логопедического занятия 1 класс Тема :«Звук и буква И »
план-конспект по теме
Предварительный просмотр:
логопедического занятия 1 класс
Тема :«Звук и буква И »
Цели:
Образовательные:
- формировать умение соотносить звук [и], букву И,
- познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [и];
- познакомить с буквой И как письменным обозначением звука
- учить писать печатную букву используя образец.
- учить различать гласные звуки
- обогащать словарь существительных, прилагательных .
Коррекционно- развивающие
- развивать фонематическое восприятие на основе умения выделять звук [и] среди других звуков, в слогах, в словах;
-развивать фонематический анализ и синтез – на основе упражнений в определении места звука [и] в слове;
- развивать зрительное, слуховое внимание, зрительную, слуховую, тактильную память, уточнять и закреплять понятие о гласных звуках;
- распознавать такие фонетические единицы, как звук и слог;
- развивать пространственно-временные представления;
- воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.
- закреплять понятия: гласный звук,
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету;
- работать над формированием положительной мотивации к занятиям;
- формировать умение оценивать свою работу и работу товарищей;
- воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.
Оборудование:
- Предметные картинки.
- Сюжетные картинки.
- Тетради.
- Цветные карандаши.
- Зеркала.
Ход занятия:
1. Психолого-педагогический настрой. Развитие общей моторики.
Перед началом занятия становимся в кружочек.
Прекрасно все на небе | Поднимаем руки вверх. |
Прекрасно на земле. | Садимся и опускаем руки. |
Прекрасно все вокруг. | Разводим руки в стороны. |
Прекрасно все во мне. | Прижимаем руки к груди. |
2.Ритуал начала. Массаж лица.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило. | Поглаживающие движения |
Ходит пальчик по дорожке: Вверх-вниз, вверх-вниз, Будут розовыми щечки: Вверх-вниз, вверх-вниз, | Зигзагообразные движения |
Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи! | Постукивающие движения |
Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило. | Поглаживающие движения |
3. Формулирование темы и цели урока.
Рассмотри картинку день рождения у ослика ИА. Что подарили ИА на день рождения? Какие предметы мы можем объединить по общему признаку?
Пирамидка, кубики, мозаика, мишка-это игрушки. В названии каждой игрушки есть звук И. Значит тема сегодняшнего урока- Звук И и буква, которая его обозначает.
Цель нашего урока- познакомиться со звуком И и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук И и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.
4. Артикуляционная гимнастика.
Наш Ослик Иа, уж очень молчиливый, а мы с вами будем учится много и правильно говорить. Вы согласны? (раздаются зеркала)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Чтоб можно было нас понять
Надо язычок размять.
- Упражнение «Заборчик».
- «Часики».
- «Чистим зубы». самомассаж языка. (считаем до 10)
- Сегодня мы с вами разучим новое артикуляционное упражнение.
« Язычок свой тонко- тонко, вытяни как ты иголку» (показ упражнения)
- Как вы думаете, какое название можно дать этому упражнению? (Иголка)
5. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам:
Произнесите слово ИГРУШКИ. Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове? Произнесите этот звук, глядя в зеркало и расскажите, как расположены органы речи при произнесении этого звука
- Давайте произнесем звук (и) громко, тихо, шепотом, спойте его. Губы растягиваем в улыбке, открываем рот и произносим.
- Посмотрите, ваш ротик улыбается. Язык отпускается.
- А что такое звук? (звук мы произносить, слышать)
- Догадались какой это звук гласный или согласный? Почему? Какие гласные мы еще знаем?
- Научим всех гостей правильно произносить звук (и)? Как расположены губы (в улыбке)
- Как можно назвать этот звук (улыбчивый, радостный, веселый)
6. Развитие фонематического слуха.
1) Выделение на слух звука И: - Ребята, Иа хочет, чтобы вы услышали звук И.
- Из ряда гласных– Я прошу внимательно послушать гласные буквы и хлопнуть в ладоши, если в них вы услышите звук И:- И А У И А А У И И А И
- Из слогов – Я прошу внимательно послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если в них вы услышите звук И:- АХ УХ ИХ ИМ АМ ИТ УМ ИМ
- Из слов- ириска, апрель, изба, учитель, автобус, иголка, урок, индюк, арка.
2) Прочитай слитно и протяжно сочетания из 2 букв
ИА АИ ИУ УИ АУ УА
7. Физкультминутка (логоритмика).
