Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в мир насекомых"
методическая разработка (5 класс) на тему
Занятие по коррекции познавательной деятельности в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие «Путешествие в мир насекомых».
Класс: 5.
Цель занятия:
- расширить знания учащихся о жизни насекомых;
- развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность
суждений ;
- воспитывать любовь к природе, животному и растительному миру планеты
- корригировать речь, способствовать коррекции фонематического слуха,
крупных и мелких движений
Оборудование:
- интерактивная доска (учебные картины с изображением насекомых);
- кроссворд;
- мерные ленты 1 м, 19 см, 2 см;
- фонограмма стрекота кузнечика
Ход занятия:
Учитель: Ребята, наше сегодняшнее занятие посвящается насекомым. Мы узнаем о жизни некоторых из них. Когда наступает лето, насекомые в великом изобилии наполнили поля, сады и даже пустыни. А много ли мы знаем о них? Сколько насекомых на планете? Известно более 1 миллиона видов насекомых; истинное их число, вероятно, составляет 1,5-2 миллиона. Только бактерии и одноклеточные животные более многочисленны. Насекомые везде и всюду. Разгадайте кроссворд.
КРОССВОРД
- Кто в траве стрекочет, перепеть всех хочет? (Кузнечик)
- Самое трудолюбивое насекомое. (Муравей)
- Насекомое, питающееся листьями капусты. (Гусеница)
- Кто, жужжа, влетел к нам в дверь? Ну, конечно, это… (Шмель)
- Кто летает над водой, страшно выпучив глаза, длиннокрыла и быстра?.. (Стрекоза)
- Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
- Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар)
- Летят – говорят, а сядут – молчат. (Осы)
- Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок)
По мере разгадывания кроссворда на интерактивной доске появляются картинки насекомых.
Учитель: - Ребята, каких насекомых вы знаете?
(проговариваем хором)
- Кто из них проживают в наших лесах, полях, лугах?
Учитель: (показывает изображение стрекозы) Ребята, видели ли вы стрекоз? Где?
- Стрекоз можно встретить повсюду, они живут вблизи рек, озер и других водоемов.
- Как выглядят эти насекомые?
- А знаете ли вы, что стрекозы появились в каменноугольный период. Тогда над землей еще не порхали птицы, в лесах бродили динозавры. Стрекозы были очень большими: размах их крыльев достигал почти метра (это доказывают ископаемые находки). Самые большие ныне обитающие стрекозы в размахе крыльев достигают 13-19 см, а самые маленькие – 2
(работа с мерками 1 м, 19 см,2 см – учащиеся отмеряют полоски бумаги или нитки заданной длины, сравнивают их)
- Послушайте знаменитую басню А.И.Крылова «Стрекоза и муравей» и потом расскажите о характерах главных героев.
(учащиеся инсценируют басню)
- Ребята, как называет Крылов стрекозу? (Попрыгунья – стрекоза) А почему он так ее называет?
- Ребята, не всегда стрекозу можно назвать «попрыгуньей». Стрекозы – отчаянные летуны. Считалось, что нашествие стрекоз – недоброе предзнаменование. Говорят, что прилетят стрекозы – жди мора на птицу. Куры, индюшки перестают нестись и гибнут, будто от злой ворожбы. Оказывается, куры отравлялись личинками насекомых – их детками.
Давайте, изобразим стрекозу.
Физминутка «СТРЕКОЗА»
Вот какая стрекоза,
Как горошины глаза.
Влево — вправо, назад — вперед.
Ну, совсем как вертолет.
(Встать. Показать на уровне глаз большим и указательным пальцами глаза стрекозы. Повернуть голову вправо, влево. Руки на пояс, повороты туловищем вправо, влево. Исходное положение. Руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх. Выполнить 3—4 раза).
