урок Ель и сосна - хвойные деревья
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Цели урока:
1) Закрепить знания о голосеменных растениях, пополнить знания о значении ели и сосны для человека, рассказать об особенностях строения и биологических особенностях голосеменных на примере сосны и ели.
2) Коррекция логического мышления на основе упражнения в сравнении и
ели и сосны.
3) Экологическое воспитание, воспитание бережного отношения к лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el_i_sosna.docx | 928.05 КБ |
sosna_i_el_-hvoynye_derevya.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Ель и сосна - хвойные деревья.
Тип урока: урок с использованием элементов игровой технологии.
Вид: комбинированный.
Технология : игровая.
Форма проведения: ролевая игра.
Цели урока:
1) Закрепить знания о голосеменных растениях, пополнить знания о значении ели и сосны для человека, рассказать об особенностях строения и биологических особенностях голосеменных на примере сосны и ели.
2) Коррекция логического мышления на основе упражнения в сравнении и
ели и сосны.
3) Экологическое воспитание, воспитание бережного отношения к лесу.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебные картины « Сосна», « Ель», коррекционно-развивающие упражнения.
Словарная работа: светолюбивая, теневыносливая, ельник, бор, влаголюбивая, засухоустойчивая.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, работа с учебником и тетрадью, дидактическим материалом, выступления обучающихся, просмотр презентации.
Ход урока.
1 Орг. момент. ( Создание ситуации успеха) - слайд 1.
« Звенит заливистый звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок
Чудесным пусть будет у нас настроение,
Легко и прелестно даётся учение!
2. Мотивационное начало урока. Выход на тему.
Урок необычный - мы побываем в лесной гостиной . Все кто пришли в нашу гостиную имеют приглашения с небольшими заданиями.
3. Проверка домашнего задания.
- Назови хвойные растения.
- Каковы основные признаки хвойных? (листья - хвоинки),
- Что такое хвоя? ( масса хвоинок).
- Почему сосна и ель относятся к голосеменным растениям? ( семена без
плодов , семена видны, так как лежат без укрытия, то есть голо) Хвойные
деревья размножаются семенами, но семена их находятся не внутри плода,
а на чешуях, в шишках. Семена лежат попарно на верхней стороне чешуи
открыто (голо). Поэтому их и называют голосеменными растениями. - Где находятся семена у голосеменных? ( в шишках на твёрдых чешуях).
- Что такое шишка? (это видоизменённый побег).
-Загадка: Не страшна ей стужа,
Не страшна метель,
Острая вершина, а зовётся ( ель).
-Загадка: о сосне
У меня длинней иголки, чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту
Если я не на опушке ветви только на макушке.
- Загадка:
Она весну встречает- серёжки надевает.
Накинута на спинку зелёная косынка, (берёза)
- Как можно объединить эти слова - ель, сосна, лиственница, пихта, кедр.
- Что лишнее? Почему?
- Ель, сосна, пихта, лиственница, берёза.( берёза -лиственное дерево).
- Почему лиственницу так называют, хотя она хвойное дерево?
Изучение новой темы.
Выход на тему : задание « Экологический пример»
(Сосняк – як +а) + и + (ельник-ник ) + (хвоя -я+-й.+ ные) + (дерево-о+ ья)= ?
(запись темы урока в тетради) - слайд 2.
Задача нашего урока - продолжить изучение хвойных растений сосны и ели, узнать об их сходстве и отличии, пополнить знания о значении ели и сосны для человека . Хозяева гостиной семиклассники. Они будут играть роли географа, историка, биолога, эколога, врача , поэта, художника, искусствоведа, лесовода.
( встают и приветствуют всех) .Они помогут мне в проведении урока. Речь в гостиной пойдёт о царице северных лесов и её подруге.
Какие вопросы мы включили в повестку нашей встречи: слайд 3. 1.Географическая справка.
- Царица северных лесов и её подруга. Мини - исследование,
- Красота хвойных лесов ( Картина « Корабельная роща»)
- Физкультминутка
5.Лес и искусство.
6. Из истории...
7.Значение хвойных.
8.Охрана хвойных деревьев.
Учитель:
Царицей северных лесов , «зелёной жемчужиной» России называют сосну. Её подруги - представителей различных хвойных растений. Это ель, лиственница, пихта, можжевельник и т.д.; всего к классу хвойных относится около 560 видов. По сравнению с цветковыми растениями их вроде бы
немного, но роль этих растений в природе и жизни человека очень велика. Ведь хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты.
Хвойные деревья образуют леса, которые называются тайгой. Тайга -богатство нашей страны, А сейчас географическая справка.
1. Географическая справка.
