АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
статья по физкультуре
На сегодняшний день более полутора миллионов детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается роль адаптивного физического воспитания в коррекции отклонений здоровья и стимуляции психомоторного развития слабослышащего ребенка. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnoe_fizicheskoe_vospitanie_detey.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, нарушение слуха, тугоухость, вестибулярный анализатор, слуховой анализатор, физкультурно-оздоровительная работа.
Аннотация. На сегодняшний день более полутора миллионов детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается роль адаптивного физического воспитания в коррекции отклонений здоровья и стимуляции психомоторного развития слабослышащего ребенка.
В Российской Федерации имеет место тенденция роста детской инвалидности. На сегодняшний день более полутора миллионов детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. К одним из отклонений в состоянии здоровья является нарушения слуха. Проведенные массовые исследования слуха в различных странах показали, что примерно 4-6% от всего населения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. При этом около 2% населения имеет двустороннюю значительно выраженную тугоухость [1].
Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию имеющихся отклонений в различных сферах деятельности слабослышащего ребенка.
В наши дни коррекционная школа видит свою основную цель в изучении ученика как индивидуальности; а также в создании оптимальных условий для его становления, развития и самореализации.
Однако имеющиеся программы развития не решают всех задач воспитания и образования глухих и слабослышащих учащихся. Недооценивается роль адаптивного физического воспитания как средства развития личности ребенка с нарушениями здоровья. Не учитывается пластичность мозга ребенка и сенситивные периоды психомоторного и интеллектуального развития, определяющие большие потенциальные возможности коррекционной помощи [1].
Предмет исследования - средства, методические особенности адаптивного физического воспитания, направленные па улучшение физического состояния и формирования основных двигательных функции.
Целью работы - изучение особенностей применения средств, организации занятии по адаптивной физической культуре для детей с нарушением слуха.
Задачи исследования:
- Изучить актуальность проблемы нарушении слуха у детей по данным литературы.
- Выявить основные средства и методические особенности адаптивного физического воспитания, направленные на улучшение физического состояния глухого ребенка.
- Составить комплекс упражнений для физического развития слабослышащих и глухих детей.
На сегодняшний день адаптивная физическая культура (далее - АФК) является одним из наиболее развивающихся направлений физической культуры в обществе, направленных на решение задач по формированию и развитию социальной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
По статистике ЮНЕСКО в наше время в мире всего лишь 6% лиц с различными нарушениями здоровья входят в различные виды физкультурно-оздоровительной работы. Причинами данной отрицательной статистики является множество обстоятельств:
- отсутствие желания к регулярным физкультурно-оздоровительным занятиям;
- дефицит высококвалифицированных преподавателей;
- безразличие к своим собственных физическим возможностям.
В процессе оздоровительной работы с детьми, обладающими нарушения слуха, основное внимание нацелено на раскрытии своеобразия ребенка, на организации для него специальной развивающей программы, полагающейся на различные стороны изучения особенностей его развития [2].
Почти 500 млн человек в мире страдают глухотой или плохо слышат. Некоторые люди рождаются глухими, но в большинстве случаев потеря слуха происходит на протяжении жизни.
Этиология нарушении слуха. Потеря слуха начинается, когда звуковые сигналы не доходят до головного мозга. Это может произойти при травме на уровне внешнего или среднего уха (кондуктивная тугоухость), а также если травмируются волосковые клетки внутреннего уха или сам слуховой нерв (нейросенсорная тугоухость). Также встречается и смешанная глухота.
Кондуктивная тугоухость может излечиться с помощью лекарственных средств или хирургической операции. Нейросенсорная тугоухость возникает внезапно и развивается очень быстро [2].
В этиологии ярко выраженных форм нарушений слуха основную роль играет нейросенсорная тугоухость. Разрушение ядер слухового нерва и его проводящих путей в головном мозге, а также корковых слуховых центров, как по частоте, так и по степени организовавшихся при них поражений слуха имеют наименьшее значение. Важную роль в появлении стойких нарушений слуха доминируют острые инфекционные заболевания. Множество инфекционных болезней, являющихся основанием нарушения слуха, осуществляется в детском возрасте, и поэтому роль этих заболеваний в этиологии поражения слуха у детей особенно высока.
