Выступление на педагогическом совете "Воспитательная среда библиотеки коррекционной школы как условие социализации детей с интеллектуальными нарушениями". 2020
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Воспитательная среда библиотеки коррекционной школы как условие социализации детей с интеллектуальными нарушениями
Социализация детей с ограниченными возможностями, особенно с интеллектуальной недостаточностью, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики и является закономерным этапом развития системы специального образования.
В Законе РФ «О библиотечном деле» закреплено право всех пользователей детского и юношеского возраста на библиотечное обслуживание в общедоступных и специализированных государственных детских и юношеских библиотеках. Пользователи библиотек, которые в силу физических недостатков не могут посещать библиотеку, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счёт средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле").
Работа коррекционных школ,безусловно, предъявляет особенные требования и к библиотекам.
Главная задача библиотеки любой коррекционной школы та же, что и самого учебного заведения - помощь детям с ограниченными возможностями в получении образования, развитии и социализации. Библиотека как социальный и социализирующий институт призвана содействовать процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в общество, обеспечению равных прав на образование, получение необходимой информации в различных областях знания.
Школьная библиотека выполняет те задачи, которые поставлены перед школой, то есть социализация и адаптация обучающихся, воспитанников в обществе. Именно, в социализации заключаются формирование ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности. Вышесказанное обусловило цель исследования.
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями в условиях библиотеки
Термин социализация употребляется главным образом в социологии и социальной психологии. Наибольшее внимание исследователей уделяется социализации в детстве, что подразумевает, прежде всего семью, так как она является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Ранняя социализация является решающим моментом в жизни индивида, во многом определяющим его личность и последующее участие в социальной жизни.
Задача социализации детей с ограниченными возможностями является одной из приоритетных в деятельности коррекционной школы. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как взаимодействие школы и библиотеки к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов, библиотекаря, специалистов, родителей.
Для эффективной работы, а также подбора адекватных способов и приемов воздействия, понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, библиотекарю, как участнику процесса социализации, также как и учителю необходимо знать особенности детей.
Особенности детей с ограниченными возможностями
Школьная библиотека коррекционной школы VIII вида - особенная. Ее читателями являются дети с тяжелыми нарушениями речи, замедленного психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ребята из социально-неблагополучных семей, сироты. Как правило, воспитанники, имеющие сложные медицинские диагнозы, чрезвычайно ранимы. Наличие у них речевых нарушений приводит к изменениям в психической сфере, а именно: к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, агрессивность, замкнутость. Ребенок, принятый в специальную школу, нуждается в коррекционной поддержке и психолого-педагогическом сопровождении и коррекционная работа должна осуществляться непрерывно, в том числе и в стенах библиотеки. В условиях такой школы работа библиотеки приобретает свою специфику.
Если в младших классах воспитанники запоминают лучше при прослушивании голоса библиотекаря, то в старших – при самостоятельном прочтении текста (здесь включается зрительное восприятие). Сохраненные в памяти ребенка зрительные образы предметов называются представлениями. Представления зависят от восприятия, речи и мышления субъекта. У учеников с интеллектуальной недостаточностью представления о предметах окружающей среды бедны, неточны, искажены и с течением времени изменяются (теряются специфические черты, уподобляются знакомым предметам).
В младших классах проявляется недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. К средним классам заметно продвижение: появляется умение использовать данные собственного опыта, при анализе выделяется наиболее существенное и в определенном порядке, при сравнении используется большее число свойств объекта, дифференциация цветов и оттенков становится более точной. Если в младших классах умственно отсталые школьники, сравнивая предметы, как правило, обращают внимание на отличающие признаки, то к четвертому классу они способны выявить сходные черты. Почти одинаково сложным для всех возрастов умственно отсталых учащихся является обобщение. Инертность нервных процессов не дает возможности изменить ранее выбранный принцип обобщения, объединить объекты по новому основанию. Их обобщения основаны на случайных признаках и недостаточно дифференцированны.
Роль библиотеки в социализации детей с ограниченными возможностями.