Географ ( рассказ по карте) - слайд 4,5,6
Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась полосой с запада на восток - от Балтийского моря до берегов Охотского и Японского моря, а с севера на юг - от тундры до зоны степей.
Лесная зона расположена в европейской и азиатской частях России, имеет площадь 6,3 млн кв.км. Она занимает почти половину территории нашей страны. Это самая большая природная зона России.
Леса России разнообразны по составу и по числу древесных пород. На территории нашей страны встречаются и хвойные ( тайга), и смешанные леса, а на самом юге-лиственные.
Свыше 80 процентов площади лесов занимают хвойные леса. По площади лесов Россия занимает одно из первых мест в мире.
Восточно- Европейская ( Русская) равнина занимает почти всю европейскую часть России - от западной границы до Уральских гор. Большая часть смешанных лесов расположена в европейской части России. В смешанных лесах растут хвойные и лиственные деревья: ель, сосна, осина, берёза, липа,дуб.
Республика Марий Эл расположена на Восточно-Европейской равнине в зоне смешанных и хвойных лесов. На сотни километров тянутся дремучие леса. Они занимают более половины территории республики. Сосновые боры, светлые и сухие встречаются в южной части республики. Елово-пихтовые леса растут в северо-восточной части республики. Леса -богатство нашей республики.
Мари-Турекский район находится на северо-востоке республики. Район относится к числу районов со средней лесистостью - 31, 7%. Среди хвойных
пород на 1 месте - ель. В составе лесов преобладают лиственные породы: берёза, липа, осина.
2. «Царица северных лесов и ей подруга»
Учитель ( учебные картины « Сосна» и « Ель») - слайды 7,8
50 млн. лет назад появилась сосна на Земле. За это время неоднократно менялся лик планеты: наступали и отступали ледники, появлялись и исчезали многие виды растений и животных, а их современница - скромная с виду сосна преодолела время, зацепилась корнями за землю и дожила до наших дней.
В России сосна обыкновенная является одним из самых распространенных деревьев. Ее можно увидеть на пространствах от берегов Белого моря вплоть до берегов Черного моря, от западных границ России — до реки Лены. Может быть, поэтому и называют ее сосной обыкновенной? Но так ли она обыкновенна? Прежде всего, ее с полным правом можно назвать самой терпеливой и неприхотливой. Покрытая пушистой хвоей соска растет и в сухих местах, и на моховых болотах, и на голых гранитных скалах.
Сосна - неприхотливое дерево, холодостойкое, хорошо переносит зиму. Она растёт на песках, камнях, на болотах. Корни сосны уходят глубоко е землю, поэтому ей не страшны сильные ветры. Сосна менее требовательна к почве.
Лес, в котором растут только сосны, называют сосновым бором.
Сосна дерево засухоустойчивое. Хвоинки сосны тонкие, мало испаряют влагу, поэтому сосна может выдерживать засуху.
Сосна светолюбивая культура. Ствол у сосны прямой, ветки образуют крону только на верхушке дерева. Первые сучья начинаются на высоте 10 метров от земли. Форма кроны - куполообразная. Все нижние ветки сосен постепенно засыхают и отпадают, потому что веткам не хватает солнца. Их затеняют соседние деревья. Совсем другой вид имеет сосна , которая выросла на просторе. Она освещена солнцем со всех сторон. Ствол у неё менее высокий, более толстый, дерево ветвистое и коренастое. Ветки растут в стороны. Нижние ветки не засыхают и не обламываются.
Ель - высокое стройное дерево.
Лес, в котором растут только ели , называют ельником.
Ель требовательна к почве: она хорошо растёт только на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве. Ель холодостойкая, влаголюбивая. Главный корень дерева развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, выдирая их с корнями.
По своим биологическим особенностям ель сильно отличается от сосны. Ель теневынослива и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене сосновых и берёзовых лесов еловыми, так как ель затеняет и вытесняет эти деревья. Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Ветви ели тонкие, растут близко друг к другу, начинаются почти от земли и к вершине дерева постепенно укорачиваются. Форма кроны - пирамидальная.
Мини - исследование.( раздаточный материал - веточки сосны и ели, кора деревьев, шишки).
Исследование по плану ( на партах)
Инструкция: Рассмотрите ветки сосны и ели. Чем они похожи и чем отличаются?
План:
1.Окраска коры.
2. Хвоя: цвет, длина ,расположение
Хвоинки у сосны обыкновенной всегда сидят по две — парами. Это ее видовой признак. Хвоинки сосны расположены попарно, пучками, светлее и мягче. В пословице говорится « Ёлка колет, сосна гладит» ( хвоя сосны мягче)
Ель и похожа на сосну, и не похожа. Листья ели — тоже хвоинки, но они короткие заострённые на конце, колючие, темно -зелёные, расположены поодиночке. Хвоя густо покрывает побеги.
