Типы семейного воспитания и деятельность социального педагога
методическая разработка на тему
Говорить о неблагополучии семьи с педагогической точки зрения можно тогда, когда имеются явные дефекты воспитания, хоть это не единственный критерий определения неблагополучной семьи. Дефекты воспитания – главный показатель неблагополучия семьи.
Самые распространенные типы семейного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_semeynogo_vospitaniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Типы семейного воспитания
и деятельность социального педагога
Социологи выделяют 4 типа семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся и неполная. Каждая семья имеет свои особенности микроклимата, характерные только данному типу.
Типы семейного воспитания – обобщенная характеристика сложных отношений внутри отдельно взятой семьи. Они полностью зависят от родительской позиции в целом и определяются тремя основными факторами:
- адекватностью – уместностью применения тех или иных принципов воспитания к конкретному ребенку с его особенностями;
- динамичностью – способность родительской позиции двигаться, меняться, переориентироваться, когда того требуют обстоятельства;
- прогностичностью – примерное представление результата использования тех или иных стилей и типов семейного воспитания.
За основу классификации типов семей и семейного воспитания берутся следующие параметры:
-Степень эмоционального принятия и заинтересованности родителей в ребенке.
-Проявление заботы, участия.
-Последовательность реализации определенных типов семейного воспитания ребенка.
-Требовательность.
-Способность родителей контролировать свои аффективные проявления.
-Уровень тревожности.
-Особенности управления внутри семьи в целом.
Говорить о неблагополучии семьи с педагогической точки зрения можно уже тогда, когда имеются явные дефекты воспитания, хоть это не единственный критерий выделения неблагополучной семьи. Ни материальное благополучие, ни престижные показатели не характеризуют благополучие семьи. Только отношение в этой семье к ребенку говорит о благополучии или неблагополучии в семье. Дефекты воспитания – главный показатель неблагополучия семьи.
Самые распространенные типы семейного воспитания
Эмоциональное отвержение – родители скудны в проявлениях эмоций к ребенку и очень скоро он также отучается проявлять эмоции по отношению к ним. Такие дети вырастают замкнутыми, у них чрезвычайно бедная эмоциональная сфера и низкая самооценка.
Противоречивое воспитание – возникает в случае конфронтации по поводу стилей воспитания внутри семьи. Неустойчивость и резкая смена стилей, приемов воспитания, формируют у ребенка упрямство и безразличие к требованиям. Такие дети вырастают тревожными, мнительными, лицемерными.
Жестокое отношение или воспитание по типу «Золушки»– часто сопровождается эмоциональным неприятием. Жесткость может проявляться как в физическом, так и в психологическом насилии над ребенком, имеет место открытая демонстрация негативных эмоций по отношению к ребенку. Ребенка в такой семье не любят, ему это постоянно показывают, напоминают. Причины жестокого обращения с детьми:
- педагогическая безграмотность родителей;
- нежеланный ребенок (например, перенос агрессии по отношению к супругу);
- алкоголизм, наркомания;
- нервно - психическое расстройство;
- ситуативная агрессия;
- стремление самоутвердиться за счет ребенка;
- низкий социальный, образовательный, экономический уровни;
- следование социальным стереотипам.
Дети реагируют на это по-разному: одни замыкаются, уходят в мир фантазий и мечтаний, другие пытаются вызвать к себе жалость, иные стараются обратить на себя внимание или хорошей учебой или хулиганством. Подростки ожесточаются, мстят за презрение к ним. Дети, воспитываемые таким образом, часто демонстрируют нарушения личности и высокий уровень агрессии.
Классным руководителям необходимо создать в классе обстановку любви и взаимопонимания. Немаловажно значение имеет связь учителей предметников с участниками воспитания подростка. Большую помощь в этом окажет педагогический консилиум, который поможет выработать единые подходы педагогов к воспитанию ребенка. В данном случае необходимо взаимодействие всех субъектов профилактики: ЦПМСС, ЦСПСиД, ОДН. Координирует коррекционную работу с родителями и подростком социальный педагог.
Гиперопека Она бывает явная и скрытая. При гиперопеке с ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить самостоятельность, не позволяют ему вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители – стремятся полностью контролировать ребенка и оградить его от внешнего мира, каждый готов внести вклад в изоляцию ребенка. Ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Например, поздний ребенок, которого супруги долго ждали. Он начинает рано чувствовать свою ценность и значимость. Дети в таких семьях имеют завышенную самооценку, привыкают только к положительному отношению со стороны взрослых. В результате такого воспитания в младшем школьном возрасте возникают проблемы, связанные с изменением образа "Я - идеальное" на "Я - реальное". Чрезмерно опекаемые дети вырастают эгоистичными, вялыми, капризными, не приспособленными к жизни, не способными нормально влиться в коллектив.
