Методическая разработка урока по русскому языку «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Класс: 5г.
Тема: «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Цель урока: повторить склонения имён существительных; тренировать навык правильного написания – Е и –И в окончаниях существительных.
Тип урока: «урок открытия нового знания».
Вид урока: проблемный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.docx | 891.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по русскому языку
Класс: 5г.
Тема: «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Цель урока: повторить склонения имён существительных; тренировать навык правильного написания – Е и –И в окончаниях существительных.
Тип урока: «урок открытия нового знания».
Вид урока: проблемный урок
Учитель: Ошуева Э.В.
Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные :
знать правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе; порядок рассуждения для применения правила;
уметь находить имена существительные с изучаемой орфограммой; правильно писать гласные е/и в безударных падежных окончаниях имен существительных в единственном числе; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять имена существительные с изучаемой орфограммой в речи.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
УУД:
Личностные: проявлять познавательный интерес к новым знаниям
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известным правилом
Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение, осуществлять запись выборочной информации.
Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение
Предметные: анализируют орфографический материал, делают выводы. Применяют при письме данное орфографическое правило.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Приветствие класса.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Не бойтесь трудностей, за ними всегда приходит радость. Как говорил философ Ф. Ницше «Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!»
2. Проверка домашнего задания.
Проверка наличия в тетрадях домашней работы.
Давайте повторим то, что узнали на прошлых уроках. Вставьте пропущенные слова:
В русском языке … падежей (6)
Изменение слова по падежам называется … (склонением)
При склонении в слове изменяется обычно только …(окончание)
При склонении слова изменяется его … значение (грамматическое значение)
В русском языке … типа склонения (3)
Таблица склонений имён существительных на экране.
Хором проговариваем склонения существительных.
3. Изучение нового материала. Формулировка темы и определение цели урока.
Прочитайте предложение:
Туристы расположились в палатк... около берёзовой рощ... .
- Определите падеж, склонение, число существительных у существительных с пропущенными буквами. Аргументируйте свой ответ.
- Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор? (помогает правильно сформулировать тему.
(Дети определяют тему урока, с помощью учителя правильно формулируют ее: «Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных». Запишите тему в тетради)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(Ученики ставят цель: научиться определять, когда в падежных окончаниях существительных писать гласную -Е, а когда –И).
- Каким образом мы сможем достичь поставленной цели?
4. Работа с учебником.
Теоретический материал параграфа 97, с.67-68
Раздаточный материал
Окончания Е и И у имен существительных в единственном числе
Падеж | Склонение | ||
I склонение | II склонение | III склонение | |
И.п. | рука, воля | стол_,конь_, небо, ружье | речь_ |
Р.п. | руки, воли | речи | |
Д.п. | руке, воле | речи | |
П.п. | (в) руке, (на) воле | (в) столе, (на) коне, (в) небе, (о) ружье | (в) речи |
Алгоритм выбора Е/И в падежных окончаниях
1. Выясни, есть ли перед безударным падежным окончанием существительного буква И
нет да, есть
2. Определи склонение данного Вывод: пиши в окончании и:
существительного и падеж. в коллекции
3. Вместо данного поставь существительное того же склонения с ударным падежным окончанием.
Сделай вывод: на окне – на небе
5. Физкультминутка
Чум, чум, круглый дом, (Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)
Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится. (Присели.)
Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки. (Шагаем на месте.)
6. Практическая работа
- Вставьте пропущенные буквы, объяснив написание е–и в окончаниях существительных:
Растут вдоль дорог…, запах полын…, помогать подруг…, идти по тропинк…, обрадоваться новост…, стоять на опушк… леса, песня о счасть…, ехать по магистрал…, книга в портфел…, вытащить из проруб….
- Игра «Ошибка, я тебя вижу!». Работа в парах
Исправить ошибки в тексте:
- Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки…, а они на самом деле у нее на лбу сидели!
7. Рефлексия
-Оцените свою работу.
(Учащиеся дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке и оценивают работу одноклассников).
- Что узнали на уроке?
- Чему научились?
- В чем испытывали затруднения?
- Чем запомнился урок?
- Я не умел, а теперь умею…
- Ребята, наш урок подошел к концу, и мне бы хотелось узнать какое у вас сейчас настроение. Нарисуйте, пожалуйста, на полях своих тетрадей смайлики.
8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
Дается по выбору учащихся: (разноуровневые)
1) (низкий уровень) Параграф 97, упр.536
2) (средний уровень) Карточка № 1
Вставьте пропущенные буквы
Разд..ваться в аудитори.., задр..жать от радост.., по..вляться к ноч.., увл..чени.. Юли.., узнать о землетр..сени.., об..являть о стихи.., прибл..жаться к полынь.., показаться на дорог.., нах..диться в смущени..
Карточка №2
Вставьте пропущенные буквы
В мякот.. лимона, учился в лице.., находиться в отд..лени.., видит на ра..тояни.., шел по лес..ниц.., поездка по Африк.., вдоль тропинк.., на тропинк.., луч..м света, по окончани.. школы
3) (высокий уровень)
Карточка №3
Е или И?
На длинной цепочк…, шёл по по улиц…, человек без книг…, сидит на опушк…, пели о дружб…, на одной ножк… , катался в лодк…, иду по узкой тропинк… , дорожка к беседк… . спал в берлог…, шишки у ёлочк…, ткань для юбк…, упал с крыш…, мечтал о поездк…, держал в теплиц…, прочитать о весн…, грядка для морковк…,трудился над рисунк…, играют на площадк….., спать в постельк…, живут в уль…., о компас…, на озер…, под дуб…, под солнц…, в мор…, на кружев…, о лес…, на рисунк…, в поселк…, на балкон…, в болот…, в журнал… ,за горизонт…, в мешк…, о лучик…, на топол…,в букет…, лет…, на полюс…, по шосс…, на асфальт…, в песк…, на облак…, на планет…, на урок…, в город…, у маленькой мыш…, сделано из нефт…, в глубокой древност… , поступил из жалост… , без насып..., на куст сирен…, в мебел..., писал в тетрад…, по област….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 4 класс.Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».
Конспект урока с технологической картой урока и презентацией....
Урок по теме "Буквы Е/И в падежных окончаниях имён существительных"
Урок по русскому языку, 5 класс...
Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа. 5 класс
Конспект открытого урока" Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" 5 класс...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" с презентацией к данному уроку....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" с презентацией к данному уроку....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Цели урока: Образовательные: 1) обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»;2) совершенствование навыков...
- Мне нравится (1)