Сотрудники библиотеки коррекционного учебного заведения VIII вида пробуждают у воспитанников любовь к чтению и интерес к книге, развивают чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся, обучая детей навыкам анализа художественного произведения, развивая воображение и эстетические задатки читателей, способствуют социокультурной реабилитации ребенка - олигофрена.
Эффективной организационной формой общения библиотекаря с читателями являются библиотечные уроки, регулярно проводимые библиотекарем в классе.
Проводя занятие, библиотекарь должен учитывать факторы читательского развития младшего школьника, страдающего олигофренией, тормозящие желание ребенка прочитать рекомендованные ему книги. Это, прежде всего, крайне слабая техника чтения и практически полное отсутствие читательской биографии. Библиотечная работа с учениками коррекционной школы должна начинаться с эмоционального введения детей в мир художественной литературы. И здесь необходимо обращение к эффективным методикам, созданным на стыке психотерапии, литературоведения и библиотековедения.
Сказкотерапия, помогающая актуализировать социальный и читательский опыт ребенка - олигофрена, создающая благодатную почву для развития воображения читателя, становится в наше время органичной частью коррекционно-воспитательного процесса.
Литературная и народная сказка по праву считаются ядром круга чтения детей дошкольного и младшего школьного возраста. У читателей 7-10 лет сказки вызывают сильнейший эмоциональный отклик: исследования, проведенные в детских библиотеках различных регионов России, убеждают, что более всего младшие школьники ценят и любят сказочный жанр за возможность сопереживания, сострадания любимым героям. Сказка помогает становлению эстетических задатков ребенка, совершенствует взаимоотношения подрастающей личности с окружающим миром, наконец, она гармонизирует внутренний мир, душу юного читателя. В публикациях А. А. Осиповой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой отличаются особенности сказочного жанра, способствующие эффективной коррекционно - воспитательной работе. К ним следует отнести:
- отсутствие дидактизма, прямых назиданий и нравоучений;
- многообразие проблем, встречающихся в сказках;
- психологическая защищенность, которую обеспечивает ребенку неизменная победа добра над злом;
- возможность идентификации себя с главным героем, отсутствие заданности в образе главного героя;
- таинственный, интригующий сюжет, неожиданные превращения героев,
позволяющие детям активно и эмоционально воспринимать информацию. В настоящие время под сказкотерапевтической психокоррекцией понимается расширение поля сознания и поведения ребенка под воздействием сказочного жанра и влияние на его эмоциональный мир, и интеллектуальную сферу.
Чтение народной и литературной сказки вслух, позволяющее создать нужное настроение, вызывающее у детей эмоциональный отклик, – один из наиболее популярных в библиотеках коррекционых школ приёмов сказкотерапии. Необходимо отметить, что большинство учащихся растет в социально неблагополучных семьях, эти дети не избалованы родительской любовью и лаской.
По результатам опроса, оказалось, что лишь 3% родителей регулярно читают вслух своим детям. Поэтому дети с ограниченными интеллектуальными возможностями неизменно благодарны библиотекарю за сказки и стихотворения, прочитанные в классе, просто за то, что взрослый человек пришел поговорить с ним. Поверив в его искренность, ребята доверчиво начинают рассказывать о своих домашних животных, игрушках. Такое общение снимает психологический барьер между библиотекарем и ребенком- олигофреном, эмоционально сближая их. Обсуждая сказку с детьми, библиотекарь должен помнить, что фрагментарность освоения художественного текста - одна из основных характеристик читательского развития ребенка с ограниченными возможностями.
Чтобы помочь детям усвоить идейное содержание текста, можно использовать различные приемы.
Выразительное чтение библиотекаря с интонационной характеристикой персонажей русских народных сказок помогает развитию образного и логического мышления детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Следует подчеркнуть, что обделенные судьбой, презираемые ровесниками дети особенно остро откликаются назло и несправедливость и, вместе с тем, трепетно относятся к проявлениям доброты, как со стороны окружающих их педагогов, так в отношении друг с другом сказочных персонажей, поэтому так важно для библиотекаря, читая сказку, точно передать характеры ее героев.
