Адаптированная рабочая программа по геометрии для учащихся с задержкой психического развития
рабочая программа по геометрии (8 класс)
Адаптированная рабочая программа по геометрии для детей с задержкой психического развития (8 класс) разработана на основе примерной образовательной программы основного общего образования по математике и ориентирована на работу по учебнику геометрии для 8 класса А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Вентана-Граф).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_8klass_po_geometrii_kalenik.docx | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
«СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол № 11 от 15.06.2020г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № 268 от 15.06.2020г |
Адаптированная рабочая программа
по геометрии
для учащихся с задержкой психического развития
8 И класс
Учитель: Каленик Ольга Владимировна
Количество часов в неделю – 2, всего 70
Контрольных работ – 9
Калининград
2018
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии авторской программы А.Г. Мерзлякас учетом рекомендаций к изменению в программе и тематическом планировании по алгебре в 7 - 9 классах КРО (материалы 2 всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы». Москва . 2005 , стр. 119-123. (для учащихся с задержкой психического развития).
Адаптированная рабочая программа по геометрии для детей с задержкой психического развития (8 класс) разработана на основе примерной образовательной программы основного общего образования по математике и ориентирована на работу по учебнику геометрии для 8 класса А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Вентана-Граф).
Программа составлена с учетом рекомендаций к изменению в программе и тематическом планировании по геометрии в 7 - 9 классах КРО (материалы 2 всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы». Москва . 2005 , стр. 119-123. (для учащихся с задержкой психического развития).
Согласно ООП ООО МАОУ СОШ №38 на изучение предмета в 8-общеобразовательных классах на изучение предмета отводится 70 часов из расчета 20часа в неделю . Резервное время составляет – 3 часа.
Используя рекомендации Министерства образования, в программу внесены следующие изменения:
при рассмотрении простейших геометрических фигур, все понятия вводятся на наглядной основе;
аксиомы даются через решение задач и приводятся в описательной форме;
теоремы даются без доказательств, так как они трудны для учащихся с задержкой психического развития.
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Все основные понятия вводятся на наглядной основе. Аксиомы даются в процессе практических упражнений через решение задач и приводятся в описательной форме. Все теоретические положения даются исключительно в ознакомительном плане и опираются на наглядные представления учащихся. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития: недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса математики 8 класса были внесены изменения в объем теоретических сведений для этих детей. Некоторый материал программы им дается без доказательств, только в виде формул и алгоритмов или ознакомительно для обзорного изучения, некоторые темы в связи со сложностью изложения и понимания для детей с ЗПР были исключены. Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения информатизации у детей с ЗПР, пришлось следующие темы (смотрите примечание к планированию) изучать ознакомительно с опорой на наглядность. Снизив объем запоминаемой информации, для учащихся с ЗПР целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток, алгоритмов.
Данная программа для детей с ЗПР откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» является формирование следующих умений и качеств:
- способность к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
- система заданий учебников;
- представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно - деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- сличать способ и результат своих действий с заданным алгоритмом, обнаруживать отклонения и отличия от него;
- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- оценивать достигнутый результат;
- принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Познавательные УУД:
- строить логические цепи рассуждений;
- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
- сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выделять и формулировать проблему;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- давать определение понятиям;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- представлять информацию в понятной форме;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование личностно-ориентированного и системно - деятельностного обучения.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Содержание учебного предмета
Данная рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования.
1.Повторение курса 7 класса. (1 час) Треугольник, виды треугольников, признаки равенстватреугольников. Параллельные прямые. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.
2.Четырехугольники (21часа). Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
3.Подобие треугольников.(11часов) Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
4.Решение прямоугольных треугольников.(12 часов)Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
5.Многоугольники. Площадь многоугольника.(8 часов) Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.
6.Повторение курса 8 класса.(4часа)Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.
Резерв (3 часа)
Запланированные контрольные мероприятия:
Административный контроль:
- Входная контрольная работа.
- Мониторинг по итогам I полугодия.
- Промежуточная аттестация по итогам учебного года.
Контрольные работы по геометрии:
- Контрольная работа №1 по теме «Параллелограмм. Виды параллелограмма"
- Контрольная работа №2 по теме«Вписанная и описанная окружности. Трапеция.»
- Контрольная работа №3 по теме « Подобие треугольников»
- Контрольная работа №4 по теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике»
- Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников».
- Контрольная работа №6 по теме:«Площади четырехугольников»
7.Входная контрольная работа.
8.Мониторинг по итогам I полугодия.
9.Промежуточная аттестация по итогам учебного года.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
- существо понятия алгоритма;
- распознавать и строить четырёхугольники и их элементы, определять виды четырехугольников, применять их свойства;
- распознавать, строить и находить среднюю линию треугольника, среднюю линию трапеции;
- распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства
- строить вписанную в четырехугольник окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей;
- оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;
- применять теорему Пифагора; метрические соотношения в прямоугольном треугольнике;
- формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций основных углов;
- распознавать многоугольники, равновеликие многоугольники, понятие площади многоугольника;
- находить площади четырехугольников различных видов, различных треугольников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
- для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);
- для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
Материально-техническое обеспечение
Оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми приборами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
I. Библиотечный фонд
Нормативные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А. Г.Асмолов, О. А. Карабанова. - М.: Просвещение. 2010.
