Ускоренное обучение чтению детей с ОНР Методическая разработка.
методическая разработка на тему
Проблема подготовки детей к школьному обучению возникла в последние годы, когда остро встали вопросы нехватки мест в дошкольных учреждениях и роста количества детей с речевыми нарушениями, нуждающихся в специальных занятиях. Эти дети составляют основную группу риска по школьной успеваемости. Одним из направлений подготовки таких детей к школе является обучение чтению. За короткий срок по программе ускоренного обучения чтению дети приобретают те знания, умения и навыки, которые получает ребёнок, посещающий детский сад 4 и более лет.
Данная методика составлена на основе разработок по технике чтения Е.Федорина «Я учусь читать», а также рекомендаций Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи».
Цель обучения по данной методике – обучение чтению детей в пределах букваря с сопутствующим логопедическим сопровождением.
Методика использует материал логопедического словаря, который подлежит прочитыванию самым тщательным образом.
Обучение чтению разделено на 7 этапов согласно основным принципам дошкольной педагогики:
принципу развивающего обучения, принципу доступности, принципу «от простого к сложному», принципу учёта ведущей игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_oreshkinoy_i.a.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Теремок»
Ускоренное обучение чтению детей с ОНР
Методическая разработка.
Учителя-логопеда
Орешкиной Ирины Александровны
.
Пояснительная записка
Проблема подготовки детей к школьному обучению возникла в последние годы, когда остро встали вопросы нехватки мест в дошкольных учреждениях и роста количества детей с речевыми нарушениями, нуждающихся в специальных занятиях. Эти дети составляют основную группу риска по школьной успеваемости. Одним из направлений подготовки таких детей к школе является обучение чтению. За короткий срок по программе ускоренного обучения чтению дети приобретают те знания, умения и навыки, которые получает ребёнок, посещающий детский сад 4 и более лет.
Данная методика составлена на основе разработок по технике чтения Е.Федорина «Я учусь читать», а также рекомендаций Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи».
Цель обучения по данной методике – обучение чтению детей в пределах букваря с сопутствующим логопедическим сопровождением.
Методика использует материал логопедического словаря, который подлежит прочитыванию самым тщательным образом.
Обучение чтению разделено на 7 этапов согласно основным принципам дошкольной педагогики:
принципу развивающего обучения, принципу доступности, принципу «от простого к сложному», принципу учёта ведущей игровой деятельности.
I этап. Усвоение всех букв алфавита
(33 занятия)
1. Каждое занятие знакомство с новой буквой. Буквы усваиваются в определенной последовательности.
а о у н м р ы и ш п к
л т с е б в з д г я х
ё ф ж й ч щ ц ю ь ъ э
2. Параллельное написание буквы на листочках, песке, мелом на доске; вылепливание, выкладывание, вырезание и т.д.
3. Усвоение понятия буквы как символа звуков по принципу от буквы к фонеме.
4. Чтение прямых слогов из изученных букв и далее слов.
5. Поиск слогов. Слитное прочтение найденного слога облегчается предшествующим называнием его преподавателя.
6. Все занятия строятся по определенной схеме и в игровой форме, учитывая особенности детей с ОНР: стереотипность мышления, рассеянное внимание, недостаточную переключаемость.
II этап. Слитное прочтение двух рядом стоящих букв.
(непосредственно чтение, которому уделяется 10 мин в конце каждого занятия программы Г.Я.Каше)
Это шаг от чтения прямых, не несущих никакой смысловой нагрузки, слогов к элементарным словам в следующем порядке: обратный слог → «перевертыши» → прямой слог.
Если ребенок, обучаемый по традиционной программе, легко прочитывает закрытые слоги и совершенно беспомощным может оказаться перед открытыми слогами, то ребенок, прошедший обучение 1 этапа, таких трудностей не испытывает.
Ключом к преодолению таких трудностей служит чтение «перевертышей».
Можно, конечно, соединить буквы и произвольно в бессмысленные слоги, но для большей заинтересованности ребенка безусловно лучше, ели уж в самом первом, самом элементарном соединении двух рядом стоящих букв он вдруг узнает, почувствует именно слово, символ какого-то известного ему в жизни явления, предмета.
