Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в формировании связной речи.
материал по теме
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - грамматического строя, связной речи. Логопедическую работу необходимо вести по трем направлениям: формирование звуковой стороны речи; формирование лексико - грамматического строя; формирование связной речи. Каждое логопедическое занятие должно включать три темы: логопедическую, лексико - грамматическую и тему по развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospolnenie_nedostatkov_v_formirovanii_svyaznoy_rechi.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 3. Восполнение недостатков в формировании связной речи
Задача - совершенствование связной речи, при этом центральное место занимает работа над предложением как основной речевой единицей.
Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии
Развитие навыков связного высказывания, включающее в себя:
установление последовательности высказывания;
отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения;
совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по данным образцам.
Примерные темы занятий
(грамматические)
1. Уточнение представлений о предложении (выделение предложений из сплошного
текста, семантический анализ предложений).
Простые предложения, повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Логическое ударение.
Главные и второстепенные члены предложения (нахождение, обозначение, постановка вопросов). Слова, связанные с подлежащим; слова, связанные со сказуемым.
Связь слов в предложении. (Постановка вопросов к словам, входящим в предложение). Слова основные и зависимые.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
Конструирование словосочетаний, образованных по способу согласования, их анализ, составление предложений с этими словосочетаниями.
Связь слов в предложении, выраженная управлением.
Конструирование словосочетаний, образованных по способу предложно-падежного управления, их анализ, составление с ними предложений.
Связь слов в предложении, выраженная примыканием.
Конструирование словосочетаний, образованных по способу примыкания, их анализ, составление предложений с этими словосочетаниями.
Порядок слов в предложении.
Общее понятие о сложном предложении.
Составление сложных предложений из простых.
Деление сложных предложений на простые.
Конструирование предложений (по интонации, порядку слов, простых, сложных).
Работа над планом (ответ по плану).
Работа по плану (пересказ по плану).
Рассказ - описание.
■
Рассказ - повествование.
Рассказ по серии сюжетных картинок.
Рассказ по сюжетной картине.
Сообщение, повествование, рассуждение.
Работа над текстом.
Диалогическая речь.
2. Некоторые виды работы над предложением
Чтение образцов, отработка интонации, запоминание предложений.
Составление предложений, аналогичных данному, но на другую тему.
Составление предложений из данных вразбивку слов:
все слова даны в нужной форме;
некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые - в начальной форме;
все слова даны в начальной форме.
Восстановление деформированных предложений.
Выделение предложений из сплошного текста, данного без знаков препинания.
Нахождение по вопросам главных и второстепенных членов предложения.
Восстановление в словах пропущенных окончаний.
8. Составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных и
восклицательных предложений.
9. Постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью
вопросов.
Сокращение распространенного предложения путем отбрасывания некоторых слов.
Составление связных высказываний типа доказательств, рассуждений.
Анализ предложений.
Задайте вопрос (кому-либо на определенную или любую тему).
Ответьте на вопрос, что можно сказать и спросить о товарище?
15. Ответьте, в каком из читаемых учителем (с разной интонацией) предложений
спрашивается о чем-либо, а в каком сообщается?
Чем различаются эти предложения? (Поезд из Москвы прибыл без опоздания).
Задайте вопросы и дайте на них ответы. Назовите знаки препинания, используемые в этих вопросах и ответах.
Конструирование предложений по отдельным словам.
Составление предложений по заданному члену предложения (подлежащему, сказуемому).
Составление предложений по различным словосочетаниям, представляющим различные виды связи.
20. Конструирование предложений по схемам.
21. Назовите встречающиеся вам в тексте вопросительные, восклицательные и
повествовательные предложения.
Найдите в тексте глаголы и составьте с ними свои предложения.
Составьте предложения с каждой из записанных на доске группой слов: м...газины, кин...театры, библиотеки.
Напишите два лозунга, призывающие к охране животных.
Назовите встречающиеся в записанных на доске предложениях однородные члены, скажите, на какие вопросы они отвечают, какими членами предложения являются.
Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.
Построение сложных предложений из нескольких различных элементов.
Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения: объяснение оттенков значения, которые при этом возникают, (например, дается предложение: В марте в крыш каплет, весна приближается. Варианты: Приближается весна, с крыш уже каплет. Закапало с крыш, значит, скоро весна.).
Построение предложений заданного типа, например, простого распространенного; с однородными подлежащими и т.д.
