Создание условий самореализации учащихся на уроках математики путем использования элементов современных технологий
статья на тему

Егоренкова Арина Александровна

В данной работе рассматривается понятие «самореализация», обосновываются особенности самореализации   школьников в учебном процессе, а также даются  различные методы обучения, способствующие поддержке саморазвития  учащихся коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Создание условий самореализации учащихся

 на уроках математики

путем использования элементов

современных технологий

Выполнила:

Учитель математики ГОБОУ ЦППРК

                                                                 Егоренкова А.А.

           

                                                 

Великий Новгород

2011

         Актуальность темы данного исследования определяется тем, что на современном этапе развития России школа является одним из важнейших факторов формирования новых жизненных установок личности. Современное общество требует не просто работника-исполнителя, а активного деятеля, способного к творчеству, самостоятельности, ответственности. Перед педагогами поставлены новые задачи – не только передавать школьникам знания, но и широко вовлекать учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Сегодня от выпускника школы требуются умения выработать собственную точку зрения, ценностные ориентиры, способы взаимодействия с окружающими людьми. Это, в свою очередь, предполагает применение личностного подхода к обучению, создание условий для развития личности школьника, обеспечение его самоопределения. Успешная подготовка подрастающего поколения к творческой трудовой деятельности; помощь в развитии интересов, способностей учащихся, обеспечивает благополучную самореализацию школьников в социальной и профессиональной сферах жизни.

В последние годы вследствие того, что личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны,  в отечественной педагогике и психологии возрастает интерес к самореализации. Этому понятию посвящен ряд работ, освещающих лишь отдельные стороны проблемы. Так, Н. В. Борисова рассматривает проблему развития функции самореализации старшеклассников в учебно-деловой игре. Большое внимание барьерам самореализации уделено в работе Т. Н. Холиной, исследование М. И. Ситниковой посвящено творческой самореализации личности молодого учителя. Таким образом, в отечественной педагогике и психологии нет специальных работ, посвященных условиям  самореализации учащихся  в учебном процессе.

Объект исследования: организация учебной деятельности школьников на уроках математики.

Цель исследования: выявить педагогические условия, обеспечивающие самореализацию учащихся в учебном процессе.

Гипотеза исследования: разнообразная деятельность учителя по организации учебного процесса, а также использование им различных методов и технологий обучения,  являются необходимыми условиями для самореализации школьников.   

 Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу, опыт образовательной практики.
  2. Определить понятие «самореализация», обосновать особенности самореализации   школьников в учебном процессе.
  3. Рассмотреть и проанализировать создание вариативной школьной среды посредством использования учителем различных методов обучения, современных технологий, способствующих поддержке саморазвития личности, помощи в самореализации.

Теоретическое обоснование условий самореализации школьников в учебной деятельности

          Сегодня в сфере образования наиболее ярко высвечивается позиция субъектной значимости человека. Суть ее состоит в раскрытии сущностных сил человека: его активных деятельностных начал, индивидуального внутреннего потенциала, личностного опыта, резервов развития и т.д.

 В наше время  многие науки о человеке, такие как философия, социология, психология, педагогика, исследуют понятие «самореализация». Только междисциплинарный синтез знаний о человеке и его взаимодействии с окружающим миром может помочь проникнуть в суть проблемы.

А. Маслоу говорит о самореализации как о процессе и одновременно результате осуществления, использования человеком своих способностей и возможностей, достижение личностных смыслов, своего предназначения в жизни.

Г.К. Чернявская под самореализацией понимает «практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований, черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для себя, коллектива и общества в целом...».

По мнению В.И. Муляра, данный процесс раскрывается через комплекс понятий: индивидуальность, опредмечивание-распредмечивание сущностных сил личности, культура, свобода, самодеятельность, целенаправленность. Самореализация, в понимании этого автора, есть "индивидуальный процесс деятельностного опредмечивания сущностных сил личности".

Проанализировав различные подходы к феномену самореализации в отечественной философии, можно выделить ключевые, объединяющие их моменты.

• Во-первых, ключевым понятием в определении самореализации является понятие сущностных сил самой  личности.

Характеризуя сущностные силы личности, можно выделить позицию Л.А. Цыреновой, что проблема самореализации "касается не только возможностей реализации или активизации разнообразных человеческих способностей, задатков, склонностей или социальных черт в тех или иных видах деятельности, но затрагивает сами основы индивидуального существования, предполагая смысложизненное самоопределение, отношение к миру и к самому себе"

• Во-вторых, ключевым также является понятие опредмечивания (выделения, практического осуществления) сущностных сил.