Первое занятие этого этапа начнем так:
«А сейчас мы прочтем первое слово, оно из самой первой песенки, которую ты услышал, когда только появился на свет».
аа
Ребенок прочитывает и узнает, что, да, такое слово поют мамы, когда укачивают младенцев.
Потом ребенок читает первое слово, которое от него услышала мама:
уа
Начинаем с простого: с соединения в слово двух гласных звуков.
Для прочтения слова, состоящего из гласных звуков, важно то, что ребенок фактически неограничен временем прочтения каждой буквы. Первый звук он может тянуть столько, сколько ему потребуется, чтобы переключить речевой аппарат на прочтение следующей буквы.
После очень медленного, но правильного прочтения любого слова ребенком темп доводится до близкого к норме.
Аа, уа, ау, иа, Ия, её, ею
В порядке постепенного наращивания трудностей должно следовать сначала соединение в одно слово гласного звука с согласным, затем согласного с гласным и, наконец, одного согласного звука с другим согласным.
Аж, ай, ам, ап, ах! ей, ел, ем,
ёж, ёк, Иж, из, ил, им, их, ой!
он, ос, от, ох, уж, ум, ус, ух!
эй! эх! юг, юз, яд, як, Ян, яр.
«Перевертыши»:
ам-ма, ап-па, им-ми
Прочтение каждого незнакомого для ребенка слова следует сопровождать пояснением его смыслового значения и употребления, например: аж – аж волосы дыбом встали; да – слово означает чье-то согласие; до – достать до стола, долететь до Луны и т.д., а еще есть нота с таким названием. ИЛ, ТУ, ЯК – есть такие марки самолетов по фамилии конструкторов: Ильюшина, Тупалева, Яковлева. Но есть и животное як, и осадок на дне водоемов ил, и можно выбрать вещь, ты эту, а я – ту. Можно с ребенком и помечтать о том, как будет, например, называться марка самолета, если он в будущем станет знаменитым авиаконструктором.
Доходчивые, интересные, при случае не лишенные юмора и фантазии объяснения непонятных для ребенка слов улучшают атмосферу обучения, способствуют упрочнению контакта между взрослым и ребенком, повышают активность обучаемого, обогащают его духовно.
Ба, бы, бэээ, во! вы, га, да, до, же, за, ля, ми,
му-у-у, мы, мэээ, на, но, ну, по, Ра, си, та, те,
то, ту, ты, тю! фу! ха! ша! щи, бррр, кшш, тсс.
Завершается этот этап прочтением слов, образованных двукратным или троекратным прочтением уже изученных слов и слогов:
Ай-ай, да-да-да! ой-ой! то-то
Ну-ну! га-га-га! эй-эй! ба-ба
Дя-дя, ха-ха-ха, па-па, ма-ма
Уже при прочтении этих, очень упрощенных, но фактически уже двухслаговых и трехслаговых слов полезно начать, а затем при каждом удобном случае продолжать обучать ребенка понятию ударного слога.
Что, например, означает без ударения произнесенное слово дома – то ли дома (сидеть дома), то ли – дома (строить дома)? Что значит без выделения ударного слога слово земли – то ли земли (чужие земли), то ли – земли (нет лучше земли)?
На этом этапе хорошо поиграть в игру «Кто как кричит?».
бээ, мээ, га-га, ко-ко, ку-ку
Начиная с этого этапа и на последующих можно применить психогимнастические упражнения.
Читаем ля-ля-ля
Нам весело и мы поем.
Читаем бом-бом-бом
Мы, как колокольчики, а наше головка, как шарик по плечам.
Читаем хлоп!
Резко воде ладошкой – брызгаем друг в друга.
Читаем брр!
Испугались медведя, показали, как нам страшно.
Читаем у-у-у!
Вытянем руки в стороны, прямые, ровные, напряженные. Что это? Конечно, самолет. Полетели!
Читаем ква-ква
Садимся на корточки, колени врозь, руки в упоре, голову вытягиваем вверх, выпучиваем глаза, надуваем щеки. Это, конечно, лягушки.
III этап. Чтение простейших трехбуквенных слов.
Здесь применяется прием наращивания известных ребенку из предыдущих занятий двухбуквенных слов дополнительной буквой в начале, в середине или в конце слова – так, чтобы получилось новое, уже трехбуквенное слово.
