Доклад "Практическая реализация здоровьесберегающих технологий в условиях специального коррекционного учреждения"
статья на тему
В докладе говорится о методе БОС. Метод биологической обратной связи (БОС) – передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_v_papo_v_moskvu.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат V вида»
Доклад в ПАПО
Практическая реализация здоровьесберегающих технологий в условиях специальных коррекционных учреждений.
Выступила учитель начальных классов
Широкова Е.Д.
В 2008 году наш педагогический коллектив вышел на новый уровень использования здоровьесберегающих информационных технологий.
Мы приобрели и осваиваем логотерапевтическое оборудование, работающее по методу биологической обратной связи. Метод биологической обратной связи (БОС) – передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации педагог может влиять на организм ребенка с отклонениями в развитии и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности, заложенные в нем, с целью совершенствования функций и приведения их в норму, тем самым, сохраняя и укрепляя здоровье ребенка.
Логотерапевтическое оборудование состоит из компьютерного комплекса, преобразователя биоэлектрических сигналов и датчиков. Датчики двух видов: передающие частоту сердечных сокращений, они крепятся под грудью и передающие частоту дыхания, они закрепляются чуть выше пупка, поверх одежды (слайды).
Одним из основных этапов работы по методу БОС является формирование у ребенка диафрагмально - релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). Что же это значит? Диафрагмально – релаксационный тип дыхания это умение дышать диафрагмой. Этот тип дыхания наиболее полезен для человека. Во-первых потому, что он заложен в нас самой природой, примером являются новорожденные дети, они дышат диафрагмой. Во-вторых потому, что этот тип дыхания приводит в гармонию работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Почему это важно? Ни для кого не является секретом что сердечно-сосудистая и дыхательная системы взаимосвязаны. Сердце качает кровь, его правая половина отправляет кровь в легкие, а левая прогоняет по организму, перенося кислород ко всем клеткам тела. Таким образом, устройство системы кровообращения подчинено в первую очередь задачам насыщения организма кислородом, т.е. дыхательной функции. Чтобы функция дыхания наиболее полно выполняла свое главное предназначение – максимального газообмена, надо, чтобы сердечно-сосудистая система человека работала в гармонии с дыхательной системой. Для этого человеку необходимо, дыша диафрагмой, обеспечить на выдохе минимальную величину частоты сердечных сокращений, а вдох начинать, когда частота сердечных сокращений начинает повышаться. Гармонизация работы двух важнейших систем организма позволит достигнуть максимальной величины дыхательной аритмии сердца. Дыхательная аритмия сердца - это разница между частотой пульса на вдохе и на выдохе. Чем ДАС выше, тем активнее защитные силы организма, что обеспечивает наименьшую подверженность заболеваниям. Релаксация – важный компонент методики. Нужно научить ребенка расслабляться. В удобном кресле с высокой спинкой и подлокотниками следует помочь ему найти наиболее комфортное положение. Расслаблению и успокоению помогает спокойная обстановка в кабинете и приятная музыка.
Формирование диафрагмально - релаксационного типа дыхания проходит на неречевых сюжетах. Во время занятия это выглядит следующим образом. Ученик сидит в свободной позе перед компьютером и выполняет инструкции педагога. Датчики передают ЧСС и ЧД на экран компьютера, если обучаемый выполняет инструкцию неверно, то изображение на экране меняется. Ученик, увидев этот сигнал, исправляется. Таким образом происходит до тех пор, пока у обучаемого не сформируется устойчивый навык диафрагмального дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца.
Рассмотрим результаты двух занятий одного из учеников по формированию диафрагмально-релаксационного типа дыхания (слайды). Синяя кривая это дыхание, а красная кривая это пульс. На 3 занятии у Артема часто дыхание возвращается к грудному, дыхательная аритмия сердца низкая, синхронизация дыхания и пульса нарушена. Числовые показатели улучшаются, но не на много: ЧСС уменьшается на 2 единицы, частота дыхания снижается также на 2 дыхательных движения и ДАС увеличивается на 6 единиц. На 12 занятии мы наблюдаем синхронизацию дыхания и пульса, дыхание только диафрагмой, ДАС высокая. На числовых показателях это также отражается: ЧСС уменьшается на 4 единицы, частота дыхания с 22 дыхательных движений уменьшается до 14, и ДАС увеличивается с 45 до 60 единиц.