З.Шишки.
Заполнение таблицы:
При П Признаки. | Ель Ель | Сос Сосна |
Цве Ц Цвет коры | Тём Тёмно -бурая | Ора Оранжево-бурая |
Цвет Цвет хвои Длина хвои Расположение хвоинок | Тём Тёмно-зелёная Короткая Хвоинки одиночные | Свл Светло- зелёная Дли Длинная П Пучками по две хвоин хвоинки |
Ши Шишки. | Дли Длинные | Кор Короткие. |
Проверь себя - слайд 9.
Назовите общие признаки хвойных растений?
Общие признаки - наличие хвои, шишки .
Отличия: цвет коры и хвои, длина хвои, расположение хвоинок.
Сосна и ель — вечнозелёные деревья. Часть хвои опадает в определенное время — осенью, в сентябре, а живет она три года. Перед тем как опасть, хвоинки становятся желтыми, и тогда крона становится пестрой.
Поэтому под елью, так же как под сосной. Всегда можно увидеть опавшую сухую хвою, а на ветках - зелёную.
З.Красота хвойных лесов.
Учитель
Красота и величавость сосновых лесов всегда вдохновляла поэтов, писателей и художников.
Постоянной и главной темой произведений И. И. Шишкина была тема Родины, раскрываемая им в образах ее прекрасной и могучей природы. Он изображал преимущественно леса, сосновые и дубовые, то есть самые
мощные, самые высокие, недаром художника называли богатырем русского леса. Слайд 10
« Люблю я по - настоящему русский лес и только его пишу», - говорил И.И.Шишкин.
Творчество художника было тесно связано с родным краем. Природа елабужских окрестностей вдохновила художника на создание своих лучших произведений; которые принесли ему заслуженную славу. Особенно известны и пользуются большой любовью картины «Сосновый бор» и «Корабельная роща» (первоначально названная «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги»). Картина «Сосновый бор» написана Шишкиным после его поездки в Елабугу летом 1871 года.
Работа с учебником - рассматривание картины художника И. Шишкина
« Сосновый лес» на странице 138.
Задание: найди в тексте учебника описание картины. На холсте И.И. Шишкина - устремлённая в небо мощь красного бора, темень глушняка. На его картинах сплетаются упругие ветви, топорщатся колкие пучки игл. С полотен Шишкина русский лес зашумел, задышал. « Сосной на выставке запахло», - восторженно говорили те кто видел его картины.
« Корабельная роща» - одно из самых величественных по замыслу и самых совершенных своих творений. Корабельная роща - картина - завещание.
Художник - слайд 11
« Корабельная роща» - одно из самых величественных по замыслу творений.
Кажется до самого неба поднимаются могучие сосны. Не охватишь взглядом. Недаром Шишкин так их написал, чтобы вершины деревьев - тех, что впереди, - не уместились на холсте. Такие отборные, стройные сосны шли на строительство. Оттого и название- корабельная.
Пахнет хвоей, смолой и ароматом старых сосен. Ведь многим из них по сто лет. Взор устремляется в даль леса, и мы смотрим в таинственную чащу, прорезанную дорожками света.
А рядом с могучими великанами тянутся кверху тонкие. Молодые сосенки -зелёная семья...
Блики солнца играют в теплых водах ручья, берущего начало у мощных корней бора.
Шишкин создал монументальное полотно с гигантскими соснами, словно подпирающими ветвистыми кронами само небо. Это своеобразный итог многолетнего творчества великого художника, его лебединая песня. Она написана в год кончины художника. В полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни мастера.
4.Физкультминутка.
Как чудесен лес. Попробуем изобразить его.
- Мы в лесу своём друзья, и все мы дружная семья.
( Встают из-за парт и берутся за руки)
Деревья выстроились в ряд, и каждый встрече с нами рад.
(Улыбаются друг другу)
Вот этот гибкостью своею тешит взгляд,
(Наклоняются)
А это - высится сурово, как солдат
(Тянутся вверх)
'
Одно -раскидистые ветви простирает.
(Машут руками)
Другое - на ветру трепещет и играет.
( Весело прыгают. Садятся на свои места)
5. Лес и искусство
Учитель
Хвойным деревьям посвятили свои произведения поэты.
Поэт
С. Маршак.
Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым цветом.
Цвет сосновый, смолою дыша.
Был не слишком приманчив для взгляда.
Но сказал я сосне: хороша!
И была она, кажется, рада.
М.Ю. Лермонтов
На севере диком стоит одиноко
-На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета , как ризой , она
И снится ей всё, как в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
В.Рождественский.
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины.
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.
Учитель.