аа-ага ой-бой ам-сам
ау-аут ох-мох бы-бык
ем-ему ту-эту до-дом
иа-ива ум-кум ею-сею
их-тих ха-уха ил-хил
ля-ляп щи-щит ом-сом
на-нас ай-бай мы-мыс
Постепенно меняя в трехбуквенном слове по одной или две букве, можно создать для прочтения целые цепочки новых трехбуквенных слов.
Во-вон-вот-воз-вол
Вы-выл-вил-вал-дал
Га-газ-ГАИ-УАЗ-азы-азу
До-дом-Дон-док-око-мод
Ем-ему-тем-там-том-сом
Ик-тик-так-мак-лак
Надо всегда помнить, что в процессе чтения словарного материала непросто вырабатываются и закрепляются навыки чтения, а, более того, обеспечивается проверка и тренировка соответствующих участков речевого аппарата ребенка.
Очень важно, чтобы каждое занятие непременно завершалось прочтением хотя бы одной самой элементарной фразы.
Пит рад был щам.
Тут был Юра.
Сиг, лещ и рак – вот наш улов.
IV этап. Чтение однослоговых слов со стечением нескольких согласных в конце слова.
В практике обучения замечено, что детям намного легче читать слова, в которых согласный звук, а тем более два и три кряду следуют после гласного и намного труднее, если слово начинается с нагромождения согласных звуков.
бокс борщ порт верх
Лувр диск зубр матч
шурф щедр марш волк
борт лязг пост мозг
Волк шел на гурт.
Морж мерз, но полз.
Мэлс ел борщ и торт.
Барс жил, где шурф.
V этап. Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.
Особенно важно напомнить ребенку о необходимости ориентироваться на очередную гласную букву (ориентация речевого аппарата). Дело в том, что слогообразующая гласная оказывает существенное влияние на характер произношения не только одной стоящей до нее согласной фонемы, но и всех предшествующих ей согласных фонем в слоге, независимо от их количества. Легко убедиться в этом, если сравнить, например, подготовительную постановку языка и губ для прочтения буквы «с» в словах: сиг, сник, стриж. Она оказывается совершенно одинакова, хотя между буквой «с» и слогообразующей гласной «и» могут, оказывается, быть и одна, и две, и даже больше согласных букв.
Небезынтересно отметить, что и на предлоги, выраженные одной буквой (в, к, с), первая гласная следующего за предлогом слова оказывает такое же влияние, как и на предшествующие согласные своего слога.
блок граф всё джаз
влип врач гриф флот
где воз взор звон
глуп вред вход клуб
барс грач груз плащ
Её плащ был плох.
Граф ждал трап.
То был злой знак.
Мой друг щедр.
VI этап. Чтение наиболее трудных однослоговых слов.
тракт фрукт штраф
смотр вздох свист
вдруг прост хвост
принц центр спорт
страж взгляд столб
Взмах крыл – и дрозд вверх взмыл.
А крот торт в рот и через корт – в порт.
После объяснения значения незнакомого слова с ним желательно составить предложение. А после прочтения фраз закрыть или стереть написанное и попросить ребенка воспроизвести фразу по памяти.
Может зародиться сомнение: а не будет ли все это для ребенка слишком трудным и совершенно непонятным?
Но дети, вообще, из речи взрослых понимают лишь незначительную часть. Но слушая постоянно даже и совсем непонятную для них речь, они, тем не менее, всегда усваивают из неё нечто очень важное, при том не редко даже более важное, чем сам смысл услышанного. Чувственной сферой они усваивают грамматический строй языка.
При активном же произношении того, что дети слышат или читают они, кроме всего прочего, развивают и свой речевой аппарат применительно к грамматическому строю родного языка.
Нужно отнестись к прочтению с ребенком трудных слов и фраз как к преодолению трудностей в скороговорках, и можно убедиться, как весело и плодотворно пройдут занятия.
VII этап. Чтение двухслоговых слов.
При обучении чтению на данном этапе остается в силе рекомендация ребенку: при прочтении каждого слога строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных букв, но уже с учетом того факта, что объем зрительного восприятия ребенка должен быть доведен до предельно возможного, т.е. охватывать не 2 – 3 буквы, как прежде, а 3, 4 и даже 5 букв одновременно.
