Логопедические карточки "Автоматизация звука "Р"
картотека на тему

Риманова Рита Михайловна

Логопедические карточки разработаны с целью привлечения  родителей к активному участию в процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а также повышения результативности коррекционной логопедической работы.

В карточки включен речевой материал для закрепления поставленного звука, совершенствования лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания.

Карточки-задания предварительно отрабатываются на индивидуальных логопедических занятиях, дома закрепляются, а затем - проверяются и оцениваются. Задание считается усвоенным, когда ребенок может легко без ошибок воспроизвести речевой материал. Многие карточки сопровождают черно-белые рисунки, которые ребенок должен раскрасить. И не только потому, что так важна подготовка руки ребенка к письму. Главное - это работа ребенка с цветом, ведь в логопедической коррекции решаются и психокоррекционные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskie_kartochki_po_avtomatizatsii_zvuka_r.doc414.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                             

   

                           УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД   МБОУ НШДС № 37

                                             г. КРАСНОЯРСКА

                               РИМАНОВА РИТА МИХАЙЛОВНА

1. Проговаривай  слоги, чётко произнося звук [Р].        

тра-тро-тры     тру-тро-тра   тры-тра-тро  тру-тро-тра-тры

- Произнеси цепочку слогов, выделяя голосом слог – тра.

2. Закрепи произношение слов:

Травка, травма, трап, трасса.         

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус. Быстрая, завтра, завтрак, завтракать, стража, страна, страница, странный, странник, острая, пёстрая, штраф, шустрая. Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость. Метро, стройка, патрон. Трубка, труд, трудный. Трубить, трудиться.        Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя

Театр, педиатр, министр, центр, метр, литр, осмотр, Петр.

3. Правильно назови виды транспорта, вспомни названия всех машин.

передвигаются под землей – (подземный транспорт)

летают в воздухе -                        плавают по воде –

передвигаются по земле -         перевозят пассажиров –

перевозят грузы –

5. Посчитай от 1 до 10:   

          ТРАКТОР

Раскрась картинку.

1. Проговаривай  слоги, чётко произнося звук [Р].        

дра-дро-дры     дро-дру-дра   дры-дра-дро  дру-дро-дра-дры

- Произнеси цепочку слогов, выделяя голосом слог – тро.

2. Закрепи произношение слов:

       Дракон, дроби, друг, драка, дрозд, другой, друзья, драчун, дрова, дружить, дровосек, дружба.

Бо-дрость, здравый, космодром, аэродром, кадры, здравие, пудра, мудрый, выдра, ведро, квадрат, бедро, щедрый, подруга, кадр, кедр.

3. «Один – много». Измени слова: дрозд – дрозды.

дрозд -              дракон -           кедр -              драка -

драчун -           друг -                 выдра -           подруга –

4. Посчитай от 1 до 10:       ВЕДРО     КВАДРАТ

5. Выучи:     

ДРУЗЬЯ ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ.

6. Обведи по точкам

и раскрась рисунок.

1. Закрепи произношение слогов, слов:

бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра

Брат, браво, враг, врач, град, грач, гранит, грамота, граната, граница, графин, край, кран, крабы, краска, красный, крапива, красавица, правда, прадед, прачка, направо, оправа, справка, направо, цифра, фрак, хранить, храм, охрана, храпеть.

бро, вро, гро, кро, про, сро, фро

Брови, брошка, бросил, вроде, гром, грохот, грозы, громко, кровь, крот, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, срок, Фрося, фронт.

                               бру, гру, кру, пру, тру, фру, хру

Брусника, груз, груша, группа, груда, грубый, грудь, грузди, круг, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты, хрупкий.

Бры, гры, кры, пры

Брынза, брызги, грызуны, огрызок, крыса, крыша, крышка, закрыть, прыгать, прыжок.

2. Ответь на вопросы полным предложением.

- Кто продает продукты в магазине? – Кто грузит различные грузы?  - Кто делает фотографии?  - Кто работает на подъемном кране?

3. Придумай предложения по картинкам.

1. Повтори словосочетания:

Сотрудник театра. Тростниковая трубка. Остроумная подруга. Кедровая стружка. Хитрое устройство. Дружные матросы.

Трудный подросток.  Драматический театр. Стройный кедр.

