Семинар для воспитателей : " Использование игр и игровых приемов в период обучения грамоте" .
консультация на тему
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»
Провела : учитель-логопед :
Синявская Виктория Александровна
2015г.
Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности, ласки. Обучение грамоте детей дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих ,говорить перед товарищами, отвечать на вопросы, спрашивать ,пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание просмотренных фильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин. Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для уроков развития речи в школьный период.
Работая с детьми логопатами, приходится постоянно искать новые, более эффективные формы работы. Проверка детей, выпущенных из речевых групп, на протяжении многих лет показала хорошее их общеречевое развитие и успешное обучение в школе. Будучи в речевых группах, дети овладели правильной речью: имеют богатый словарный запас, умеют логически мыслить, правильно строить предложения, рассказывать, объяснять. Хочу поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с ОНР.
Игры и игровые приемы :
- Совмещение работы над звуком и буквой.
Познакомив детей со звуком, я даю сразу же его графическое изображение - букву. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, упражняются в их написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются.
Для того, чтобы лучше запомнить букву используется игра: «На что похожа буква?», которая сопровождается небольшим стихотворением. Данное стихотворение мы с детьми заучиваем.
Например:
Буква У
У- как у зайчонка ушки.
Эти ушки- на макушке.
Буква А
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
Буква Б
Б- большая бочка с краном.
Пьем из бочки утром рано.
Буква В
На букве В объеду весь свет,
Ведь буква В – велосипед.
Данная игра сопровождается картинками- символами.
- Игра : « Найди все буквы…»
Каждому ребенку выдается листок с картинками с изображением различных букв.
Я прошу детей найти и обвести в кружок все буквы ( например М), с которой мы познакомились на данном занятии.
- «Найди место звука в слове» или « Светофор»
При помощи так называемого светофора и уточки я показываю детям специально подобранные картинки с изучаемым звуком. Детям надо определить , где находится заданный звук : в начале, середине или конце.
- Игра : « Загадки»
Детям нужно отгадать загадки на заданный звук, назвать первый звук в отгадках и разделить слово на слоги.
Например , при знакомстве с буквой В:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? ( Волк)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. ( Воробей)
Чтоб не мерзнуть , пять ребят
В печке вязаной сидят. ( Варежки)
Зверь я горбатый ,
А нравлюсь ребятам. ( Верблюд)
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мед. ( Вишня)
Без рук, без ног,
А ворота открывает. ( Ветер)
- Фонетическое упражнение.
Детям предлагается картинка с изображением символа данного звука. Логопед просит правильно произнести звук, изображая действие предмета или действия на картинке.
Например ,для звука З
Муха звенит : ЗЗЗЗЗЗЗ….
Комар звенит : з’з’з’з’з’з’…
- Дидактическое упражнение : « Хлопни в ладоши»
Детям предлагается внимательно послушать логопеда и хлопнуть в ладоши один раз , если услышат изучаемый звук ; два раза, когда дети услышат изучаемый звук в слогах и три раза, когда услышат этот звук в слове.
Например : для звука Н
- н ,п, б ,н , м,н,н, м,н…
- на, па, ну, му, ны, но, ан, ом, он…
- Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина, санки…
- Игра : « Собери букву», « Слепи букву»
Из счетных палочек детям предлагается сложить изучаемую букву . Из пластилина- вылепить букву.
- Игра : « Поезд»
На наборное полотно выставляется изображение поезда с вагонами. Изученные буквы помещаются в окошки и детям предлагается прочитать полученные слоги, а в последствии слова с изученными буквами.
- Дидактическое упражнение : « Скажи наоборот»
Данное упражнение лучше всего проводить , как игру с мячиком. Логопед называет слог и бросает мячик ребенку. Ребенок должен назвать этот слог наоборот.
Например : для звука П
па-ап , по- оп, пу- уп, …
уп-пу, ап- па, оп- по….
- Игра : « Слоговой аукцион»
- Детям предлагается добавить определенный слог в конце слова , чтобы получилось слово.
Например , договорить БА:
вер…., из…, тру…, гу…., стрель…, борь… .
договорить слог БЫ :
тру…, гу…, клум…, тум…, из… .
- Более сложное задание, когда детям предлагается добавить нужный слог в начале слова :
БА : - тон, -гаж, - лет
БУ : - кет, - мага, - тылка, - тон.
- Игра : « Буквы рассыпались»
Детям предлагается назвать предложенную картинку и собрать данное слово из рассыпанных букв.
- Игра : « Кто больше?»
Дети делятся на команды , и каждой команде предлагается придумать и назвать слово с изучаемым звуком. За правильный ответ команда получает фишку. Выигрывает та команда, у которой фишек. Больше.
Таким образом , данные игры и упражнения позволяют нам не только привлечь внимание детей к данному занятию, но и способствуют более эффективному запоминанию изученных букв и звуков .
|
|
| |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»
Провела : учитель-логопед :
Синявская Виктория Александровна
2015г.
Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности, ласки. Обучение грамоте детей дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих ,говорить перед товарищами, отвечать на вопросы, спрашивать ,пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание просмотренных фильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин. Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для уроков развития речи в школьный период.
Работая с детьми логопатами, приходится постоянно искать новые, более эффективные формы работы. Проверка детей, выпущенных из речевых групп, на протяжении многих лет показала хорошее их общеречевое развитие и успешное обучение в школе. Будучи в речевых группах, дети овладели правильной речью: имеют богатый словарный запас, умеют логически мыслить, правильно строить предложения, рассказывать, объяснять. Хочу поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с ОНР.