Особое значение для данной группы упражнений и для всех последующих приобретает вопрос твердого овладения ребенком навыков определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию и реализация им ударения в любом слове по известному в нем ударному слогу.
Теперь решение вопроса об ударении касается абсолютно каждого слова, ибо от этого зависит, правильно или неправильно это слово будет прочтено. По мнению известного ученого, специалиста в области психолого-лингвистических принципов первоначального обучения чтению Д.Б.Эльконина: «Главным является чтение полных слов с четкой постановкой ударения… Именно ударение создает образ слова, стягивает произносительные единицы в единое целое. Слово же, читаемое или произносимое без четко выделенного ударения, распадается на отдельные слоги».
На первых занятиях слова для прочтения следует записывать слогами через черточку (чу-до, шеф-ство), а в дальнейшем прибегать к такой записи следует только в словах, вызвавших у ребенка затруднения при их прочтении.
Слова в заключительных фразах для чтения, учитывая то, что они составляются из ранее изученного словарного материала, следует записывать без разделения на слоги.
Интересна для ребенка игра «чтение газеты». Он прочитывает сначала одно, а позднее и по два и по три названия газетных статей – сначала по выбору взрослого, а затем уже и по собственному.
По каждому прочитанному им названию статьи взрослым даются короткие, но чем-то привлекательные для ребенка объяснения, напоминающие коротенькие сказки.
А можно еще и играть «в сказки»: ты мне прочтешь название сказочки, а я тебе всю сказочку; ты мне прочтешь только начало сказки (до первой точки), а я – всю сказку; ты до второй точки, а я – до конца и т.д.
Особую роль в быстром освоении техники чтения играет «чтение» любых тех стихотворений и сказок, которые ребенок знает наизусть или почти наизусть.
То, что дети обычно делают при этом (и смотрят в книжку, и водят пальчиком, а текст, все-таки, произносят наизусть), все это они делают вполне серьезно, без цели обмануть кого-либо. Просто так именно они и понимают (из наблюдений за старшими) процесс чтения.
Чтобы такое чтение стало действительно чтением, хотя и весьма необычным, ребенку предъявляется требование делать остановки то на одном, то на другом слове и показать это слово в тексте, а при необходимости и букву в слове. Именно это заставляет ребенка теперь постоянно сравнивать произносимое им и написанное, сначала, по крайней мере, хотя бы для того, чтобы не пропустить контрольное слово (или букву).
Литература
- Е.Федорин «Я учусь читать!», Москва, 1993
- Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередникова «Я хочу», Кишинев, С.-Петербург, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями послоговым и глобальным методом.
Конспект логопедического занятия по обучению чтению старших дошкольников имеет интересный для детей познавательный сюжет «Полярная экспедиция». В ходе занятия дети знакомятся с буквой Е, е ...
Консультация для воспитателей логогрупп "Основы обучения чтению детей с ОНР аналитико-синтетическим методом"
Данная консультация создана в целях организации более продуктивного взаимодействия между воспитателем и логопедом, в процессе обучения чтению детей с ОНР. Рассмотрены общие вопросы о...
Упражнения, применяемые при обучении чтению детей с ОВЗ 8 вида.
Семинар по логопедии (январь 2014г) будет проводиться 10.01.14г....
Обучение чтению детей на начальном этапе.
Обучение чтению детей на начальном этапе...
Круглый стол для учителей-дефектологов Консультация: «Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»
Данная консультация рассказывает какие игры можно использовать для развития у детей фонематического восприятия. Данные игры даются по мере усложнения, по возрастным котегориям....
Сообщение на МО. Обучение чтению детей VIII вида
Учащиеся с недоразвитием интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении звукослоговой структуры слова. К основным ошибкам, приводящим к нарушению правильности чтения, относятся:1.Нев...
Формирование предпосылок обучению чтению детей младшего дошкольного возраста – как средство развития одаренности. Методика Зайцева.
Формирование предпосылок обучению чтению детей младшего дошкольного возраста – как средство развития одаренности. Методика Зайцева. Умение грамотно, последовательно, красиво изл...