2. Посчитай от 1 до 5 словосочетания (см.выше)

Образец: один сотрудник театра, два сотрудника театра, … пять сотрудников театра

3. Повтори предложения:

Матрос сошёл с трапа.

Дровосек идёт по тропинке.

Троллейбус подъехал к метро.

С остановки тронулся трамвай.

Друзья путешествуют в тропиках.

Трубочист чистит трубы.

Страусы быстро бегают.

Пётр рассыпал мамину пудру.

Матросы подплыли к острову.

3. Обведи по точкам и раскрась рисунок.

                         

1.Повтори слова. Четко произноси звук Р.

        Вар, повар, навар, Макар, самовар, пар, шар, дар, жар, пожар, сахар, комар, загар, контур, базар, хор, сор, бор, помидор, топор, забор, мухомор, шнур, светофор, мотор, двор.

2. Продолжи ряд слов.

Ар-ар-ар - повар, сахар  ……..
Op-op-op - помидор, топор ……
Ур-ур-ур - шнур, контур …….

3. Объясни, чем заняты люди разных профессий.

Шофер – это человек, который управляет машиной.

Актер – это …          Монтер – это …     Повар – это …

Шахтер – это …      Командир – это …  Столяр – это …

4. Выучи стихотворение и раскрась рисунок.

       Мухомор

Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.

1. Произноси слова:

Рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, гараж, буран, парад, радио, радуга, радость, жир

Рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, гора, пирога, сырой, мороз, ворона, дорога, коробка, рожки

Беру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, Маруся, орудие, русский, кукуруза.                

Рысь, рыба, рынок, рыжик, рыхлый, дары, шары, дворы, топоры, комары, корыто, рыть.

2. Измени слова по образцу:  рыба – рыбка

нора -           дыра -             гора -             кора -

ракета -        рука -             корова -         раковина –

           3. Измени первый звук в слове

                на звук «Р».

                 Образец:: кот - рот

                 танец -                   кот -                              

                 мычать –               забота -                        

                газ -                        высь –

                хобот -                  мука -                          

                нога -

          4. Дорисуй предмет.

              Раскрась.

1. Исправь ошибки.

черный ворона                       черный корка

оранжевый морковь              красная помидор

крупный горошина                красивый перчатка

кирпичная дом                       шерстяная шарф

фарфоровый кружка             оранжевая грузовик

2. Измени слово:

зерно овса – овсяное зерно

зерно пшеницы -                 зерно ржи –

зерно ячменя -                     зерно кукурузы –

зерно гречихи -                    зерно проса -

3. Измени словосочетание РАБОТАТЬ НА ОГОРОДЕ по образцу:

Я  …   работаю на огороде       

Ты …  

Он …

Мы …

Вы …

Они …

4. Придумай предложения по картинкам

1. Послушай звуки – какое слово получилось?

р, а, к -         к, р, а -         к, а, р -        р, о, м -          р, о, т -     р, о, с, т -        с, о, р, т -        к, р, о, т –    м, а, р, ш -         ш, р, а, м -         ш, а, р, м – 

2. Кто это?

Рыбу ловит - ____________________

Кашу варит - __________________________

Трубу чистит - ________________________

- Посчитай каждое отгаданное слово от 1 до 10.

3. Закончи предложения словом со звуком «Р». Повтори предложение полностью.

У Роминой рубашки оторван …

Шура играет на …

Куры пьют из …

У Веры розовый …

Ира собирает …

У Юры в руке …

4. Ответь на вопросы полным предложением. Нарисуй предметы – ответы.

Чем можно писать?                  Чем ты причесываешься?

Чем можно рисовать?              Чем можно рубить дрова?

1. Дополни предложение словом со звуком «Р» (запишите).  Произнеси все предложение.

Ветер раздувает …                            У норки чёрная ...

Офицер носит ...                Повар кладёт сахар в тесто для ...

Командир ведёт торпедный ...  

Пошла муха на базар и купила ...
В Крыму растёт крупный ...
Носороги, тигры, зебры и жирафы живут в жарких ...

2. Четко произноси предложения.

         Юра гонит к воротам корову и барана. У Раи розовые розы. Вера ест пирожное. В огороде растёт кукуруза. Кира собирает помидоры. Вот рубашка с короткими рукавами. Юра умеет рубить топором. У рыбака в неводе рыба. Мы играем в новые игры. Кира идёт на рынок. Рая и Рома собирают рыжики. В сарае корыто и топоры. У Юры в руках подарок. Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары. Рома идёт на урок. Ира пасёт корову.

