Адаптированная рабочая программа по геометрии, 8 г класс, 2020 - 2021 уч. год
рабочая программа по геометрии (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_geometriya_adaptirovannaya.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на методобъединении учителей математики и информатики Руководитель МО Левченко В. В. Протокол № 1 от 26.08.2020 г | Согласовано: Заместитель директора по УВР Наветняя Л.Я. 27.08.2020 г | Утверждаю: Директор МБОУ Новомеловатская СОШ Протасов А. Н. Приказ № 100 от 28.08.2020 г |
Адаптированная рабочая программа
по геометрии
8 г класс
Срок освоения 1 год
Учитель: Медведева Т.П.
2020 - 2021 учебный год
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу, учитывающую особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
При разработке адаптированной рабочей программы по геометрии для 8 класса были использованы следующие документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 № 273-ФР);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. №1897;
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями зрения МБОУ Новомеловатской СОШ;
4. Математика: программы для 5 – 11 классов, разработанные коллективом авторов: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др., 2016 г.
5. Учебный план МБОУ Новомеловатской СОШ на 2020 - 2021 учебный год;
6. Федеральный перечень учебников на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с ОВЗ по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка. Поскольку в программе образовательного учреждения нельзя в полной мере учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, основная задача программы заключается в создании условий для индивидуализации содержания образования для конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что обучающиеся с нарушениями зрения медленнее воспринимают наглядный материал (рисунки, графики, таблицы, текст), медленнее ведут запись и выполняют графические работы. Кроме того, в ходе изучения математики для данной категории детей предусмотрено формирование отсутствующих из-за зрительных дефектов образов предметов и представлений о процессах, имеющих место в окружающем человека мире, либо коррекция уже имеющихся представлений. Также, должна вестись целенаправленная работа по развитию внимания, памяти и мышления – основных составляющих познавательной деятельности, так как познавательная деятельность у детей с нарушениями зрения имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции.
При организации учебного процесса необходимо также учитывать гигиенические требования, направленные на сокращение зрительной нагрузки, охрану остаточного зрения. Имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная рабочая программа по математике, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:
• частичном перераспределении учебных часов между темами, так как обучающиеся с нарушениями зрения медленнее воспринимают наглядный материал (рисунки, графики, таблицы, текст), медленнее ведут запись и выполняют графические работы;
• методических приёмах, используемых на уроках:
-сложные рисунки, таблицы и большие тексты предъявляются учащимся на карточках, выполненных с учетом требований к наглядным пособиям для данной категории детей;
- постоянно уделяется внимание зрительному анализу графическими объектами: при работе с рисунками и графиками учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается обучающимися;
-оказывается индивидуальная помощь при ориентировке обучающихся в учебнике;
-при решении текстовых задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, коррекции зрительных образов, расширения кругозора учащихся, ограниченного вследствие нарушения зрения.
• коррекционной направленности каждого урока;
• отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;
• в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов для наиболее удобного зрительного восприятия учащимися графической и текстовой информации.
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки.
В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
• соблюдение оптимальной зрительной нагрузки на уроках и при выполнении домашних заданий (уменьшенный объём заданий);
• рассадка учащихся за партами в соответствии с характером нарушения зрения;
• соблюдение повышенных требований к освещённости классного помещения;
• соблюдение требований к изготовлению раздаточных материалов и при использовании технических средств.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
• избегать объектов с большим количеством мелких деталей;
• сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать у обучающихся целостный образ.
Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание, адаптированная программа составлена в расчете на обучение детей с нарушениями зрения в основной школе.
Программа ориентирована на учебник «Геометрия : 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана-Граф. 2018»
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Геометрия»
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
• ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
• первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
• формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
• способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
• способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнера.формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование учебной компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
• первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;
• развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
• умение применять и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости их проверки;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
- существо понятия алгоритма;
- распознавать и строить четырёхугольники и их элементы, определять виды четырехугольников, применять их свойства;
- распознавать, строить и находить среднюю линию треугольника, среднюю линию трапеции;
- распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства
- строить вписанную в четырехугольник окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей;
- оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;
- применять теорему Пифагора; метрические соотношения в прямоугольном треугольнике;
- формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций основных углов;
- распознавать многоугольники, равновеликие многоугольники, понятие площади многоугольника;
- находить площади четырехугольников различных видов, различных треугольников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
- для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);
- для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
2. Содержание адаптированной программы
В соответствии с задачами программы направления коррекционной работы обозначаются с четким описанием методов и приемов, обеспечивающих взаимодействие всех участников сопровождения ребенка. Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в 5-7 классах, соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе, усиление общекультурной направленности материала, учёт психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. В предлагаемом курсе геометрии выделяются несколько разделов.
