Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 7 классе
методическая разработка (7 класс) на тему

Воронова Анна Валентиновна

Методические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281

129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

sch-281@yandex.ru

ОКПО  301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

C:\Users\user\Dropbox\Отчеты для классного руководителя\Печать\Печать2.JPG

Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий с группой учащихся

 с нарушениями чтения и письма,

обусловленными системным нарушением

речи при умеренной умственной отсталости

7 класс

2014-2015 уч.г.

Автор-составитель –

                                                                      учитель А.В.Воронова

                                                                           Москва

                                                                             2014

Пояснительная записка.

Общая характеристика программы 

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в С(к)ОУ 8 вида.

Логопедическая работа в школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

-нарушение звукопроизношения;

-недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

-аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;-

-нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

-выраженная дислексия;

-дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Особенности проявлений речевого недоразвития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с нарушениями речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевых функций и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью:

1.Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

2.Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).

3.Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях несформированность) фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
I. 

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому сходству).

2.Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами; 
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности. 


1.Неустойчивое внимание.

2.Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3.Недостаточное развитие способности к переключению.

4.Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5.Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7.Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточная  сформированность  психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Система коррекционной логопедической работы по развитию связной речи

Основной минимум содержания работы

7 класс

Основная цель и задачи.

Обучение анализу текста, соответствующего его типовым особенностям.

Совершенствование различных приёмов мыслительной обработки текстов и программирования устного высказывания с элементами рассуждения.

1) Учить определять типовые особенности текста и дифференцировать их.

2) Упражнять в использовании средств межфразовой связи и познакомить с новыми средствами (союзными словами, вводно-модальными словами, частицами, глаголами в роли сказуемых).

2.Основной образец.

Текст-модель (повествования, описания, рассуждения).

3.Форма для закрепления.

Монологическая речь с опорой на речевую модель и вербальную модель.

4.Форма суждений.

Диалог, усложнённый сообщением новой информации, или желанием узнать её, выражением согласия, или несогласия с мнением говорящего.

5.Основные средства развития и активизации лексики и грамматики.

Упражнения в словообразовании и словоизменении имён существительных, прилагательных, личных местоимений и глаголов по словообразовательным моделям.

Работа над семантикой и синонемией слов, обозначающих свойства человеческого характера.

6.Ответ детей.

Монологический развёрнутый ответ с элементами рассуждения.

7.Основная единица обучения.

Тексты, (повествование, описание, рассуждения), с опорой на план.


^ Раздел работы


Содержание планирования


Ожидаемый результат (что должны знать и уметь обучающиеся)


Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.


Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит.

Согласные твердые и мягкие.

Согласные звонкие и глухие.

Гласные ударные и безударные.

Звуко-буквенный анализ слов.


Правильно произносить звуки и характеризовать их по способу артикуляции.

Знать способы проверки написания согласных и безударных гласных в корне слова.

Производить звуко-буквенный анализ слов.

Пользоваться словарем.


Лексико-грамматический строй речи.


Усвоение программной терминологии.

Работа с синонимами, антонимами, многозначными словами. Переносное значение слов.

Части слова. Однокоренные слова.

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

Сложные слова.

Приставки и предлоги.

Грамматические категории имени существительного, име-ни прилагательного, глагола.

Употребление в речи местоимений.


Активизировать усвоенную лексику через речевую практику.

Подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их лексическую сочетаемость.

Образовывать новые слова разными способами. 

Дифференцировать приставки и предлоги.

Правильно изменять существительные, прилагательные, глаголы.

Употреблять личные местоимения в нужной форме.


Работа над предложением и связной речью.


Интонационная и смысловая законченность предложения. Связь и порядок слов в предложении.

Распространение предложений второстепенными и однородными членами.

Конструирование сложных предложений.

Использование обращений в речи.

Последовательный, выборочный и краткий пересказы.

Развитие диалогической формы речи.

План текста. Заголовок, тема и главная мысль.

Изложение текста.

Составление рассказов на заданную тему или по сюжетной картине.


Грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в письменной и устной речи.

Конструировать предложения разных видов.

Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль.

Владеть различными видами пересказа.

Писать изложение текста.

Писать творческие сочинения на заданную тему.


Неречевые процессы.


Развитие произвольности психических познавательных процессов, деятельности и поведения.

Развитие абстрактного мышления, долговременной памяти.

Развитие познавательной активности, коммуникативных навыков.


Произвольно управлять поведением и деятельностью.

Систематизировать информацию и воспроизводить ее.

Проявлять познавательные интересы, использовать базовые коммуникативные умения и приемы общения.


Развитие общеучебных умений и навыков.


Планирование предстоящей работы.

Определение путей и средств достижения учебной цели.

Умение работать в определенном темпе.

Умение переносить усвоенные навыки на новый материал.

Использование в работе компьютерных технологий, справочной литературы.

Развитие приемов самоконтроля и оценки результатов деятельности.

Развитие учебного диалога.


Составлять план деятельности и придерживаться его в ходе выполнения работы.

Действовать в новых условиях.

Пользоваться справочной литературой, компьютером.

Владеть дифференцированными приемами самоконтроля и оценки деятельности.

Вести учебный диалог с учителем, владеть вербальными средствами общения.

Организация работы по программе

 Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

 Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности

речевого нарушения у учащихся, по возможности.  Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с подгруппой обучающихся отводится, как правило, 40 минут.

Количество часов указанных в программе примерное и может варироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

 Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

   Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 7  классе лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.

В структуру занятия может входить:

 - упражнения для развития артикуляционной моторики;

 - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

 - дыхательная гимнастика;

Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; Формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения.

