Музыкально-эстетическое развитие и воспитание детей с нарушением слуха.
статья

Пантелюк Анна Александровна

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-эстетическое развитие и воспитание детей с нарушением слуха.

Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у учащихся эстетического восприятия и понимания прекрасного в природе, обществе, искусстве. Особенностями эстетического восприятия является эмоциональность, осмысленность и активная деятельность.

Музыкальное воспитание – одно из важных методов коррекции нарушений в развитии, помогает формированию восприятия музыки, ритмических движений и речи, а также развитию слухового восприятия, голоса.

         Музыкальное развитие является важнейшим разделом эстетического воспитания для детей с нарушением слуха. Знаменитый композитор К.В. Глюк писал: «Музыка, как одно из величайших средств, способна трогать души и возбуждать чувства. Музыка должна играть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок».  

        Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха также имеет ряд особенностей. Обнаруживаются ограниченность или недостаточность сведений об эмоциях, трудности их вербализации. Наиболее знакомыми оказываются слова, обозначающие такие эмоции, как радость, гнев и страх; наименее знакомыми – стыд, интерес, вина. Роль музыки, как средство развития эмоциональной сферы сложно переоценить-она заключается в широком, многомерном воздействии на духовный мир личности детей, их систему отношений к другим людям, жизни в целом.

       Главная сила музыки - в воспитании эмоций, «облагораживание» эмоций, вкладывание им пластичности и гармоничности. Обладая огромной эмоциональной силой, музыка воздействует на детей целостно, широко и глубоко захватывая самые различные стороны психики ребенка-не только эмоции и чувства, но и мысль, и волю. Музыкой удовлетворяет духовную потребность в эстетическом наслаждении, в красоте. Но духовное воздействие музыки на ребенка плодотворно только тогда, когда музыка становится доступной его пониманию, когда у ребенка вырабатывается стойкая потребность в общении с музыкой.

        Музыкальное воспитание является частью воспитательного и образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие школьников, их социальную адаптацию. В содержание занятий включены песни доброго и внимательного отношения к людям, инсценируются музыкальные сказки.          

       На музыкальных занятиях дети учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов), правильно, ритмично и выразительно исполнять под музыку танцы, овладевают приемами хоровой декламации, учатся читать наизусть различные по эмоциональной окраске стихи и тексты песен, поют под музыкальное сопровождение песни, знакомятся с различными музыкальными инструментами, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами и исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами.  Для достижения задачи по эстетическому развитию детей с нарушением слуха нужен особый подбор музыкального материала для слушания, а также песенного и танцевального репертуара.

        Для реализации этих задач используются методические приёмы обучения, в организации занятий (оборудование кабинета, дидактические пособия, манера общения учителя с учениками и между собой).

       На занятии расширяется кругозор детей: они узнают о роли музыки в жизни человека, его связями с другими видами искусств; учатся работать в группе, делиться своими впечатлениями и интересами. Развитие эстетического вкуса, эстетических оценок и суждений – тесно связано с развитием речи и мышления детей с недостатками слуха, так как для выражения своего суждения по поводу воспринятого надо осмыслить услышанное и увиденное, проанализировать это, выделить главное и существенное, обобщить в слове свое отношение. Благодаря этому значительно увеличивается их словарный запас.

      Очень важно, чтобы на музыкальных занятиях уделялось особое внимание развитию воображения и творчества детей. Художественные формы деятельности, стремление учеников к творчеству, импровизации, все это помогает достигать поставленные цели. Также в процессе музыкальных занятий развивается внимание, наблюдательность, память, развитие слухового восприятия.

При комплексном учете задач, которые решаются на музыкальных занятиях, может быть достигнута полная реализация возможностей урока для наиболее полноценного развития детей с нарушением слуха, приобщения их к духовной культуре общества и социальной адаптации.

         Таким образом, эстетическое воспитание школьников, их гармоничное и всестороннее развитие является одной из важных задач в школьном образовании. Человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен быть развитым и культурным человеком. В связи с этим сфера эстетического воспитания в школе постоянно расширяется. Музыкальные занятия занимают одну из главных ролей в развитии эмоциональной сферы ребенка, оказывает воздействие на его духовный мир и помогает формированию эстетических идеалов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...

Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...

Доклад на методическом объединении воспитателей "Условия оптимизации развития познавательной активности детей с нарушением слуха"

Проблема активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного...

Музейная работа как фактор развития и воспитания детей с нарушениями слуха

Систематическое посещение музеев делает жизнь глухого подростка эмоционально насыщенной и интересной, повышает уровень его культуры, расширяет кругозор, повышает интеллект, формирует его уверенность в...

презентация Экологическое воспитание детей с нарушением слуха

Презентация по экологическому воспитанию неслышащих школьников ....

Герасимчик Л.В. Современные проблемы воспитания детей с нарушением слуха

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской обра...

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

На сегодняшний день более полутора миллионов детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается роль адаптивного физического воспит...