В ручке старое перо. Барабанщик громко барабанит.

3. Придумай предложения по картинкам.    

1.Повтори предложения:                                    

  По равнине тёк ручей. У рубахи длинные рукава. Мы идём на рыбный рынок.  В роще расцвели незабудки. Ракушки рассыпались по песку. В оконной раме разбили стекло.

Рома поехал к родным в Ростов. Из ракетницы выпускают ракеты. Над ручьём раскинула ветви ракита.

- Сосчитай количество слов в каждом предложении.

2. «Подружи слова» - составь из них предложение.

На, яхта, парус, красивый.

Рома, топор, дрова, рубить.

Папа, подарить, розы, мама.

Рынок, на, продавать, фрукты.

Мама, шары, подарить, Родион.

Рая, корзина, боровики, собирать, в.

Дом, подъемный, строить, кран, новый.

3. Обведи по точкам,

раскрась картинку.

4. Посчитай от 1 до 5:

Барабанщик барабанит в барабан.

 1. Прослушай (прочитай) рассказ, закончи предложения. Перескажи рассказ.

В выходной день Рая с родителями пошла на экскурсию в зоопарк. Там она увидела разных животных: ……………

Родители рассказали ей о том, что все эти животные живут в жарких странах. Самая длинная шея была у …………… . Полосатая  ….. очень похожа на лошадку.

А детеныши огромного хищного ….. играли друг с другом, как котята. Рае очень понравилось в ………. .

2. Выучи стихотворение.

Рыбка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Быстро-быстро уплыла.

- Назови  слова со звуком «Р», которые встретились в этом стихотворении?

3. Найди две одинаковых рыбки.

Раскрась картинки.

                           

1. Прослушай (прочитай) забавную историю и объясни, что в ней смешного? Отчего воробышек решил стать вороной? Нарисуй свою картинку к сказке и расскажи её целиком.

ВОРОБЕЙ НА КРЫШЕ

На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький Воробышек и внимательно смотрел во двор. Там, внизу, добрая старушка стояла около гаражей и кормила птиц. Из прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зёрна и хлебные крошки.

Сначала прилетела стая серых воробьев. Но скоро три крупные чёрные вороны налетели на воробьев и прогнали их от корма.

         Наблюдавший за происходящим маленький Воробышек рассердился. Он распушил перышки и громко прочирикал: «Когда я вырасту, то обязательно стану Вороной!»

2. Назови    слова (а взрослый запишет) из текста  со звуком «Р», который находится

  в начале слова:              в середине слова:           в конце слова:

1. Прослушай (прочитай) историю, о мальчике Роме и перескажи её по отдельным картинкам. Пронумеруй картинки по порядку. Объясни, почему рассказ так называется. Оцени поступки мальчика и подробно расскажи, как ему следовало вести себя в детском саду.

                                          ВОТ ТАК ИГРА!

Пришел Рома первый раз в старшую группу детского сада. Подбежал к игрушкам. Постройку из кубиков развалил. У грузовичка дверку оторвал. Робота бросил в аквариум с рыбками.

Потом Рома направился к самой нарядной девочке Рае. Дёрнув её за рукав, Рома громко сказал: «Давай в войну поиграем!»

Рая посмотрела на Рому, потом на беспорядок, который он устроил в группе, и тихо ответила: «В войну ты уже поиграл!»

     

1. Прослушай (прочитай) очень поучительную историю.  Пронумеруй картинки по порядку.   Глядя на картинки, перескажи историю о мальчике Сереже.                  

                       РВАНАЯ РУБАХА

Сергей играл во дворе. Он залез на забор и порвал рукав у новой рубахи. Испугался Сергей, что мама его отругает. Вернулся домой и спрятал рубаху под кровать.

Скоро мама возвратилась с работы и обнаружила порванную рубашку. Расстроилась мама. Позвала Сергея и говорит: «Я тебя, Серёжа, накажу. Но не за то, что рубашку порвал. А за то, что правду скрыл!»

- Подробно объясни, что Сережа сделал неправильно и как бы ты поступил в таком случае.

                                ВЫЗОВ ВРАЧА

1. Рассмотри картинки.

- Придумай имена героям со звуком Р, составь рассказ с опорой на картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые»

Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...