Внеклассные межпредметные занятия по предметам естественного цикла
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Курсовая работа
По теме: Внеклассные межпредметные занятия по предметам естественного цикла
Санкт – Петербург
Анализ проблемы межпредметных связей
Физика, биология, география и химия, как учебные предметы обладают большими потенциальными возможностями для формирования личности ученика. Межпредметные связи, вызывая интерес к познанию, активизируют мыслительную деятельность ученика – это рождает успех ученика, укрепляя интерес к знаниям по различным предметам.
Идея о необходимости межпредметных связей в обучении родилась давно. Уже в эпоху Возрождения передовые педагоги выступали против схоластического образования и указывали на необходимость формирования у учащихся представлений о целостности объективного мира, взаимосвязи природных явлений.
« Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», - Писал Ян Амос Коменский. Он считал, что установление связи между процессами является важным условием формирования у учащихся системы знаний и, наоборот, изолированное изучение взаимосвязанных явлений - важнейшая причина бессистемных и непрочных знаний.
Изменившаяся педагогическая парадигма требует рассмотрения исследуемой проблемы под новым углом зрения. В современных социально-экономических условиях на первый план выходят требования сохранения и развития личностных качеств ученика, развития его творческого потенциала, ценностных ориентаций. На современном этапе развития общества необходим человек новой формации, способный к активному овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и применять свои знания в различных нестандартных ситуациях.
Важнейшей методологической проблемой дидактики всегда являлась проблема соотношения обучения и развития, а на современном этапе развития общества, характеризующимся очень быстрым возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, эта проблема тем более актуальна.
Обычно педагогика подходит к этой проблеме, исходя из концепции, выработанной еще в 30-е годы Л. С. Выготским.
Л. С. Выготский исходил из положения, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Школьное обучение должно опираться не столько на существующие интеллектуальные средства ребенка, сколько на те, которые еще отсутствуют, но для возникновения которых уже имеются предпосылки.
Л. С. Выготский различает два уровня в развитии ребенка:
- Актуальный, уже сформировавшийся уровень и
- Зону ближайшего развития.
Последняя определяется теми видами деятельности, которые ребенок еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми он может справиться с помощью взрослого (учителя). Эта зона ограничена, ибо ребенок даже с помощью взрослого не в состоянии справиться с такими задачами, которые требуют более высокого уровня, чем уровень его актуального развития. Однако обучение, которое опирается только на уже существующий, актуальный уровень, не является развивающим. Развивающим является только такое обучение, которое опирается на зону ближайшего развития ребенка.
Таким образом, опираясь на концепцию Выготского, можно утверждать, что использование межпредметных связей является одним из дидактических принципов, способствующих развитию учащихся. Это следует из того, что межпредметные связи могут быть успешно реализованы только в том случае, если учитель знает и учитывает ценностные ориентации и интересы учащихся. В этом случае реализация межпредметных связей не только приведет ученика в зону ближайшего развития, но и поможет ему «другими глазами» посмотреть на ранее не интесовавшие его предметы (области знаний).
Например, ученик интересуется биологией (зона активного развития), с удовольствием изучает тот или иной процесс из этой области, узнает, как он протекает, чем сопровождается его протекание или развитие, но не всегда может ответить на вопрос: «Почему это происходит так, а не иначе?». Ответ на это «почему» находится в области физики (зона ближайшего развития).
Так, опираясь на интересы ребенка, т.е. на зону его ближайшего развития, учитель приводит ученика к развитию его творческого потенциала, способствует формированию ценностного отношения к полученным знаниям.
Степень реализации межпредметных связей как принципа обучения на современном уроке может быть различной в зависимости от содержания урока:
- на одних уроках этот принцип выражен лишь в идейных основах обучения всем предметам;
- на других уроках межпредметные связи осуществляются в содержании изучаемого материала в виде элементов, примеров, общих фактов, понятий и составляют фрагмент в структуре урока;
- есть уроки, органически включающие в себя учебный материал из других предметов, без которого не может быть изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний;
- повторительно - обобщающие уроки, объединяющие знания по разным предметам.
Работа учителя физики по межпредметным связям, начатая на уроках может быть продолжена и расширена на внеклассных занятиях. В связи с этим можно рекомендовать следующие внеклассные занятия:
- Вечера межпредметного содержания:
- Викторины и эстафеты межпредметного содержания
- Обобщающие конференции
- Школьные олимпиады межпредметного содержания.
Приведу пример проведения одного из внеклассных мероприятий межпредметного содержания.
Комплексный вечер
«Наука и природа»
Природа не знает о нашем делении знаний на науки.
Она едина. Истинное познание её законов требует
Коллективных усилий многих наук, иначе мы будем
Видеть только одну сторону явлений и ничего не знать о других.
Н.Н.Семёнов.
За основу взяли четыре школьных предмета: физику, химию, биологию и географию.
Вечер проводился среди учащихся десятых классов.
Для организации и проведения вечера выбирается группа заинтересованных ребят – представителей классов, принимающих участие в вечере, которые вместе с четырьмя учителями составляют совет дела, в задачи которого входит:
- Обсудить и утвердить сценарий
- Сообщить капитанам команд основные направления подготовки к вечеру, контролировать подготовку команд
- Продумать и организовать оформление зала, где будет проходить вечер.
- Подготовить эксперимент к вечеру.
- Продумать награждение команд и работу жюри.
Непосредственно на вечере члены совета становятся ведущими вечера, членами жюри. Подготовка к вечеру должна начаться за 3 – 4 недели.
По условию вечера команда должна выбрать тему для выступления на вечере, связанную с одним из четырёх предметов: физикой, химией, биологией, географией; подобрать и изучить литературу по выбранной теме (помогают учителя предметники).