Наши предки придавали большое значение деревьям , среди которых им приходилось жить. На Руси из сосновых деревяшек вырезали маленьких избяных божков, а из стволов этих деревьев делали огромных идолов для языческих праздников. В качестве пожелания здоровья и долголетия сосновые ветки втыкали в свадебные повозки.
В Китае сосна олицетворяет верность .
В Японии отдают предпочтение хвойным : сосне, ели ; считают их символом жизни, символом счастья и долгой старости. В Японии научились выращивать низкорослую сосну,занимаясь искусством бонсай.
Искуствовед - слайд 12.
В Японии существует искусство бонсай.
Японское слово «бонсай» переводят по-разному. Самое распространенное толкование — «дерево в плошке». Это миниатюрное растение, обычно не выше 1 м, в точности повторяющее облик взрослого дерева. Иногда к дереву добавляют мох, камни и т. д., и воспроизводят в миниатюре кусочек природного ландшафта.
Предположительно искусство бонсай возникло около 2000 лет назад в Китае, но впоследствии, около 100 лет назад, оно прибрело огромную популярность в Японии и в настоящее время приобретает все больше поклонников во всем
мире.
Сосну часто выращивают в горшках таким образом, чтобы дерево сохраняло свою естественную природную форму. С помощью определённых приёмов замедляется его рост. В результате небольшие деревья могут достигать возраста десятков и даже сотен лет. Но не величина и не возраст дерева поражают и очаровывают, а удивительная гармония его размера и формы. Создание бонсай требует внимательного отношения к природе, наблюдательности, художественного вкуса и терпения.
Из истории...
Учитель.
С сосной связан один любопытный случай. С сосной обыкновенной связано основание Петром I знаменитой Кунсткамеры — первого в России естественнонаучного музея.
Историк
В начале 18 века Васильевский остров на Неве покрывал густой сосновый бор. Пётр 1 увидел в лесу сосну, боковой сук которой, изгибаясь, врастал опять в ствол. Царь велел срубить удивительное дерево. Это был первый экспонат учреждённой им Кунсткамеры - музея природных диковинок «Сосну срубить, - распорядился царь Петр, ствол со странной веткой сохранить, а на месте сосны «Палату редкостей» заложить» Так на невских берегах было воздвигнуто здание, которое и сегодня относится к числу лучших архитектурных украшений города - Кунсткамера. Кунсткамера - от немецкого слова, кабинет редкостей, музей .
Кунсткамера - первый российский музей, основанный Петром I. Он ведет свою историю еще с конца XVII века, когда молодой царь начал собирать всевозможные диковинные вещи и инструменты. Из заграничных поездок он привозил модели кораблей и машин, приборы и астрономические инструменты, чучела животных и птиц.
На первом этаже Кунсткамеры работает постоянная выставка «Из собраний первого русского музея - Петербургской Кунсткамеры». Здесь, среди первых экспонатов Кунсткамеры, выставлены анатомические коллекции, инструменты и одежда из личного гардероба Петра, гипсовая копия его посмертной маски, слепок с оттиска его руки и легендарная сосна, росшая когда-то на месте здания Кунсткамеры.
Учитель - слайд 13.
Кунсткамера — первый российский музей ,- был создан для «поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук», учреждение, с которого началось музейное дело в России. Да и не только музейное. Кунсткамера положила начало и некоторым исследовательским институтам в России.
Учитель.
Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола, корни, древесина сырьё для различных производств. В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства домов. Государственный музей-заповедник «Коломенское» знаменит "Восьмым чудом света" - уникальным шедевром деревянного зодчества XVII века, деревянными постройками сделанными из сосны. Слайд 14
Историк.
В XIV веке царская семья облюбовала живописнейший уголок на берегу Москва-реки , построив здесь летнюю загородную усадьбу. Именно так начинается история усадьбы Коломенское. Усадьба была местом , где часто устраивались торжества и празднества. Это произошло к концу правления царя Алексея Михайловича.
В 1669 году в селе Коломенское на берегу Москвы - реки из отборных сосновых брёвен был срублен царский дворец. До наших дней дворец не сохранился, судить о нём можно по рисункам и воспоминаниям очевидцев. Здесь было 270 больших комнат и три тысячи окон. Дворец поражал не только грандиозными размерами, но и сказочным великолепием деревянных построек. Недаром современники называли его « сосновым дивом» - ещё одним чудом света - слайд 15
Музей-усадьба Коломенское стала превращаться в музей деревянного зодчества в двадцатые годы. Сюда из разных частей России привозили уникальные деревянные постройки: с севера привели «Святые ворота» Николо-Корельского монастыря , Моховую башню и Братскую башню. Все сооружения отнесены историками ко второй половине XVII века. Слайд 16
Сейчас усадьба Коломенское, живописно расположившаяся на высоких берегах Москва-реки, стала одним из красивейших исторических памятников России.
