Внеклассное интегрированное занятие по чтению и математике.
план-конспект урока (6 класс) на тему

Смирнова Антонина Владимировна

Интегированное занятие по чтению и математике, рассчитанное на учащихся 6 класса коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

  1. Артельный горшок гуще кипит. 

( Сообща легче справиться с любым делом).

  1. Берись дружно, не будет грузно. 

(Говорится тогда, когда призывают кого-либо действовать сообща, всем вместе).

  1. Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.  (Никакие угрозы не страшны, если люди действуют сообща, заодно).
  2. Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось.  (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно.  Помочи - одна из древнейших принадлежностей русского быта. Пословица «дружно не грузно, а врозь хоть брось» отражает экономическое, хозяйственное значение обычая).
  3. Один в поле не воин. 

(Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе. Говорится в оправдание чьего-либо бессилия, невозможности справиться с делом или как упрек в неумении действовать вместе, сообща.  Пословица исконно русская. Первоначальный ее смысл проясняется на основе более древнего варианта — Один в поле не ратай, где ратай (от орати — пахать) — пахарь, земледелец. Пословица относилась к сельскохозяйственному труду, требующему нескольких работников. Затем слово ратай по созвучию заменилось на ратник, причем такая замена была подготовлена и устойчивыми фольклорными ассоциациями ратного поля, поля битвы с полем мирного труда. Слово ратник синонимически заменялось на воевода и воин. На основе антонимического противопоставления образовался и новый вариант пословицы — И один в поле воин).

  1. Один горюет, артель воюет. 

(Жить, работать, делать любое дело лучше сообща - группой, компанией, семьей, а не в одиночку.  Артель - группа людей, коллектив).

  1. Одной рукой узла не завяжешь.  

(В одиночку не справишься с каким-либо делом).

  1. Одному и у каши неспоро. 

(Одному плохо, в одиночестве никакое дело не ладится).

  1. С миру по нитке - голому рубаха. 

(Если взять у нескольких людей понемногу, то в сумме получится нечто значительное, достаточное для одного человека. Говорится, когда сообща помогают кому-либо в том, что не по средствам или не по силам одному человеку, а совместная помощь оказывается ощутимой.  Мир — в дореволюционной России — деревенская крестьянская община; члены этой общины).

  1. Согласного стада и волк не берет. (Пословица говорит о том, что людям живущим вместе и дружно никакие враги неопасны).


Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Таблица контроля

__________________________

Вид работы

Баллы

1.

Устный счёт.

2.

Выразительное чтение.

3.

Решение задач.

4.

Работа с пословицами.

5.

Самостоятельная работа с карточками.

6.

Культура устной речи (полные  и правильные ответы)

Итого

Таблица контроля

__________________________

Вид работы

Баллы

1.

Устный счёт.

2.

Выразительное чтение.

3.

Решение задач.

4.

Работа с пословицами.

5.

Самостоятельная работа с карточками.

6.

Культура устной речи (полные  и правильные ответы)

Итого



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного интегрированного занятия по чтению и математике

«Чтение. Тема:  «Басня И.А. Крылова «Лебедь, Рака и Щука».  

Математика. Тема: «Решение примеров и задач на умножение многозначных чисел на однозначное число».

6 класс

Учитель чтения: Смирнова А.В.

Учитель математики Неклеса Л.А.

Краснодар

2014

Цель занятия: Систематизация знаний по чтению и математике.

Задачи:

1.Образовательные:

Закрепить умножение многозначных чисел с переходом через разряд на однозначное число.

Познакомиться  с басней И.А. Крылова «Лебедь, Рак да Щука».

Продолжить формирование  выразительного, осмысленного  чтения, учить делать выводы.

2.Коррекционно-развивающие:

Развивать и корректировать речь обучающихся.

Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции, наблюдательность.

3. Воспитательные:

Воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения, культуру речи, нравственные качества.

Формировать учебную мотивацию.

Оборудование:

интерактивная доска, тексты, раздаточный материал (карточки, пословицы, карты контроля).

Ход урока:

1.Организационный момент.  Психологическая установка.

Учитель  математики:

– Добрый день! Мы рады видеть вас на необычном занятии по  чтению и математике. Сегодня мы с вами будем читать, писать, считать. Как вы думаете, можно ли соединить две, казалось бы, несовместимые науки: чтение и математику? (ответы) Вот сегодня мы попытаемся это сделать.  Посмотрим, что у нас получится.

На партах у вас лежат карты контроля, в которых вы будете выставлять баллы за проделанную работу.

