Урок развития речи "Лиственные и хвойные деревья"
план-конспект урока на тему

Августинопольская Светлана Анатольевна

Урок развития речи в коррекционой школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деревья лиственные и хвойные.

Цели: Актуализация и закрепление словаря по теме; развитие навыков словоизменения; лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже, употребление предлогов; развитие навыков  связной речи.

Совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики, через использование массажа.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: предметно-тематические картинки,

       

Ход урока

  1.  Орг. момент.

Прозвенел звонок

Какой начинается урок?( начинается урок развития речи)А что мы делаем на уроке развития речи? (на уроке развития речи мы учимся правильно и грамотно говорить, отвечать полным ответом, и узнаем много нового и интересного)

2.Актуализация знаний:

Собирание пазлов «Деревья».  – Что у вас получилось? – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? (о деревьях).

Подготовка:

Зарядка для язычка:

ла-ла-ла  - в гости осень к нам пришла

ва-ва-ва – на землю падает листва

ди-ди-ди – кругом идут одни дожди

ей-ей-ей – сидит на ветке воробей

ят-ят-ят – птицы в тёплый край летят

да-да-да – наступают холода

но-но-но – стало очень холодно

 

 -Ребята, давайте, вспомним,  какие вы знаете деревья. Я буду загадывать загадки,  а вы находить картинку с отгадкой и вешать ее на доску.

  1. Стоит Аленка,                                                     2. Это дерево-трусишка,

     Платок зеленый,                                                     Все трясется, как зайчишка.                                                          

       Тонкий стан,                                                          Листья красные монетки      

    Белый сарафан                                                          Целый день дрожат на ветке

        (береза)                                                                   (осина)

                                                                                   

                                                                                                 

   3.Что же это девица,                                                 4. Все знают, что у елки

     Не швея не мастерица,                                             не листья, а иголки

     Ничего сама не шьет,                                               И так же как она

     А в иголках круглый год.                                        С иголками…..(сосна)

      (елка)

5. Малы и неказисты,                                                

    И скромно зеленеют                                              

     Но осенью их листья                                          

     И ягоды краснеют.  (рябина)                                                                                                                                              

                                                                         

  1. Он растёт у нас в Сибири,

самый лучший хвойник в мире.

Шишек урожай хороший

собирают в день погожий.

Шишки и орешки эти 

любят взрослые и дети.

Как же он красив и щедр

Великан известный ..

                (кедр)

- Молодцы! Посмотрите,  у нас получился лес.

А давайте поиграем в игру: «Весёлый счёт»  (береза, рябина, кедр, осина, ель, сосна).

 

-Как вы думаете,  что общего у всех деревьев? (Строение) (вывешиваем картинку со строением дерева)

-Посмотрите на картинку и назовите части дерева (его строение)

- Как вы думаете, может ли дерево расти без корней? (Дереву нужны корни, они кормят дерево, всасывая в себя растворенные в воде питательные вещества, а также удерживают его в вертикальном положении. Чем больше по размеру дерево, тем богаче его корневая система.)

-Все листья и ветви дерева образуют его крону – пышную шапку, которая дает тень и укрывает нас от дождя. (крона - вывешиваем на доску)

- Ребята, а какое сейчас время года? -,Давайте вспомним осенние месяца? А что происходит  с деревьями осенью? А с каких деревьев опадают листья? А когда листья опадают, одним словам как можно сказать  (листопад)

(деревья сбрасывают листья) Какие деревья сбрасывают листву? (Сбрасывают листву лиственные деревья) А как называется явление природы,  когда деревья сбрасывают листву? (листопад)

– Но есть деревья, на которых листья не растут, а что растёт за место листьев?  (Иголки). – А как по-другому называются иголки? (Хвоя). – Значит это, какие деревья? (Хвойные).  

-ребята посмотрите, пожалуйста на картинки, Многозначность слов: игла. 

- Что общего у этих предметов?       (иголки)

- Эти иголки одинаковые или разные?       (разные)

-Разные, но называются одним словом.  А теперь открой конверты и посмотрите, что там лежит?

- Это веточка сосны, давайте, рассмотрим какая она?  А, сосна это лиственное, или хвойное дерево? (полный ответ детей)

Иголочки на веточки, как называют по-другому? (хвоя - вывешиваем слово на доску)

Потрогайте и понюхайте, какие иголочки? (длинные, острые, колючие,  зеленые)

По запаху пахучая,

  А чем похожи все эти иголки?    (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются, одним словом. Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть  слова-братья.

А  давайте еще раз скажем это веточка сосны, значит какая веточка сосновая

Д/И: «Какая?» 

веточка  березы – березовая веточка;

веточка  осины – осиновая веточка;

веточка кедра – кедровая веточка;

веточка  липы – липовая веточка;

веточка  клена – кленовая веточка.

веточка  тополя – тополиная веточка

веточка  рябины – рябиновая веточка

- Перед вами картинки деревьев. Нужно разделить эти деревья на группы. По каким признакам мы это будем делать? (дети выходят к доске и делят картинки)

(Лиственные деревья, и хвойные - у них листочки- хвоинки)

-возьмите на парте в верхнем  левом углу конверты и  посмотрите, что  там лежит?