После окончания чтения можно предложить детям пересказать прочитанную сказку. При этом необходимо учить ребенка правильно называть сказочных персонажей, точно воспроизводить сюжетный ход и основные поступки действующих лиц. Большие сказки следует разделить на несколько логических частей. К последующей части необходимо подобрать наводящие вопросы, которые помогут ребенку вспомнить ее содержание и облегчат процесс пересказа. Данный приём коррекционно-воспитательной работы может быть модифицирован, если предложить пересказать ребенку сказку от лица одного из персонажей. Такой пересказ помогает развитию воображения, способности к децентрированию . Например, сказку «Золотой петушок» можно пересказать от имени деда, петушка, царя. Когда слабость абстрактного мышления, бедность образов воображения мешает детям успешно справиться с заданием, библиотекарю необходимо использовать ряд приемов, способствующих коррекции интеллектуального развития читателей–олигофренов: необходимо показать детям яркие, выразительные иллюстрации к сказке, игрушки, изображающие ее героев. Если читателям не нравится окончание сказки, можно предложить детям пересказать ее по-своему, изменив сюжет. Модифицируя сказочное повествование, вводя в художественную ткань сказки новых персонажей, изменяя конец, ребенок выбирает сюжетный ход, наиболее соответствующей его душевному состоянию и позволяющий ему освободиться от внутреннего психического напряжения. Чаще всего дети выбирают позитивный вариант развития событий.
Речь большинства олигофренов отмечается вялостью артикуляции и интонационной невыразительностью, только простые слова произносятся детьми четко. Дети допускают ошибки в постановке ударения, неправильно пользуются интонацией (например, вопросительные предложения произносят как повествовательные). Поэтому важно помочь найти ребенку нужные слова и правильно выразить свои мысли.
Инсценирование сказок – другой эффективный приём сказкотерапии, помогающий изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшающий социальную адаптацию детей. При выборе сказок для инсценировок библиотекарь должен руководствоваться читательскими предпочтениями детей. На праздниках в коррекционных школах можно увидеть инсценированные отрывки из сказок С.Я. Маршака, Дж. Родари, А. Линдгрен, Н.Н. Носова, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова, а также постановки русских народных сказок: «Репка», «Колобок», «Морозко».
Процесс подготовки спектакля (репетиции, изготовление костюмов и декораций) должен быть предельно демократичен, т.е. каждый желающий должен иметь возможность принять посильное участие в инсценировке. Не каждый ребенок - олигофрен способен сыграть роль, однако все дети с видимым удовольствием помогают взрослым делать декорации, шить костюмы.
Используя метод синтеза искусств, библиотекарь может эффективно сочетать работу над литературным произведением со стимулированием изобразительного творчества учащихся. Занятие изобразительным искусством оказывает ощутимое коррекционное воздействие на творческое развитие ребенка с ограниченными возможностями. Занятия, направленные на развитие изобразительной деятельности читателей, следует проводить по методике, обоснованной в работе этих специалистов .
Художественной деятельности ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями присуще постоянное изображение одного и того же предмета - своеобразный графический штамп. С этим явлением сталкивается каждый библиотекарь. Часто дети выполняют рисунки, не имеющие отношения к сюжету литературного произведения, предложенного для иллюстрирования: изображают цифры, снежинки, новогоднюю елку, штрихи, точки. С графическими штампами библиотекарь встречается даже тогда, когда предлагает нарисовать детям их любимого сказочного героя. Например, ребенок, утверждая, что его любимый литературный герой Золушка, в очередной раз изображает колобка. Для преодоления примитивных стереотипов изображения после прочтения сказок и стихотворений, которые необходимо проиллюстрировать, детям следует показывать плакаты, игрушки, наглядные пособия, чтобы у них могло сложиться образное представление о героях, которых предстоит нарисовать. В ходе занятия библиотекарю следует напоминать детям о том, что наглядные пособия могут помочь им в работе, так как, рисуя, они иногда забывают посмотреть на плакаты и игрушки.
Решая задачи коррекции интеллектуальной и познавательной сферы ребенка - олигофрена, библиотекарь может предложить каждому читателю рассказать о содержании своего рисунка. У многих учеников наблюдается несоответствие между рисунком и рассказом, замечания библиотекаря и возражения товарищей помогают ребенку исправить ошибки.