Разделение сложного предложения на простые.
Составление из простых предложений сложного.
32. Переконструирование сложных предложений по схеме, по союзному слову, по
данному придаточному, по главному предложению.
Расстановка знаков препинания в сложном предложении.
Редактирование предложений или словосочетаний, содержащих речевые ошибки.
35. Нахождение ошибок в построении сложноподчиненных предложений. (Женщины
были в белых халатах, которые приехали на машине.), последующее переконструирование
предложений.
3. Работа над текстом
Определение темы высказывания.
Отделение главных мыслей от второстепенных.
построение собственных сообщений в логической последовательности.
а) членение материала по смыслу на отдельные куски;
б) выделение смысловых опорных пунктов.
Умение пользоваться планом в практической деятельности (ответ по плану).
Пересказ по плану.
Изложение.
Работа над содержание текста
1 Составление ряда предложений по вопросам, сюжетным картинкам, с использованием приема "живые иллюстрации", на основе бесед о предметах и их свойствах; восстановление деформированных предложений.
Составление рассказа из отдельных разбросанных предложений.
Составление рассказа по вопросам.
Составление рассказа по картинкам (по картинкам и вопросам, по серии картинок, по сюжетной картине).
5. Анализ содержания прочитанного материала, расположение его в логической
последовательности; определение основной мысли высказывания.
Восстановление деформированного теста.
Редактирование текста.
Распространение и сжатие текста - распространенный и сжатый пересказ.
Воссоздание текста по плану.
Конструирование повествовательного сообщения (записать предложения так, чтобы получился рассказ).
Передать содержание рассказа после одного прослушивания.
Понять смысл рассказа после чтения его учителем (учитель читает рассказ в быстром темпе).
Распространить текст, употребив где нужно прилагательные.
Анализ текстов, состоящих из предложений - сложных синтаксических конструкций.
Составить рассказ по данному плану.
Составление рассказа по данному началу, заголовку, концу, опорным словам.
Составление к рассказу своего заключения и вступления.
Составление рассказа с данными словами.
Составление рассказа на данную тему с данными словами.
Составление рассказа на определенную тему на основании собственных наблюдений и данных календаря природы (или картинок), (например, "Погода осени").
Устное описание определенного предмета (например, весенней и осенней березки).
Рассказать, каким был сад (парк) летом и каким он стал осенью.
Составление письма товарищу с определенным советом ему. (например, посоветовать товарищу научиться кататься на коньках).
Составить небольшой рассказ по картинке с определенным количеством предложений.
Написать рассказ о маме.
Дать описание весеннего леса.
Дать описание сегодняшнего утра.
Составить письмо товарищу о своем классе.
Написать заметку в стенгазету.
Рассказать, что будут делать дети (например, на новогоднем празднике).
Передать содержание стихотворения своими словами.
Написать изложение по вопросам.
Написать изложение по опорным словам.
Составление изложения по тексту.
Редактирование текста (в тексте отсутствует одно предложение, без которого нет связности).
Определение в тексте лишнего предложения, не связанного по смыслу с текстом.
37. Одно или два предложения занимают в тексте не свои места, что мешает
последовательности изложения; нужно расставить предложения в логической
последовательности.
Работа по составлению связных высказываний с элементами творчества (фантазии) с опорой на картину или прослушанный текст.
Дети разбиваются на две команды и с помощью картинок ведут диалог.
Инсценировки.
Драматизация сказок.
Виды работ, направленные на коррекцию недостатков в формировании функции анализа - синтеза звукового состава слова
(в процессе слушания, говорения, письма, чтения)
Вся система работы по формированию функции анализа - синтеза звукового состава слова включает в себя последовательное прохождение следующих этапов:
с опорой на вспомогательные средства (картинки, фишки, графические схемы).
формирование действия звукового анализа в речевом плане (слово называется, определяется последовательность и количество звуков).
формирование действия звукового анализа и синтеза в умственном плане (придумать слово с определенным количеством слогов или звуков; отобрать картинки, в названии которых нужное количество звуков; поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки - картинка не называется).
Формирование функции фонематического анализа звукового ряда, состоящего из
гласных
Уточнение артикуляции гласных А, О, У, Э, И, Ы.
Определение наличия гласного (А) в ряду других звуков.
Определение места звука (А) в ряду гласных звуков (в начале, в середине, в конце).
Определение наличия других гласных в заданном ряду.
Определение других гласных в ряду (в начале, в середине, в конце).