Из инфекционных заболеваний, обеспечивающих конкретные нарушения слуха в младшем возрасте, наиболее значимыми являются:
- эпидемический цереброспинальный менингит, грипп, свинка;
- скарлатина, корь.
Часть инфекционных заболеваний (менингит, вирусный грипп, свинка) вызывают разрушение нервного аппарата слухового анализатора (кортиева органа или 38 ствола слухового нерва), другие (корь, скарлатина) - воздействуют на среднее ухо, причем образовавшийся при этом воспалительный процесс не только ведёт к нарушению функции звуко-проводящего аппарата среднего уха, но может вызвать также заболевания внутреннего уха с единичной или множественной гибелью рецепторных клеток кортиева органа [3].
Основная патология вызывает ряд последствий, которые становятся причинами новых нарушений и являются сопровождающими. Известно, что потеря слуховых возможностей у детей сопровождается неправильным физическим развитием в 64% случаев, в 46,8% - дефектами опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие и др.), в 79% случаев - задержкой моторного развития [2].
Патологический процесс в слуховой системе трансформирует функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения таким образов, влияют на организацию двигательной сферы.
Рецепторный аппарат отокинестетического анализатора, находящийся в трёх взаимноперпендикулярных полукружных каналах и мешочках преддверия внутреннего уха, носит название вестибулярного анализатора.
Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов наблюдается в сплочённой анатомической ориентации: как говорят, периферическая часть слуховой системы
осуществляет свою работу в лабиринте, там же, гдеи находится периферические рецепторы, принимающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие тела в пространстве.
Известно, что в слуховом анализаторе процесс патологии реформирует не только функцию вестибулярного анализатора, но и деятельность кинестетического анализатора, который также помогает определению особенности двигательного навыка глухих. У лиц с пониженной вестибулярной устойчивостью при воздействии разного рода ускорений, круговых движений, наклонов, существенно нарушается координация, равновесие, снижается способность к наилучшему показателю двигательных качеств.
Тренировки вестибулярной аппарата с помощью специально подобранных физических упражнений улучшают функциональную стабильность вестибулярного анализатора к влиянию плохих факторов, связанных с поражениями внутреннего уха.
Все многообразие нарушений в развитии плохо-слышащего ребенка не является следствием только определённого доступа звуковых раздражителей. Здесь как прямое следствие ещё выходят речевые нарушения развития. Речь выделяется как средство взаимодействия людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к убыванию приходящей информации, что негативно влияет на развитие всех познавательных процессов и тем самым воздействует в первую очередь на процесс получения всех видов двигательных навыков.
Также необычно протекает развитие неслышащих детей в познавательной сфере. У них не складывается с рождения слуховое внимание. Одна из компенсаций этого пробела зависит от степени поражения слухового анализатора, активация которого возможна только при длительной и последовательной работе по развитию слухового восприятия.
Проанализировав научные исследования, было выделено увеличенное отставание в показателях скоростно-силовых и координационных способностей.
Упражнения на развитие скоростно-силового характера имеют одну из главных ролей как важных видов движения, принадлежащие к разряду основных в жизни двигательных умений и навыков. Большим значением является научить неслышащих детей повседневно верно и уверенно выполнять двигательную деятельность в различных условиях.
Методика скоростно-силовой направленности опирается на принцип взаимодействия развития кондиционных и координационных физических способностей. Для усиления коррекционного действия в методику включаются упражнения на развитие равновесия, активации психических процессов и нарушенной слуховой функции, упражнения выполняются под громкие, ритмичные удары барабана и бубна. С самого начала звук принимается детьми слухо-зрительно, а затем только исключительно на слух. Условиями развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на занятии адаптивной
физической культуре являются различные виды прыжков, бега, метания, упражнения с различными мячами. Главными методами являются - игровой и соревновательный, включая эстафеты, подвижные игры, сюжетные игры, круговой тип занятий [5].
