Конспект урока "Путешествие к М.ГОрькому"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Никулина Ирина Владимировна

Данный материал будет интересен учителям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_virtualnoe_puteshestvie_k_m._gorkomu.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

  • Тема: Виртуальное  путешествие   к    А.М.Горькому.

Цель  урока:  Исследовать  и  проанализировать   значимость  детских  лет  в  формировании  нравственного  облика  человека   через  произведения  М. Горького   и  основываясь  на  Конвенции  ООН  о  правах  ребенка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-обучать  использовать  полученные  знания  в  нестандартной  форме;

-развивать  коммуникативные  знания (диалогическую, монологическую речь);

-активизировать  словарный  запас  обучающихся, воспитанников

Коррекционно-развивающие:

-учить  обобщать,  анализировать   через  установление  причинно-следственных  связей, через  приобщение  обучающихся,  воспитанников   к  самостоятельной  эвристической  деятельности;

-развивать  память  и  навыки  работы  с  художественным  текстом

-формировать умение   охарактеризовать героев;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать  сочувствие, сострадание, настойчивость в  преодолении  трудностей;

-воспитывать  интерес  к  истории города и прославленных нижегородцев.

                                                         Ход     урока.

  1.  Организационный  момент.

-Сегодня   мы  отправляемся  в  виртуальное   путешествие     к     великому     нижегородскому   писателю   А.М. Горькому.  Мы   уже   ознакомились  с  его  биографическими данными  и  главами    его  автобиографических  повестей    «Детство»,  «В  людях».  И  наше  путешествие  основано  на  этом  материале. Мы будем учиться читать,  анализировать  произведение,  делать выводы.

  1.  Разминка  для  путешественников.

«Беды    мучат,   да  уму    учат».

«Взялся  за   гуж,  не  говори,  что не  дюж».

«Жизнь  прожить -  не  поле  перейти».

(Проговаривать  поговорки  начинают  слабые  обучающиеся,  воспитанники  Лосев А.,  Столярова  Е.,  Пелехатий В.,  потом могут повторить другие учащиеся.)  

  1.   Станция    «Автобиографическая»

-Вспомним  некоторые  биографические  данные.

МАКСИМ

ГОРЬКИЙ

1868-1936

-Это  настоящее  имя  писателя?

-Нет,псевдоним.

СПРАВКА:  ПСЕВДОНИМ -   ЭТО    НОВАЯ  ФАМИЛИЯ,  КОТОРУЮ  ВЫБИРАЕТ  СЕБЕ  ПИСАТЕЛЬ  ИЛИ  АРТИСТ.

-А  знает  ли  кто ,  что  в  начале    своей  писательской  деятельности   у  автора  был    другой    псевдоним       ИЕГУДИИЛ     ХЛАМИДА.  

-Каково  настоящее имя    писателя?

АЛЕКСЕЙ

МАКСИМОВИЧ

ПЕШКОВ

Отец                                  Мать                             Дед                        Бабушка

Пешков                            Пешкова                 Каширин                   Каширина

Максим                           Варвара                   Василий                     Акулина

Савватеевич                   Васильевна             Васильевич               Ивановна

-Почему    Алеша  оказывается    в    доме  деда  Каширина   в  Нижнем  Новгороде?

Итак,   Алеша  Пешков  оказывается  в  доме  деда…..Там    он  не  остается  без  внимания  окружающих…..Каждый  из  взрослых,  как мы  видим  из  биографии, старается  внести  свою  лепту  в  образование  Алеши.

Заполним   индивидуально  тест.

ДЕД                                        РУССКАЯ  ГРАМОТА

МАТЬ                                     НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО

БАБУШКА                              ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКАЯ  ГРАМОТА

(Поставьте  стрелки - соответствия)

Итак,   Алеша   оказывается в   доме  деда.

  1. СТАНЦИЯ     «ДЕТСТВО»

Вот , как  Горький  описывает    свою  жизнь  в  доме  деда: «Началась  и  потекла  со  страшной  быстротой   густая,  пестрая,   невыразимо  странная  жизнь.  Она  вспоминается   мне,  как  суровая  сказка,  хорошо  рассказанная  добрым,  но  мучительно  правдивым  гением».   «Дом  деда   был  наполнен  горячим  туманом    взаимной   вражды  всех  со  всеми».

