Адаптированная рабочая программа по геометрии 10 класс
рабочая программа (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
ОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
10 класс
2014 – 2015 учебный год
Учитель математики
Невдобенко Н.Н.
Москва 2014 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в программах для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук
В. В.Воронковой:Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС. Рабочая программа ориентирована на учебник «Математика» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.П. Андропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот, Москва «Просвещение», 2008.
Задачи преподавания геометрии:
- дать учащимся такие доступные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения геометрии для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
-воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи обучения:
- повторение геометрических знаний, формирование графических умений,
- нахождение периметра многоугольника, повторение единиц измерения длины
массы, времени;
- овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной,
групповой деятельности;
-освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-
познавательной.
Цели обучения геометрии:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
- освоение основ геометрических знаний, формирование первоначальных представлений о геометрии;
- воспитание интереса к геометрии, стремления использовать геометрические знания в повседневной жизни.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по геометрии, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Из числа уроков математики в 10 классе, выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Повторение геометрических знаний, формирование графических умений происходят и на других уроках математики. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Необходима тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить значительное место.
Систематический и регулярный опрос учащихся являются обязательным видом работы на уроках геометрии. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Программа рассчитана на один год.
Основные требования к умениям учащихся.
Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-й — базовый уровень, 2-й — минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.
1 уровень.
- решать простые и составные задачи, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
- измерять и вычислять объем прямоугольного параллелепипеда в кубических единицах;
- узнавать и называть геометрические тела: призма, пирамида.
2-й уровень
- решать простые задачи, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба) (с помощью учителя);
- измерять и вычислять объем прямоугольного параллелепипеда (куба) в кубических единицах (с помощью учителя);
- узнавать и называть геометрические тела: призма, пирамида.
Содержание программы.
Единицы измерения объема: 1 куб. мм (1 мм3), 1 куб. см (1 см3), 1 куб. дм (1 дм3), 1 куб. м (1 м3), 1 куб. км (1 км3), соотношения: 1 дм3 = 1000 см3, 1 м3 = 1000 дм3, 1 м3 = 1 000 000 см3.
Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба). Геометрические тела: призма, пирамида. Узнавание, называние. Объем геометрического тела. Обозначение: V. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Об оценке знаний, умений, навыков учащихся
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Особенное развитие умственно отсталых учащихся предполагают применение специальных методов обучения, осуществление принципов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с учетом их возможностей и коррекции имеющихся недостатков при фронтальной форме ведения урока. Знания учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении оценок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ вспомогательной школы. Чтобы оценка стимулировала работу учащихся, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаружить проблему в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих проблем, предупреждать успеваемость учащегося. Итоговая оценка знаний, умения и навыков выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание которых определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продолжение в учении. Итоговые контрольные работы проводятся после изучений отдельных тем программы, а также в конце учебного года. Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школы по согласованию с учителями. В один учебный день следует делать в классе одну письменную контрольную работу, а в течении неделе не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели. Итоговые (четвертные и годовые) контрольные работы в первом классе не проводятся. Начиная со второго полугодия, с целью проведения определенных программой знаний, умений и навыков, проводятся отдельные проверочные письменные работы. Наряду с вновь изученным материалом в такие работы включаются и знания по ранее изученным разделам программ. Во вспомогательной школе проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний,
навыков и умений учащихся вспомогательных школ необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся в интеллектуальном развитии, состояние эмоционально – волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально – волевой сферы рекомендуется принимать дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работ и т.п.). В случаи стремления ученика преодолеть отставания, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом.
Знания и умения учащихся по геометрии оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
- Оценка устных ответов.
«5» - ученик дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными геометрическими представлениями; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
«4» - ученик при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношении друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты ученик исправляет легко пир незначительной помощи учителя.
«3» - ученик при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий, узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве с значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью учителя, правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
«2» - ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
- Оценка письменных работ.
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы:
V – X класс — 30 - 45 минут.
Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены геометрический диктант, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
Грубые ошибки:
- неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил;
- неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубые ошибки:
- ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена) знаков арифметических действий;
- правильности расположения записей, чертежей;
- небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величины и т. д.)
Оценка письменной работы.
- «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
- «4» - допущены 1 — 2 вычислительные и измерительные ошибки;
- «3» - допущены 3 — 4 вычислительные и измерительные ошибки;
- «2» - допущены 5 и более вычислительных и измерительных ошибок.
Оценка комбинированных работ
- «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
- «4» - допущены 1- 2 вычислительные и измерительные ошибки;
- «3» - допущены 3 — 4 вычислительные и измерительные ошибки;
- «2» - допущено более 5 вычислительных и измерительных ошибок.