Игрушки | |
Превращаемся в игрушки | Повороты вокруг себя, руки на поясе. |
В куклы, мячики, хлопушки! | Повороты корпуса вправо – влево. |
Полосатый круглый мяч | Соединить пальцы рук в «замок», округлив |
| |
Он уже пустился вскачь. | Пружинистые приседания – руки на поясе. |
Я колеса надеваю, | Попеременные постукивания кулачками рук |
| |
Пирамидку собираю! | «Чертим» ладонями треугольник перед собой. |
А из кубиков мы сможем | Руки на поясе, наклонить корпус вперёд - |
| |
Сделать башню, мост и дом | Соединить ладони треугольником перед |
| |
| |
| |
И пусть куклы и матрешки | Маршируют, высоко поднимая колени. |
Расставляют мебель в нем! | Развести руки перед собой, наклонив корпус |
| |
Обруч кружим, | 2 круговых маха прямыми руками вперёд. |
Кегли ставим - | Мах прямыми руками вперед – назад. |
Все игрушки очень хвалим! | Жест «О кей!». |
8. Знакомство с буквой И.
- Ребята, вы уже знаете, что каждый звук обозначается буквой. Звук [и] обозначается буквой И. Посмотрите и скажите, из каких элементов состоит буква И? (из з-х палочек: две из которых расположены прямо. а третья -между ними слева направо наискосок).
- Попробуйте сконструировать букву И.
Конструирование буквы И из счетных палочек, пуговиц, шнурков.
Прописать букву И в воздухе.
9. Развитие орфографической зоркости.
1)Игра «Найди букву И»
На карточка написан ряд букв, если увидите букву И, нужно её обвести красным карандашом в кружочек. (А И У М А И У О И Х).
2). Прочитай буквы по таблице:
Дана таблица букв, все буквы разных цветов,
1-читает буквы красным цветом;
2 – зеленым;
3 – синий;
10. Пальчиковая гимнастика.
-
- А теперь давайте рассмотрим как на письме изображается буква И.
- Мы уже знаем , что буква И состоит из 3 элементов или палочек: две из которых расположены прямо. а третья -между ними слева направо наискосок. Рассматривание .
- А теперь вместе с осликом Иа поучимся писать букву И и поработаем в тетрадях.
- Но, прежде чем начать работу в тетрадях, мы с вами разомнем наши пальчики, и сделаем гимнастику, покажем Иа , что умеют делать наши пальчики!
Гимнастика «Этот пальчик мой танцует»
11. Работа в тетрадях:
1) Напечатай красным карандашом целую строчку буквы И. сначала внимательно посмотри на стрелки - указатели
«С горки вниз, на горку вверх, и опять спустились вниз.»
2) допечатай красным карандашом недостающие детали (части) буквы И.
12. Подведение итогов урока.
– Ребята, скажите, пожалуйста, о каком звуке мы говорили на сегодняшнем занятии?
– О звуке И.
– Этот звук гласный или согласный?
– Гласный, потому что мы его можем пропеть, протянуть голосом.
– Какой буквой на письме обозначается звук И?
– Буквой И.
– Пропишите, пожалуйста, пальчиком в воздухе букву И.
В конце урока раздаю медальки, нарисован человечек, нужно ему дорисовать настроение от пройденного урока « веселое ), или грустное (»
На сегодняшнем занятии все были внимательны и собраны. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические занятия по теме «Звуки и буквы» по программе
В декабре 2011г я участвовала (получила книгу, где на стр.74 моя работа,ниже представленная, пишите и отправляйте материалы в данный адрес, это полезная информация на аттес...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"
Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);Закреп...
Логопедическое занятие на тему: "Звук и буква - А".
Логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Характеристика звука по артикуляционным и аккустическим признакам. Выделение звука - А в ударной позиции в начале и конце слова....
Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»
На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....
Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Р"
Логопедическое занятие «Звука и буква Р» составлено учителем – логопедом Гильмутдиновой Г.Р. для детей младшего школьного возраста и направлено на автоматизацию поставленного звука [Р]-[Р\'] в слогах, ...
логопедическое занятие на тему: Звук «у». Буква У.
Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. Оборудование:предметные ка...
Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Звук и буква Т» 1 класс
laquo;Звук и буква Т» 1 классЦель: познакомить детей со звуком «Т».Задачи:- Учить детей выделять на слух звук (т);- Закрепить понятие «твердый звук», навык деления ...