Коррекционную работу с данным типом воспитания вести трудно, так как только классный руководитель, социальный педагог, вместе с родителями вырабатывают линию поведения и начинают предъявлять к ребенку требования, предоставлять ему самостоятельность – следует незамедлительная реакция со стороны подростка: ему кажется, что его разлюбили. Он становится капризным, иногда замыкается, может произойти и нервный срыв. Родители, как правило, возвращаются к первоначальному своему поведению. И все же коррекционную работу необходимо проводить классным руководителям, учителям, необходимо поручать таким детям больше самостоятельной работы. Вначале такую, которая требует точного выполнения, а через некоторое время усложнить ее так, чтобы подросток мог проявить элементы творчества, самостоятельности.
Гипоопека Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют. На практике мы часто встречаемся с этим типом воспитания. Родители, как правило, оправдывают свою позицию тем, что работают с утра до вечера. Некоторые злоупотребляют алкоголем, не только отцы, но и матери. Такие родители быстрее ответят на вопрос «где и сколько стоит», чем как их ребенок проводит время после школы и кто его друзья. Гипоопека приводит к безнадзорности, к хулиганству, безделью, правонарушениям. У ребенка формируется жажда мщения, хитрость.
В коррекционной работе с такими детьми рекомендуется проведение Совета по профилактике правонарушений, на котором вырабатываются рекомендации родителям, педагогам по решению проблем ребенка, консультации и беседы с родителями на правовые темы, обследование жилищных условий учащихся. В данном случае необходимо взаимодействие всех субъектов профилактики: ЦПМСС, ЦСПСиД, ОДН, КДН.
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности - В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них повышенную моральную ответственность. Родители сочетают высокие требования с недостатком внимания к ребенку, меньшей заботой о нем. Родители убеждены, что его развитие идет не так как надо, предъявляя требования, которые ребенок выполнить не в состоянии. Такие родители не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей своего ребенка, его темпа развития, способностей, формируя у ребенка необходимые для «взрослой жизни» качества. Фактически они лишают ребенка детства. Игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его чувств, в сочетании с холодностью и сухостью родителей, привычкой к подавлению собственных эмоций приводит к тому, что многие дети страдают неврозами, навязчивостью, нервными и психическими расстройствами. У некоторых, в 7-8 классах начинаются проблемы с поведением на уроках, на переменах, подростки как бы возвращаются в детство, затевая шумные детские игры.
Воспитание в культе болезни Преувеличение физической слабости ребенка. Этот тип воспитания развивается в тех семьях, где ребенок долго болел тяжелым заболеванием. Вся жизнь семьи завязана на его самочувствии, все преломляется сквозь призму болезни. У ребёнка возникает представление о том, что он особенный из-за своей болезни. Такие дети эгоцентричны, давят на жалость, в будущем проявляют пессимизм. Родителей этих детей очень трудно убедить в неправильном подходе к воспитанию. Только настойчивая разъяснительная работа, консультации и беседы с психологом могут дать положительные результаты.
Воспитание в «культе вины» Родители чувствуют себя виноватыми за распавшийся брак, за физические недостатки или болезни подростка. Дети это чувствуют, некоторые из них начинают этим пользоваться, вызывать к себе жалость, симулировать болезни, манипулировать родителями, ловчить, лгать. У других возникает чувство тревоги, неуверенности в себе, своих силах, как следствие неврозы, депрессия.
В коррекционной работе с такими детьми очень важно поддержание тесной связи с родителями, с целью выработки единых требований. Часто, это бывает непросто, т.к. данный тип родителей считают себя корифеями воспитания. Поэтому усилия классных руководителей, социального педагога, психолога должны быть направлены на работу с родителями, с целью сделать их своими союзниками в деле воспитания ребенка.
Любовь – идеальный тип семейного воспитания, когда родители безоговорочно принимают ребенка, учитывают его интересы, поощряют инициативу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....
"Социально-педагогическое проектирование, как форма инновационной технологии в деятельности социального педагога"
Презентация на методическое объединение...
Проблемы социальной жизни ребенка, цели и основные функции в деятельности социального педагога образовательного учреждения.
В данной работе рассматривалась проблемы социальной жизни ребенка,оказание помощи социальным педагогом в решении проблем....
Аналитический отчет социально-педагогической деятельности социального педагога
Аналитический отчет социально-педагогической деятельности социального педагога...
Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в условиях образовательного учреждения
Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей се...
Программа деятельности социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении (неблагополучными семьями)
Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП ) - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не ...
«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»
Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню материальной обеспеченности обострили подростковые проблемы и привели к росту преступности несо...