Определение первого звука в ряду.
Определение последовательности звуков в ряду гласных.
2. Формирование функции фонематического анализа звукового ряда - слога (ах, ка,
ста)
Назвать гласный звук слога.
Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
Записать только гласные буквы слогов.
Придумать слог с соответствующим гласным.
Определить место гласного в слоге, показать соответствующую цифру.
3. Вычисление первого ударного гласного из слова
Определить первый звук в словах (Уля, Анна).
Найти букву, соответствующую первому звуку слова.
Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного.
К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку.
Отобрать картинки, названия которых начинаются со звуков А, О,... .
Речевое лото: по три картинки (ослик, улей, астра) - закрыть картинку соответствующей буквой.
4. Выделение гласных из слова
(сначала анализируются односложные слова, затем - дву-, трехсложные)
Назвать гласные звуки (произношение не отличается от написания).
Записать только гласные буквы данного слова (окна - о а).
Выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы.
4. Разложить картинки под гласными, предварительно назвав картинки (слова
односложные - дом, мак).
Разложить картинки под определенным сочетанием гласных (слова двусложные - рука, рама, записываются схемы слов: у а, а а).
В печатном тексте нужного объема найти и зачеркнуть особым образом гласные буквы.
5. Закрепление действия слогового анализа - синтеза
1. Упражнения по составлению и записи слогов:
составить слоги из букв (ар, ма, ста);
изменить порядок звуков в слоге, назвать полученный слог (ум - му, по - оп);
по слоговой таблице назвать слог из показанных в определенном порядке букв;
составить прямые и обратные слоги, открытые и закрытые;
записать слоги различной структуры под диктовку;
назвать последовательно все звуки слога (в умственном плане).
Повторить слово по слогам, сосчитать количество слогов.
Определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру.
Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов.
Выделить первый слог из названий картинок, записать его; объединить слоги в слово, предложение (ухо, сова, бабушка, кино, улей, сырок - У собаки усы).
Определить пропущенный слог в названиях картинок (...кет, ра...га).
Составить слово из слогов, данных в беспорядке: нок, цып, ле.
определить слово или предложение, произнесенное по слогам: В о-го-ро-де-вы-рос-ла-реп-ка.
9. Выделить из предложения слова, состоящие из одного, двух, трех слогов.
Придумать слово с двумя, тремя слогами (на последнем этапе - в умственном плане).
Придумать слово с определенным слогом в начале слова.
Придумать слово с определенным слогов в конце.
Определить количество слогов в названии картинки.
14. Записать третий слог картинки, второй слог следующей, первый слог третьей
картинки; составить из слогов слово (кружево, борода, тарелка - ворота).
...бан ...зак ...нал
Вставьте слоги: бо...тыри (га), ...тарея (ба).
К данным слогам подобрать один общий слог.
брош...
кош... (-ка-)
крош...
Определить, какой новый слог появился в слове: рожки - дорожки, розы - морозы, ранка - баранка, мушка - кормушка, мошка - гармошка.
Определить одинаковые и неодинаковые слоги в словах: картинка - картонка, розетка -ромашка, коробка - коровка, корзинка - кормушка.
Слоговое лото. Составьте слова из слогов: лу, лу, зу, кук, ку, бу, ры, бук, ла, сы, бы, на, жа, ва (лужа, луна, зубы, бусы, буква, кукла, куры).
Послушайте слова из одного и из двух слогов, повторите только слова из двух слогов: шалун - шило, шарик - шарф, шелк - шланг, шпион - шпик, шкура - шерсть, шишка -шесть, шахта - шах (слова произносятся парами быстро).
Работа с таблицами типа:
.А С.
.У м.
Какой слог можно составить?
В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога.
22. Игра "Живые буквы".
Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог (любой или заданный только по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).
Составление слога по картинкам с выделением любых звуков (первых, последних,
вторых от начала слова, третьих от конца слова и т.д.).
Виды работ, направленные на коррекцию и развитие зрительного восприятия, памяти и пространственных представлений (предупреждение оптической дисграфии)
1. Формирование зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины:
назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;
назвать пунктирные изображения предметов с недостающими деталями: заяц без уха и лапы; чайник без носика; ведро без дужки.
