Консультация для воспитателей на тему «Логопедическая пятиминутка в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с ОВЗ (ИН)»
консультация

Сорокина Марина Владимировна

В последние годы наметилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих серьезные речевые проблемы. И специальная (коррекционная) школа для детей с ОВЗ (ИН) не исключение. В связи с этим возникает более острая необходимость ежедневного проведения логопедических пятиминуток и тесного взаимодействия логопеда и воспитателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publ_konsult_1.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему «Логопедическая пятиминутка в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ (ИН)»

В последние годы наметилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих серьезные речевые проблемы. И специальная (коррекционная) школа для детей с ОВЗ (ИН) не исключение. Сегодня 100% детей, поступающих в начальную школу имеют речевые проблемы. В связи с этим возникает более острая необходимость ежедневного проведения логопедических пятиминуток и тесного взаимодействия логопеда и воспитателя.

Логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи.

Известно, что развитие интеллекта и речи ребёнка неразрывно связаны. Интеллектуальная неполноценность тормозит речевое развитие детей. Речь ребёнка с интеллектуальным недоразвитием страдает, как система, т.к. нарушены все её компоненты. Поэтому комплексы логопедических пятиминуток для специальной (коррекционной) школы VIII вида должны включать разнообразные виды логопедических упражнений, что будет способствовать коррекции речи, как системы. 

В логоминутку могут входить упражнения и игры для коррекции:

·     фонетико-фонематических нарушений;

·     нарушений просодики;

·     нарушений лексико-грамматического компонента русского языка;

·     расстройств общей и мелкой моторики;

·     расстройств артикуляционной моторики;

·     несформированости связной речи.

Структура логопедической пятиминутки

  1. Психологический настрой на проведение пятиминутки.
  2. Формирование мотивации исправления речевых недостатков.
  3. Объявление темы логопедической минутки в виде правила правильной красивой речи.
  4. Выполнение упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи.
  5. Произнесение детьми небольшого текста с учётом выполнения правила красивой правильной речи (кроме комплексов на мышечное расслабление).

          Психологический настрой направлен на установление контакта с детьми, привлечение их внимания. Зачастую на данном этапе логопедической пятиминутки достаточно добиться, чтобы все обучающиеся начали внимательно слушать учителя (воспитателя). В методической копилке каждого педагога имеется множество практических приёмов, которые можно с успехом использовать на данном этапе.

На этапе формирования мотивации исправления речевых недостатков необходимо ободрить детей, высказав мнение, что у них обязательно всё получится, если выполнять специальные упражнения. Далее педагог объявляет тему логопедической пятиминутки, сообщая одно правило красивой речи. На этапе выполнения упражнений взрослый сначала рассказывает о предстоящем упражнении, по возможности используя игровые приемы, а затем показывает выполнение упражнения. Далее упражнение делают школьники, а учитель (воспитатель) контролирует выполнение.  

Так, например, при выполнении артикуляционной гимнастики взрослый следит за качеством выполняемых ребенком движений: точностью, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Заканчивается логопедическая пятиминутка прочтением текста, который школьники уже читали на этапе практического показа речевой проблемы. На данном этапе важно отметить любые, даже самые минимальные успехи ребёнка.

Упражнения для логопедических пятиминуток

В связи с тем, что практически все умственно отсталые логопаты являются дизартриками, в логопедические пятиминутки в первую очередь важно включать следующие упражнения:

  • на дифференциацию носового и ротового выдоха, формирование длительного плавного целенаправленного и одновременно сильного речевого выдоха;
  • на снятие мышечных зажимов: расслабляющий самомассаж лица, шеи, губ, языка;
  • на развитие моторики: общей (логоритмика), мелкой и артикуляционной;
  • на развитие голоса (голосовые распевки);
  • на развитие просодии;
  • на развитие понимания обращенной речи;
  • на развитие фонематического слуха;
  • на формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

https://multiurok.ru/images/murok_logo_white.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

«Инклюзивная образовательная вертикаль взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса при проведении индивидуальной работы по методу Символдрамы с воспитанницей специальной (коррекционной) школы интерната, для детей-сирот и детей, с

Данный  материал представляет собой описание индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с учащимся, имеющим проблемы поведения и эмоционально-волевой сферы В материале представлены: ц...

Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны

Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...

Обобщение опыта по теме: ""Использование информационных технологий в логопедической работе с учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида"

электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это по...

План воспитательной работы в 8 классе Серпуховской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ГОД.Цель: продолжать работу по сплочению детского коллектива.Общие задачи:»               формировать...

"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

         При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...