Формирование фонетически правильной речи
статья на тему
Предварительный просмотр:
Формирование фонетически
правильной речи - важная задача
логопедической работы
с детьми дошкольного возраста.
Автор: Учитель – логопед
Кориневская Р. Г.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстникам о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша поговорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого взгляда пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух - и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Все фонетические нарушения речи должны быть своевременно выявлены и устранены. Для этого ребенка-логопата необходимо направить на консультацию к специалистам: логопеду, детскому невропатологу, психиатру. У детей с тяжелыми нарушениями речи при наличии выраженных фонетических дефектов (звукопроизношения и слоговой структуры слов) могут быть выявлены и нарушения слуха разной степени, поэтому в некоторых случаях необходима консультация врача-сурдолога. Нередко логопедическая коррекция осуществляется на фоне медикаментозного лечения, психои физиотерапии.
Таким образом, ранее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений - важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009
В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным....
Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с дизартрией
В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необходимо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на...
«Интернет - технологии в формировании фонетических навыков речи»
Так как у учителя нет возможности обеспечить обучающихся реальной языковой средой носителей языка, учитель может широко использовать ИКТ при обучении фонетическому материалу.Однако при этом необ...
статья "Формирование фонетически правильной речи"
формирование правильной речи...
Конспект фронтально занятия по формированию фонетической стороны речи для детей 5 - 6 лет, I период обучения Тема: «Звук [ Н] и буква Н»
Конспект фронтально занятия по формированию фонетической стороны речи для детей 5 - 6 лет, I период обучения Тема: «Звук [ Н] и буква Н»...
Презентация занятия по формированию фонетической стороны речи "Звуки Ф-В".
Материал адаптирован для работы родителей с детьми во время режима самоизоляции...
"Дифференциация звуков Т - ТЬ". Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по формированию фонетической стороны речи.
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-ТЬ в слогах, словах и предложениях, их акустическую и артикуляционную характеристики; упражнять детей в их дифференциации; учить опред...