ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.
учебно-методический материал по физкультуре
1. Физиология глухонемых детей
2. Организация занятий;
3. Планирование программного материала в учебном году
4. Приёмы и методы обучения физическим упражнениям глухонемых детей
5. Показания и противопоказания к занятиям физическими упражнениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Комплексный реабилитационно-образовательный центр для детей с нарушениями слуха и зрения»
ДОКЛАД
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.
Учитель физической культуры- Седых И.А.
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.
ПЛАН:
1. Физиология глухонемых детей
2. Организация занятий;
3. Планирование программного материала в учебном году 4. Приёмы и методы обучения физическим упражнениям глухонемых детей
5. Показания и противопоказания к занятиям физическими упражнениями
«Глухонемой, говоря откровенно,
не хуже и не лучше прочих людей.
Он усовершенствования…»
В.И. Флери.
Физиология глухонемых детей . Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков (Л.С.Выготский, 1956; Н.Г.Морозова,1973; В.Трофимов, 1980 и др.). Глухим школьникам свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся: — недостаточно точная координац
ия и неуверенность в движениях, что особенно заметно при владении навыком ходьбы у малышей (Н.А.Рац, 1947), и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки; — относительная замедленность овладения двигательными навыками (А.П. Гозова, 1979; Ю.Н. Комаров, 1976 и др.); — трудность сохранения статистического и динамического равновесия(В.А. Какузин, 1973 и др.); — относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве (О.И. Кукушкина, 1986 и др.); — замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими (Б.М. Зайцев,1974; Б.И. Орлов, 1975 и др.); — утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих была равна 6 — 8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигала 53,3%). Особенности моторики глухих порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения функций отдельных систем организма. В многочисленных работах по этому вопросу указывается на значительную роль вестибулярного аппарата в развитии двигательной сферы. Так, Н.Л. Надеина (1989) с помощью специального исследования выявила различные проявления вестибуляторной дисфункции у 62% детей, имеющих нарушения слуха. Даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения моторики глухих. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что количество глухих, у которых проявляются своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц, страдающих вестибулярными нарушениями. Эти положения можно объяснить тем, что патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестезического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих (Т.В. Розанова,1962; А.О. Костанян, 1963).
С точки зрения физиологии о состоянии двигательной сферы можно судить по некоторым неврологическим показателям. Данные, полученные в исследованиях Н.И. Букуна(1988), свидетельствуют о том, что у 64% глухих имеются резкие изменения характера рефлекторного ответа и у 43% отмечено невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. (Данный факт очень важен при проведении занятий физкультурой и спортом.)Таким образом, состояние двигательной сферы детей с нарушением слуха зависит от ряда причин. При этом в разных случаях любая из них может играть важную роль. Вместе с тем можно утверждать, что особенности развития двигательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о следующем:
— показатели физического развития глухих 15-летних юношей уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам. Уровень их двигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности 15-летних слышащих сверстников; — физическое развитие глухих 17-летних юношей практически идентично уровню физического развития слышащих юношей, но показатели уровня двигательной подготовленности 17-летних глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности 17-летних слышащих юношей; — вместе с тем уровень физической подготовленности 15-и17-летних глухих юношей практически остается неизменным. Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы: — недостаточно точная координация и неуверенность в движениях; — относительная замедленность овладения двигательными навыками; — трудность сохранения статического и динамического равновесия; — низкий уровень развития ориентировки в пространстве; — низкий уровень развития силовых качеств(особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп — сгибателей и разгибателей); — замедленная скорость обратной реакции; — невыраженное снятие тормозного влияния коры головного м озга.
Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др.Проанализировав полученные данные пришли к заключению ,что в условиях учебного заведения методика физического воспитания глухих и слабослышащих юношей основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включённых в основные разделы программы, будет способствовать не только эффект росту силовых качеств учащихся, но и двигательной подготовленности в целом.
Организация занятий
Организация физического воспитания в школе включает в себя следующее:
1. Проведение занятий, как правило тренирующей направленности, с широким использованием метода круговой тренировки (в процессе прохождения основных разделов программы), метода повторных и максимальных усилий с использованием умеренно больших сопротивлений, а также метода стандартно- повторяющегося отягощения (в процессе занятий атлетической гимнастикой).
2. Преимущественное внимание при развитии силовых качеств уделялось основным, наиболее важным мышечным группам: спины, груди, плечевого пояса, живота и нижних конечностей.
3. Уменьшение количества часов из основных разделов программы с целью вынесения этих часов на занятия атлетической гимнастикой (всего 14ч.)
4. Проведение по специальному расписанию экспериментальных уроков в конце учебного дня.
5. Изменение структуры урока за счет практически полного исключения его вводной части (кроме ознакомительных уроков). Это позволило увеличить основную часть урока в среднем на 5 — 8 мин. Подобный подход был использован и в отношении заключительной части урока.
