дятлы, перец - перцы);

д) дифференциация грамматических форм с различными флексиями.

Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа

С учетом появления косвенных падежей существительных в онтогенезе рекомендуется следующая последовательность.

  • Винительный падеж.
  •  Родительный падеж.
  •  Дательный падеж.
  •  Творительный падеж.

Винительный падеж

При закреплении форм винительного падежа необходимо учитывать, что различные флексии этого падежа определяются значением одушевленности или неодушевленности, рода, характером окончания в именительном падеже. На усвоение формы винительного падежа также оказывают влияние и такие факторы, как чередование, беглость гласного, изменение ударения в основе.

В связи с этим формы винительного падежа отрабатываются в следующей последовательности.

1) Формы с нулевым окончанием неодушевленных существительных:

а) мужского рода (дом, стол, мяч);

б) женского рода (кровать, морковь).

2) Формы неодушевленных существительных среднего рода с окончанием «-о», «-е» (окно, дупло, кофе).

3) Формы с окончанием «-у», «-ю» одушевленных и неодушевленных существительных мужского и женского рода на «-а», «-я» в именительном падеже, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:

а) с ударным окончанием (лису, осу, сосну);

б) с безударным окончанием (папу, маму, утку, куклу).

4) Формы с окончанием «-а», «-я» одушевленных существительных мужского рода, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:

а) с ударным окончанием (слона, паука, ежа, коня);

б) с безударным окончанием (тигра, медведя, волка, мальчика).

5) Формы с окончанием -а, -я одушевленных существительных мужского рода с изменением звуковой структуры основы слова:

а) с ударным окончанием (льва, щенка, щенка, воробья);

6) с безударным окончанием (утенка, дятла, котенка, скворца).

В процессе работы по формированию форм существительных винительного падежа следует обратить внимание на дифференциацию значений одушевленности — неодушевленности. Дети уточняют, что одни слова могут называть живые предметы, и поэтому к этим словам ставится вопрос «КТО?» Другие слова обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос «ЧТО?»

Для закрепления значений одушевленности и неодушевленности предлагается, например, задание отобрать картинки, на которых изображены живые существа (предметы),  брать картинки, к которым можно поставить вопрос « Кто?»

Родительный падеж

В процессе логопедической работы по закреплению форм родительного падежа единственного числа необходимо учитывать род существительных, характер окончания в именительном падеже, ударения, наличие чередования, беглости гласных, а также последовательность появления форм родительного падежа в онтогенезе.

В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе над формами родительного падежа.

1) Формы существительных мужского рода с окончанием «-а», «-я», сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:

а) с ударным окончанием (мяча, моста, карандаша, стола, коня);

б) с безударным окончанием (дома, дуба, стула, медведя).

2) Формы существительных среднего рода с окончанием «-а,-я», сохраняющие основу именительного падежа без изменений:

а) с ударным окончанием (яйца, кольца, ведра);

б) с безударным окончанием (яблока, озера, кресла).

3) Формы существительных мужского рода с окончанием «-а, -я» с изменением звуковой структуры основы слова:

а) с ударным окончанием (щенка, скворца, льва);

б) с безударным окончанием (дятла, зайца, перца, котенка).

4) Формы с окончанием «-и», «-ы» существительных мужского и женского рода на «-а», «-я» в именительном падеже:

а) с ударным окончанием (лисы, козы, пилы, воды, косы);

б) с безударным окончанием (рыбы, кошки, папы, мамы, пчелы).

Дательный падеж .

При формировании системы словоизменения существительных дательного падежа необходимо предварительно отработать дифференциацию грамматического значения рода, обратить внимание на ударение, наличие или отсутствие окончания в именительном падеже, формировать умение определять, согласный или гласный звук в конце начальной формы слова, а также последовательность появления форм дательного падежа в онтогенезе.

С учетом этих факторов рекомендуется следующая последовательность в работе.

1) Формы существительных мужского рода с окончанием «-у», «-ю», сохраняющие основу именительного падежа:

а) с ударным окончанием (ежу, петуху, коню);

б) с безударным окончанием (брату, волку, мальчику).

2) Формы существительных среднего рода с окончанием «-у, -ю»:

а) с ударным окончанием (окну, ведру, кольцу);

б) с безударным окончанием (дереву, солнцу, полотенцу).

3) Формы существительных мужского рода с окончанием «-у, -ю» с изменением звуковой структуры основы слова:

а) с ударным окончанием (льву, пню, скворцу);

б) с безударным окончанием (лисенку, котенку, зайцу, дятлу).

4) Формы с окончанием -е существительных мужского и женского рода на «-а, -я» в именительном падеже:

а) с ударным окончанием (лисе, козе, овце, пчеле);

б) с безударным окончанием (белке, кошке, собаке, вороне).

Творительный падеж (значение орудийностй)

Наиболее продуктивным окончанием творительного падежа является окончание «-ом», которое появляется раньше в онтогенезе. Окончание «-ой» появляется позже. С учетом данных онтогенеза рекомендуется следующая последовательность в работе.

1) Формы существительных мужского рода с окончанием «-ом, -ем», сохраняющие звуковую структуру основы.

а) с ударным окончанием (ключом, ножом, топором, карандашом);

б) с безударным окончанием (клювом, трактором).

2) Формы существительных среднего рода с окончанием «-ом», «-ем»:

а) с ударным окончанием (ведромокном, стеклом);

б) с безударным окончанием (мылом, одеялом, полотенцем).

3) Формы существительных мужского рода с окончанием «-ом», «-ем» с беглой гласной в корне:

а) с ударным окончанием (сачком, молотком, крючком);

б) с безударным окончанием (дятлом, перцем).