Общаясь с учебниками начальных классов коррекционной школы VIII вида, библиотекарь должен стремиться к максимальному учету их интересов, так как в психическом развитии ребенка, страдающего интеллектуальной недостаточностью, интересу принадлежит ведущая роль. Конечно, круг интересов читателя - олигофрена гораздо уже, чем круг интересов его нормально развивающегося сверстника. Так, здоровые дети 7 -10 лет, помимо усвоения школьной программы, успешно занимаются в музыкальных школах, кружках. Вследствие интеллектуального недоразвития, ученикам коррекционной школы эти занятия не всегда доступны. Однако нельзя утверждать, что эти дети не проявляют никаких интересов. Многие ученики коррекционной школы интересуются жизнью животных. Учитывая этот факт, целесообразно в процессе книговыдачи беседовать с читателем о его домашних питомцах, предлагать книги и журналы природоведческой тематики. У воспитанников начальной школы особой любовью пользуются занятия, посвященные народным сказкам о животных, которые могут сопровождаться выставкой «Наши домашние питомцы» (по материалам русских народных сказок и периодических изданий природоведческой тематики). На выставке могут быть представлены игрушки, муляжи, плакаты с изображением зверей. В процессе беседы с читателями можно предложить им ответить на вопросы.
Чтение, работа с книгой, занимая ведущее место в системе социокультурной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, способствует не только его читательскому развитию, но и приводит к заметным положительным изменениям интеллекта ребенка. Поэтому коррекция психологических недостатков младшего школьника, страдающего олигофренией, – это задача и педагогов, и медиков, и библиотекарей.
Работа с воспитанниками коррекционной школы требуют от библиотекаря чуткости, терпения, доброты, больших душевных затрат, но с лихвой окупается осознанием своей высокой профессиональной востребованности, творческими достижениями детей, незначительными, со стороны, но такими замечательными для самих читателей и библиотекаря .
Особенности взаимодействия библиотекаря с детьми, имеющими ограниченные возможности
Система общедоступных библиотек всех уровней на современном этапе призвана организовать условия для библиотечно-информационного обслуживания детей с ограниченными возможностями, содействовать их образовательному и социализирующему процессу, творческому и духовному развитию личности.
Библиотекарь - участник педагогического процесса, т.к. он взаимодействует с учащимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными.
Библиотекарь специальной (коррекционной) школы учитывает особенности психической деятельности своих пользователей и в соответствии с этим строит свою работу. Очень важно правильно организовать восприятие материала, так как восприятие является фундаментом всех остальных психических процессов.
Для продвижения детей с ОВЗ в усвоении ими знаний, умений и навыков учитываются заложенные в них положительные возможности. Целью в работе с ними является не приспособление к их дефектам, а, наоборот, помощь в преодолении отставания в развитии, насколько это возможно. Библиотекарь старается помочь детям поверить в себя, в то, что они способны не только видеть красоту, но и создавать её.
С целью максимально реализовать свои возможности, свободнее выражать мысли и чувства, развивает эстетический вкус, проводятся такие мероприятия, как урок-игра «В стране Рисовандии», урок эстетики «Расписная игрушка» и т. п. Но самыми эффективными методами работы с детьми ограниченными возможностями считаются игротерапия и сказкотерапия. Игра снимает напряжённость, способствует общению детей, помогает им развивать воображение, открывает их внутренние ресурсы, раскрывает личность. Мероприятия, проводимые с ребятами в форме игр, привлекают их гораздо больше. Например, такие как «Поле чудес», «Космическое путешествие» или познавательно-развлекательная игра «Приключения под Новый год» и т. д.
Книжная выставка в виде игры организовала и увлекла воспитанников. Не менее эффективна и сказкотерапия. У сказки отсутствуют возрастные ограничения. Сказка содержит скрытое внушение, она учит детей радоваться, сочувствовать, развивает их речь. Используя в мероприятиях сказочные сюжеты, особое внимание уделяется упражнениям на развитие речи, дифференциации звуков, используя скороговорки, стихи-небылицы, загадки, потешки.
