Внеклассные традиционные занятия
методическая разработка на тему

Мельникова Людмила Николаевна

Проведение внеклассных занятий - творческий процесс, надо к нему так подготовиться, чтобы заинтересовать ребят. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей

сложности и трудности. Воспитывает не учитель,

а все общество в целом, вся атмосфера и вся

обстановка нашей культуры и быта,

вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или

слышат дети, каждое наше слово-интонация,

с которой оно произносится, являются

капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием его личности».

В.П.Кащенко

   

         Центральное место в воспитательной системе занимают занятия. Они служат для организации коллективной жизнедеятельности и социализации личности, формирования нравственной позиции гражданских мотивов.

          Дети школы-интерната  - особый контингент. Особенность заключается в том, что они имеют ряд недостатков, которые обуславливают комплексы поведенческого характера: неустойчивость, возбудимость, гнев, пугливость, равнодушие. Задача воспитателя корригировать все эти недостатки в процессе воспитательной работы. Занятия выполняют следующие функции:

  • просветительская - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране и за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.
  • ориентирующая -  способствует формированию отношений к окружающему миру, выработке материальных и духовных ценностей, помогает оценивать явления, происходящие в жизни.
  • направляющая – призвана переводить обсуждения того или иного явления в рамках реального опыта учащихся.
  • формирующая формирует у воспитанников навыки обдумывания и оценки своих поступков, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

Принципами планирования и методами реализации являются следующие:

принцип – мотивации;

                  - развивающего обучения;

                  - воспитательного  обучения;

                  - системности и систематичности;

                  - научности;

                  -  доступности;

                  -  наглядности;

                  - активности и сознательности;

                  - прочности усвоения знаний;

                  - индивидуализации;

                  - дифференцированного подхода.

   Выбирая тему занятия, воспитатель использует перспективный план работы, составленный на год по направлениям:

  • личностное развитие;
  • охрана здоровья;
  • развитие творческого воображения;
  • трудовое воспитание;
  • основы социализации и общения;
  • основы гражданского и патриотического самосознания.

В постановке цели занятия надо использовать формулировки «познакомить», «закрепить», «развивать».

Используется триединая задача:

  • образовательная (повышать уровень воспитанника);
  • воспитательная (формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения);
  • развивающая (развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание, воображение).

Ход традиционного занятия

  1. Организационный момент.

Длительность – от 0,5 до 3 минут.

Педагогическая цель: переключить воспитанников на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.

        В первой части занятия используются упражнения для стимулирования интереса: «Угадай тему нашего занятия», упражнения на развитие логического мышления, различные головоломки, интересные приветствия, упражнения на развитие зрительной памяти и многое другое.

  1. Вводная часть.

Длительность – от 1/5 до 1/3 минут.

Педагогическая цель: активизировать учащихся, расположить их к воспитательному воздействию.

       В водной части развивать интерес к данной теме, желание общаться с воспитателем. Какие методы мы используем?

Упражнения по  развитию коррекции особенностей характера, поведения воспитанников. Это задания в проблемной форме например: «расшифруй», «реши, что изменилось», «составь целое из частей» и другие.  

  1. Основная часть должна стать по времени самой продолжительной.

Длительность – чуть больше 1/3 всего времени занятия.

Педагогическая цель: реализовать основную идею всего занятия.

Основная часть: «познакомить», «уточнить», т.е. реализация цели и задач занятия. На этом этапе речь сопровождается новой лексикой. Используются поговорки, пословицы, афоризмы.  Речевые модели коммуникативного общения такие как «позвольте побеспокоить», «извините, пожалуйста», «будьте добры» и др.  При необходимости проводится физкультминутка и упражнение для глаз.

  1. Заключительная часть.
  2. Длительность – от 1/4 до менее 1/5 времени.

  В заключительной части занятия закрепить полученные навыки в деятельности воспитанников. Это описание технологий, уточнение речевого сопровождения, решение познавательной, проблемной задачи и итог занятия.  

 Педагогическая цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта во внешкольной жизни, определить насколько удалось реализовать идею занятия.

    Используемые формы занятий:

  • беседы;
  • диспуты;
  • встречи с интересными людьми;
  • викторины по различным областям знаний;
  • КВНы;
  • спортивные развлечения;
  • конкурсы;
  • практикумы;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • и многие другие.

      Учитывая депрессивные настроения наших воспитанников, низкий уровень мотивации необходимо насыщать занятия разными реальными проблемными ситуациями в ходе которых будут усваиваться социально одобряемые нормы и ценности.

Выступление подготовила Мельникова Л.Н., воспитатель I квалификационной категории МКСКОУ СКОШИ VIII вида с.Залазна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное открытое занятие "Рассыпанный по сопкам город"

Об истории города Владивостока, о его достопримечательностях, с просмотром слайдов...

Внеклассное интегрированное занятие во 2ом классе

"Семья – общечеловеческая ценность" ...

Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"

В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...

Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"

В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...

Внеклассное интегрированное занятие по чтению и математике.

Интегированное занятие по чтению и математике, рассчитанное на учащихся 6 класса коррекционной школы VIII вида....