Логопедические пятиминутки
методическая разработка на тему

Cычева Ирина Александровна

Логопедические упражнения, каждое из которых направлено на коррекцию определённых нарушений речи: на снятие мышечных зажимов, выработку плавного длительного выдоха, укрепление круговой мышцы губ и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_pyatiminutki.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

1.Упражнения на выработку речевого дыхания

«Медвежата»

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить на выдохе протяжно, баском, четко произнося звук м:

Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам.

«В лифте»

Мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

«Ручка в зубах»

Произнесите свое имя, зажав ручку зубами и губами.

«Работа с таблицей»

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

Н Б С М Н П Х Ч М К В П Р В С

Ш Ж Н Б В Д З Т Г П Ц Г Х З Н

М Н Д Г М Л Р В С Ж З Ш Н К Ц

Д Л Р П В Ф Т Б Х З Ш Н Г К П

Т С Ч П Р Л Г Н Ш К В Б З Н Щ

2.Упражнения, направленные на развитие четкости

произношения при чтении

Эта работа начинается с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется проговариванием скороговорок, чистоговорок.

Методика работы со скороговорками достаточно известна, от медленного проговаривания до максимально четкого, быстрого.

Полезно начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Рекомендуется выделить цветным мелком буквы, обозначающие звуки, над которыми предстоит работа.

На дворе трава, на траве дрова.

Проговаривание скороговорок хором:

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох).

Раз Егорка, два Егорка (и т.д. до полного выдоха).

Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами в отработку включаются сочетания гласных и согласных. Начинать надо с показа артикуляции основных гласных: а, о, ы, и. Сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, затем даются сочетания: а-у, о-а, ы-и, и-о и т.д. Эти упражнения развивают подвижность речевою аппарата.

После отработки произношения гласных включают сочетания гласных с согласными: да, до, ду, ды, ди, ла, ло, лу, лы, ли и т.д.

Далее учащиеся тренируются на чтении различного рода сочетаний гласных, например: аоуыэ, уоиэы, согласных с-з-ж, ц-ч-ш: слогов ку, за, ши, ста, три, бра, дро, тру и т.д.

Следующий этап работы — чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений — это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно был соблюден основной принцип обучения от простого к сложному. Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Первая группа блоков:

ба бы бэ-э-э во! вы га да до ды же

ка ку ли ля лю ми му-у-у мы мэ-э-э но ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во-во! га-га-га! да-да-да! эй-эй! ба-ба дя-дя па-па ма-ма

Вторая группа блоков:

Ага бай сам аут баз бык выя дар дом ему бош кар ива лом сон

шар

бэр

уже

зим

мыс

пол вон зал лот шаг

лю люк лук лос лис мыс рис бэ бэр бор бур бук бим бус уж муж луж лыж пыж паж маж

Третья группа блоков:

Бокс борт борщ верх волк толк полк зонт зонд корт лифт лярд морж торт фонд форт прот цинк шарф шест шелк

Четвертая группа блоков:

Вверх взмах взнос взмыл вклад смысл спорт столб страж треск гвалт тракт Днепр Днестр дрозд

Значение слов, недоступных пониманию, логопед объясняет сам в ходе чтения. Значение отдельных слов предлагается учащимся отыскать в словаре. Эти задания дают толчок к самостоятельной работе со словарем. Впоследствии при чтении дети распределяют незнакомые слова между собой для их объяснения. Это оживляет работу на уроках, повышает интерес к чтению, ведет к пополнению активного словаря.

3.Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям

С этой целью даются для чтения на определенное время слова и словосочетания. Воспитывается внимание к окончанию слова (вода—водный, мороз—морозный); к корню слова (булка—белка, пилка, палка). Для упражнений используются разные части речи.

Довольно часто в занятия включаем такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением этих слов.

«Сложи слова»

Слова пишутся на двух карточках. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось слово (бe-реза, ли-са, моло-ко, пе-тух).

«Словесные горки»

Предлагается прочитать слова, записанные одно под другим в виде горки (каждое слово длиннее предыдущего на одну букву):

КО

КОТ

КРОТ

БУЛКА

СОРОКА

СНЕГИРЬ

СОСЕДНИЙ

СОСЕДСКИЙ

СКВОРЕЧНИК

ДИАПОЗИТИВЫ

«Полустертые слова»

1 вариант. Шалунья-резинка стерла в словах части букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитайте слова. (Стерты отдельные элементы букв.)

2 вариант. В словах стерта верхняя или нижняя часть. Догадайтесь, какие слова написаны.

«Зеркало»

Буквы-модницы смотрят в зеркало. Зеркальное изображение буквы обведите кружком, а правильно написанные буквы обведите красным карандашом.

4.Упражнения на развитие оперативной памяти

Работа над развитием оперативной памяти ведется с помощью зрительных диктантов (И.Т.Федоренко). В каждом из 18 предложенных наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова (8 букв), то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходи! постепенно: по 1—2 буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Работа над набором ведется в разных вариантах: чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного. Затем записывается предложение на доске мокрой тряпкой. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание.

5.Упражнения на развитие внимания

«Ориентирование на бумаге»

В 16 квадратах 12 букв. Посмотрите на них 1 мин. и прикройте. Запишите на отдельном листе бумаги расположение букв в клетках. Если вы безошибочно разместите в клетках 7 букв, можете считать, что у вас хорошая зрительная память.

«Смотри на точку в книге. Что ты видишь?»

Упражнение расширяет поле видения. «Упражнения с таблицей Шульте». Таблица Шульте — это квадрат 5 х 5, в котором разбросаны числа от 1 до 25.

24

1

5

4

19

23

12

20

18

8

17

9

3

14

11

13

15

21

6

22

2

25

7

16

10

Ребенок должен как можно быстрее найти числа, по порядку называя вслух и показывая карандашом. Глаза должны смотреть только сверху вниз. Таким образом вырабатывается специальное движение глаза, необходимое для чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты -пятиминутки по русскому языку, 9 класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Представлены разработки тестов-пятиминуток по русскому языку. Тесты разработаны на основе материала, повторенного или пройденного на уроке. На проведение теста отводится 5-7 минут в конце урока. Тесты...

Тесты -пятиминутки по русскому языку, 5класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Тесты-пятиминутки по русскому языку для 5 класса. Каждый тест представлен в 3-х вариантах. Тесты состоят из 4-6 заданий, различных по типу формулировки и степени сложности. Проводятся тесты в конце ур...

Презентации-пятиминутки "В мире слов" по разделам "Лексика", "Орфография", "Грамматика"

Цикл презентаций по занимательной грамматике. Можно использовать как занимательные пятиминутные вставки в урок для повышения интереса к русскому языку...

Экологическая пятиминутка.

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА»   пять минут классного часа посвященные нашей планете   Доклад подг...

Логопедические пятиминутки по недельным лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста

_______,  ______-я неделя.            (месяц) Тема: «Детский сад. Игрушки».Словарь. Существительные: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирам...

Логопедические пятиминутки по недельным лексическим темам для детей среднего дошкольного возраста

______________,  ______-я неделя.            (месяц) Тема: «Детский сад. Игрушки». Деньнедели СодержаниеПонедельник 1. Развитие навыков фразовой речи....

Логопедические пятиминутки» как средство взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с ОНР

  Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Поэтому, говоря о работе с...