Оценка геометрических диктантов.
- «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
- «4» - не выполнена 1/5 часть заданий от их общего числа;
- «3» - не выполнена 1/4 часть заданий от их общего числа;
- «2» - не выполнена 1/2 часть заданий от их общего
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т.д.):
- Оценка «5» ставится, если задачи выполнены правильно.
- Оценка «4» ставится, если допущены 1 – 2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.
- Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух – трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листке бумаги, а так же при обозначении геометрических фигур буквами.
- Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен не верный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигуры.
Календарно – тематическое планирование уроков геометрии
10 КЛАСС
1 четверть
Виды линий. Виды углов. Виды многоугольников. | 5.09 |
Диагностическая контрольная работа. | 12.09 |
Работа над ошибками, допущенными в диагностической работе. | 19.09 |
Площадь. Единицы измерения площади. Меры земельных площадей. | 26.09 |
Построение прямоугольника и вычисление его периметра. | 3.10 |
Построение прямоугольника и вычисление его площади. | 10.10 |
Круг. Окружность. Линии в круге. Длина окружности. | 17.10 |
Контрольная работа за 1 четверть по теме: «Круг. Окружность». | 24.11 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе за 1четв. | 31.11 |
2 четверть
Тема | Дата |
Понятие об объеме. Меры объема. Обозначение – V. | 14.11 |
Меры объема. Решение задач на измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба) | 21.11 28.11 |
Решение задач на измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба) | 5.12 |
Развертки геометрических тел. Полная и боковая поверхность прямоугольного параллелепипеда (куба). Решение задач. | 12.12 |
Контрольная работа за 2 четверть по теме: «Меры объема». | 19.12 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе за 2 четверть. | 26.12 |
3 четверть
Тема | Дата |
Объем. Меры объема. Решение задач на вычисление объема. | 16.01 |
Таблица кубических мер. Преобразование кубических мер. | 23.01 |
Виды линий. Виды многоугольников. | 30.01 |
Периметр многоугольника. | 6.02 |
Взаимное положение геометрических фигур на плоскости. | 13.02 |
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры. | 20.02 |
Построение геометрических фигур, симметрично расположенных относительно оси симметрии. | 27.02 |
Построение геометрических фигур, симметрично расположенных относительно центра симметрии. | 6.03 |
Контрольная работа за 3 четверть по изученным темам. | 13.03 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе за 3 четверть. | 20.03 |
4 четверть
Тема | Дата |
Длина окружности. Площадь круга. | 3.04 |
Масштаб: 1:2, 1:5, 1:10, 1:100. | 10.04 |
Площадь. Единицы измерения площади. Меры земельных площадей. | 17.04 |
Контрольная работа за 4 четверть по изученным темам. | 24.04 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе за 4 четверть. | 8.05 |
Повторение. Меры земельных площадей. | 15.05 |
Контрольная работа за год по изученным темам. | 22.05 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе за год. | 29.05 |
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII под редакцией доктора педагогических наук В.В.ВоронковойСб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с.
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под общей редакцией И.М. Бгажноковой . – М: «Просвещение», 2005
- «Математика» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.П. Андропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот, Москва «Просвещение», 2008.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).
Дополнительная литература
- Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 1992.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по геометрии 7 класс
Адаптированная рабочая программа разработана для учеников индивидуальной формы обучения на 34 учебных часа ( 1 час в неделю) по учебнику под ред. Атанасяна...
Адаптированная рабочая программа по геометрии для учащихся 9 класса с ОВЗ
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ориентирована на учащихся 9 класса для детей с ОВЗ. В настоящую программу в...
Адаптированная рабочая программа по геометрии, 9 класс
Адаптированная рабочая программа по геометрии, 9 класс...
Адаптированная рабочая программа по геометрии для реализации на уровне основного общего образования
Настоящая рабочая программа предназначена для 7-9 классов, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного...
Адаптированная рабочая программа по геометрии для учащихся с задержкой психического развития
Адаптированная рабочая программа по геометрии для детей с задержкой психического развития (8 класс) разработана на основе примерной образовательной программы основного общего образования по мате...
Адаптированная рабочая программа по геометрии, 8 г класс, 2020 - 2021 уч. год
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу, учитывающую особые образовательные потребности обу...
Адаптированная рабочая программа по геометрии VII вида для 8 класса
Изучение геометрии обучающихся VII вида, в целях развития у школьников правильных геометрических представлений, логического мышления и пространственного воображения, построено при постоянном...