Игро - и сказкотерапия чаще всего дополняют друг друга. С помощью медиаигр для детей устраиваются путешествия в сказочный мир образов и сюжетов: «Созвездие сказок Андерсена», «За семью печатями», и др. Прежде всего очень важно помочь этим ребятам запомнить и закрепить простейшие бытовые навыки, что осуществляется с помощью уроков здоровья. Часто используются на таких уроках игровые упражнения, развивающие мелкую моторику: «Колечко», «Клубочек».
Кроме того, в коррекционной работе с такими детьми очень хорош метод моделирования воспитывающих ситуаций. Например, на мероприятиях по правилам дорожного движения («Добрая дорога детства»). Детям создаются такие условия, когда им приходится выбирать определённое решение из нескольких предложенных вариантов.
Ещё один метод, который используется в работе с этими детьми, - музыкотерапия: использование музыки в качестве средства коррекции их эмоциональных отклонений и речевых расстройств. Музыка настраивает детей на тему мероприятия, делает их более восприимчивыми. Прекрасно дополняют любое мероприятие музыкальные слайды и клипы: они подсказывают, о чём пойдёт речь, и вносят элемент релаксации.
После массовых мероприятий детям для закрепления материала раздаются памятки, книжные закладки: «Как читать сказку», «Как учить стихи», «Как читать рассказ», «Юному читателю» и др.
В школьной библиотеке созданы хорошие условия для жизни и обучения детей. Каждое посещение воспринимается воспитанниками с огромной радостью, потому что для них это выход в большую жизнь из своего замкнутого маленького мира, возможность общаться с другими людьми.
Наша школьная библиотека для детей с ограниченными возможностями является островком общения и познания нового. Она обладает возможностью создать комфортную, теплую обстановку для особых детей, которые не ощущают себя в роли ученика и не воспринимают библиотекаря в роли учителя, педагога, воспитателя. Дети видят, что им все рады, что никто на них не смотрит оценивающе, не навязывает определенных правил, не регламентирует время, во всем - свобода выбора. В результате занятий в библиотеке происходит незаметное для ребёнка обучение, коррекция развития, а занятия вызывают у детей ощутимый интерес.
Конечно, школьный библиотекарь - не профессионал в области дефектологии, но опыт работы с особыми детьми имеет. Безусловно, библиотекарь должен уметь работать с любой категорией читателей, независимо от способностей, статуса, привычек, характера и т. д. Прежде всего от него требуется, доброжелательное отношение, готовность работать и общаться с детьми, с учётом их возможностей и фиксация даже малейших их успехов.
Совместная работа библиотеки и школы в социализации детей с ограниченными возможностями
Взаимодействие школы и библиотеки - это стремление создавать условия для успешного обучения, приобретения опыта творческой деятельности, а в конечном итоге обеспечение эмоционально-ценностного ориентирования, самовыражения каждого ученика в мире с помощью приобретенных знаний. При планировании мероприятий с детьми учитываются не только пожелания педагогов и воспитателей, но и возможности воспитанников школы - интернат VIII вида.
Свою работу школьная библиотека совместно со школой начинает с традиционного мероприятия. Ежегодно в октябре в библиотеке проходит праздник посвящения в читатели "В мудрое царство - книжное государство". Этому предшествует встреча библиотекаря с классными руководителями и воспитателями первых классов школы - интерната, обговаривается программа праздника, время его проведения. Библиотека красочно оформляется. Помня, что воспитанники, играя, учатся, сразу же с первых минут пребывания в библиотеке их включают в игру. У входа детей встречает Королева Книга, герои детских книг: Буратино, Незнайка, Кот в сапогах. Ребята, отгадывая загадки, приобретают билеты в путешествие. Во время путешествия они узнают правила пользования библиотекой, учатся правильно выбирать книги, получают памятку "Береги книгу". Так дети с ограниченными возможностями становятся полноправными читателями школьной библиотеки. Хотя этот праздник и стал традиционным, программа ни одного из проведенных праздников не повторяется.
Рекламировать детскую книгу с использованием элементов игры библиотека стала очень давно. Отличную оценку учителей получили: игра-соревнование "Дело мастера боится", игра-турнир "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом", рыцарский турнир вежливости, библиографическая игра "Умники и умницы". В школьной библиотеке накоплен большой опыт по развитию творческих способностей детей. Работает кружок детского творчества "Юный художник", проводятся конкурсы рисунков "Бабушка любимая моя" - к Дню пожилых людей, "Мамина улыбка" - к Дню матери и другие конкурсы.
