Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления у детей с ОВЗ
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мышление – это сложная психическая функция, обеспечивающая жизнедеятельность и обучение ребенка. Для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, осваивать новую информацию, взаимодействовать с другими людьми, ребенку нужно уметь устанавливать сходство и различия между предметами, явлениями, классифицировать предметы, прослеживать причинно-следственную связь между событиями.
Виды мышления Наглядно-действенное - познание с помощью манипулирования предметами (игрушками); Наглядно-образное - познание с помощью представлений предметов явлений; Словесно-логическое - познание с помощью представлений предметов явлений .
Операции мышления Анализ — разделение предмета, явления на составляющие компоненты. Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей. Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия. Классификация — группировка предметов по признакам.
Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам. Конкретизация — выделение частного из общего. Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Для мышления умственно отсталых детей характерно: нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования); снижение активности мыслительных процессов; наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный; неосознанность и хаотичность действий в процессе решения; некритичность мышления; слабая регулирующая роль мышления; низкая мотивация мыслительной деятельности.
Причины нарушения развития мышления у умственно отсталых детей Бедность наглядных и слуховых представлений Крайне ограниченный игровой опыт Малое знакомство с предметными действиями Плохое развитие речи Лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление
Наглядно-действенное мышление 1) понимание функционального назначения предметов . Чтобы совершать осмысленные действия с предметами, важно понимать, как их использовать, что с ними можно делать: из чашки можно пить, на машине – ездить и т.д. 2) формирование представления о сходстве и различии . Ребенок учится находить одинаковые и (позже) сходные предметы. Задание можно усложнять, предлагая ребенку сходные предметы, различающиеся по какому-либо признаку. 3) формирование представления о размере . Когда ребенок различает несколько размеров, он может собирать пирамидку, соблюдая правильную последовательность колец. 4) понимание причинно следственной связи . Совершая действия с предметами, ребенок учится понимать связь между событиями, а затем и прогнозировать события.
Наглядно-образное мышление 1) установление связи «картинка – предмет – слово». Переход на уровень наглядно-образного мышления предполагает, что ребенок может понимать и устанавливать связь между картинкой, предметом и обозначающим его словом 2) установление связи между картинкой и событием. Ребенок устанавливает связь между картинкой и происходящим событием 3) понимание смысла сюжетных картинок. Ребенок учится анализировать изображение и понимать, что происходит на картинке. 4) понимание серий сюжетных картинок. Ребенку необходимо не только понимать содержание каждой из них, но и проследить связь между картинками.
Словесно-логическое мышление Недостаточно свободное владение лексическим значением слов - отрицательно влияет на процесс формирования понятий и их использование Обобщающее значение понятий, существенные их признаки с трудом улавливаются умственно отсталыми школьниками Механическое заучивание понятий Затруднения в усвоении причинно-следственных связей, даже самых элементарных В высказываниях отсутствует последовательность
Эффективные приемы развития мышления у детей с отклонениями в развитии. 1. Игры - упражнения на развитие представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение. 2. Игры - упражнения на развитие представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации. 3. Игры - упражнения на развитие метода проб как основного способа решения наглядно - действенных задач. 4. Игры - упражнения на определение причинно - следственных зависимостей.
Примеры игр на развитие мышления «Собери большую семью» «Найди маму малышу» «Назови одним словом» « Волшебный мешочек» «Что лишнее?» «Профессии» «Отгадывание загадок»
упражнения на обобщение и классификацию
упражнения на нахождение закономерностей
упражнения на установление логических связей
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ
В данной статье описаны приемы, с помощью которых можно добиться успеха на уроках технологии, что необходимо предпринять, чтобы детям было интересно и комфортно в швейной мастерской....
Применение приемов и методов технологии развития критического мышления на уроках биологии
В работе описаны цели и задачи данной технологии, стадии,приемы применяемые мною на уроках биологии в 5-9 классах. Вызов – стимулирование интереса...
«Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления у детей с ОВЗ»
«Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления у детей с ОВЗ»...
Эффективные приемы и методы работы по формированию и развитию основных компетенций обучающихся
Выступление на педсовете...
Приемы и методы технологии развития критического мышления
Презентация по теме: Приемы и методы технологии критического мышления: синквейн, кластер...
Приемы и методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках обществознания
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Из опыта работы. Приемы и методы технологии на уроках обществознания...
Современные приемы и методы, способствующие успешной социализации учащихся на уроках
Современные приемы и методы, способствующие успешной социализации учащихся на уроках...