6. Значение хвойных.
Учитель. Сосновые леса богаты ягодами, всякой живностью, грибами, лекарственными травами. Сосна и ель имеют большое значение в жизни человека.
слайды 17 и 18.
Из древесины сосны получают искусственный шёлк. Древесина сосны идет на изготовление струнных музыкальных инструментов, включая скрипки.
Сосновая древесина используется для производства мебели, а также в судо-и вагоностроении. Из сосновой древесины и в настоящее время строят причалы, дамбы, портовые сооружения. Сосновые леса часто называли «мачтовыми лесами» или «корабельными рощами», а сами корабли — «плавучими соснами».
Древесина ели используется в строительстве ( строительные материалы), из ели получают бумагу, фанеру, спички, лекарства, канифоль, скипидар, смолу , спирт, Сосна - поставщик хвойно-веточного корма для зимнего рациона животных. А сколько ценных продуктов извлекают из сосновых деревьев.
Смола - живица. Летучая часть смолы ( живицы) при охлаждении образует скипидар, а оставшаяся после перегонки золотистая хрупкая масса -канифоль. Канифоль применяется для производства бумаги, получения мыла, приготовления лака и красок. Без неё не могла бы играть скрипка. ( скрипичный концерт Н. Паганини). Скипидар применяется как растворитель лаков и красок.
Учитель слайд 19 - 20.
Сосновая смола, миллионы лет пролежавшая в земле, - это янтарь. Из него делают украшения, панно. Высшим достижением искусства обработки янтаря стала знаменитая янтарная комната в Царском Селе ( ныне город Пушкин), в которой всё, начиная небольшой вещицей и кончая стенами, было выполнено из резного янтаря.
Историк.
В 1716 году король Пруссии подарил её Петру I, чтобы скрепить союз России и Пруссии против Швеции. Комнату переправили в Россию на кораблях в 18 огромных коробках и разместили в Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге как часть коллекции европейского искусства. В 1755 году царица Елизавета приказала переместить комнату в Екатерининский дворец в г. Пушкин.
Во время второй мировой войны комната была разграблена. При подходе фашистских войск к г. Пушкину работники екатерининского дворца попытались разобрать и спрятать комнату. Но сухой янтарь начал осыпаться, и стены комнаты оклеили тонкими обоями. Однако обмануть немецких солдат не удалось. Они разобрали комнату за 36 часов, упаковали в 27 ящиков и отправили в Кенигсберг, где её расположили в замке на Балтийском побережье. След шедевра потерялся в 1944 году, когда во время бомбёжки замок был полностью разрушен.
Реконструкция Янтарной комнаты, начавшаяся в 1979 году, длилась 25 лет и стоила $11 млн. Её завершение было приурочено к 300-летию Санкт-Петербурга. В настоящее время комната расположена в государственном музее в Царском Селе и доступна для всеобщего посещения
Учитель.
Любят сосну и за ту огромную пользу, которую приносит она человеку. Сосна лечит, дарит красоту и здоровье.
Сосна - одно из древнейших лекарственных растений.
Врач.
Уже 5 тысяч лет назад использовали 15 различных медицинских рецептов, в которых находила применение сосновая смола. Сосновым скипидаром лечили простудные заболевания. Древние шумеры использовали сосновую хвою для припарок и компрессов. Различные настойки сосновой хвои применяли с давних времен на Руси как витаминное средство. Первые строители Санкт-Петербурга ежедневно получали порцию водки, настоянной на хвое. Сосновые снадобья были непременным атрибутом путешественников XIX века. В период ленинградской блокады во время Великой Отечественной войны ослабленные голодом жители города пили настои из сосновой хвои, что спасало их от цинги. В настоящее время сосна является сырьем, из которого получают витамин С.
Сосна - зелёная аптека. В хвое содержится много витаминов и микроэлементов. Чистую смолу ( живицу) можно накладывать на рану вместо бинта. Отвар почек сосны принимают в качестве отхаркивающего средства при воспалении верхних дыхательных путей. Из хвои делают пасту, обладающую ранозаживляющими свойствами. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст в качестве бактерицидного средства, а также в состав кремов, предназначенных для питания кожи лица и шеи.
7. Охрана хвойных.
Учитель.
Хвойные растения - индикаторы загрязнения воздуха , они чувствительны к его чистоте, поэтому не очень хорошо чувствуют себя в городах/В зонах сильного загрязнения её хвоя приобретает тёмно-красную окраску, в хвоинках накапливаются ядовитые вещества, хвоя отмирает и опадает, просуществовав всего 1 год при норме 3-4 года.