Подготовить по три вопроса для команд соперников.
Изучить литературу по теме: «приметы верные и суеверные»
Подготовить опыт, иллюстрирующий определённое явление природы.
План проведения вечера
- Представление команды, включающее в себя:
А) приветствие участника вечера;
Б) объяснение сути эмблемы команды
В) девиз команды.
- Конкурс капитанов
- Конкурс « Приметы и предрассудки»
- Конкурс художников – экологов
- Конкурс для болельщиков: « Что бы это значило?»
- Конкурс: «Что есть что?»
- Конкурс для болельщиков
- Конкурс «Чудеса своими руками»
- Подведение итогов. Награждение победителей.
Рассмотрим конкурсы более подробно.
Конкурс капитанов
Этот конкурс представлен вопросами, которые члены команд подготовили для капитанов команд соперников («физики» – «химикам», «химики» – «биологам» и т. д.) Содержание вопросов и ответов может охватывать и теоретическое, и экспериментальное объяснение явлений природы.
Конкурс «Приметы и предрассудки»
Тысячи лет люди были бессильными перед природой. Различные явления природы (гром, засуха, дождь) вызывали в них суеверный страх и преклонение перед неизвестным. Стараясь объяснить окружающий мир, люди придумывали ложные и фантастические связи между явлениями. Так родились предрассудки. Например, вера в то, что вой собаки предвещает в доме покойника, была общепризнанной. Она опиралась на убеждения, что животные видят духов, которых человек видеть не может.
Иначе дело обстоит с приметами, которые выросли из народных наблюдений. Такие приметы часто оправдываются. Пусть теперь каждая команда в течение 3 минут на листе бумаги перечисляет известные ей приметы и предрассудки. По истечении указанного времени листки отсылаются в жюри для подведения итогов, а команда рассказывает о происхождении одной приметы или предрассудка (по выбору). Форма сообщения может быть различной. Ведущим необходимо проконтролировать, чтобы команды представляли в своих рассказах разные приметы и предрассудки.
Конкурс художников – экологов.
Художникам команд даётся задание в течение 20 минут нарисовать плакат на экологическую тему и защитить его. Для выполнения задания художники проходят в специальное помещение, где подготовлена бумага, кисти и краски.
Конкурс для болельщиков «Что бы это значило?»
На стене вывешивается плакат. Зрители должны до окончания вечера прислать в жюри подпись к нему, пометив, за какую команду они болеют.
Конкурс: «Что есть что»
Капитанов команд просим подойти к столу жюри и вытащить по одной карточке. На каждой из них написано по два слова обозначающих явления природы. В течение 5 минут необходимо подготовить пантомиму, и показать данное явление. Задача остальных команд отгадать о чём идёт речь.
Пока команды готовят выступление задание для болельщиков.
Дано слово «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»
Придумайте как можно больше слов – терминов, используя только те буквы, которые входят в данное слово. Вам предоставляется 3 минуты, после чего листочки со словами необходимо сдать в жюри с указанием команды, за которую вы болеете.
Конкурс: «Чудеса своими руками»
Задача конкурса – проверить умение учащихся объяснять различные явления природы. Для решения этой задачи командам предлагалось дома подготовить опыт, иллюстрирующий определённое явление природы. Такими явлениями могут быть молния, образование ветра, радуга, фотосинтез и т. д. Задача соперников объяснить увиденное.
Слово экологам.
Выступления команд на заданную тему распределяется равномерно по программе вечера. Возможные темы выступлений: «Физика и природа», «Красная книга природы», «Чем мы дышим», «Воды и земли». Форма сообщения, литература, оформление, опыты подбираются по желанию команды.
В заключение вечера жюри подводит итоги и награждает победителей.
Несмотря на то, что кто-то играл лучше, а кто-то чуть хуже все сегодня выиграли, потому что узнали новое, смогли объяснить происходящее. И от этого у всех хорошее настроение!
Данный вечер позволил более полно и глубоко разобраться в явлениях природы нас окружающих. Как показывает практика проведения подобных мероприятий, они всегда вызывают у учащихся большой интерес. Ребята с удовольствием готовятся к вечеру, подбирают литературу, готовят опыты. В течение последних двух лет в нашей школе среди различных параллелей было проведено много внеклассных мероприятий межпредметного содержания. В дальнейшем мы планируем провести игру, которая позволила бы объединить не только предметы естественного цикла, но и литературу, историю, иностранный язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей на уроках естественного цикла
На примере темы "Клетка" в 6 классе показываю использование технологии РИТС (развитие индивидуальных творческих способностей) с подобранными мною заданиями в соответствии деятельности обуч...
Интеллектуальная игра по предметам естественного цикла "Самый умный"
Игру целесообразно проводить в рамках недели естественных наук для учащихся 9 класса....
Анализ работы ШМО предметов естественного цикла
Анализ работы ШМО предметов естественного цикла за 2010-2011 уечбный год...
Протоколы ШМО предметов естественного цикла
Протоколы ШМО предметов естественного цикла за 2011-2012 учебный год...
Внеклассное мероприятие "Интеллектуальная игра по предметам естественного цикла"
В данной работе представлены 4 этапа интеллектуальной игры по предметам естественного цикла....
Портфолио метод. объединения естественного цикла.
Представлен вариант Портфолио методического объединения учителей биологии, химии, физики в среднй школе ГБОУ ЦО 556 ЮОУО г. Москвы....
Опыт организации исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла (из опыта работы)
В статье представлено значение исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена роль учителя и методика организации исследовательской деятельности на примере конкретных работ....