Содержание учебного материала рабочей программы способствует решению следующих основных задач:

  • ликвидировать проявления речевой патологии;
  • содействовать усвоению программы по родному языку;
  • сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
  • сформировать когнитивные и общеучебные навыки.


 Раздел работы


Содержание планирования


Ожидаемый результат (что должны знать и уметь обучающиеся)


Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.


Гласные и согласные звуки и буквы.

Ударные и безударные гласные.

Твердые и мягкие согласные звуки. Парные звонкие и глухие согласные.

Роль мягкого и твердого знаков.

Слог. Перенос. Ударение.

Звуко-буквенный анализ слов.


Систематизировать обобщенные представления о звуковой стороне речи.

(Задания и упражнения носят обобщающий характер, систематически включаются в ход урока).


Лексико-грамматический строй речи.


Лексика в соответствии с темами по развитию речи, окружающему миру. Усвоение программной терминологии.

Работа с синонимами, антонимами, многозначными словами.

Переносное значение слов.

Состав слова.

Имя существительное. Грамматические категории существительного: род, число, падеж. Падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное. Грамматические категории имен прилагательных: род, число. Согласование с существительным.

Глагол. Грамматические категории глагола: время, число, род в прошедшем времени. Согласование глагола с именем существительным.


Активизировать усвоенную лексику через речевую практику, активно использовать программную терминологию.

Подбирать антонимы, синонимы, многозначные слова, учитывать их лексическую сочетаемость.

Правильно использовать слова с переносным значением.

Владеть способами словообразования.

Знать грамматические категории частей речи. Правильно изменять существительные, прилагательные, глаголы.


Работа над предложением и связной речью.


Предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. Составление предложений различных типов.

Главные и второстепенные члены предложения. Распространение предложений. Определение границ предложений в тексте.

Грамматическое оформление предложений. Роль окончания в предложении.

Виды пересказов. Развитие диалогической речи в диалогах, инсценировках по прочитанным произведениям.

Ознакомление с типами текстов: повествование, рассуждение, описание. Работа с планом текста. Ключевые слова текста. Изложение текста по опорным словам и плану. Изложение текста по частям.


Интонационно правильно произносить предложения, выделять главные и второстепенные члены.

Распознавать текст – описание, рассуждение, повествование. Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст.

Делить текст на части, устанавливать связь между частями текста, выделять ключевые слова. Составлять план текста. Пересказывать текст по плану.

Писать изложение текста по частям, по плану.

Составлять связный пересказ на близкую тему по плану.

Записывать рассказ по личным наблюдениям, заданной теме ( с помощью педагога и предварительной подготовкой).


Неречевые процессы.


Развитие произвольности психических познавательных процессов, деятельности и поведения.

Развитие абстрактного мышления, долговременной памяти.

Развитие познавательной активности, коммуникативных навыков.


Произвольно управлять поведением и деятельностью.

Систематизировать информацию и воспроизводить ее.

Проявлять познавательные интересы.


Развитие общеучебных умений и навыков.


Перенос усвоенных умений и навыков на новый материал.

Развитие учебного диалога, различных форм организации совместной и индивидуальной работы.

Использование в работе компьютерных технологий.

Развитие приемов самоконтроля и оценки деятельности.


Самостоятельно составлять алгоритм действий.

Давать развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы.

Пользоваться компьютером.

Владеть приемами самоконтроля и оценки деятельности.

Учебно – методическое обеспечение коррекционно-логопедического процесса.

1. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

2. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.

3. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

4. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.

5. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.

6. Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.

7. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.

8. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.

9. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

10. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

11. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.

12. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

13. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.

14. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

15. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.

16. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.

17. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

18. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.

19. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.

20. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

21. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

22. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение

23. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

24. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

25. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1988.

26. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.-М.: Просвещение, 1991.

27. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1987.

28. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.


Дополнительное учебно-дидактическое сопровождение предмета.

  1. Азова О.И. Чтение с увлечением. Комплект пособий.
    № 1 Учим буквы, читаем слоги и первые слова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

    № 2 Читаем слова с прямыми и обратными слогами. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

    № 3 Читаем трудные слова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

    № 4 Читаем словосочетания, предложения и тексты. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

  1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью пространственного восприятия. Выпуск 3. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью слухового восприятия. Выпуск 4. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

  7. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью лексико-грамматической стороны речи. Выпуск 5. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

  8. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.

  9. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2003.

  10. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.

  11. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2001.

  12. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.

  13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.


Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения мягких свистящих звуков С’, З’;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л’;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р’.


  1. Конфетка. Приложения к научно-методическому журналу «Логопед». – М.: ТЦ СФЕРА.

  2. Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.

  3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.

  4. Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

  5. Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.

  6. Мазанова Е.В. Логопедия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.


Тетрадь № 1. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004;

Тетрадь № 2. Преодоление нарушения письма. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2006;

Тетрадь № 3. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2006;

Тетрадь № 1. Аграмматическая форма дисграфии. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004.


  1. Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Логопедическая азбука. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

  2. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.

  3. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: Академия Холдинг, 2004.

  4. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. Пособие для учителя начальной школы. – М.: Просвещение, 1992.

  5. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Книга для учащихся. В двух частях. – М.: Просвещение, 1992.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...

Методическая разработка: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данная программа написана для учащегося эстетического отделения Точенова Вячеслава  (диагноз ДЦП), поступившего в НДШИ в 2006 году по рекомендации Российского реабилитационного центра «Детство» и...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа логопедического сопровождения (3кл.)

Программа составлена для индивидуальных занятий с учащимся 3 класса, с РАС....