УМК А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир
1. Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф.
2. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учрежедений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф.
3. Геометрия: 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф.
II. Печатные пособия
1. Таблицы по геометрии для 7- 9 классов.
2. Портреты выдающихся деятелей в области математики.
III. Информационные средства
1. Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных.
2. Интернет.
IV. Экранно-звуковые пособия.
1. Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов.
V. Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Мультимедиапроектор.
3. Экран (на штативе или навесной).
VI. Учебно-практическая и учебно-лабораторное оборудование
2. Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 90°), циркуль.
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Повторение курса 7 класса (1ч) | ||
1 | Треугольник. Параллельные прямые .Окружность | 1ч |
Четырёхугольники (21ч) +4(ч) ВПМ =25 (ч) | ||
2 | Четырёхугольник и его элементы. | 1ч |
3 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 1 ч |
4,5 | Признаки параллелограмма | 2ч |
6 | Прямоугольник. Свойства прямоугольника | 1ч |
7 | Признаки прямоугольника | 1ч |
8 | Ромб. Свойства ромба | 1ч |
9 | Признаки ромба | 1ч |
10 | Квадрат | 1ч |
11,12 | Внутрипредметный модуль «Решение практико-ориентированных задач» | 2ч |
13 | Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма" | 1ч |
14 | Средняя линия треугольника | 1ч |
15,16 | Трапеция. Виды трапеции | 2 ч |
17 | Средняя линия трапеции | 1ч |
18 | Решение задач по теме: «Трапеция» | 1ч |
19,20 | Центральные и вписанные углы. Их свойства | 2ч |
21 | Описанная окружность четырехугольника. | 1ч |
22 | Вписанная окружность четырехугольника | 1ч |
23 | Признак принадлежности четырёх точек одной окружности | 1ч |
24,25 | Внутрипредметный модуль «Решение практико-ориентированных задач» | 2ч |
26 | Контрольная работа №2 на тему«Вписанная и описанная окружности. Трапеция.» | 1ч |
Подобие треугольников (11ч)+2(ч) ВПМ=13 (ч) | ||
27 | Теорема Фалеса | 1ч |
28 | Теорема о пропорциональных отрезках | 1 ч |
29,30 | Подобные треугольники. Первый признак подобия треугольников | 2ч |
31 | Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей | 1ч |
32 | Теорема Менелая, теорема Птолемея | 1ч |
33 | Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников» | 1ч |
34 | Второй признак подобия треугольников | 1ч |
35 | Третий признак подобия треугольников | 1ч |
36 | Повторение и систематизация учебного материала | 1ч |
37,38 | Внутрипредметный модуль «Решение практико-ориентированных задач» | 2ч |
39 | Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников» | 1ч |
Решение прямоугольных треугольников(12ч)+2(ч)ВПМ=14ч | ||
40,41 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 2ч |
42,43 | Теорема Пифагора | 2ч |
44 | Повторение и систематизация учебного материала | 1ч |
45 | Внутрипредметный модуль «Решение практико-ориентированных задач» | 1ч |
46 | Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике» | 1ч |
47,48 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 2ч |
49,50 | Решение прямоугольных треугольников | 2 ч |
51 | Повторение и систематизация учебного материала | 1ч |
52 | Внутрипредметный модуль «Решение практико-ориентированных задач» | 1ч |
53 | Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников» | 1ч |
Многоугольники. Площадь многоугольника(8ч)+2(ч) ВПМ=10ч | ||
54 | Многоугольники. Сумма углов многоугольника. | 1ч |
55 | Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника. | 1ч |
56 | Площадь параллелограмма | 1ч |
57,58 | Площадь треугольника | 2 ч |
59 | Площадь трапеции | 1 ч |
60 | Повторение и систематизация учебного материала | 1ч |
61,62 | Внутрипредметный модуль «Решение практико-ориентированных задач» | 2ч |
63 | Контрольная работа №6 по теме: «Площади четырехугольников» | 1ч |
Повторение курса 8 класса (4ч) | ||
64,65 | Четырехугольники.. Виды, свойства, признаки | 2ч |
66,67 | Подобные треугольники. Метрические соотношения. Решение прямоугольных треугольников | 2ч |
68-70 | Резерв: Входной мониторинг, Мониторинг за 1 полугодие, Промежуточная аттестация. | 3ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 5 классе на 2017- 2018 учебный год.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 5 классе на 2017- 2018 учебный год....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 6 классе на 2017- 2018 учебный год.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 6 классе на 2017- 2018 учебный ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 7 классе на 2017- 2018 учебный год.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 7 классе на 2017- 2018 учебный ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в специальном коррекционном 8 «а» классе на 2017/2018 учебный год.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в специальном коррекционном 8 «а» классе на 2017/2018 у...
Контрольно измерительные материалы по алгебре и геометрии для учащихся с задержкой психического развития, 8 класс.
Контрольно измерительные материалы по алгебре и геометрии 8 адаптированы для классов ЗПР...
Адаптированная рабочая программа по общей биологии с задержкой психического развития(ЗПР)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная индивидуальная рабочая программа по биологии для обучающихся 9 класса: с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего...