Развитие мышления у детей младшего школьного возраста
план-конспект по психологии на тему

Олеся Юшкова

Цель: развитие мышления у младших школьников.
Задачи:
1. Развитие словесно-логического мышления.
2. Развитие творческого мышления.
3. Развитие таких мыслительных операций, как обобщение и классификация.
4. Развитие способности рассуждать.
5. Развитие умений работать в коллективе школьников.
6. Развитие умений соблюдать правила поведения на уроке.

Формируемые в рамках занятия универсальные учебные действия:
1. Регулятивные: развитие умения контролировать свое поведение;
2. Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать;
3. Познавательные: развитие словесно-логического и творческого мышления, мыслительных операций.

Целевая группа: данные задания и упражнения можно использовать при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста.

Ход занятия:
Психолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами будем выполнять задания, которые являются не только интересными, но и очень полезными. Но в начале, я попрошу Вас оценить своё настроение: если Вам весело, поднимите веселый смайлик, если грустно – грустный смайлик, а если не грустно и не весело, спокойно – нейтральный. Молодцы, ребята! У многих из Вас веселое настроение, а у кого грустное, то мы надеемся, что к концу занятия, оно обязательно поднимется! Итак, начинаем выполнять наши задания».

1. «Найди лишнее»
1 вариант
- сковорода, кастрюля, лопата, чашка;
- помидор, тыква, кабачок, сирень;
- смородина, яблоко, вишня, слива;
- медведь, волк, воробей, лиса;
- курятник, берлога, нора, гнездо;
- стул, стол, пол, шкаф;
- вилка, каша, ложка, тарелка.

2 вариант

2. «Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу»
Кровать Инструмент
Лопата Одежда
Арбуз Мебель
Платье Обувь
Нос Ягода
Валенки Часть лица
Автобус Растение
Крапива Транспорт

3. «Запретное движение»
«Звучит веселая ритмичная музыка. Вы, ребята, встаете в круг, ведущий в центре и показывает несколько движений, одно из которых запретное. Вы должны повторять все движения ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибется, выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками».

4. «Наоборот»
«Ребята, сейчас я буду говорить слово, а ваша задача – назвать противоположное, например: день – ночь. Готовы? Начали!»

Холодно – (тепло)
Темно – (светло)
Умный – (глупый)
Острый – (тупой)
Высокий – (низкий)
Хороший – (плохой)
Добрый – (злой)
Смелый – (робкий, трусливый)
Сладкий – (кислый)
Начало – (конец)
Тонкий – (толстый)

5. Физкультминутка

6. «Группировка слов»
Сколько групп ты можешь составить из слов:
пчела, крокодил, щука, бабочка, паук, ромашка, окунь, заяц, фиалка, налим, гладиолус, рысь
Ответ:
Насекомые: пчела, бабочка, паук.
Рыбы: щука, окунь, налим.
Животные: крокодил, заяц, рысь.
Цветы: ромашка, фиалка, гладиолус.

7. «Определение»
«Ребята, Вам будет показана одна картинка, на которой нарисован предмет, а затем вторая. Задача состоит в том, чтобы Вы смогли придумать слово, которое находится между этими двумя словами и которое служило бы «переходным мостиком между ними. (Например, к картинкам «голубь» и «дерево» «переходным мостиком» могут служить слова «летать» и «спрятаться» - «Голубь взлетел на дерево», «Голубь спрятался за дерево»).

8. Рефлексия
Психолог: «Ребята, Вы все молодцы! А теперь снова давайте оценим свое настроение. Скажите, что Вам понравилось больше всего? Что вызвало у Вас трудности?
Всем спасибо! До свидания!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие мышления у младших школьников.

Задачи:

1. Развитие словесно-логического мышления.

2. Развитие творческого мышления.

3. Развитие таких мыслительных операций, как обобщение и классификация.

4. Развитие способности рассуждать.

5. Развитие умений работать в коллективе школьников.

