Тема: «Развитие творческих способностей школьников на уроках математики путем использования элементов интерактивных технологий в коллективно-групповом обучении»
учебно-методический материал (10, 11 класс)
Актуальность.
Одно из требований к условиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Теперь для учителя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать базу знаний ученикам необходимо внедрение интерактивных форм обучения, использования системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие творческих способностей школьников на уроках математики путем использования элементов интерактивных технологий в коллективно-групповом обучении»
Мое педагогическое кредо – быть учителем, который отдает все свои силы для развития творческой индивидуальности ученика. Именно эти слова определяют задание, которое я воплощаю много лет – использование интерактивных технологий в коллективно-групповом обучении, формирование личности и воспитание гражданина, способного жить в демократическом мире.
Актуальность. Одно из требований к условиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Теперь для учителя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать базу знаний ученикам необходимо внедрение интерактивных форм обучения, использования системно-деятельностного подхода.
«Знания не ради знаний, а знания – для обогащения жизненного опыта»
Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации
Цель:
- определение путей развития творческих способностей учащихся средствами интерактивных технологий и их рационального использования в процессе изучения математики
Научной основой моего опыта являются взгляды относительно самой концепции «творчество» таких ученых и педагогов как: Л.М. Коган, Л.С. Выгодский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, А.С. Каргин, В.А. Умный, А.И. Мотков.
Суть инновационного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех участников. Это взаимообучение (коллективное, групповое), где ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют анализ. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно содействует формированию навыков и умений, вырабатыванию ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, даёт возможность педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.
Более 2400 лет назад Конфуций сказал:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю.
Эти три простых утверждения обосновывают необходимость использования активных методов обучения. Немного изменив слова великого китайского педагога, можно сформулировать кредо интерактивного обучения:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, я немного помню.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навык.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Намного важнее научить, нежели просто рассказать. Хотя последний метод проще, доступнее и, безусловно, быстрее. Учитель может быстро сообщить ученикам то, что они должны знать, и они забудут это ещё быстрее. Процесс обучения не автоматическое изложение учебного материала. Он требует напряженной умственной работы ребёнка и его собственного активного участия в этом процессе. Объяснение и демонстрация, сами по себе, никогда не дадут настоящих, стойких знаний. Этого можно достичь только при помощи активного обучения.
Устный счет. Метод «Карусель» карточки
Этап Изучение нового материла
Метод «Обучая — учусь» Геометрия, 11 класс Тема. Многогранник и его элементы. Призма
После сообщения темы и цели урока каждый ученик получает карточку со своим заданием. В течение нескольких минут учащиеся ищут ответ в учебнике. Диалог может происходить только в паре, учитель руководит процессом. Через определенное время несколько учащихся воспроизводят полученную информацию. В ходе ответов на доске и в тетрадях делают записи.
Содержание карточек:
Базовый уровень
1. Составить устный рассказ о многогранники и их элементы.
2. Охарактеризовать призму, как многогранник.
Средний уровень
3. Привести примеры многогранников в быту, доказать необходимость знаний о многогранниках для разных профессий.
4. Чему равна площадь прямой призмы, если ее боковое ребро равно h и основание — правильный треугольник со стороной а?
5. Сколько граней, ребер и вершин имеет n-угольная призма? Может иметь призма 101 граней? 101 ребро? 101 вершину?
Высокий уровень
6. Три грани призмы — квадрат со стороной 2 см, а две другие — треугольники. Начертить эту призму и ее развертку.
7. Построить треугольную призму, одна из вершин верхнего основания которой проектируется в центр окружности, вписанной в нижнее основание призмы.
Результаты: На уроке были рассмотрены и изучены объемный блок информации. Учащиеся работали самостоятельно с учебником, передавали свои знания одноклассникам, выступая в роли учителя. Получили общую картину понятий и фактов, касающихся темы урока.
«Метод «Незаконченные предложения»
Геометрия, 8 класс. Тема. Квадрат Цель применения интерактивного метода: усвоение учащимися определение квадрата; формирование умений выражать собственные идеи, говорить кратко, но по существу и убедительно.
- 1. Дайте разные названия этой фигуры. (Эта фигура — четырехугольник. Это параллелограмм. Данная фигура является прямоугольником. А также ромбом).
- 2. Закончите предложения: а) Квадрат — это прямоугольник, у которого... б) Квадрат — это ромб, у которого... в) Квадрат — это параллелограмм, у которого...
- 3. Найдите по учебнику, подтверждение своих мыслей
Результаты: Учащиеся усвоили определение квадрата, отработали умение кратко и убедительно выражать свои мысли.
Закрепление. Метод «Мозговой штурм»
Алгебра, 10 класс
Тема. Тригонометрические уравнения
Цель применения интерактивного метода: формирование навыков решать уравнения, собрав за ограниченное время как можно больше идей.
Задачи: Решите уравнение: sin2005x-cos 2005x = l.
Результаты:
Во время коллективного обсуждения, поиска решения учащиеся проявили творчество, свободно выражали мысли, идеи, которые фиксировались на доске.
Правила проведения:
1. Высказывайте все, что приходит на ум.
2. Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других.
3. Можете повторять идеи, предложенные кем-то другим.
4. Попробуйте расширить предложенную идее
Рефлексия.
Использование метода «Шесть мыслящих шляп де Боно»
Эдвард де Боно - известный в мире психолог, автор 45 книг, пионер «мышление о мышлении». предлагает использовать для умственных операций не шляпы - символы социальных ролей, а цветные шляпы 6 цветов, каждый из которых имеет отдельные психологические характеристики. Белая шляпа - это работа по сбору информации - со словарями, картами, таблицами, схемами, документами. Красная шляпа - это формирование своего отношения к событиям и их участникам. Желтый - это выявление положительных сторон явления, преимуществ и достижений. Чёрный - это указание на негативные стороны, безопасность, ошибки. Зеленая шляпа - это новые предложения, идеи, возможные альтернативы. Синяя шляпа - контроль над мыслительным процессом, подведение итогов, высказывание наблюдений и комментариев.
Метод «Шести мыслящих шляп» требует более серьезного и сознательного отношения учащихся к обучению; умение пользоваться первоисточниками, делать анализ и подводить итоги, поэтому его можно использовать, начиная с 4 класса. Использование этого метода можно внедрять на уроках математики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения...
Создание условий самореализации учащихся на уроках математики путем использования элементов современных технологий
В данной работе рассматривается понятие «самореализация», обосновываются особенности самореализации школьников в учебном процессе, а также даются различные методы обучения, способств...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...
Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках химии посредством использования лабораторного метода обучения.
В современном обществе человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условим жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем. Задача образовательных организ...
статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии"
Статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках техноллогии"...
Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"
Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"...
Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка".
Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка"....