Самомассаж с шишками: 

Мы шли, шли, шли

В лесу шишки мы нашли  

Раз, два, три, четыре, пять!                            (Загибают пальчики на обеих руках)

Будем с шишкой мы играть!                           (Разгибают пальчики на обеих руках)  

Будем с шишкой мы играть,        

Между ручками катать!                           (Прокатывание шишки между ладонями)                                                    

В ручку правую возьмём                

И сильней её сожмём!                                 (Сильно сжимаем шишку в правой руке)  

Руку быстро разжимаем, на столе её катаем. (Прокатываем шишку по столу правой рукой)

В ручку левую возьмём              

И сильней её сожмём!                                    (Сильно сжимаем шишку в левой руке)  

Руку быстро разжимаем, на столе её катаем. (Прокатываем шишку по столу левой рукой)

Мы закончили катать,                           (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук)

Будут пальцы отдыхать!                                                     (Встряхиваем кисти рук)

 Перед вами  две группы деревьев. Назовите 1 группу:  береза, рябина, тополь, ).

 Назовите 2 группу: ель, сосна,  кедр.

-Молодцы! – Теперь давайте еще раз посмотрим на картинки и вспомним, какие деревья на них изображены? Лиственные и хвойные.

Лес, в котором растут лиственные деревья, называется….?  (Лиственный лес). – А какие лиственные деревья вы знаете? (Ответы детей).

Значит это, какие деревья? (Хвойные).  Лес, в котором растут хвойные деревья, называется….? (Хвойный лес). – Назовите хвойные деревья. (Ответы детей).

– Если в лесу растут лиственные и хвойные деревья, то это …? (смешанный лес –вывешиваем на доску).  -Чем между собой они отличаются? (на лиственных листья, а на хвойных хвоя). - Чем похожи лиственные и хвойные деревья между собой? (ствол, ветви, крона, корни, ).

- Ребята, а для чего нам нужны деревья, какая польза от деревьев?

(Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них.)

Закрепление изученного:

-Ребята, а сейчас вам нужно выполнить самостоятельно задание, которое лежит у вас на парте.

Работа с деформированным текстом:

Береза, тополь, дуб- это ………. деревья.  Ель, сосна, кедр- это………деревья.

Лес, состоящий из хвойных деревьев, называется ……….. Лес, состоящий из лиственных деревьев, называется ………. Лес, состоящий из лиственных и хвойных деревьев, называется………………… лесом.

Д/И «Подскажи словечко»- употребление предлогов:

Итог. Оценка. – В какие игры мы играли?  – Как называются слова, которые одинаково звучат, а значение разное?  - С какой частью дерева мы познакомились? (крона). - Что интересного было на уроке?  Что было сложным?

В конце урока я хочу сказать: С б п с о а и      м е в с ! 

                                                    4 3 6 1 7 2 5        3 4 2 1   

Вставь пропущенные слова.

Береза, тополь, дуб- это ………. деревья.  Ель, сосна, кедр- это………деревья.

Лес, состоящий из хвойных деревьев, называется ……….. Лес, состоящий из лиственных деревьев называется ………. Лес, состоящий из лиственных и хвойных деревьев называется………………… лесом.

Вставь пропущенные слова.

Береза, тополь, дуб- это ………. деревья.  Ель, сосна, кедр- это………деревья.

Лес, состоящий из хвойных деревьев, называется ……….. Лес, состоящий из лиственных деревьев называется ………. Лес, состоящий из лиственных и хвойных деревьев называется………………… лесом.

Вставь пропущенные слова.

Береза, тополь, дуб- это ………. деревья.  Ель, сосна, кедр- это………деревья.

Лес, состоящий из хвойных деревьев, называется ……….. Лес, состоящий из лиственных деревьев называется ………. Лес, состоящий из лиственных и хвойных деревьев называется………………… лесом.

Вставь пропущенные слова.

Береза, тополь, дуб- это ………. деревья.  Ель, сосна, кедр- это………деревья.

Лес, состоящий из хвойных деревьев, называется ……….. Лес, состоящий из лиственных деревьев называется ………. Лес, состоящий из лиственных и хвойных деревьев называется………………… лесом.

Вставь пропущенные слова.

Береза- это ………. дерево.  Кедр- это………дерево.

Лес, состоящий из хвойных деревьев, называется ……….. Лес, состоящий из лиственных деревьев называется ……….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок Ель и сосна - хвойные деревья

Цели урока:1) Закрепить   знания   о   голосеменных   растениях,  пополнить   знания   о значении ели и сосны для человека, расск...

Урок по развитию речи в 5 классе на тему: «Хвойные деревья. Ель и сосна»

Урок подготовлен для учеников 5го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида. На уроке используются природный материал, красочная наглядность, задания творческог...

Экологический проект "Оценка и определение загрязнения окружающей среды по состоянию хвои, по изменениям признаков хвойных деревьев.

Научить учащихся определять признаков загрязнения окружающей среды по местным признакам....

открытый урок "Хвойные деревья. Сосна. Ель.

Цели урока:1. Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития ...

Хвойные деревья. Сосна. Ель.

Тема урока : Хвойные деревья. Сосна. Ель.Цели урока:1. Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.2. Коррекционно – ра...

Конспект урока по биологии 7 класс коррекционной школы VIII вида. Практическая работа: «Определение возраста хвойных деревьев по мутовкам».

На этом уроке обучающиеся будут продолжать учиться  исследовать и производить необходимые расчёты, оформлять данные своего исследования....