Приемы и методы обучения физическим упражнениям глухих и слабослышащих юношей. Уроки физической культуры в школе глухих и слабослышащих имеют свои особенности. Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям. Учитывая психофизиологические особенности глухих и слабослышащих юношей, своеобразие развития их двигательной сферы, необходима организованная система обучения силовым упражнениям, которая позволяла бы оказывать комплексное воздействие на развитие индивида. В связи с этим курс обучения упражнениям силовой направленности необходимо условно делить на три этапа.
Первый этап обучения—создание у учащихся общего представления об изучаемых локомоциях, а также о их связи с ранее изученными упражнениями на уроках физической культуры.
Второй этап педагогического воздействия должен осуществляться за счет комплексного применения различных упражнений. На этом этапе отводится особая роль коррекции техники выполнения упражнений
Третий этап направлен на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий.
На протяжении всех этапов основной акцент надо делать на развитие силовых качеств. При этом для успешного использования методики необходимо применять следующие педагогические методы: практические (предписание алгоритмического типа), наглядные (показ и метод графической записи упражнений), словесные (объяснение, метод коррекции ошибок). Роль этих методов в процессе выполнения упражнений силовой направленности неодинакова и зависит от задач конкретного урока.Так, на начальном этапе обучения силовым упражнениям желательно предпочтение отдавать наглядным и словесным методам.Без предварительного создания у учащихся образного представления об изучаемом упражнении формирование правильных двигательных навыков заторможено уже в самом начале. Поэтому для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения необходимо использовать: его показ, объяснение (в данном случае использовать все виды речи, жестовую, дактильную, устную и письменную),предварительную коррекцию ошибок на основе графической записи упражнения.
В последнее время широкое распространение получило положение о том, что обучение движениям может идти успешно только в том случае, если при объяснении физических упражнений будут одновременно использоваться методы слова и показа. Для учащихся, у которых этот процесс затруднен в результате нарушений одного из анализаторов (слуха), при обучении любым упражнениям наиболее целесообразным является поочередное применение методов показа объяснения. Однако на начальном этапе обучения глухих юношей упражнениям силовой направленности несколько большее значение, на наш взгляд, необходимо уделять методам, предусматривающим наглядное восприятие учебного задания (показ упражнения и его графической записи). После показа упражнения и демонстрации его графического изображения (рисунка, фото) надо дать название упражнения, его основных элементов (термины). Ученикам предлагается несколько раз повторить их вместе с педагогом (проговаривание вслух). Такого рода обучение позволяет активизировать деятельность сигнальных систем, акцентировать внимание занимающихся на восприятии технической основы упражнения, закрепить ассоциативную связь между зрительным образом упражнения и обозначающим его термином. Использование методов наглядного восприятия в сочетании со словесными способствует более осознанному выполнению комплексов упражнений, повышает интерес к занятиям.
В процессе обучения глухих юношей комплексам упражнений силовой направленности необходимо применять метод алгоритмических предписаний. Под этим понимаются определенные предписания о порядке и характере действий каждого обучаемого. Методика составлений предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение комплекса упражнений на части, которые осваиваются в строгой последовательности. Эти предписания должны отвечать следующим требованиям:
— точно указывать характер воздействия каждого упражнения; — все упражнения в комплексе должны быть взаимосвязаны и расположены в определенной последовательности. . Этот метод применим как к обучению умственным, так и к физическим операциям. Он обеспечивается наличием наглядной информации, осуществляемой по принципу обратной связи, что позволяет непрерывно корректировать процесс обучения. Кроме того, данный метод позволяет уменьшить «непроизводительную» трату времени и требует от ученика постоянной активной работы на уроке. Перед занятием для любого, относительно сложного и незнакомого упражнения составляются предписания алгоритмического типа.Алгоритмы конкретных упражнений заносятся в учебные карточки и сопровождаются графическими изображениями двигательного действия; кроме того, против каждого упражнения указывается его дозировка . Затем учащимся предлагается выполнить все упражнения в строго установленной последовательности на основе речевого обеспечения (использование дактильной и устной речи) и показа. Таким образом, метод предписаний опирается на методы обучения, известные в физическом воспитании, которые объединены в определенную систему:
