Герасимчик Л.В. Современные проблемы воспитания детей с нарушением слуха
статья по теме

Герасимчик Лариса Викторовна

В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные проблемы воспитания детей с нарушением слуха

В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

     Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.

Воспитание – это целенаправленный процесс, предполагающий создание условий для гармоничного и планомерного развития личности человека, овладения им необходимыми социальными, духовно-нравственными и эмоциональными ценностями.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение – важнейшая составляющая общественного развития.

Исходя из Закона Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Задачи современной системы воспитания состоят в следующем:

·    повышение статуса воспитания как социального института в российском обществе в целом и в системе образования в частности;

·    формирование региональных, муниципальных и локальных систем воспитания;

·    укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, развитие взаимодействия семьи и образовательных учреждений;

·    интеграция отечественных традиций и современного опыта в области воспитания;

·    интеграция отечественных традиций и современного опыта в области воспитания;

·    развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского и патриотического воспитания;

·    создание реабилитационной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;

·    повышение профессионального уровня управления системой образования, обеспечение взаимодействия со всеми институтами социализации;

·      создание реабилитационной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;

·      повышение профессионального уровня управления системой образования, обеспечение взаимодействия со всеми институтами социализации.

Организационные принципы воспитания:

– национальная стратегия и политика в области воспитания определяются законодательством, предполагается вариативность и разнообразие воспитательных организаций, систем, форм и методов;

– государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, воспитательные функции осуществляются во всех сферах их жизнедеятельности, создаются условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций.

Дети и молодежь – равноправные субъекты процесса воспитания, саморазвития, формирования собственной личности. Должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования, Стержнем воспитания является формирование нравственных качеств, профессиональных интересов, гражданской позиции у всех обучающихся, в том числе у лиц с нарушением слуха:

– содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов природосообразности, культуросообразности, направленности на развитие личности с учетом изменяющихся потребностей и актуальных интересов общества;

– особое значение в современном обществе приобретает социально-психологическая и педагогическая помощь учащейся молодежи, в том числе с нарушением слуха, в процессе вхождения ее в активную жизнь, адаптации к социуму, формирования социальной ответственности.

Цель образования детей и молодежи с нарушениями слуха – не только овладение знаниями, но и уточнение диагностики, коррекция развития, становление базовых способностей личности, ценностных ориентаций, социально-психологических особенностей общения и поведения в человеческом сообществе.

Реформы образования последних лет актуализировали позитивный потенциал воспитания в процессе становления личностных качеств ребенка, полноценного разностороннего развития его индивидуальности с учетом следующих положений:

·      семейное воспитание и общение может оказаться негативным при низкой педагогической культуре родителей, в случаях эгоистического проявления любви к своему ребенку или, наоборот, его отвержения вследствие дефекта;

·      для развития способности анализировать собственные состояния и действия ребенок нуждается в общении со сверстниками, а для освоения культурных и социальных норм – в игровой, элементарной трудовой и других видах внеучебной деятельности.

Общественное специальное образование не может заменить семейное, поэтому перед воспитанием в системе школьного образования ставятся особые задачи, основным приоритетом которых являются личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и психолого-педагогическая поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, профилактика возможных нарушений в развитии и забота о его эмоциональном благополучии.

Задачами сегодняшнего дня являются:

1. Совершенствование системы подготовки специалистов с ориентацией на профессиональную реализацию индивидуального подхода к детям, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей с позиций личностно ориентированного подхода.

2. Стимулирование процесса оснащения учреждений дошкольного и школьного образования современной методической литературой, ориентирующей на утверждение новых целей, ценностных смыслов и нравственных установок по различным направлениям воспитания, современной звукоусиливающей аппаратурой в целях развития речевого слуха, речевого поведения ребенка с нарушением слуха.

3. Обеспечение на основе научных исследований в области сурдопедагогики внедрения в практику работы учебно-воспитательных учреждений новейших образовательных программ и технологий по социально-эмоциональному и личностному развитию ребенка, предусматривающих формирование его мотивационной сферы, коммуникативных и личностных качеств.

4. Развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей с нарушением слуха раннего, дошкольного, младшего и старшего школьного возраста с сохранением специфики его содержания, с учетом структуры дефекта, форм и методов работы в дошкольных учреждениях и в школе.

5. Организация совместной разработки программ и технологий непрерывного образования, обеспечивающих преемственность в воспитательном процессе на уровне дошкольного и общего образования и их внедрения.

6. Разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам воспитания детей с нарушениями слуха.

7. Развитие структур, осуществляющих дифференцированную работу с семьями, имеющими проблемных детей.

