Современный подход к формированию связной речи у учащихся с ОНР
статья по теме

Кузнецова Лидия Викторовна

Работа над развитием и совершенствованием лексико-грамматической стороны речи на основе формирования и расширения "семантических полей" значения слов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный подход к формированию связной речи у учащихся с ОНР

 

В процессе речевого развития формируются формы познавательной деятельности. Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование высших уровней познавательной деятельности. У детей в ЗПР правильность речевого высказывания зависит от того насколько слово ему знакомо.
Поэтому работаю над развитием и совершенствованием лексико-грамматической стороны речи на основе формирования и расширения «семантических полей» значения слов.
В начале учебного года – исследую объем «хранилища» словаря и определяю структуру «семантического поля». Все занятия включают следующие направления:
- уточнение имеющегося словаря;
- активизация и обогащение словаря через обучение разным способам словообразования, развитию фонематических процессов;
- формирование и расширение «семантических полей» значения слов;
- развитие психологической базы речи (внимания, памяти, восприятия, воображения).
Каждое логопедическое занятие построено с учетом системной лексики и смыслового значения слова.
На каждую согласную фонему отводится 2 задания.
На первом занятии главное слово соотносится с предметом (проводится звуко-слоговой анализ «ядерного» слова, что способствует формированию грамотного, осознанного письма и чтения.
Следующий этап включает работы с родственными словами, объясняется значение, составляются словосочетания.
Далее включаются задания по развитию валентности слов, используются глаголы, прилагательные , наречия, причастия к ним подбираются антонимы, синонимы.
Дети вначале учатся моделировать небольшое «семантическое поле» связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно расширяет его. В последующих занятиях включаются задания на развитие познавательной функции слова, для этого используются словесно-логические задачи, идет формирование связной речи через составление рассказов по вопросам сюжетным картинкам, по серии картинок.
Одновременно с расширением «семантического поля» систематически развиваются функции словоизменения.
На занятиях широко используются дидактические игры и игровые упражнения по развитию речи.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения как средство развития лексики и связной речи, а также для повышения школьной мотивации может быть использована сказка. Она обладает универсальным, обучающим, воспитывающим и коррекционным воздействием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к формированию здорового образа жизни учащихся

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников уменьшается по сравнению с их св...

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Проблемы формирования связной речи учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I вида.

Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных областей педагогики. Глухота, осложняющая формирование словесной речи и общение с окру...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Как формировать  грамматический строй речи у ребёнка.  Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,...

Программа формирования лексико-грамматического строя и связной речи у учащихся 3-4 классов средствами художественной литературы

Программа представляет систему работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи средствами художественной литературы в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса....

Программа формирования лексико-грамматического строя и связной речи у учащихся 3-4 классов средствами художественной литературы

Пособие адресовано учащимся 3-4 классов для групповых или индивидуальных занятий.Весь материал, представленный в программе, рассчитан на два года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей ...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....