Это связано прежде всего с тем, что реализовать себя человек, раскрыть свои способности может только в процессе той или иной социальной деятельности.

• В-третьих, самодеятельность, так как самореализация возможна лишь тогда, когда деятельность инициируется самой личностью. Осуществление деятельности должно быть предопределено не только обществом, коллективом, но и  потребностями самой личности.

Именно в этом случае, по мнению Н.Н. Михайлова, "деятельность становится самодеятельностью", а реализация способностей личности в данной деятельности "приобретает характер самореализации". Существуют различные подходы к пониманию сущности самореализации личности.

Самореализацию можно рассматривать как процесс и одновременно результат целенаправленного раскрытия сущностных сил личности, а именно умений, навыков, потребностей, способностей, которые опредмечиваются в практической деятельности (ценностно-ориентированной, коммуникативной, познавательной, трудовой, спортивной и т.п.).

      Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.

Задачи развития личности вынесены в цели образовательной системы страны: «В формировании целей воспитания теория педагогики должна исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как неповторимую индивидуальность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способностями социальной самореализации». Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступает совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей и приобщение ее к культуре. Становящаяся, развивающаяся личность не просто проявляет активность, осуществляя деятельность и вступая в общение с взрослыми и сверстниками. В проявляемой активности обнаруживается сама личность с присущими ей свойствами, ранее сформированными качествами, способностями, мотивами. Осознается это или нет, в акте проявляемой активности личность реализует себя, свои потенциальные возможности. Реализуясь, она преобразовывает предмет, на который направлена активность, отношения, в которые она вступает. Преобразуя, она преобразует и себя, обеспечивая тем самым движение в своем развитии.

      Самореализация личности школьника в учебной деятельности является динамическим взаимодействием с миром в рамках учебного процесса, способствующим актуализации и развитию потенциальных возможностей школьника при обеспечении педагогических условий. Создание таких условий учителем  на уроке  и является одной из главных целей современного образования.

Сущность работы:  Деятельность учителя как условие самореализации учеников

           Долгое время массовая школа, сохраняя  первичность информированности личности, а не ее культуры, оставалась «школой знаний», в которой преобладала рационально-логическая сторона познания над чувственно-эмоциональной.        

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.

          При апробации в учебном процессе новых технологий в совокупности со старыми, традиционными методами и формами проведения занятий, учитель не только стремится поднять качество обучения и воспитания на новый уровень, но и создает условия для самореализации его подопечных.

Влияние учителя на самореализацию школьника определяется применяемыми способами организации деятельности коллектива, инициируемой формой общения с учащимися, методами оценки и стимулирования активности личности.

При невозможности полного отказа от традиционного обучения, учителю необходимо по-новому взглянуть на формы организации обучения, особенно на урок, в котором нужно выявить неиспользованные резервы. Только экспертиза, научная и грамотная, способна определить, что нужно сохранить и изменить в традиционном обучении, цели которого ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков. Учителю следует отказаться от технологии формирования, воспитания и обучения школьников в пользу  технологии поддержки саморазвития личности, помощи в самореализации.

          Построение образовательного процесса должно быть основано на диагностике различных типов затруднений, препятствующих самореализации школьников в учении.

Учителю необходимо находить методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ученика. Так, например, брать  на вооружение методы психодиагностики, изменять отношения и организацию деятельности детей, применять разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивать содержание образования.

         Уровень мотивационных ресурсов учителя, направленных на внедрение в учебный процесс различных психолого-педагогических технологий, может быть описан за счет анализа его педагогической деятельности.
   В 1993 году я окончила специальный факультет МПГУ им. В.И. Ленина по специальности учитель-дефектолог и надолго увлеклась идеями  Л.С.Выготского (обучение должно идти впереди развития и подтягивать ребенка, и если ребенок сам не может - учитель поможет). После освоения приемов и методов коррекционного обучения Кумариной Г.Ф., Лубовского В.И.  мой  рост как  учителя продолжился уже на основе работ Н.Я. Чутко, Т.А.Каплунович и Гальперина (отдаю предпочтение  теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина).