Овладев этим типом дыхания, любой человек получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние организма при расстройствах и заболеваниях, а также использовать этот тип дыхания для общего укрепления здоровья.
Кроме обучения диафрагмально-релаксационному типу дыхания логотерапевтическое оборудование успешно нами используется для работы над коррекцией заикания у детей. То, что речь – это основа общения людей друг с другом, понятно каждому. Но для многих людей может оказаться неожиданным, что речь, неверно поставленный голос могут привести к самым разным заболеваниям и недомоганиям. Вспомните: если вы взволнованы, то выразить свои суждения бывает очень трудно, а заикающемуся ребенку это сделать в несколько раз труднее: у него повышается артериальное давление, резко увеличивается частота сердечных сокращений, повышается частота дыхания и уменьшается дыхательная аритмия сердца. Ребенок, обладающий навыком диафрагмального дыхания, этого не испытывает. Правильное дыхание увеличивает ДАС, что приводит к благоприятному физиологическому состоянию организма: частота дыхания снижается, артериальное давление нормализуется, пульс уменьшается.
Сущность метода БОС при коррекции заикания, заключается в обучении ребенка контролировать и целенаправленно изменять течение нарушенной физиологической функции, участвующей и влияющей на процесс речеобразования (дыхание, мышечный тонус, психо-эмоциональное состояние). Для этого с помощью приборов БОС регистрируют физиологические параметры обучаемого, связанные с нарушенной функцией, и предъявляют их ему в виде визуального сигнала обратной связи. Получая объективную информацию о нарушенной функции, ученик находит и обучается воспроизводить такое состояние, которое нормализует эту функцию.
Работа над речью строится на хорошо закрепленном навыке диафрагмально-релаксационного дыхания. Для занятий над речью используются речевые сюжеты программы. Это «Открывание», « Строки», «Текст», «Пересказ», «Описание». На этих сюжетах дети учатся произносить слоги, слова, предложения, тексты на максимально удлиненном, плавном и равномерном выдохе.
Рассмотрим несколько речевых сюжетов (слайды).
На сюжете открывание ребенок произносит слово по мере его открывания на длительном и плавном выдохе. На сюжете строки ребенок произносит целую строку из нескольких слов на длительном и плавном выдохе. Все рабочие сюжеты чередуются сюжетами отдыха, в это время дети могут смотреть слайды различной тематики или слушать сказки.
Суммируя все вышеизложенное необходимо отметить, что в логотерапевтическом кабинете учащиеся приобретают навык здоровья, который останется с ними на всю жизнь. Жизнь долгую, здоровую и счастливую. Что подразумевается под навыком здоровья? В первую очередь, это умение защищаться от неблагоприятных факторов внешней среды: неблагополучной экологической ситуации, высоких учебных нагрузок, стрессов школьной жизни. И это не голословные заявления. У ребят нашей школы-интерната, занимающихся в логотерапевтическом кабинете, значительно снизилось количество пропусков уроков по болезни, улучшилась техника чтения, дети стали принимать участие в школьных праздниках, заучивая наизусть стихи, что раньше они не могли делать в связи с большим количеством запинок в речи, обусловленных заиканием.
Таким образом, использование логотерапевтического оборудования по методу биологической обратной связи является актуальным и востребованным в практической реализации здоровьесберегающих технологий в условиях специальных коррекционных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми в условиях (специального) коррекционного образовательного учреждения.
Мир детства - чудесная планета, жители которой многому учатся, познают окружающий мир, приобретают необходимые личностные качества, многое понимают и чувствуют. Ребенок ежедневно погружается в разли...
Статья «Создание коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения II вида»
В статье кратко представлены основные аспекты по созданию коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения для слабослышащих учащихся. Статья со...
Здоровьесберегающие технологии в условиях ГПД коррекционной школы VIII вида
Одной из приоритетных задач начального образования в современных условиях является сохранение и укрепление здоровья детей.С другой стороны, для детей с нарушениями интеллекта, необходимо снизить ...
Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.
С Содержание: 1.Предисловие 2. Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...
РАБОТА НАД РЕЧЬЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Проблема, рассматриваемая очень актуальна, так как активизация речевого развития учащихся с нарушенным слухом во внеурочное время, в частности, навыков восприятия речи и правильного произношения...
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ"
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ...