Развитие мышления у детей
материал на тему

Арискина Ирина Юрьевна

примеры игр для развития мышления у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_myshleniya.doc112.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мышления у детей

У детей становление мышления проходит через определенные этапы.

1 этап. Наглядно-действенное мышление.

Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

2 этап. Наглядно-образное (конкретно-предметное) мышление.

На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

3 этап. Словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление.

Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

При правильно развитом мышлении человек способен:

* Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.

* Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.

* Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.

* Классифицировать — группировать предметы по признакам.

* Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.

* Конкретизировать — выделять частное из общего.

* Абстрагировать — выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета  с игнорированием других.

 Детское мышление - процесс сложный, кардинально отличающийся от взрослого. Первым средством решения задач для ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме.

 Особенные дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть.

Мышление у детей необходимо развивать. Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить мышление ребенка.

Примеры дидактических игр, которые можно использовать для развития мышления.

«Бывает – не бывает» Называете какую-нибудь ситуацию (папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.) и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч надо отбить.

«Назови предмет» Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

«В чем сходство?» Набор предметных картинок складываются в колоду. Каждому игроку раздается по одной предметной картинки. Игроки по очереди берут из колоды любую карточку и кладут ее рисунком вверх. Затем они сравнивают свою карточку с той, которая лежит на колоде. Если им удается найти сходство и пояснить его, тогда они забирают карточку и кладут ее поверх своей. Следующее сходство ищется с этой карточкой.

«Сравни предметы» Предложите ребенку рассмотреть шарики (воздушные), например, группу шариков одного цвета и спросите, что у них похожего, Вместо шариков можете взять любые другие предметы: кубики, мячики. Можете вообще сделать подборку игрушек на одну тему, скажем, машины (танк, легковой автомобиль, вертолет) и одну игрушку, не вписывающуюся в общий ряд, например, животное. Пусть определит, какая игрушка лишняя, почему.

«Придумай заголовок» Детям читается небольшой рассказик, после чего выясняется понимание смысла рассказа. Если смысл понят, то детям дается задание подобрать к рассказу как можно больше различных заглавий, отражающих его содержание.

«Почему нравится, не нравится?» Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные. Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

 «Чередование» Предложите ребенку нарисовать и раскрасить или нанизать на веревочку бусы. Обратите внимание, что бусины должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек.

«Радуга» Соберите и перемешайте несколько различных предметов (игрушки, тряпочки, стаканчики) базовых цветов. Лучше начинать с двух цветов, постепенно увеличивая количество. Предложите ребенку разложить синее к синему, а красное к красному. Комментируйте происходящее, называйте и описывайте предметы.

«Поиграй с котенком» Нарисуйте или наклейте на лист бумаги картинку котенка. Вспомните вместе с ребенком, во что любят играться котята. Вырежьте маленькие картинки. Пусть малыш сам подберет из набора картинок игрушки для котенка, наклейте их на лист с котенком. Если у вас нет каких-то картинок, о которых вспомнит ребенок, вы можете их нарисовать вместе. Получится настоящая забавная картинка. Так же можно подбирать продукты для супа, мебель для спальни и пр.

«Что внутри?» Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. (дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, кастрюля – суп и др.)

«Сложи картинку» Покажите ребенку одну картинку со схематичным изображением предмета (вагончик, корабль, снеговик, гриб), рассмотрите, из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур, лежащих рядом, попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

«Узнай и нарисуй» Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки несколько 3 - 6 изображений отдельных предметов. Для начала объекты берутся из одной смысловой группы. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.

«На кухне» Попросите ребенка помочь, например, отсчитать картофелины по количеству членов семьи (четыре большие — для папы, три большие — для мамы, — две маленькие — для зайки и куклы и т.д.); отличить картофель от морковки и свеклы; отсортировать крупу разных видов.

«Отгадай предмет по его частям» Играющим раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

«Найди предмет» Ребенок и взрослый поочередно прячут в комнате игрушку и отмечают на плане место ее расположения. Водящий должен найти в комнате игрушку, опираясь на схему. В эту игру можно играть на детской площадке, что значительно усложнит задание.

«Угадай предмет» Игра заключается в том, что взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку, рассказывая, где находится этот предмет, для чего он нужен, их какого материала он сделан и т. д. Ребенок должен отгадать, какой предмет загадал взрослый. Потом играющие меняются местами.Для того чтобы усложнить задание, можно предложить ребенку самому задавать вопросы о загаданном предмете, и в этом случае ребенок лучше научиться выделять существенные признаки предмета.

«Говори наоборот» Игра заключается в том, что один играющий говорит слово, а другой – противоположное по значению, антоним. Например: «холодный – горячий», «небо – земля», «светло – темно» и т. д.

«Универсальный магазин» Для игры нужны картинки с изображением предметов 4 групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (по 3-4 карточки каждой группы). Сюжет игры таков. В универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Малышу, который играет роль продавца, предстоит трудная работа разложить товар по отделам. В один отдел должны попасть товары, которые подходят друг другу так, что их можно назвать одним словом. Подскажите ребенку, что всего должно получиться четыре отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из двух оставшихся отделов товары также подходили друг другу, были бы чем-то похожи, чтобы их тоже можно было назвать одним словом.

«Кто самый-самый» Если ребенок не понял условие, перефразируйте задачу. Если опять возникнет затруднение – изобразите условие в виде рисунков или полосок цветной бумаги (более узких-широких, длинных-коротких). Итак, примеры задач (читать условие надо медленно, при необходимости повторить еще раз).

–Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?

–Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?

–Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?

«Я луна, а ты звезда» Один из участников говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Следующий продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить: "Я - осень". И так далее...

«Схема сказки» Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с помощью игрушек-заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс. Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур. Вырежьте из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем предложите ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки. Например, вполне справедливо, если малыш для сказки "Три медведя" выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её.

«Скорость мышления» Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет.

«Кто кем будет?» Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

«Отгадывание небылиц» Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

–Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

–Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

–Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

«Успей дотронуться» Предложите малышу, пока вы считаете до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.» Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься, пожалуйста, до двух круглых предметов»

“Что лишнее” Выбрать из нескольких карточек с картинками изображение с лишним предметом.

“Опиши словами” Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.

“Нравится - не нравится” Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится - царапается, убегает и т.д.

“Назови одним словом” Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка - нужно озвучить слово “посуда”.

“Бывает - не бывает” Вариант игры “съедобное -не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки - нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.

“Отвечаем быстро” Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только цвета предметов. Например: огурец - зеленый, солнце - желтое, потолок - белый… Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности - родитель и ребенок меняются местами.

Игры со словарями

Рекомендуем использовать специальные детские словари: толковый, словарь синонимов и антонимов, фразеологический. Эти учебные материалы пригодятся детям не только для игр.

“С толковым словарем” Играем в игру “опиши словами”, только с толковым словарем. Читаем определение из детского толкового словаря, ребенок угадывает, о чем идет речь.

“Фразеологический словарь” Здесь нужно попытаться объяснить смысл фраз таких как: “повесить нос”, “сыт по горло”, “проще пареной репы”…

“Игра Перевертыши”. (Словарь антонимов) Попробуйте рассказать сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сапогах), “Синий сапожок” (красная шапочка)… Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности развития мышления у детей с нарушением зрения

Развитие той стороны умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную и...

«Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления у детей с ОВЗ»

«Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления у детей с ОВЗ»...

Доклад «Значение игр в развитии мышления у детей с умеренной умственной отсталостью».

В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализованы фундаментальные положения отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления: наглядно...

Развитие мышления у детей младшего школьного возраста

Цель: развитие мышления у младших школьников.Задачи:1. Развитие словесно-логического мышления.2. Развитие творческого мышления.3. Развитие таких мыслительных операций, как обобщение и классификация.4....

Роль чтения в развитии мышления глухих детей.

При чтении человек, прежде всего, получает новую информацию – не важно, какую именно книгу при этом он изучает. Новая информация развивает память и мышление, благодаря ей человек лучше размышляет. Пр...

«Развитие мышления у детей с ЗПР через игры»

Мышление — это активный поиск связей и отно­шений между разными событиями, явлениями, предметами. Направленность на отражение прямо не наблюда­емых связей и отношений (например, пр...