  1. Узнай   героя  по  описанию.  (работа в парах)

-Он  следил  за  мною    умными,  зоркими  зелеными  глазами;   всегда  хотелось  спрятаться    от  его  обжигающих  глаз.  Со  всеми  он  говорил  насмешливо,  обидно,  стараясь  рассердить  всякого.  (ДЕД)

-Круглая,  большеголовая,  с  огромными   глазами  и  смешным  рыхлым  носом;   она  вся  черная  мягкая     и  удивительно  интересная.   Говорила  она,  как-то  особенно  выпевая  слова ,и,  они  легко   укреплялись  в  памяти    моей,  похожие  на  цветы,  такие  же   ласковые,  яркие,  сочные. (БАБУШКА)

-Всегда  строгая,  говорила  мало;  чистая,  гладкая  и  большая,  как  лошадь,  у нее  жесткое  тело  и  страшно  сильные  руки.  (МАТЬ)

-Молодой,  широкоплечий,  с  огромной  кудрявой  головой, с  блестящими,  веселыми  глазами  под  густыми  бровями,  белыми  зубами  и  черной  полоской  молодых  усов.  (ЦЫГАНОК)

-Плешивый,  с  огромной  лысиной ,  бородатый  человек  в  темных  очках,  спокойный  и  невозмутимый. (МАСТЕР  ГРИГОРИЙ)

         2) «Логические  цепи»

- СУББОТНЯЯ  ПОРКА

-СЕМЕЙНАЯ  ССОРА

-СЛУЧАЙ  С  НАПЕРСТКОМ

(Поставить  события  в последовательном  порядке  и  подтвердить  отрывками из  текста)

ВОПРОСЫ  К  ОТРЫВКАМ:

-СЕМЕЙНАЯ  ССОРА

Из-за  чего  происходили  семейные  ссоры в  доме  деда?

Почему  они  вызывали  испуг  и  удивление  у  Алексея?

-СЛУЧАЙ  С  НАПЕРСТКОМ

Какие  отношения  между  людьми  были в доме деда? (издевательства,  обиды, доносы)

-СУББОТНЯЯ  ПОРКА

Как изменилось  отношение  к  людям  у  Алексея  после  субботней  порки?

Как  изменилось  отношение  к деду  после его посещения?

  1.  Сравни  синквейны.

ДЕТСТВО                                                                                                            ДЕТСТВО

ТЯЖЕЛОЕ, МРАЧНОЕ                                                                                РАДОСТНОЕ,  СЧАСТЛИВОЕ

РАБОТАТЬ, ПРЕОДОЛЕВАТЬ, ТЕРПЕТЬ                                         УЧИТЬСЯ, ИГРАТЬ, ЛЮБИТЬ

БЕДЫ МУЧАТ  - ЖИЗНИ УЧАТ.                                                        ДЕТСТВО  - ЭТО КРАСКИ  РАДУГ.

           ИСПЫТАНИЕ                                                                                         СЧАСТЬЕ

Итак,  какой  синквейн  мы  можем  отнести  к  вашему  детству,  а  какой  к  детству  Алексея?

Отца у Алексея  нет…В каком  возрасте  он  лишился  матери?    Кем  он  стал?   (сиротой)   Дед разорился и  последние его слова,  относившиеся  к  Алексею  были……

Ну,  Лексей,  ты  не  медаль,  на  шее  у  меня  тебе  делать  нечего…  Иди-ка  ты  в  люди…

  1. СТАНЦИЯ    «В  ЛЮДЯХ»

Отрывки    из  повести  «В людях»    мы  обсудим  ,основываясь  на  статьях  Конвенции  ООН  о  правах  ребенка,  которые  мы с  вами  выбрали.

Конвенция  ООН  о правах  ребенка  была  создана  в  1959  году   и  в  ней  описаны  все  права  ребенка.  Эти  статьи  защищают  права ребенка  на  протяжении  всей  его  жизни .

СТАТЬЯ № 0.

Ребенком  является  каждое   человеческое  существо  до  достижения  18-летнего  возраста.

СТАТЬЯ  № 1.

Государство    обеспечивает,  чтобы   ребенок  не  разлучался    с  родителями  вопреки  их  желанию,  только  если   это  является  необходимым  в  том  случае,  когда  родители  жестоко  обращаются с  ребенком  или  не  заботятся  о  нем.

СТАТЬЯ  №  2.

Родители  или  другие  лица,  воспитывающие  ребенка,  несут  основную  ответственность  за  обеспечение  в  пределах   своих  способностей  и  финансовых  возможностей,  условий  жизни,  необходимых  для  развития  ребенка.