В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, в основном внимание направлено на раскрытии своеобразия ребенка, на составление для него индивидуальной коррекционной программы, построенной на разностороннем комплексном исследовании особенностей его развития. Главной целью ранней диагностики и помощи ребенку выступает - обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического роста, а также достижение максимального успеха в развитии его возможностей [5].
При произведении занятий по адаптивной физической культуре важно придерживаться ряда методических требований:
- выбирать упражнения, подходящие состоянию психических и двигательных способностей ребенка;
- регуляционные упражнения чередовать с профилактическими и общеразвивающими;
- исполнение упражнения с переменой положения головы в пространстве следует выполнять с постепенно увеличивающейся амплитудой;
- упражнения на динамическое и статистическое равновесие требуют усложнения на основе личных особенностей устойчивости занимающихся с обеспечением подстраховки;
- упражнения с закрытыми глазами выполняются только после того, как их освоили с открытыми глазами;
- в течение всего занятия стимулировать мышление, познавательный вид деятельности, эмоции и мимику [4, 5].
Исходя из всего вышеизложенного, нами был предложен комплекс средств физической культуры для детей с нарушением слуха (таблица 1).
Таблица 1 - Комплекс физических упражнений для детей с нарушением слуха
Физическое упражнение | Коррекционная направленность |
1. Бег по линии (20 м) | Овладением темпом и ритмом, улучшение динамического равновесия |
2. Бег с препятствиями | Борьба с чувством страха, дифференцирование расстояния, ритма |
3. Прыжки на одной, двух ногах | Динамическое равновесие, равномерные движения рук и ног |
4. Прыжки с преодолением препятствий, расположенные на одинаковом и разном расстоянии | Борьба с чувством страха |
5. Метание набивного мяча (100 г) на | Дифференцирование пространственных и |
дальность | мышечных усилий, координация движения |
6. Метание различных по весу и диаметру снарядов на дальность и в цель | Концентрация внимания, пространственная ориентировка, согласование движения руки |
7. Ходьба по гимнастической скамье | Динамическое равновесие |
8. Перенос тяжести тела с лыжи на лыжу в спортивном зале | Фиксация внимания, динамическое равновесие |
9. Передвижение на лыжах в умеренной интенсивности в спортивном зале | Развитие выносливости |
10. Метание набивного мяча 500 гр./1 кг. | Развитие силовых способностей |
Таким образом, внедрение предложенных средств и методов в адаптивное физическое воспитание глухих и слабослышаших детей будет способствовать улучшению физической подготовленности, коррекции вторичных отклонений ОДА и стимуляции психомоторного развития ребенка с нарушением здоровья.
Список источников
- Добрынина, Л.А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей: диссертация кандидата педагогических наук: / Л.А. Добрынина. - Хабаровск, 2022. - 180 с.: ил. - Текст: непосредственный.
- Картавцева, А.И. Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в дошкольных образовательных учреждениях: учеб. пособие / О.Э. Евсеева, А.И. Картавцева. - Москва: Советский спорт, 2021. - 156 с. - Текст: непосредственный.
- Самощенко, И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога / И.В. Самощенко. - Москва: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2020. - 171 с. - Текст: непосредственный.
- Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / ред.: С.П. Евсеев, С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева. - Москва: Советский спорт, 2023. - 392 с. - Текст: непосредственный.
- Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. - Москва: Советский спорт, 2021. - 464 с. - Текст: непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...
Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...
Музейная работа как фактор развития и воспитания детей с нарушениями слуха
Систематическое посещение музеев делает жизнь глухого подростка эмоционально насыщенной и интересной, повышает уровень его культуры, расширяет кругозор, повышает интеллект, формирует его уверенность в...
презентация Экологическое воспитание детей с нарушением слуха
Презентация по экологическому воспитанию неслышащих школьников ....
Герасимчик Л.В. Современные проблемы воспитания детей с нарушением слуха
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской обра...
Проектная работа «Построение процесса обучения биологии через реализацию адаптивных программ для детей с нарушением слуха»
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушением слуха – это общеобразовательная программа, адаптированная для обучения детей с уче...
Планирование процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллекта. Учет вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний.
Построение процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллекта на основании учета основного заболевания, вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний, имеющихся у занимающих...