Формирование связной речи ( по методике В.К.Воробьёвой).
методическая разработка на тему

Обучая навыкам связной речи и побуждая к ней ребёнка с ОНР, логопеду приходится искать интересные для дошкольника формы преподнесения и закрепления материала. Это, конечно же, игра.

Опираясь в своей работе на методику В.К.Воробьёвой - обучение составлению повествовательного рассказа цепной организации с опопрой на графический план, я разработала картинки-рассказы. которые и являются опопрным планом рассказа. Они используются не только в работе по формированию связной речи , но и для автоматизации или дифференциации определённых звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_svyaznoy_rechi.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

Обучая навыкам связной речи и побуждая к ней ребенка с общим недоразвитием, речи, логопеду приходится искать интересные для дошкольника формы преподнесения и закрепления материала. Это, конечно же, игры.

Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз добавлять что-то новое, для ребенка более интересна, нежели действия по строгим правилам и шаблонам.

Так, в представленной ниже игре «Магазин» в зависимости от изучаемой темы меняется «ассортимент» описываемых картинок. А в игре «Пойми меня» не существует определенного шаблона описания. Ребенок сам ищет критерии характеристики предмета, чтобы партнер по игре догадался, о чем идет речь.

Опираясь в своей работе на методику В. К. Воробьевой — обучение составлению повествовательного рассказа цепной организации с опорой на графический план, я разработала картинки-рассказы, которые и являются опорным планом рассказа. Они используются не только в работе по формированию связной речи, но и для автоматизации или дифференциации определенных звуков.

«ЗАПИШИ РАССКАЗ»

(для детей 5—6 лет)

Каждый участник игры получает большую карточку (по принципу лого), состоящую из 8 отделенных друг от друга линиями картинок. Они расположены по две в одном ряду. Последняя картинка предыдущего ряда соответствует первой картинке следующего ряда. Также детям дают по комплекту точно таких же отдельных (разрезанных) картинок.

Педагог зачитывает рассказ:

Кошка любила сосиски.

Сосиски были в сумке.

Сумку охраняла собака.

Собака не дала утащить сосиски кошке.

На первых порах дети слушают рассказ с опорой на большую карточку, затем она переворачивается, и играющие «записывают» рассказ с помощью отдельных разрезанных картинок, располагая их в следующем порядке:

кошка — сосиски

сосиски — сумка

сумка — собака

собака — кошка

Далее игроки по очереди рассказывают с опорой на свой картинный план, что у них получилось. Затем с педагогом обсуждают, чей рассказ точнее.

Когда дети усвоят принцип «записи», следующий рассказ они уже могут прослушивать без опоры на большую карточку и пробовать «записать» его сразу отдельными картинками.

Например:

* Соня ела конфеты.

* Конфетный запах почуяла собака.

* Собака открыла буфет.

* В буфете лежали конфеты.

Еще одним вариантом этой игры может быть рассказ, придуманный самим ребенком. Ему предлагается для просмотра большая карточка. Освоив принцип построения рассказа цепной организации (первое и последнее слово в предложении должно совпасть с первой и второй картинкой в ряду), ребенок «нанизывает» одно предложение на другое, закрывая отдельной картинкой ее аналог на большой карточке.

Данная игра используется мною на подгрупповых занятиях, когда одновременно могут играть два-три человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к формированию связной речи у учащихся с ОНР

Работа над развитием и совершенствованием лексико-грамматической стороны речи на основе формирования и расширения "семантических полей" значения слов....

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в формировании связной речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лекс...

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1§. Характеристика речи детей с ОНР.2§. Методика работы по преодолению нарушений связной речи у детей с ОНР  в логопедических группах.  2.1. Развитие связной речи у детей с ОНР.  ...

«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  (по Глухову В.П.)...

Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи

В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....