4) Формы с окончанием «-ой,-ей» существительных женского и мужского рода на «-а,-я» в именительном падеже:

а) с ударным окончанием (пилой, косой, метлой),

б) с безударным окончанием (лапой, вилкой, ложкой, удочкой)

5) Формы существительных женского рода с окончанием «-ью» (дверью, тетрадью, кроватью).

Формирование беспредложных конструкций существительных множественного числа

В процессе нормирования словоизменения существительных множественного числа также учитывается семантика падежных значении, продуктивность форм, вариативность флексий того или иного падежа и др. Так, единообразие флексий дательного и творительного падежей делает усвоение этих падежных форм более легким. В то же время вариативность форм родительного и винительного падежей в зависимости от рода, одушевленности - неодушевленности приводит к тому, что и в процессе нормального онтогенеза и при нарушениях речевого развития окончания этих падежей усваиваются более длительное время и часто смешиваются.

В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе над падежными формами существительных множественного числа.

  • Дательный падеж.
  • Творительный падеж.
  •  Родительный падеж.
  •  Винительный падеж.

Дательный падеж

1) Формы с ударным окончанием «-ам», «-ям».

Речевое материал: рукам, ногам, жукам, глазам, рукавам, домам, носам, дубам, волкам, врачам, муравьям, воробьям, скворцам, огурцам и др.

2) Формы с безударным окончанием «-ам, -ям».

Речевой материал: коровам, девочкам, мальчикам, мамам, папам, бабушкам, дедушкам, воронам, бабочкам, котятам, собакам, зайцам, куклам, курицам, розам, березам, окнам, братьям, полотенцам, кольцам и др.

Творительный падеж

1) Формы с ударным окончанием «-ами» или «-яма».

Речевой материал: ежами, столами, кустами, овощами, ногами, руками, жуками, лесами, врачами, мячами, коврами, карандашами, грачами, львами, пнями, столами, домами, садами, гвоздями, дворами, часами и др.

2) Формы с ударными окончаниями «-ами», «-яма».

Речевой материал: мамами, папами, бабушками, дедушками, куклами, коровами, кошками, цыплятами, ведрами, платьями, белками, зайцами, березами, стульями, креслами, тетрадями, полотенцами, одеялами и др.

Родительный падеж

Родительный падеж существительных множественного числа имеет несколько флексий в зависимости от рода и фонетических особенностей основы слова. Так, наиболее продуктивным является окончание «-ов», характерное для существительных мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме (домов, столов). Существительные женского и мужского рода на «-а, -я» в начальной форме имеют нулевое окончание, при этом иногда появляется дополнительная гласная в корне (белок, кошек). Наименее продуктивным является окончание «-ей», которое характерно для с существительных мужского и женского рода с основой на конечный мягкий согласный звук или на шипящий звук (карандашей, ночей, степей).

С учетом продуктивности окончаний родительного падежа рекомендуется следующая последовательность в работе.

1) Формы с окончаниями «-ов, -ев» существительных мужского рода с основой на твердый согласный:

а) с ударным окончанием (столов, котов, домов, шкафов, дубов, пауков, топоров, шаров и др.);

б) с безударным окончанием (тигров, кленов, орехов, помидоров и др.).

2) Формы с окончаниями «-ов, -ев» существительных среднего рода на «-ья» в именительном падеже множественного числа (платьев, деревьев, крыльев ).

3) Формы существительных женского рода с нулевым окончанием:

а) с сохранением звуковой структуры основы слова (коров, роз, ворон, собак, книг, берез);

б) с дополнительной гласной в основе слова (кукол, су мок, веток, белок, скамеек, масок, леек, ромашек, сестер, тропинок, курток, юбок).

4) Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих окончание -а в именительном падеже множественного числа:

а) с сохранением звуковой структуры основы слова (озер, колес, одеял);

б) с дополнительной гласной в основе слова (окон, кресел, писем, колец, блюдец, стекол, полотенец, ведер, вёсел).

5) Формы с окончанием «-ей» существительных мужского рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук:

а) с ударным окончанием (врачей, шалашей, лосей, гусей, ежей, кирпичей, ножей, пней, камней и др.);

6) безударным окончанием (портфелей, медведей).

б) Формы с окончанием «-ей» существительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе начальной формы:

а) с ударным окончанием (мышей, печей, лошадей, свечей, дочерей);

б) с безударным окончанием (елей, тетрадей, кроватей, медалей).

7) Формы с окончанием «ей» существительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы (ушей, ружей, морей, полей).

Винительный падеж

Формы винительного падежа в зависимости от значений рода, одушевленности - неодушевленности совпадают либо с именительным, либо с родительным падежом. В связи с этим при закреплении форм винительного падежа необходимо опираться на различение рода существительного, дифференциацию по признаку одушевленности - неодушевленности и на отработанные ранее формы именительного и родительного падежей множественного числа.

Первоначально закрепляются формы неодушевленных существительных, совпадающие с именительным падежом, в дальнейшем формы одушевленных существительных, совпадающие с родительным падежом множественного числа.

Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течение длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.

Литература

  1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб.: СОЮЗ, 1999. -  160 с.
  2. Логопедия /под ред. Л. С. Волковой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недораз­витием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...

«Особенности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первичн...

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Формирование словоизменения глаголов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены способы формирования словоизменения глаголов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Формирование словоизменения прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале рассматриваются особенности формирования словоизменения прилагательных у детей дошкольного возраста....

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  (по Глухову В.П.)...

Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и сло...