Проведение классных часов в библиотеке. На встречах с детьми старших классов используются диалоговые формы работы: часы раздумий, диалоги - дискуссии, выставки-диалоги. Приоритетным направлением в работе с этой группой читателей стало нравственное воспитание.
Диалог-дискуссия "На кого же сейчас учиться?", час раздумий "Про всеобщее курение", спор-час "Деньги воспитатели или…", часы нравственности "О чистых и грязных словах", "Три правды о наркотиках", игра-турнир "Оцени поступок" - вот немногое из того, что выносится библиотекой на обсуждение со старшеклассниками. Для старшеклассников дополняют программу изучения мировой художественной литературы циклом эстетических вечеров: "России сердце не забудет" (о А.С. Пушкине) и другие.
Экологическое просвещение - тоже одно из главных направлений работы школы и библиотеки. Экология тесно переплетена с такими науками как биология и география. Получая знания на школьных уроках, ребята закрепляют их в библиотеке, став участниками экологического суда "Будь человеком, Человек!".
Ведущим направлением работы библиотеки последних лет стало широкое, внимательное изучение и распространение информации об истории родного края. Это особенно важно, так как в школе введен курс изучения истории родного края и литературное краеведение. Здесь библиотека оказывает школе неоценимую помощь. Именно в библиотеке можно найти информацию о местных писателях и поэтах, которая по крупицам собиралась десятилетия.
Но, одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой - это профориентационная работа и трудоустройство выпускников, большую помощь в этом оказывает школьная библиотека. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями. И только при взаимодействии школы и библиотеки дети готовятся к самостоятельной жизни. Совместно разработанная модель социализации воспитанника, которая охватывает все стороны адаптации и показывает, на сколько, они готовы к этой жизни их умение ориентироваться в мире профессий. Ребенок, поступивший в школу не умеющий писать и читать, выходит из стен школы с начальными профессиональными навыками.
Опыт работы показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми.
Исходя из потребностей общества, и имеющейся материально - технической базы ведется профессионально-трудовое обучение по специальным предметам: столярное дело, швейное дело, цветоводство и декоративное садоводство, кулинарное дело, гончарное дело, пчеловодство. Социализация детей с ограниченными возможностями предполагает не только, определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Совместная работа школы и библиотеки нацелена на следующие задачи:
-в рамках практико-ориентированной социальной деятельности формировать у учащихся знания о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах;
-создать условия для обеспечения безопасного и бесконфликтного существования ребенка в школе-интернате и внешкольного пространства;
- симулировать социально значимые интересы, потребности;
- развивать осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;
- проводить работу по профориентации в соответствии с индивидуальными психолого-педагогическими возможностями воспитанника, потребностями местных предприятий, условиям жизни;
- и самое главное, создать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни.
Именно готовность воспитанников к самостоятельной жизни – основная цель совместной работы школы и библиотеки. Судьбы выпускников во многом зависят от тех знаний и умений, помощи и поддержки, которую они получают во время обучения и воспитания в нашем учреждении. Выпускники школы-интерната VIII вида не всегда могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем.
При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.
Обучение математике старшеклассников коррекционной школы....
Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе – важное средство социализации детей с ЗПР.
Основная задача коррекционной школы - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с ограниченными возможностями здоровья...
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
Программа по истории Отечества для коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями (VIII вид)
Программа по истории Отечества по редакцией В.В.Воронковой для обучающихся 7-9 классов, для коррекционных школ....
Прорамма по обществоведению для коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями (VIII вид)
Программа по обществоведению разработана на основе программы по редакцией В.В.Воронковой для 8-9 классов....
Создание здоровьесберегающей образовательной среды в коррекционной школе VIII вида (для детей с психическими и физическими недостатками)
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Изменения приоритетов общества способствовали изменению мативации образовательной деятельности учащихся, замедлил...
Внедрение новых образовательных и воспитательных технологий в коррекционной школе в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания детей с ограниченными...