Эколог-слайд 21.
Сосна выделяет в окружающий воздух большое количество фитонцидов, активных даже против туберкулёзной палочки. Поэтому воздух оказывает противомикробное действие. В сосновых лесах строят санатории.
В нашей республике есть санаторий « Сосновый бор»
Санаторий "Сосновый бор" расположен в живописном сосновом бору на берегу озера "Карась" в 28 км от столицы Республики Марий Эл города Йошкар-Ола
Учитель.
Все знают о ещё одной старинной традиции - ставить в доме украшенное хвойное дерево ( ель, сосну, пихту). В России обычай устраивать под Новый год ёлку приписывают Петру 1. Однако это не так. Его указ от 1700 года обязывал украшать дома и улицы ветками сосновыми и еловыми. Первая публичная ёлка появилась в Петербурге в 1852 году. К концу 19 века эта традиция прочно вошла в быт наших предков.
С малых лет мы знаем ёлочку, которая приходит в наши дома на Новый год нарядная, пушистая, душистая.
АНКЕТА
- Сколько лет вы празднуете Новый год с елкой?
- Сколько еловых вы посадили?
Задание « Наберите на телефонном диске указанные ниже цифры. Позвоните и вы узнаете о чём просят нас ёлочки, растущие в лесу ».
Задание « Наберите на телефонном диске указанные ниже цифры». Каждой цифре соответствует определённая буква и вы узнаете о чём позвонили нам.( 1,5,3/ 5,6,4,8,9,2,7,3.)
•
3. Какую помощь вы оказали деревьям? ( посадить дерево, собрать макулатуру).
БЕРЕГИТЕ ЛЕС. Внесите свой вклад в его сохранение.
Соблюдайте правила:
в лесу будьте осторожны с огнем,
охраняйте, берегите муравейники (санитары леса),
не оставляйте мусор,
собирайте макулатуру (60 кг сохраняет жизнь взрослого дерева, имеющего возраст 50-60 лет). Слайд 22
Лесовод.
Около 10 тыс. лет назад, ещё до того, как человек стал заниматься сельским хозяйством, на земном шаре существовали обширные массивы лесов, ныне их площадь сократилась на 1/3.
В настоящее время хвойные леса в значительной степени истреблены в результате лесозаготовок, лесных пожаров, а также строительства дорог, городов и промышленных предприятий. Потеря лесных богатств - одно из экологических бедствий.
Потеря лесных богатств — одно из экологических бедствий. В Красную книгу России занесено уже 11 видов голосеменных растений. В нашей стране за 20 лет сосна вырублена на площади почти 15 млн. га. Скудеет тайга сосной и елью.
Учитель - слайд 23.
Известно, что Петр 1 для предотвращения самовольных рубок в лесах, предназначенных для строительства кораблей, принял Указ и образовал в морском департаменте лесную стражу.
Для того чтобы сохранить лесные богатства в нашей стране существует Лесной Кодекс . Новый вариант Лесного кодекса вступил в силу с 1 января 2007 года.
слайд 24.
В Лесном кодексе устанавливаются правовые основы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Кодекс сохраняет государственную и муниципальную собственность на лесные участки.
Лесным кодексом устанавливаются порядок аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений, а также особенности предоставления лесных участков в бессрочное пользование и безвозмездное срочное пользование.
Правительство РМЭ приняло постановление № 304 от 3.09.98. « Об утверждении положения о лесах РМЭ», где говорится
о рациональном использовании лесов, их охране и защите,
о выполнении необходимых работ по благоустройству и санитарной очистке лесных насаждений.
Закон об охране природы не позволяет людям рубить ели в лесу. Однако новогодних красавиц продают на ёлочных базарах во всех городах: Откуда же их привозят?
Эколог-слайд 25.
Эти ёлки не рубят в лесу. Их выращивают на специальных участках - в лесных хозяйствах.
Для того чтобы предотвратить незаконную вырубку елок перед Новым годом в республике началась операция «Ель».
Заготовкой елей к празднику на законных основаниях занимаются 37 лесных хозяйств Марий Эл. Ежегодно перед новым годом в республике вырубается около 20 тысяч елок. Половина из них отправляется по заказам в детские сады, школы и организации. Рубят елки на специально отведенных для этого насаждениях и вдоль линий электропередач.
Средняя цена лесной красавицы будет невысока. Значительно дороже обойдутся елочки самовольным порубщикам. Так, в случае задержания их с поличным будет наложен штраф 500 рублей за каждый срубленный ствол. К этому придется еще добавить 1,5-2 тысячи рублей административного штрафа.
Таким образом, и в природе ели сохраняются, и к Новому году приходят
радовать детей!
Учитель - слайд 26.