2. Самоопределение к деятельности.

По математике темой нашего занятия будет «Решение примеров и задач на умножение многозначных чисел на однозначное число».  

А вот тему по  чтению вы узнаете, если правильно посчитаете.

а

3

6

8

4

6

7

1

9

4

3

1

0

b

2

4

3

5

6

7

7

4

3

1

2

6

а+b

5

10

11

9

12

14

8

13

7

4

3

6

с

ы

л

р

о

а

К

в

я

а

б

н

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Б

а

с

н

я

К

р

ы

л

о

в

а

 

Время истекло. Закончили? Давайте проверим себя. Сверьте свои ответы с ответом на доске.   Итак,  тема по чтению? (ответы детей: «Басня И.А. Крылова»). Поставьте себе оценки в карты контроля. Кто сделал всё правильно – 5 баллов, кто допустил ошибки – 0 баллов

3. Работа по темам занятия.

Учитель чтения:

Правильно, тема по чтению «Басня И.А. Крылова».  

Давайте вспомним, что такое «басня»?  (ответы)  слайд

Кто может назвать особенности басни?  (ответы) слайд

Какие басни И.А. Крылова вы знаете? (ответы) слайд

У Крылова в баснях главные герои животные. Но на самом деле баснописец говорит не о них. Скажите, кто является героями его произведений? (ответы). Правильно, изображая зверей, животных, Крылов имел в виду людей и смеялся над их недостатками. Какими? (жадность, лесть, хвастовство, глупость и т.д)

Сегодня мы будем читать басню  «Лебедь, Рак и Щука».

Я предлагаю вам прослушать басню в исполнении актёра. Вы прослушаете и ответите на мои вопросы. Затем мы сделаем упражнения для  дикции и читать уже будете вы, «по цепочке» по одному предложению.

Прослушивание басни. 

Назовите действующих лиц басни. (Лебедь, Рак, Щука). О чём эта басня?  (герои пытаются сдвинуть с места поклажу).

Упражнения для дыхания/ дикции

Речевая   разминка

 1. Упражнения для дыхания:

 вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки  п    с    ш

вдох,а на выдохе произносим слоги  за.  ша,  ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

 2. Упражнения для дикции:

         И – Э – А – О – У – Ы

 3. Упражнения для развития речевого аппарата.  Чистоговорки.

Са – са – са – в лесу бегает  ___________ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ________ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся _____ .

4.Упражнения для интонации:

 Купила бабуся бусы Марусе.

Итак, теперь вы будете читать текст «по цепочке». За эту работу выставляйте в карты контроля баллы, но не себе, а соседу по парте.  Поменяйтесь картами контроля. Оценивайте друг друга честно.

Дети читают. Оценивание.

Вам  в тексте встретилось интересное слово: поклажа. Что же  значит это слово? (ответы детей). Вот как объясняется слово поклажа в Толковом словаре русского языка под редакцией Ожегова (слайд с правильным ответом прочитать, сравнить варианты детей и толкование в словаре).

Найдите в тексте отрывок, в котором  указан вес поклажи (ищут и не находят).  Правильно, И.А. Крылов не говорит нам,  сколько весит поклажа героев басни.  Вам интересно узнать вес поклажи? (ответы)

Учитель математики:

Автор не указал вес, но мы можем посчитать сами. Давайте составим задачу и посчитаем. У доски будет работать 1 ученик.  Самостоятельно по карточкам будут работать (учитель называет учеников).  На работу вам отводится 7 минут.

В 3 мешках муки – по 70 кг.              

В 2 мешках зерна - по 75 кг.                ?   

Сколько килограммов поклажи пытались везти  герои?

  1. Сколько килограммов в 3 мешках  по 70 кг?

70 кг Х 3 = 210 кг

  1. Сколько всего килограммов в 2 мешках по 75 кг?

75кг Х 2 = 150  кг

  1. сколько килограммов  в поклаже?

210 кг + 150 кг = 360 кг

Проверяем правильность выполнения задач. На доске дано решение. Проверьте себя. В карты контроля выставьте себе оценки. Задание

Выполнено верно – 5 баллов, неверно – 0 баллов.

4. Физкультминутка.  (проводится в середине работы по решению задач)

У оленя дом большой (скрестить руки над головой),

Он глядит в своё окошко (показать руками окно).

Заяц по лесу бежит (бег на месте),

В дом к нему стучит (2 хлопка).