6. Развитие умений соблюдать правила поведения на уроке.

Формируемые в рамках занятия универсальные учебные действия:

1. Регулятивные: развитие умения контролировать свое поведение;

2. Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать;

3. Познавательные: развитие словесно-логического и творческого мышления, мыслительных операций.

Целевая группа: данные задания и упражнения можно использовать при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста.

Ход занятия:

Психолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами будем выполнять задания, которые являются не только интересными, но и очень полезными. Но в начале, я попрошу Вас оценить своё настроение: если Вам весело, поднимите веселый смайлик, если грустно – грустный смайлик, а если не грустно и не весело, спокойно – нейтральный. Молодцы, ребята! У многих из Вас веселое настроение, а у кого грустное, то мы надеемся, что к концу занятия, оно обязательно поднимется! Итак, начинаем выполнять наши задания».

1. «Найди лишнее»

1 вариант

- сковорода, кастрюля, лопата, чашка;

- помидор, тыква, кабачок, сирень;

- смородина, яблоко, вишня, слива;

- медведь, волк, воробей, лиса;

- курятник, берлога, нора, гнездо;

- стул, стол, пол, шкаф;

- вилка, каша, ложка, тарелка.

2 вариант

2. «Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу»

Кровать Инструмент

Лопата Одежда

Арбуз Мебель

Платье Обувь

Нос Ягода

Валенки Часть лица

Автобус Растение

Крапива Транспорт

3. «Запретное движение»

«Звучит веселая ритмичная музыка. Вы, ребята, встаете в круг, ведущий в центре и показывает несколько движений, одно из которых запретное. Вы должны повторять все движения ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибется, выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками».

4. «Наоборот»

«Ребята, сейчас я буду говорить слово, а ваша задача – назвать противоположное, например: день – ночь. Готовы? Начали!»

Холодно – (тепло)

Темно – (светло)

Умный – (глупый)

Острый – (тупой)

Высокий – (низкий)

Хороший – (плохой)

Добрый – (злой)

Смелый – (робкий, трусливый)

Сладкий – (кислый)

Начало – (конец)

Тонкий – (толстый)

5. Физкультминутка

6. «Группировка слов»

Сколько групп ты можешь составить из слов:

пчела, крокодил, щука, бабочка, паук, ромашка, окунь, заяц, фиалка, налим, гладиолус, рысь

Ответ:

Насекомые: пчела, бабочка, паук.

Рыбы: щука, окунь, налим.

Животные: крокодил, заяц, рысь.

Цветы: ромашка, фиалка, гладиолус.

7. «Определение»

«Ребята, Вам будет показана одна картинка, на которой нарисован предмет, а затем вторая. Задача состоит в том, чтобы Вы смогли придумать слово, которое находится между этими двумя словами и которое служило бы «переходным мостиком между ними. (Например, к картинкам «голубь» и «дерево» «переходным мостиком» могут служить слова «летать» и «спрятаться» - «Голубь взлетел на дерево», «Голубь спрятался за дерево»).

8. Рефлексия

Психолог: «Ребята, Вы все молодцы! А теперь снова давайте оценим свое настроение. Скажите, что Вам понравилось больше всего? Что вызвало у Вас трудности?

Всем спасибо! До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мышления у детей младшего школьного возраста средствами спортивного ориентирования

Влияние занятий спортивным ориентированием на мыслительные процессы детей...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста...

Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста

 Решая творческие задачи во время учебного процесса, нужно заинтересовывать учащихся, приглашая к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания....

Рекомендации для родителей по развитию словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста

Вашему вниманию представляется брошюра с различными рекомендациями для родителей по развитию словесно-логического мышления у младших школьников....

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок.

ВведениеКак известно, в процессе общения человеку приходится пользоваться разными типами речи: и повествованием, и описанием, и рассуждением. Люди рассказывают о событиях, объясняют их, выражают свои ...

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальц...

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".

Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...