Игры и игровые приемы :
- Совмещение работы над звуком и буквой.
Познакомив детей со звуком, я даю сразу же его графическое изображение - букву. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, упражняются в их написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются.
Для того, чтобы лучше запомнить букву используется игра: «На что похожа буква?», которая сопровождается небольшим стихотворением. Данное стихотворение мы с детьми заучиваем.
Например:
Буква У
У- как у зайчонка ушки.
Эти ушки- на макушке.
Буква А
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
Буква Б
Б- большая бочка с краном.
Пьем из бочки утром рано.
Буква В
На букве В объеду весь свет,
Ведь буква В – велосипед.
Данная игра сопровождается картинками- символами.
- Игра : « Найди все буквы…»
Каждому ребенку выдается листок с картинками с изображением различных букв.
Я прошу детей найти и обвести в кружок все буквы ( например М), с которой мы познакомились на данном занятии.
- «Найди место звука в слове» или « Светофор»
При помощи так называемого светофора и уточки я показываю детям специально подобранные картинки с изучаемым звуком. Детям надо определить , где находится заданный звук : в начале, середине или конце.
- Игра : « Загадки»
Детям нужно отгадать загадки на заданный звук, назвать первый звук в отгадках и разделить слово на слоги.
Например , при знакомстве с буквой В:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? ( Волк)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. ( Воробей)
Чтоб не мерзнуть , пять ребят
В печке вязаной сидят. ( Варежки)
Зверь я горбатый ,
А нравлюсь ребятам. ( Верблюд)
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мед. ( Вишня)
Без рук, без ног,
А ворота открывает. ( Ветер)
- Фонетическое упражнение.
Детям предлагается картинка с изображением символа данного звука. Логопед просит правильно произнести звук, изображая действие предмета или действия на картинке.
Например ,для звука З
Муха звенит : ЗЗЗЗЗЗЗ….
Комар звенит : з’з’з’з’з’з’…
- Дидактическое упражнение : « Хлопни в ладоши»
Детям предлагается внимательно послушать логопеда и хлопнуть в ладоши один раз , если услышат изучаемый звук ; два раза, когда дети услышат изучаемый звук в слогах и три раза, когда услышат этот звук в слове.
Например : для звука Н
- н ,п, б ,н , м,н,н, м,н…
- на, па, ну, му, ны, но, ан, ом, он…
- Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина, санки…
- Игра : « Собери букву», « Слепи букву»
Из счетных палочек детям предлагается сложить изучаемую букву . Из пластилина- вылепить букву.
- Игра : « Поезд»
На наборное полотно выставляется изображение поезда с вагонами. Изученные буквы помещаются в окошки и детям предлагается прочитать полученные слоги, а в последствии слова с изученными буквами.
- Дидактическое упражнение : « Скажи наоборот»
Данное упражнение лучше всего проводить , как игру с мячиком. Логопед называет слог и бросает мячик ребенку. Ребенок должен назвать этот слог наоборот.
Например : для звука П
па-ап , по- оп, пу- уп, …
уп-пу, ап- па, оп- по….
- Игра : « Слоговой аукцион»
- Детям предлагается добавить определенный слог в конце слова , чтобы получилось слово.
Например , договорить БА:
вер…., из…, тру…, гу…., стрель…, борь… .
договорить слог БЫ :
тру…, гу…, клум…, тум…, из… .
- Более сложное задание, когда детям предлагается добавить нужный слог в начале слова :
БА : - тон, -гаж, - лет
БУ : - кет, - мага, - тылка, - тон.
- Игра : « Буквы рассыпались»
Детям предлагается назвать предложенную картинку и собрать данное слово из рассыпанных букв.
- Игра : « Кто больше?»
Дети делятся на команды , и каждой команде предлагается придумать и назвать слово с изучаемым звуком. За правильный ответ команда получает фишку. Выигрывает та команда, у которой фишек. Больше.
Таким образом , данные игры и упражнения позволяют нам не только привлечь внимание детей к данному занятию, но и способствуют более эффективному запоминанию изученных букв и звуков .
|
|
| |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр и игровых приемов в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью
В данной статье рассматривается роль влияния игровой деятельности в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталость, включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы, через игр...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Данный проект направлен на обучение грамоте детей подготовительной логопедической группы, что, прежде всего, предполагает работу, направленную на развитие фонематического слуха и восприятия, а также о...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю важно научиться, умело использовать игру на уроке. ...
Презентация к уроку по развитию речи в период обучения грамоте. 1 класс "Дети в лесу". Для учащихся с родным (тувинским) языком обучения
Презентация к уроку в 1 классе в период обучения грамоте. Показан приём составления "Карты осмысления и запоминания событий" . Для учащихся с родным (тувинским) языком обучения....
Статья "Коррекционно-развивающие упражнения на уроках в период обучения грамоте."
Методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа слова....
Конспект коррекционного занятия в 1 классе в период обучения грамоте
Консперк занятия с детьми ОНР в 1 классе...
Игровые приемы в онлайн-обучении географии
Детям в любом возрасте достаточно сложно воспринимать монолог на уроке в условиях онлайн-обучения, они часто отвлекаются, выпадая из процесса, поэтому важно чередовать методы лекционного плана игровым...