В технологии деятельностного подхода «Школа 2000» Л.Г. Петерсон, которая ориентирована на формирование самоопределяющейся и самореализующейся личности,   я  взяла схему урока  «открытия» нового знания.

Мой педагогический опыт формировался под воздействием технологии интенсификации обучения  В.Ф. Шаталова. Методические приемы: многократное повторение, работа по образцам, обязательный поэтапный контроль, яркая наглядность помогают обеспечить активность учащихся на уроке, воспитывать трудолюбие, формировать ответственность.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока. Он  позволяет  мне варьировать темп  изучения материала, использовать разноуровневые задания,  определять характер и степень дозировки помощи ученикам, интегрировать  индивидуальную работу с формами коллективной учебной деятельности.

На уроках, учитывая индивидуальность каждого учащегося, предоставляю  возможность самостоятельного выбора способов учебной работы с программным материалом, выбор форм работы, типа и характера ответа и оцениваю не только результат, но и его достижение (как думал, делал, размышлял). Стимулирую использование разных способов выполнения заданий, приобщая ребят к творческому поиску, поощряю любые шаги самостоятельности.

Переход к личностно-ориентированным технологиям является очевидным.

Как творчески работающий учитель одной из целей своей  педагогической деятельности считаю создание условий для развития познавательной активности учащихся.

  Положительные результаты  в учебно-воспитательном процессе достигаются за счет создания на уроках атмосферы доброжелательного сотрудничества и  обеспечивают сохранность контингента. На протяжении всей работы в школе  мои учащиеся успешно сдают выпускные экзамены и продолжают образование в выбранных ими учебных заведениях  с хорошими базовыми знаниями и сформированным  умением  самостоятельно работать.

Серьезно подхожу  к развитию у учащихся операционных способностей: свертывание информации, опознание и воспроизведение информации, оценочные действия и др. Для реализации педагогических задач при проведении уроков  кроме традиционных применяю методы активного обучения: работа в группах, в парах, в связке «учитель-ученик», взаимопроверка, самопроверка по образцу, самооценка.

         Считаю, что творческое мышление  у ребят развивается при использовании на уроках проблемных ситуаций, но для ощутимых результатов требуется длительное время, систематичность и умение постановки проблем.

    Результаты диагностики, проводимой в начале учебного года, собственные наблюдения анализирую с учетом возрастных особенностей учащихся, что  позволяет определить содержание и технологии образовательного процесса, как для  класса  так и в индивидуальном режиме с опорой на ведущую деятельность подростков.

 Считаю своеобразием собственной деятельности то, что пересматриваю содержание обучения в 5-6 классах с тем, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном  для  школьников с ЗПР уровне. Упрощение провожу в пределах стандарта, снижаю уровень строгости в изложении отдельных вопросов, изменяю последовательность в изучении тем. Например: тему «Десятичные дроби» предлагаю к изучению с начала второй четверти с опорой на учебные пособия Э.Г. Гельфмана «Натуральные числа и десятичные дроби» и «Практикум» (после организованного повторения материала начальной школы и адаптации учащихся к учителю и его требованиям). Дальнейшее совместное изучение натуральных чисел и десятичных дробей позволяет не только достаточное время отрабатывать основные  умения и навыки, отвечающие обязательным требованиям программы, но и проводить коррекцию знаний за курс начальной школы. В разделе «Коррекционная работа», включенном в тематическое планирование программы конкретизированы направления развития.

Темы «Решение усложненных линейных уравнений» и «Решение задач с помощью уравнений» изучаются не в 5, а в 6 классе.

Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных упражнений двух учебников, дополняющих друг друга, авторов Э.Р.Нурка  и  Н.Я Виленкина.

  При выборе форм и методов в работе опираюсь на выявленный субъективный опыт учащихся, на  знание психологических особенностей подростков. В сотрудничестве со школьным психологом выявляю фактор, наиболее сильно влияющий на ребенка. Полагаю, что воздействие на мотивационную сферу личности учащихся, умелое руководство мотивами учения школьников, возбуждение и поддержка положительных мотивов на основе формирования интереса к знаниям и процессу учения, потребности в знаниях, являются необходимой стороной деятельности учителя на уроке.

  В распоряжении  учащихся в кабинете математики собраны: дополнительная литература, справочники, богатый дидактический материал. Карточки-инструкции, задания с алгоритмами решения, материалы для самопроверки помогают учащимся самим справиться с затруднениями и способствуют развитию интереса к урокам математики.