Учитель: ребята, а какое насекомое «поет» эту песенку? (фонограмма стрекота кузнечика)
Учитель: (показывает изображение кузнечика) Ребята, а что вы знаете о кузнечиках? Опишите их. Действительно, зеленый, длинноусый, он всегда поет или играет на невидимой скрипочке.
- А вы верите, что у кузнечика есть скрипочка? Какую песенку о кузнечике вы знаете?
(ребята поют песню «В траве сидел кузнечик)
Учитель: А ведь никакой скрипочке у кузнечика нет. Просто в основании правых надкрыльев насекомых есть небольшая перепонка, обтянутая жилкой, как рамкой, и напоминающая зеркало. У основания левых надкрыльев находится тоже похожее зеркальце, только обтянуто оно жилкой с зубчиками. И вот когда кузнечик поднимает надкрылья, зеркальца трутся друг о друга, и издается трескучий звук. Пение кузнечиков – не что иное, как извещение другим насекомым, что куст или поляна уже заняты.
- А знаете ли вы, где у кузнечиков уши? На ножках и представляют они собой узкие щели.
- Ребята, а как вы думаете, почему кузнечики стрекочут только в яркий, солнечный день? Какую пользу приносят кузнечики в природе? (Это звено в цепи питания)
Учитель: (показывает изображение светлячка) Ребята, как называется это насекомое? Днем это жучок ничем не примечателен, зато ночью превращается в живой зеленый фонарик. Фонарик этот летает. Кто из вас видел светлячка? Где? А вы видели его ночью?
- В Америке живет знаменитый кукуко, или огненный щелкун. Свет от этих светлячков настолько силен, что если несколько таких насекомых посадить в банку, они даже могут служить фонарем. Этим пользовались первые европейцы, поселившиеся в Южной Америке, когда у них не было свечей. А индийцы, если ночью надо идти через джунгли, укрепляли на ногах, поближе к земле, несколько таких жучков, и таким образом освещали себе дорогу.
Долгое время люди не могли понять, почему светятся насекомые, считали их волшебными существами, со светлячками было связано много суеверий, затем люди решили, что свет дают какие-то микроорганизмы. В настоящее время известно, что «производителем света» является особое вещество, которое и помогает жучку светиться, причем свет этот виден только ночью.
Если дотронуться до горящего жучка, он окажется против ожидания холодным. Мы-то ведь привыкли, что все горящее дает тепло. Горящая лампа нагревается, огонь в печи – тоже жар. Да и электрическая лампа тоже нагревается, так как почти вся энергия идет на нагревание, и лишь малая часть идет на свет. У светлячка же – наоборот. Вот почему он и холодный.
Если в тропических лесах живет очень много светящихся насекомых, то в наших лесах – лишь один вид – большой светляк, или ивановский червяк, так как самка его больше похожа на червячка, чем на жука.
Учитель: Итак, ребята, о каких насекомых мы с вами сегодня узнали что-то новое?
- Мы вспомнили только очень малую часть насекомых, такую малую, что и представить себе невозможно. А на это у нас ушло много времени. Чтобы узнать все о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением. Наука о насекомых называется «энтомология» (надпись на доске с ударение). Может быть, кто-то из вас станет энтомологом – человеком, занимающимся изучением насекомых.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Кроссворд «Насекомые».
5 | ||||||||
1 | 2 | 6 | ||||||
3 | 4 | 7 | 8 | 9 | ||||
Н | А | С | Е | К | О | М | Ы | Е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее групповое занятие "Насекомые"
Конспект занятия с учащимися 3 класса (8 вид, 1 вариант)...
Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Насекомые».
Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Насекомые»....
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей НОД, по лексической теме «Насекомые» в разновозрастной коррекционной группе
Данное занятие направлено на актуализацию знаний об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами, конкретизацию временных и пространственных представлений ребенка ...
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей НОД, по лексической теме «Насекомые» в разновозрастной коррекционной группе
Данное занятие направлено на решение следующих задач: актуализировать знания об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами, актуализировать и конкретизировать вре...
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...