- Тук, тук, дверь открой! (потянуть на себя ручку воображаемой двери)

Там в лесу охотник злой. (показать назад, взять в руки воображаемое ружьё)

- Зайка, зайка, забегай (приглашающий жест),

Лапу мне скорей давай. (руки в замок).

Учитель чтения:

Так сколько весила  поклажа?

Посмотрите в текст басни. Обратите внимание на то, как написаны слова Лебедь, Рак, Щука. (с  большой буквы). А почему они написаны  именно так? (под животными скрываются люди). Могут три человека сдвинуть с места груз весом 360 килограммов? (могут). Так почему же не получилось это сделать у героев басни? (работали разобща, каждый тянул в свою сторону). Теперь вы можете сами определить мораль басни. В чём она заключается?  (общее дело нужно делать дружно). Давайте найдём в тексте отрывок, в котором это написано. (читают)

Работа с пословицами.

Предлагаю вам прочитать русские пословицы о дружбе, согласии и взаимопомощи. Но что же это? Они все перепутались! Давайте их соберём. (дети собирают части пословиц, читают и говорят, чему учат пословицы; на каждого по 1 пословице).

Оцените свои ответы: пословицу собрал и объяснил – 5 баллов; не справился с заданием – 0 баллов.

5. Самостоятельная работа

Учитель математики:

На прощание автор  басни, И.А. Крылов,  передал вам конверты. Интересно, что в них? Открывайте. Это примеры.  И.А. Крылов, когда писал басню «Лебедь, Рак и Щука», хотел показать людям, что надо помогать друг другу. Так и вы должны решить эти примеры вместе, помогая друг другу. Оценку вы получите общую.

Конверт 1.

  1. 1255-505=120
  2. 720-3002=120

Конверт 2.

  1. 215 2-310=120
  2. 695-1155=120

Конверт 3.

  1. 260+0=120
  2. 360:3=120
  3. 4030=120

Поверка. Оценивание работы с карточками.

Эта оценка не последняя. Оцените устную речь друг друга (полные ответы, грамотно построенные предложения) от 5 до 1 балла.

6. Рефлексия.

Что вы делали сегодня на уроке? (решали задачи, выразительно читали, делали  выводы, самостоятельно работали, восстанавливали пословицы).

Чему учил нас великий баснописец И.А. Крылов? (помогать друг другу, работать вместе)

С каким настроением вы работали?

Каким получился урок?

7. Оценки.

Сейчас вы должны посчитать баллы в своих картах контроля (на доске имена детей, проставляются баллы, переводятся в оценки, озвучиваются).

8. Подведение итогов:

Учитель чтения:

Помните, в начале нашего занятия вы рассуждали о том, есть ли что-то общее у математики и чтения?  Варианты были разные. Я хочу ещё раз спросить «Можно ли соединить чтение и математику»? (ответы). С помощью математики можно дополнить художественное произведение, а с помощью чтению сделать математику ещё увлекательнее. Мы надеемся, что наше внеклассное мероприятие вам понравилось. Сегодня вы активно работали. Спасибо за урок!

Литература:

  1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. – Издательство: М.: Оникс, 2008.
  2. Ситникова, Т.Н., Яценко, И.Ф., Васильева, Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. – Москва: ВАКО, 2013.
  3. www. zavuch. info/methodlib
  4. poisk.com/Song/
  5. nsportal.ru (Интегрированный урок  математики и чтения в коррекционном учреждении VIII вида; автор Малахова О.А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное интегрированное занятие во 2ом классе

"Семья – общечеловеческая ценность" ...

Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"

В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...

Внеклассное интегрированное занятие "Человек и космос"

В рамках декады естественных наук проведено интегрированное мероприятие "человек и космос", форма- заседание клуба любителей наук в рамках работы школьного НОУ. Ценность данного мероприятия в том, что...

Внеклассное интегрированное занятие "Путешествие по России"

Методическая разработка интегрированного занятия по русскому языку и географии. Конкурс представлен в виде сказки. Дети становятся участниками событий, путешествуют по России вместе с Емелей, выполняя...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЧТЕНИЮ И МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

интегрированный урок по чтению и математике в 5 классе по сказке а.с. Пушкина . Сказка о мертвой царевне и семи богатырях...

Быт и нравы донских казаков ХVIII-ХIХв.в. в произведениях фольклора (литературно- музыкальная композиция) Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы .

Знакомство учащихся с бытом и нравами донских казаков ХVIII-ХIХ в.в. , произведениями фольклора этого периода , особенностями лексики и говора донских казаков.Развитие речевые способностей учащихся...