Повторение и систематизация изученного в 7 классе
Повторение и систематизация учебного материала за курс 7 класса. Треугольник, виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.
Цель: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию изученного в 7 классе, провести коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях.
Технологии обучения и развития, приемы, методы, формы работы: технология дифференцированного обучения, релаксационная пауза, физкультурно-оздоровительные технологии.
Деятельность учащегося в образовательном пространстве: самостоятельная работа с самопроверкой, творческая работа, работа с алгоритмами, самостоятельная работа с опорой на раздаточный материал.
Четырехугольники.
Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
Технологи обучения и развития, приемы, методы, формы работы: технология дифференцированного обучения, беседа, релаксационная пауза, физкультурно-оздоровительные технологии.
Деятельность учащегося в образовательном пространстве: самостоятельная работа с самопроверкой, составление кластера, творческая работа, практическая работа, самостоятельная работа с опорой на раздаточный материал, моделирование, создание проектов.
Подобие треугольников.
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
Технологи обучения и развития, приемы, методы, формы работы: поисковое занятие, технология дифференцированного обучения, релаксационная пауза, физкультурно-оздоровительные технологии, практическая работа, работа с алгоритмами.
Деятельность учащегося в образовательном пространстве: самостоятельная работа с самопроверкой, работа с алгоритмами, самостоятельная работа с опорой на раздаточный материал, творческая работа, моделирование
Многоугольники. Площадь многоугольника.
Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.
Технологи обучения и развития, приемы, методы, формы работы: технология дифференцированного обучения, релаксационная пауза, физкультурно-оздоровительные технологии, практическая работа, работа с алгоритмами.
Деятельность учащегося в образовательном пространстве: самостоятельная работа с самопроверкой, работа с алгоритмами, самостоятельная работа с опорой на раздаточный материал, творческая работа.
Повторение изученного в 8 классе.
Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.
Цель: повторение и систематизация учебного материала за курс геометрии 8 класса.
Технологи обучения и развития, приемы, методы, формы работы: технология дифференцированного обучения, релаксационная пауза, физкультурно-оздоровительные технологии, практическая работа, работа с алгоритмами.
Деятельность учащегося в образовательном пространстве: самостоятельная работа с самопроверкой, работа с алгоритмами, самостоятельная работа с опорой на раздаточный материал, творческая работа.
3. Тематическое планирование
Содержание учебного материала | Количество часов | |
Основная общеобразовательная программа | Адаптированная рабочая программа | |
Повторение и систематизация учебного материала 7 класса | 0 | 4 |
Четырёхугольники | 22 | 24 |
Подобие треугольников | 16 | 12 |
Решение прямоугольных треугольников | 14 | 15 |
Многоугольники. Площадь многоугольника | 10 | 9 |
Повторение и систематизация учебного материала | 8 | 6 |
Итого | 70 | 70 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на методобъединении учителей математики и информатики Руководитель МО Левченко В. В. Протокол № 1 от 26.08.2020 г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР Наветняя Л.Я. 27.08.2020 г | Утверждаю: Директор МБОУ Новомеловатская СОШ Протасов А. Н. Приказ № 100 от 28.08.2020 г |
Календарно - тематическое планирование
уроков геометрии
в 8 г классе
Учитель: Медведева Т.П.