Вся моя деятельность направлена на создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

   Новизна данной работы обусловлена несколькими аспектами. Во-первых: для меня новизна — это теоретическое исследование  сути понятия  «самореализация» и особенностей самореализации школьников в учебном процессе, во-вторых:   новизна  вытекает из  постановки  гипотезы исследования:  влияние учителя на самореализацию школьника определяется применяемыми способами организации деятельности коллектива, инициируемой формой общения с учащимися, методами оценки и стимулирования активности личности  и  в-третьих:  новизной было то, что впервые тема «самореализации» звучала не в общеобразовательной  школе, а в школе для детей с отклонениями в развитии. Была совершена попытка не просто преодолеть  проявления инертности, отвлеченности и нежелание учиться  детей с ЗПР,  а вызвать у них внимание, интерес и получить результат,  постоянно стимулируя  их на самостоятельность в мыслях, делах и проявлениях себя, что создает колоссальные трудности для учителя.

  Результативность 

Сразу скажу, что сиюминутного эффекта по части самореализации учащихся при всем моем старании не получилось. Я скорее чувствую продуктивность выбранной стратегии, нежели отслеживаю ее, т.е. результативность здесь имеет больше прогностический характер.

Можно и  должно  учить ребенка важнейшим умениям:

-самостоятельно приобретать  знания

-принимать самостоятельные и ответственные решения

-планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты

-принимать ответственность за себя и свое окружение

-строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки

Необходимым  условием положительного результата является многолетняя работа  в одном классе (желательно с 5 по 9 класс).

   Всесторонне изучая и учитывая на уроке психологические особенности каждого учащегося: его мышления, памяти, в частности внимания, воображения, воли, создаются условия для раскрытия сущностных сил школьника: его активных деятельностных  начал, индивидуального внутреннего потенциала, личностного опыта, резервов развития.

В образовательном процессе может помочь  диагностика   психолога  различных  барьеров, препятствующих самореализации школьников в учении, с целью определения способов их преодоления.

  Практическая значимость.  Опыт работы по данной теме может представлять интерес для учителей коррекционных классов.


Список используемой литературы

1. Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии.- М.: РОУ, 1992.- 232с.

2. Два философских подхода к проблеме самореализации. — М., «ИНИОН», 1992.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. 2 изд. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.

4. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников/Под ред. И. Б. Первина.- М.: Педагогика, 1985.-144 с.

5. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.,1993

6. Охтина, Л. Т. Психологические основы урока. В помощь учителю. М., «Просвещение», 1977.-96 с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

8. Формирование учебной деятельности школьников/ Под ред. В. В. Давыдова, А. К. Марковой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР, Науч. Исслед. ин-т педагогической психологии Акад. Пед. Наук ГДР.-М.: Педагогика, 1982. – 216 с.

9. Чутко Н.Я. Коррекционная педагогика в начальном образовании

Под ред. Г.Ф. Кумариной – М: Изд. Центр «Академия», 2001 -320 с.

     10. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.: – сентябрь – 1996.- 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики с использованием элементов технологии АМО.

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Проценты". Урок изучения нового материала. На уроке используются  активные методы обучения....

Современные подходы к подготовке и проведению уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий

Выступление на горродском ГМО учителей математики о современных подходах к подготовке и проведения уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий...

Презентация на тему "Использование элементов современных технологий сохранения и стимулирования здоровья в работе с детьми дошкольного возраста"

В условиях возрастания объёма учебно – познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребёнка – дошкольника. Он всё больше време...

Презентация - текст.Использование элементов современных технологий сохранения и стимулирования здоровья в работе с детьми дошкольного возраста.

В условиях возрастания объёма учебно – познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребёнка – дошкольника. Он всё больше време...

Методический семинар «Использование элементов современных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС II поколения».

Применение элементов  современных образовательных технологий способствуют самореализации и успешной социализации личности обучающегося....

Тема: «Развитие творческих способностей школьников на уроках математики путем использования элементов интерактивных технологий в коллективно-групповом обучении»

Актуальность. Одно из требований к условиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведен...

Формирование познавательной активности на уроках математики путем использования современных информационных технологий в условиях реализации ФГОС

Средства информационных технологий способствуют развитию интереса к процессу обучения, повышению учебной мотивации и работоспособности, развитию операций мышления (анализ, синтез, сравнение), внимания...