В России есть компания Сад Торг, в Подмосковье. Компания «Сад Торг» на данный момент является одним из крупнейших поставщиков посадочного
материала на российском рынке.
Закрепление изученного материала - слайд 27.
1.Задание: Выполнение задания « Вставь нужное»
Призн Признаки. | ель Ель | Сосна Сосна |
Требо Требования к условиям жизни: отношение к свету отношение к теплу отношение к влаге, плодородию почвы. | ||
Форма Форма кроны | ||
Цвет к Цвет коры | ||
Окрас Окраска хвои | ||
Длина Длина хвои | ||
Распол Расположение хвои | ||
Шишк Шишки |
Что сходно у сосны и ели? (листья -хвоинки)
Чем различаются сосна и ель?
2. Найди одно неверное утверждение - слайд 28.
1.Сосна - неприхотливое дерево.
2.Ель-теневыносливая культура.
3.Крона сосны куполообразная.
4.Хвоинки сосны короткие и колючие, а у ели длиннее и мягче.
5.Шишки у сосны короткие, а у ели длинные.
6 Хвоинки сосны расположены по две - парами, а у ели - поодиночке.
Подведение итогов.
Как вы считаете, справились мы с задачей, которую поставили в начале урока? О чём говорили? Что понравилось на уроке? - слайд 29.
Оценивание.
Наша встреча закончилась . Вы сегодня молодцы. Потрудились хорошо,ответили на все вопросы.
Домашнее задание: с. 138-140.
ЛИТЕРАТУРА
1..Акимушкин, И. Занимательная биология. - Смоленск: Русичи, 1999.
2.Барышева, Ю. А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе. - М: ЦСЮНиОСХ, 1997.
3.Большаков, А. П. Биология: занимательные факты и тесты. -СПб.: Паритет, 1999.
- Вронский, В. А. Экология: словарь-справочник. ~ Ростов н/Д.:Феникс, 1997.
- Герасимов, В. П. Животный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1985.
6.Загадки дикой природы. - М.: Росмэн, 2000.
7.Меннинджер, Э. Причудливые деревья. - М.: Мир, 1970. В.Смирнов, А. Мир растений. -Т. 1,2.- М.: Молодая гвардия,1979.
8. Тайны живой природы. - М.: Росмэн, 2000.
9 . Трайтак, Д. И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии, - М.: Просвещение, 1979.
10.Удивительное в жизни животных. - Саратов, 1970.
11.Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. - М.: Аванта+,1995.
12.Энциклопедия для детей. Т, 19. Экология. - М.: Аванта+,1995.
13. Вавилова Е.М.Экологическое воспитание в школе 5-9 классы :игры,
праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы.- Вып.2.-Волгоград: Учитель, 2008.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1) Закрепить знания о голосеменных растениях, пополнить знания о значении ели и сосны для человека, рассказать об особенностях строения и биологических особенностях голосеменных на примере сосны и ели. 2) Коррекция логического мышления на основе упражнения в сравнении и ели и сосны. 3) Экологическое воспитание, воспитание бережного отношения к лесу.
« Звенит заливистый звонок, Вас ждёт интересный, полезный урок Чудесным пусть будет у нас настроение, Легко и прелестно даётся учение!
Повестка встречи. 1.Географическая справка. 2.Царица северных лесов и её подруга. Мини- исследование. 3.Красота хвойных лесов. 4.Физкультминутка « В лесу». 5. Лес и искусство. 6.Из истории… 7. Значение хвойных. 8. Охрана хвойных лесов.
Лесная зона расположена в европейской и азиатской частях России, имеет площадь 6,3 млн кв.км. Она занимает почти половину территории нашей страны.
Карта Республики Марий Эл. Республика Марий Эл расположена на Восточно-Европейской равнине в зоне смешанных и хвойных лесов. Они занимают более половины территории республики.
Карта Мари – Турекского района. Мари-Турекский район находится на северо-востоке республики. Район относится к числу районов со средней лесистостью – 31, 7%.
Сосна обыкновенная. Сосновый лес – бор Светолюбивая Засухоустойчивая Холодостойкая Почва менее плодородная Форма кроны – куполообразная.
Ель. Еловый лес – ельник. Теневыносливая Влаголюбивая Холодостойкая Почва плодородная Форма кроны – пирамидальная .
Выполните задание: Признаки. Ель Сосна Цвет коры Цвет хвои Длина хвои Расположение хвоинок. Шишки.
Проверь себя. Признаки. Ель Сосна Цвет коры Тёмно-бурая Оранжево-бурая Цвет хвои Длина хвои Расположение хвоинок. Тёмно-зелёная Короткая Хвоинки одиночные Светло-зелёная Длинная Пучками по две хвоинки Шишки. Длинные Короткие.