2020 - 2021 учебный год
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | |
план | факт | ||
Повторение и систематизация учебного материала 7 класса (4 ч) | |||
3.09 | Повторение тем «Простейшие геометрические фигуры и их свойства», «Треугольники» | ||
4.09 | Повторение темы «Параллельные прямые» | ||
10.09 | Повторение темы «Сумма углов треугольника» | ||
11.09 | Повторение тем «Окружность и круг», «Геометрические построения» | ||
Четырёхугольники (24 ч) | |||
17.09 | Четырёхугольник и его элементы | ||
18.09 | Решение задач по теме «Четырёхугольник и его элементы». | ||
24.09 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | ||
25.09 | Решение задач по теме «Параллелограмм. Свойства параллелограмма» | ||
1.10 | Признаки параллелограмма | ||
2.10 | Решение задач по теме «Признаки параллелограмма» | ||
8.10 | Прямоугольник. Свойства и признаки прямоугольника | ||
9.10 | Решение задач по теме «Прямоугольник» | ||
15.10 | Ромб. Свойства и признаки ромба | ||
16.10 | Решение задач по теме «Ромб» | ||
22.10 | Квадрат, свойства квадрата. | ||
23.10 | Решение задач по теме «Квадрат» | ||
29.10 | Контрольная работа № 1 по теме «Параллелограмм и его виды» | ||
30.10 | Анализ к/р. Средняя линия треугольника. Свойство средней линии треугольника | ||
12.11 | Решение задач по теме «Средняя линия треугольника» | ||
13.11 | Трапеция. Виды трапеций | ||
19.11 | Решение задач по теме «Трапеция» | ||
20.11 | Средняя линия трапеции. Свойство средней линии трапеции | ||
26.11 | Решение задач по теме «Средняя линия трапеции» | ||
27.11 | Центральные и вписанные углы, их свойства | ||
3.12 | Описанная окружность четырёхугольника | ||
4.12 | Вписанная окружность четырёхугольника | ||
10.12 | Повторение и систематизация учебного материала по темам «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырёхугольники» | ||
11.12 | Контрольная работа № 2 по теме «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырёхугольники» | ||
Подобие треугольников (12 ч) | |||
17.12 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | ||
18.12 | Решение задач по теме «Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках» | ||
24.12 | Свойство медиан треугольника. Свойство биссектрисы треугольника | ||
25.12 | Закрепление знаний по теме «Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках» | ||
14.01 | Подобные треугольники. Лемма о подобных треугольниках | ||
15.01 | Первый признак подобия треугольников | ||
21.01 | Решение задач по теме «Первый признак подобия треугольников» | ||
22.01 | Второй признак подобия треугольников | ||
28.01 | Третий признак подобия треугольников | ||
29.01 | Решение задач по теме «Второй и третий признаки подобия треугольников» | ||
4.02 | Повторение и систематизация материала по теме «Признаки подобия треугольников» | ||
5.02 | Контрольная работа № 3 по теме «Теорема Фалеса. Подобие треугольников» | ||
Решение прямоугольных треугольников (15 ч) | |||
11.02 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | ||
12.02 | Решение задач по теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике» | ||
18.02 | Теорема Пифагора | ||
19.02 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | ||
25.02 | Египетский треугольник. Решение задач | ||
26.02 | Систематизация учебного материала по теме «Теорема Пифагора» | ||
4.03 | Контрольная работа № 4 по теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора» | ||
5.03 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | ||
11.03 | Применение тригонометрических функций острого угла прямоугольного треугольника при решении задач | ||
12.03 | Решение задач на применение тригонометрических функций острого угла прямоугольного треугольника | ||
18.03 | Решение прямоугольных треугольников (1 и 2 тип задач) | ||
19.03 | Решение прямоугольных треугольников (3 и 4 тип задач) | ||
1.04 | Решение прямоугольных треугольников | ||
2.04 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Решение прямоугольных треугольников» | ||
8.04 | Контрольная работа № 5 по теме «Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников» | ||
Многоугольники. Площадь многоугольника (9 ч) | |||
9.04 | Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника | ||
15.04 | Площадь параллелограмма | ||
16.04 | Решение задач по теме «Площадь параллелограмма» | ||
22.04 | Площадь треугольника | ||
23.04 | Решение задач по теме «Площадь треугольника» | ||
29.04 | Площадь трапеции | ||
30.04 | Решение задач по теме «Площадь трапеции» | ||
6.05 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Площадь многоугольника» | ||
7.05 | Контрольная работа № 6 по теме «Многоугольники. Площадь многоугольника» | ||
Повторение и систематизация учебного материала (6 ч) | |||
13.05 | Анализ контрольной работы. Повторение. Четырехугольники. Виды, свойства, признаки. | ||
14.05 | Повторение. Подобные треугольники. | ||
20.05 | Повторение. Решение прямоугольных треугольников. | ||
21.05 | Повторение. Многоугольники. Площади многоугольников. | ||
27.05 | Итоговая контрольная работа | ||
28.05 | Анализ ошибок. Подведение итогов года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Математика» 5 «д» класс 2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа написана для обучения математике 5класса с задержкой психического развития на ...
Рабочая программа по геометрии 8 класс. 2020/2021
Рабочая программа по геометрии 8 класс составлена с учетом рекомендаций авторской программы Л.С. Атанасяна....
Адаптированная рабочая программа по алгебре, 8 г класс, 2020 - 2021 уч. год
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу, учитывающую особые образовательные потребности обу...
МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год
МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год...
МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год
МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год...
Рабочая адаптированная образовательная программа по Географии для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) для 7 класса 2020-2021
Рабочая адаптированная образовательная программапо Географиидля обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)для 7 класса...