Методическая разработка урока по русскому языку «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Класс: .

Тема: «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Цель урока: повторить склонения имён существительных; тренировать навык правильного написания – Е и –И в окончаниях существительных.

Тип урока: «урок открытия нового знания».

Вид урока: проблемный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.docx891.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая   разработка  урока  по русскому языку

Класс: .

Тема: «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Цель урока: повторить склонения имён существительных; тренировать навык правильного написания – Е и –И в окончаниях существительных.

Тип урока: «урок открытия нового знания».

Вид урока: проблемный урок

Учитель: Ошуева Э.В.

Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные : 

знать правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе; порядок рассуждения для применения правила; 

уметь находить имена существительные с изучаемой орфограммой; правильно писать гласные е/и в безударных падежных окончаниях имен существительных в единственном числе; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять имена существительные с изучаемой орфограммой в речи.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

УУД:

Личностные: проявлять познавательный интерес к новым знаниям

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известным правилом 

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение, осуществлять запись выборочной информации.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение

Предметные: анализируют орфографический материал, делают выводы. Применяют при письме данное орфографическое правило.

Ход урока

1. Организационный момент.

1. Приветствие класса.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей».  Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Не бойтесь трудностей, за ними всегда приходит радость. Как говорил философ Ф. Ницше «Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!»

2. Проверка домашнего задания.

Проверка наличия в тетрадях домашней работы.

Давайте повторим то, что узнали на прошлых уроках. Вставьте пропущенные слова: 

В русском языке … падежей (6)

Изменение слова по падежам называется … (склонением)

При склонении в слове изменяется обычно только …(окончание)

При склонении слова изменяется его … значение (грамматическое значение)

В русском языке … типа склонения (3)

Таблица склонений имён существительных на экране.

Хором проговариваем склонения существительных.

3. Изучение нового материала. Формулировка темы и определение цели урока.

Прочитайте предложение:

Туристы расположились в палатк... около берёзовой рощ... .

- Определите падеж, склонение, число существительных у существительных с пропущенными буквами. Аргументируйте свой ответ.

- Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор? (помогает правильно сформулировать тему.

(Дети определяют тему урока, с помощью учителя правильно формулируют ее: «Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных».  Запишите тему в тетради)

- Какую цель мы поставим перед собой?

(Ученики ставят цель: научиться определять, когда в падежных окончаниях существительных писать гласную -Е, а когда –И).

- Каким образом мы сможем достичь поставленной цели?

4. Работа с учебником.

Теоретический материал параграфа 97, с.67-68

Раздаточный материал

Окончания Е и И  у имен существительных в единственном числе

Падеж

Склонение

I склонение

II склонение

III склонение

И.п.

рука, воля

стол_,конь_,

небо, ружье

речь_

Р.п.

руки, воли

речи

Д.п.

руке, воле

речи

П.п.

(в) руке,

(на) воле

(в) столе, (на) коне, (в) небе, (о) ружье

(в) речи

Алгоритм выбора Е/И в падежных окончаниях

1. Выясни, есть ли перед безударным падежным окончанием существительного буква                    И

                нет                                                                          да, есть

2.      Определи склонение данного                       Вывод: пиши в окончании и:

существительного и падеж.                                   в коллекции  

                 

3.   Вместо данного поставь существительное того же склонения с ударным падежным окончанием.

Сделай вывод: на окне – на небе

5. Физкультминутка

Чум, чум, круглый дом, (Шагаем на месте.)

Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)

Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)

В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)

Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)

Угостить торопится. (Присели.)

Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши.)

Круглые оладушки. (Шагаем на месте.)

6. Практическая работа

- Вставьте пропущенные буквы, объяснив написание е–и в окончаниях существительных:

Растут вдоль дорог…, запах полын…, помогать подруг…, идти по тропинк…, обрадоваться новост…, стоять на опушк… леса, песня о счасть…, ехать по магистрал…, книга в портфел…, вытащить из  проруб….

- Игра «Ошибка, я тебя вижу!». Работа в парах

Исправить ошибки в тексте:

- Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у  кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки…, а они на самом деле у нее на лбу сидели!

7. Рефлексия

-Оцените свою работу.

(Учащиеся дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке и оценивают работу одноклассников).

- Что узнали на уроке?

- Чему научились?

- В чем испытывали затруднения?

- Чем запомнился урок?

- Я не умел, а теперь умею…

- Ребята, наш урок подошел к концу, и мне бы хотелось узнать какое у вас сейчас настроение. Нарисуйте, пожалуйста, на полях своих тетрадей смайлики.

        

8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Дается по выбору учащихся: (разноуровневые)

1) (низкий уровень) Параграф 97, упр.536

2) (средний уровень) Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы

Разд..ваться  в аудитори.., задр..жать от радост.., по..вляться к ноч.., увл..чени.. Юли.., узнать о землетр..сени.., об..являть о стихи.., прибл..жаться к полынь.., показаться на дорог.., нах..диться в смущени..

Карточка №2

Вставьте пропущенные буквы

В мякот.. лимона, учился в лице.., находиться в отд..лени.., видит на ра..тояни.., шел по лес..ниц.., поездка по Африк.., вдоль тропинк.., на тропинк.., луч..м света, по окончани.. школы

3) (высокий уровень)

Карточка №3

Е или И?

На длинной цепочк…, шёл по по улиц…,  человек без книг…,  сидит на опушк…, пели о дружб…, на одной ножк… , катался в лодк…, иду по узкой тропинк… , дорожка к беседк… . спал в берлог…,  шишки у ёлочк…, ткань для юбк…, упал с крыш…, мечтал о поездк…, держал в теплиц…, прочитать о весн…, грядка для морковк…,трудился над рисунк…, играют на площадк…..,  спать в постельк…, живут в уль…., о компас…,  на   озер…, под дуб…, под солнц…, в мор…, на кружев…, о лес…, на рисунк…, в поселк…, на балкон…, в болот…, в журнал… ,за горизонт…, в мешк…, о лучик…, на топол…,в букет…, лет…, на полюс…, по шосс…, на асфальт…, в песк…, на облак…, на планет…,  на урок…, в город…, у маленькой мыш…, сделано из нефт…, в  глубокой древност… , поступил из жалост… ,  без насып..., на куст сирен…, в мебел..., писал в тетрад…, по област….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа. 5 класс

Конспект открытого урока" Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" 5 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" с презентацией к данному уроку....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" с презентацией к данному уроку....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Цели урока: Образовательные: 1) обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»;2) совершенствование навыков...