И.И.Шишкин- богатырь русского леса. « Люблю я по- настоящему русский лес и только его пишу» И.И.Шишкин.
Корабельная роща. И.И.Шишкин .
Японское слово « бонсай » переводят как «дерево в плошке». Это миниатюрное растение, обычно не выше 1 м, в точности повторяющее облик взрослого дерева. Иногда к дереву добавляют мох, камни .
Кунсткамера – музей природных диковинок. Кунсткамера – первый российский музей, основанный Петром I. Он ведет свою историю еще с конца XVII века, когда молодой царь начал собирать всевозможные диковинные вещи и инструменты. Из заграничных поездок он привозил модели кораблей и машин, приборы и инструменты, чучела животных и птиц.
Музей деревянного зодчества « Коломенское»
Царский дворец . «Сосновое диво» 1669 год
Моховая башня Братская башня . « Святые ворота» Николо-Корельского Монастыря .
Значение сосны. Древесина Искусственный шёлк Музыкальные инструменты Судостроение Скипидар Канифоль Хвойно-веточный корм Лекарственные препараты Мыло, крема, зубная паста
Значение ели. Строитель ство Бумага Топливо Спички Фанера Скипидар Канифоль
Янтарная комната в Царском Селе.
Санаторий « Сосновый бор» "Санаторий "Сосновый бор" расположен в живописном сосновом бору на берегу озера "Карась" в 28 км от столицы Республики Марий Эл города Йошкар-Ола.
Берегите лес. Соблюдайте правила: в лесу будьте осторожны с огнем; охраняйте, берегите муравейники ; не оставляйте мусор; с обирайте макулатуру (60 кг - сохраняет жизнь взрослого дерева, имеющего возраст 50–60 лет).
Петр 1 для предотвращения самовольных рубок в лесах принял Указ и образовал лесную стражу.
В Лесном кодексе устанавливаются правовые основы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Операция « Ель» Заготовкой елей к празднику занимаются 37 лесных хозяйств Марий Эл. З а каждый незаконно срубленный ствол ели штраф 500 рублей и 1,5–2 тысячи рублей административного штрафа .
Признаки . Ель Сосна Требования к условиям жизни : отношение к свету отношение к теплу отношение к влаге. плодородию почвы. Форма кроны Цвет коры Окраска хвои Длина хвои Расположение хвои Шишки . Выполните задание.
Признаки . Ель Сосна Требования к условиям жизни : отношение к свету отношение к теплу отношение к влаге. плодородию почвы. теневыносливая холодостойкая влаголюбивая плодородная почва светолюбивая холодостойкая засухоустойчивая менее плодородная почва Форма кроны пирамидальная куполообразная Цвет коры тёмно-бурая оранжево-бурая Окраска хвои тёмно-зелёная светло-зелёная Длина хвои короткая длинная Расположение хвои хвоинки одиночные пучками по две хвоинки Шишки . длинные короткие Проверь себя .
Найди одно неверное утверждение. 1.Сосна неприхотливое дерево. 2.Ель теневыносливая культура. 3.Крона сосны куполообразная. 4.Хвоинки сосны короткие и колючие, а у ели длиннее и мягче. 5.Шишки у сосны короткие, а у ели длинные. 6 Хвоинки сосны расположены по две – парами, а у ели - поодиночке.
Проверь себя. 1.Сосна неприхотливое дерево. 2.Ель теневыносливая культура. 3.Крона сосны куполообразная. 4.Хвоинки сосны короткие и колючие, а у ели длиннее и мягче. 5.Шишки у сосны короткие, а у ели длинные. 6 Хвоинки сосны расположены по две – парами, а у ели - поодиночке.
Итог урока . Как вы считаете , мы справились с той задачей, которую ставили в начале урока? Вы сегодня молодцы. Потрудились хорошо, сумели ответить на все вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по развитию речи в 5 классе на тему: «Хвойные деревья. Ель и сосна»
Урок подготовлен для учеников 5го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида. На уроке используются природный материал, красочная наглядность, задания творческог...
Урок развития речи "Лиственные и хвойные деревья"
Урок развития речи в коррекционой школе...
Экологический проект "Оценка и определение загрязнения окружающей среды по состоянию хвои, по изменениям признаков хвойных деревьев.
Научить учащихся определять признаков загрязнения окружающей среды по местным признакам....
открытый урок "Хвойные деревья. Сосна. Ель.
Цели урока:1. Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития ...
Хвойные деревья. Сосна. Ель.
Тема урока : Хвойные деревья. Сосна. Ель.Цели урока:1. Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.2. Коррекционно – ра...
Презентация "Берегите хвойные деревья"
презентация для экологического классного часа "Берегите хвойные деревья"...