8. Информационное обеспечение развития воспитания в системе дошкольного и школьного образования детей всех категорий, в том числе с нарушениями слуха.

Основные направления и условия развития воспитания в образовательных специальных учреждениях для детей с нарушением слуха таковы:

·      формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (обеспечение единства его важнейших составляющих – воспитания и обучения, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания);

·      обеспечение вариативности воспитательных систем;

·      определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с нарушениями слуха с учетом конкретных возможностей и специфики образовательных учреждений разных видов;

·      организация всестороннего изучения детей, их индивидуальных особенностей, интересов, способностей и склонностей, создание для этих целей необходимых портативных методик, а также базы данных, в целях анализа полученной социальной, психолого-педагогической, медицинской информации;

·      повышение роли психологической службы в формировании школьных и классных коллективов, проведении индивидуальных занятий, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;

·      усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, помогающих воспитанникам понять себя, мотивы своего поведения;

·      достижение возможной индивидуализации содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей творческие интересы и способности личности;

·      планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов;

·      ориентация учащихся на общечеловеческие ценности, охватывающие основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образующие основу воспитания;

·      воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства;

·      предоставление им реальных возможностей для участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений;

·      эстетизация образовательного учреждения, жизнедеятельности детей, создание условий для их самовыражения в художественной деятельности (театр, рисование, жестовое пение, танец), различной клубной и досуговой деятельности;

·      создание в каждом регионе дифференцированной сети специальных учебно-консультативных центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

·      включение в штатное расписание общеобразовательных специальных учреждений следующих должностей: педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, классные воспитатели;

·      активизация деятельности классных руководителей и воспитателей;

·      создание условий для участия семьи в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении образовательными специальными (коррекционными) учреждениями I и II вида.

Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования, что особенно важно иметь в виду по отношению к детям с нарушениями слуха. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования – реальный путь утверждения вариативности в образовательной системе. Цель дополнительного образования – развитие мотивации глухих и слабослышащих детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

В системе профессионального образования действует и развивается сеть учреждений, различающихся по статусу, характеру включения не слышащих в учебный процесс, по формам и способам образования, степени институционализации, выражающейся в характере нормативных требований к обучению, в формах контроля, экономического обеспечения и регулирования деятельности.

Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных и стихийно решаемых на практике проблем.

Одна из них – проблема воспитания, его качественного и институционального определения и развития. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях всех уровней профессионального образования оказывают преобладание стихийной социализации молодежи с нарушениями слуха в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.

Вместе с тем желание молодежи осваивать культуру, совершенствоваться, самореализовываться показывает, что личностный интерес к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения профессией и требует создания оптимальных условий для развития личности, обучающегося, оказания ему помощи в самовоспитании, жизненном самоопределении, нравственном самосовершенствовании.

Эти проблемы могут быть реализованы следующим образом:

–      утверждение партнерских отношений в управлении учреждением профессионального образования, в работе научных советов и других объединений;

–      развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);

–      использование возможности дополнительного образования, создание факультетов общественных профессий для преодоления противоречий между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка, между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности, для полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, повышения его ответственности за свою судьбу, реализацию личностного потенциала;

–      создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов с нарушениями слуха;

–      развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры лиц с нарушениями слуха;

–      изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона;

–      использование возможности дополнительного образования

–      создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов с нарушениями слуха;

–      развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры лиц с нарушениями слуха;

–      изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона.

Воспитание неслышащей молодежи начального, среднего специального и высшего профессионального образования должно быть направлено на достижение следующих целей:

·      дальнейшее развитие социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;

·      повышение уровня ответственности в принятии решений, в последовательном и четком осуществлении поставленных задач;

·      утверждение осознанного выбора личностью позитивного образа жизни.

Факторы, реализующие деятельность:

–      оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы воспитания в учреждениях профессионального образования;

–      разработки содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям различных типов и видов учреждений профессионального образования и модели специалиста, которого они готовят;

–      созданием необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах

Важнейшим направлением развития воспитательной деятельности учреждений профессионального образования должно стать создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, разработка ее содержания и информационно-методического обеспечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...

Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...

Музейная работа как фактор развития и воспитания детей с нарушениями слуха

Систематическое посещение музеев делает жизнь глухого подростка эмоционально насыщенной и интересной, повышает уровень его культуры, расширяет кругозор, повышает интеллект, формирует его уверенность в...

презентация Экологическое воспитание детей с нарушением слуха

Презентация по экологическому воспитанию неслышащих школьников ....

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

На сегодняшний день более полутора миллионов детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается роль адаптивного физического воспит...