— управление коррекционно-педагогическим процессом на занятиях по силовой подготовке сводится к созданию необходимых условий для выполнения упражнения, при которых постепенно исчезает необходимость во внешней информации; — применение данного метода позволяет в комплексе решать задачи воспитания и дает возможность управлять процессом обучения. Результаты экспериментальной работы В.В. Дзюрича (1970) показали, что обучение физическим упражнениям глухих детей с использованием словесной речи имеет большое положительное значение. Слово способно повышать интеллектуальную и двигательную активность ученика, а также способствовать более быстрому и прочному освоению физических упражнений. Рассматривая роль речи в физическом воспитании глухих школьников, Н.Г. Байкина (1989) отмечает, что глухим учащимся мало известны многие глаголы, обозначающие двигательные действия. В связи с этим юношам, занимающимся силовыми упражнениями, в процессе занятий необходимо предлагать называть упражнения, позволяющие решить конкретные задачи урока. Кроме этого, речевой материал обеспечивает усвоение глухими учащимися названий учебного оборудования, тренажеров, инвентаря и технических средств обучения. Применение различных видов речи на уроках по силовой подготовке позволяет решать широкий круг задач. Вместе с тем следует заметить, что чрезмерное употребление речи на занятиях физической культурой приводит к значительному снижению моторной плотности урока, что позволяет говорить о недостаточной двигательной нагрузке. По мере освоения упражнений необходимость в применении жестовой и дактильной речи резко уменьшается. Задачи закрепления и совершенствования учебного материала необходимо решать преимущественно на основе использования устной речи. Закрепление основных положений на уроках по силовой подготовке осуществляется в следующем порядке: название выполняемого упражнения, его выполнение учащимися и проговаривание названия упражнения, последующее выполнение упражнения с соответствующей коррекцией со стороны педагога. Таким образом, применение метода алгоритмических предписаний с рациональным сочетанием наглядных и словесных методов, а также своевременная коррекция ошибок позволяет резко уменьшить их количество и повысить качество выполнения силовых упражнений. Обучение комплексам упражнений можно также проводить с использованием звуковой и световой сигнализации. Использование данных приемов позволяет создать тактильные (вибрация пола при громком звуковом сигнале) и зрительные ориентиры (световой прибор) для начала и окончания выполнения как отдельного подхода, так и самого упражнения. Использование данных приемов обучения позволяет задавать глухим юношам нужный темп движений, а также значительно повысить моторную плотность урока.
К примеру представляю общие годовые задачи школы: 1. Качественное усвоение программного материала учащимися через коммуникативную направленность на уроках и внеклассных занятиях. 2. Совершенствование слухо- речевой среды в школе-интернате. 3. Развитие элементов национально- регионального компонента в учебно-воспитательном процессе. 4. Воспитание здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью, обучение основам медицинских и психологических знаний. 5. Совершенствовать работу по воспитанию у учащихся самосознания, самоорганизации, самореализации; культуры поведения на каждой возрастной ступени.
Учитывая все перечисленные особенности преподаватели физической культуры нашей школы прекрасно справляются со своей задачей. Результативно работают все спортивные секции школы-интерната.(По футболу, по настольному теннису, по вольной борьбе»). Занимается три раза в неделю с ослабленными детьми, с различными видами нарушения осанки, плоскостопия, сколиоза. В течение года регулярно проводятся соревнования и спортивные праздники, месячники внутри школы-интерната. В конце каждого учебного года проводятся спартакиада среди коррекционных школ. Наши ребята неоднократно занимали призовые места. В 2015-2016 г борцы участвовали на различных турнирах городского, республиканского,регионального и даже международного масштаба и показали хорошие результаты, проявив мужество и волю, настойчивость и достижение конечной цели. На первенстве России по вольной борьбе (спорт глухих) среди юношей в городе Владимир
Организация и проведение этих соревнований дает возможность улучшить работу по мотивации воспитанников школы-интерната на здоровый образ жизни, проводить целесообразную работу по воспитанию таких морально-этических качеств как достоинство, честь, порядочность, выдержка и товарищество
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Развитие способностей углухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой; Науч.-исслед. Ин-тдефектологии Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1991.-176 с.: ил. 2. Способы повышения уровняфизической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников / Ю.А.Пеганов, А.Г. Спицин // Дефектология.-1998.-№2, март-апрель. С.37-48. 3. Э.И. Леонгард, Е.Г.Самсонова, Е.А. Иванова. Я не хочу молчать!: Из опыта работы. – М.:Просвещение, 1990. – 112 с.: ил. 4. Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина.Произношение: школа глухих. – М.: Просвещение, 1989. – 175с.: ил. 5. А.И. Дьячков. Системыобучения глухих детей. – М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1981. – 241с. 6. Основы обучения и воспитанияаномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение,1985. – 339с. 7.Учебный план на 2001-2002год, специально-коррекционной (общеобразовательной) школы первого вида №1, г.Улан-Удэ. 8. Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др.; Под ред. М.И. Никитиной.– М.: Просвещение, 1989.-384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности расстройств у детей с нарушениями слуха
В статье рассматриваются поведенческие особенности детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), имеющих эмоционально-волевые нарушения, а также возможности психолого-медико-педагогиче...
Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).
В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом, координацией между слухом и голосом в опоре на ...
Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...
Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...
Особенности и развитие детей с нарушением слуха
Развитие детей...
Музейная работа как фактор развития и воспитания детей с нарушениями слуха
Систематическое посещение музеев делает жизнь глухого подростка эмоционально насыщенной и интересной, повышает уровень его культуры, расширяет кругозор, повышает интеллект, формирует его уверенность в...
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
На сегодняшний день более полутора миллионов детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается роль адаптивного физического воспит...