подобрать геометрические фигуры одного цвета, выбрать фигуры одинаковой формы; отобрать фигуры одинаковой величины и формы, подобрать фигуры одинаковой формы и одного цвета, найти 3-4 фигуры, различные по форме и цвету (детям предлагаются фигуры, выполненные из разноцветного картона, различные по величине и форме: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, ромб, полукруг);
соотнести формы фигур и реальных предметов (круг - арбуз, овал - дыня, треугольник - крыша дома, полукруг - месяц), а также цвета фигур и реальных предметов;
найти букву среди ряда других букв (после длительной экспозиции и после кратковременного предъявления);
соотнести одни и те же буквы, но выполненные разным шрифтом (печатным и рукописным);
назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
определить буквы в неправильном положении;
обвести контуры букв;
добавить недостающий элемент буквы;
выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать);
игра "Подбери заплатку". Из разноцветных листов картона вырезаны различные по величине геометрические фигуры. Нужно подобрать "заплатку" (фигуру) к листу картона - "ковру" - так, чтобы она подошла и по цвету и по форме, и но величине.
2. Развитие зрительной памяти:
игра "Чего не стало?" На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало;
дети запоминают 4-5 картинок, затем отбирают их среди других 8-10;
запомнить фигуры, цифры или буквы (3 - 5), а затем выбрать их среди других;
выложить фигуру из палочек по образцу (по памяти);
выложить ряд фигур;
запомнить ряд фигур;
найти нужную фигуру из ряда;
рассмотреть ряд фигур, запомнить количество и их последовательность, затем восстановить ряд по памяти;
игра "Что изменилось?" Дети запоминают 4 - 5 последовательно расположенных картинок. Логопед незаметно меняет их расположение. Дети должны восстановить первоначальное расположение картинок;
дети рассматривают и запоминают орнамент или ряд фигур. Логопед меняет расположение фигур. Дети должны сказать, что изменилось. Для помощи использовать образец с первоначальным изображением фигур;
разложить буквы, цифры в первоначальной последовательности;
воспроизвести предложенные движения в нужной последовательности.
3. Формирование пространственных представлений:
а) дифференциация правых и левых частей тела:
показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать; сказать, как называется эта рука;
показать левую руку;
поднять то правую руку, то левую, показать предмет левой, правой рукой;
дифференциация правых и левых частей тела;
выполнение речевой пробы Хэда: "Возьмись левой рукой за правое ухо. Правой рукой за правое ухо. Правой рукой за левое ухо";
б) ориентировка в окружающем пространстве:
определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе:
определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева?";
определение пространственных соотношений между 2 - 3 предметами или изображениями;
указать рукой направление (относительно собственного тела): левое, правое, заднее, верхнее, нижнее;
определение своего положения среди предметов (перед предметами, сзади, слева, справа): "Скажи, где ты находишься относительно стола? Справа, слева, перед столом?".
определение сторон у предмета.
в) уточнение пространственного расположения фигур и букв:
написать буквы справа или слева от вертикальной линии;
положить кружок, справа от него - квадрат, слева от квадрата поставить точку;
нарисовать по речевой инструкции точку, ниже - крестик, справа от точки -кружок.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза:
найти фигуру, букву в ряде сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, иц, гп, ин);
срисовать фигуру, букву по образцу и после кратковременной экспозиции;
сложить из палочек фигуры, буквы (по образцу, по памяти);
назвать правильно и неправильно изображенные буквы, печатные и рукописные;
воспроизвести по контуру изображение геометрической фигуры и буквы;
определить наложенные буквы;
назвать буквы пунктирные, недописанные;
найти буквы, написанные разным шрифтом;
назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
показать правильно изображенную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально;
дополнить недостающий элемент фигуры по образцу;
добавить недостающий элемент фигуры по представлению;
дополнить недостающий элемент в букве по образцу; по представлению после кратковременной экспозиции буквы; по речевой инструкции;
сделать из одной буквы другую, добавляя недостающий элемент: из Л - А - Д, из Ь -В;
преобразовать букву, изменяя пространственное расположение ее элементов: из Р -В, 3 - В;
определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве: Р - Ь, Г - Т;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию словаря у детей с ограниченными возможностями здоровья
Предлагаемая мною схема проведения словарной работы будет полезна учителям, так как она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подбор...
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...
Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...
Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
У детей с ограниченными возможностями здоровья имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения письменной речи....
Система работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе я описала свою работу по развитию речи и коммуникативной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья....
«Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Словарная работа - это основа, фундамент всей работы по развитию речи учащихся....