Формирование фонетического восприятия
консультация на тему
Консультация для педагогов и родителей, поможет понять, как формировать фонематическое восприятие у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_foneticheskogo_vospriyatiya.docx | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитикосинтетическим. Дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.
Основная трудность, которую испытывают дети при выделении составных элементов слова, заключается в неумении услышать в нём гласные звуки, а также отделить гласные от согласных.
При обучении как чтению, так и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на его составляющие 9звуки), установление их количества и последовательности.
Прочитать слово - значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону и не улавливая сторону фонетическую, то есть последовательность звуков, входящих в его состав.
При нарушении синтеза ребёнок не может составить из ряда звуков слово.
Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают особые трудности при звуковом анализе и синтезе. Степень их выраженности может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность или позиции в слове.
В свою очередь звуко-слоговой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи не возможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка, то есть звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.
В случаях коррекции фонем, а также уточнения произношения звуков, воспроизводимых правильно, но недостаточно чётко, необходимо опережающее формирование фонематического восприятия.
Основной задачей логопеда в работе с детьми с речевым недоразвитием является предупреждение нарушений чтения и письма.
Причиной дисграфии и дислексии в большинстве случаев является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, - несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Некоторые затрудняются в различении понятий «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «звуковой анализ».
Фонематический слух - способность слышать и различать звуки.
Фонематическое восприятие - формируется в период от 1 до 4 лет в ходе упражнений, это способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, это первая ступень к овладению грамотой.
Звуковой анализ - способность различать звуки, определить их количество, последовательность с целью воспроизведения в письменной речи, формируется в ходе специальных упражнений на 5 году жизни, это вторая ступень к овладению грамотой.
Переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребёнка с нарушением речи следует только после достижения им определённого уровня фонематического восприятия, сформированного произношения.
Этапы развития фонематического восприятия:
- Различение неречевых звуков; игры со звучащими коробочками.
-Различение тембра, силы, высоты, интонации голоса.
-Различение речевых звуков.
-Различение слов, близких по звуковому составу (дом, ком).
-Узнавание и выделение звука в потоке звуков.
-Воспроизведение на слух слогов, слов.
-Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
-Определение последовательности звуков, количества звуков в слове.
-Различение гласных – согласных, по твёрдости - мягкости, звонкости – глухости
-Самостоятельное выполнение полного звуко-слогового анализа, выкладывание схем.
Одним из вспомогательных средств являются зрительные символы гласных и согласных звуков.
Также образуется внимание на артикуляцию звука, жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого звука, создавая дополнительную опору для его восприятия.
Таким образом, с помощью зрительных символов слияние звуков и есть моделирование чтения, а составление с их помощью слов - аналог письма.
Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных ощущение (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009
В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным....
Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с дизартрией
В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необходимо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на...
Формирование фонетических навыков на уроках английского языка
Формирование фонетических навыков на уроках английского языка...
Рифмовки и фонетические игры как средство формирования фонетических навыков у младших школьников.
Рифмовки и фонетические игры, представленные в работе, помогают учителю превратить освоение фонетики в увлекательное занятие и достичь больших успехов....
Рифмовки и фонетические игры как средство формирования фонетических навыков у младших школьников.
Рифмовки и фонетические игры, представленные в работе, помогают учителю превратить освоение фонетики в увлекательное занятие и достичь больших успехов....