-Мы выбрали    статьи, касающиеся  отношения  к  ребенку   в  настоящее время. А теперь  соотнесем  современные  статьи  Конвенции   с  жизнью  Алексея.  Выполнялись ли они в то время,  примерно 130 лет назад.

Дед не  захотел  взять  на  себя  ответственность  за  Алексея.  Алексей  пошел  в  люди…Жизнь  его  в   чужой  семье  мы  обсудим.  Будем  подтверждать  нарушения  прав  ребенка  статьями  Конвенции.

СТАТЬЯ  №  4

Государство   признает  право  на  защиту  от  экономической  эксплуатации  и  от  выполнения  работы,  которая  может  представлять  опасность  для  здоровья  или  служить  препятствием  в  получении  образования.

-Можем ли мы  сравнить эту  работу  с  вашими домашними  обязанностями?

-Как говорит об этом хозяин  дома?

СТАТЬЯ  № 5

Ребенок  имеет  право  на  образование,   бесплатное  и  обязательное,  по  крайней  мере на  начальных  стадиях.  Образование  направлено   на  развитие  личности, талантов и  способностей  ребенка.

-Чему хотел  научиться Алексей?

- Было ли у него время и возможности учиться?

СТАТЬЯ № 6

Государство  принимает  все  меры  с  целью  защиты  ребенка  от  всех  форм  физического  и  психического  насилия,  оскорбления,  грубого  обращения  со  стороны  опекунов  или  другого  лица,  заботящегося  о  ребенке.

-Это было только один раз?  Подтвердите это словами  Алексея.

Обратим  внимание  на. статью  №7

Ребенок,  который   временно  или  постоянно  лишен  своего  семейного  окружения, имеет  право  на  особую  защиту  и  помощь  государства.

Итак,  в  наше  время ,  ребенок  защищен   государством   и  может  обратиться  за  помощью  к  учителям , взрослым , по телефону  доверия. В то время  этих  законов  не было.

РЕФЛЕКСИЯ

Детство  оставляет  в  жизни  человека  огромный  след  на  всю  жизнь.

Любовь  к  отцу  и  матери  сохранилась  у  Алексея  на  всю  жизнь.  

Жизнь  в  доме  деда  и  в  людях  закалила  его  и  научила  многому.

Как вы думаете,  о  ком  эти   слова: «До  нее    как  будто  спал  я,  спрятанный   в  темноте,  но  явилась  она,  разбудила ,  вывела  на  свет,  связала  все  вокруг  меня  в  непрерывную  нить ,  сплела  все  в  разноцветное  кружево    и  сразу   стала  на  всю  жизнь  другом ,  самым  близким   сердцу  моему ,самым  понятным  и  дорогим  человеком ,-  это  ее  бескорыстная  любовь  к  миру  обогатила  меня ,  насытив   крепкой  силой  для  трудной  жизни».

-Кем стала бабушка  для  Алексея?  Почему?  (Учила  его  жизни , доброте,  пела   песни рассказывала  сказки  и  диковинные  истории ,  научила  любить бога ,защищала от бед и недобрых  людей, была  отдушиной в  его жизни. )

-Какое  отношение  к  деду  сформировалось у  Алексея? Почему он был  таким?   Что  сломило  его?  Как вы  думаете ,  отправил ли  бы  дед  Алексея  в  люди , если бы жизнь  его складывалась благополучно?

Несмотря  на  испытания,  Горький  стал   великим  писателем  и  пронес  любовь  к  детям  и  всем  людям  через всю  жизнь…

Подведение  итогов.

Домашнее  задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».

Урок входит в серию занятий по творчеству писателей  20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"...

Конспект урока по произведению М. Горького «Детство» (отрывок)

Урок построен по принципу научности и доступности программного материала. Он систематизирует и упорядочивает знания обучающихся по изучаемому произведению; способствует более глубокому проникновению в...

Человек в горниле времени. Раннее романтическое творчество М.Горького. 11 класс. План-конспект урока и презентация.

Предложенные материалы входят в состав проекта "Золотые уроки учителей Петербурга".Ознакомиться с видео-уроком можно в разделе Видео или на сайте школы №27....

Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: М.Горький "Заветы отца"

Продолжить знакомство с творчеством М. Горького; формировать навыки выразительного  чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения;  развивать умение проводить пои...

Конспект урока литературы "М.Горький. "Легенда о Данко"

Данный урок является заключительным при изучении творчества М.Горького в 7 классе....

Конспект урока по литературе. 11 класс. М.Горький

А.М.Горький. Пьеса «На дне».  Один день среди обитателей ночлежки. «Погружение» в текст....