Статья "Практическое применение информационно – коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе"
статья

Полянская Наталья Аманулловна

Статья сборника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое применение информационно – коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе

Полянская Наталья Аманулловна.

ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,

г. Нижний Тагил, Россия

Математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших специфических задач обучения учеников с ограниченными возможностями здоровья – нацелить обучающихся на практическую подготовку для дальнейшей самостоятельной жизни. В процессе математических занятий учащиеся на уроках получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме.  

На протяжении многих лет педагогической деятельности в коррекционной школе, наблюдая за развитием учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приходишь к выводу, что в современных условиях, когда бурно развиваются инновационные технологии, дети с ОВЗ имеют большую заинтересованность в использовании информационно-коммуникационных технологий как во время учебных занятиях, так и в быту.         Поэтому на своих уроках я использую применение ИКТ в качестве мощного инструмента для мотивации к занятиям у учащихся с ОВЗ.         

        Применение ИКТ на уроках математики и внеклассных занятиях помогает мне не только реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, но и обеспечивает индивидуализацию, дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности.  

        В своей педагогической деятельности я использую учебно-методическое обеспечение:

Электронные сборники конспектов уроков и внеклассных занятий по математике с мультимедийными презентациями.

Электронные задачники для уроков математики.

Сборник задач «Математика в профессиях».

Электронные сборники тестовых заданий.

Компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков.

Математические ребусы и кроссворды.

Компьютерные энциклопедии.

Электронные flash-анимации для использования на уроках математики.

Математические тренажёры.

        Хочу привести примеры использования методического обеспечения с применением ИКТ на разных этапах урока математики.        

        Для организации настроя обучающихся на урок я использую слайд игрового содержания, который привлекает внимание учащихся, нацеливает их на урок. Для этого мне помогает различный занимательный материал красочного содержания, это может быть приглашения к игре, путешествию, различные задачки-шутки, математические загадки, ребусы и многое др.

        На этапе актуализации знаний компьютерная техника мне оказывает неоценимую помощь при демонстрации наглядного материала. Проецируя математический материал на большой экран, я вижу, как учащиеся воспринимают задания с большим интересом, могу акцентировать внимание учащихся на деталях, чем добиваюсь лучшего усвоения математического материала.  

        Чаще всего использую ИКТ в форме презентаций для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических заданий, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе.

        Также на уроке часто создаю проблемную ситуацию, сначала даю задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем усложняю задание. При самостоятельной работе эффективно использую   учебно-развивающие игры и упражнения.        

        На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание объяснения новой темы с демонстрацией презентаций позволяет мне акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. При своей работе на уроке я использую демонстрацию пошагового решения заданий, с комментированием своих действий, что способствует более полному усвоению обучающимися учебного материала.

        Чтобы заинтересовать учащихся своим предметом, провожу нестандартные уроки с применением игровых ситуаций, мини-исследований, уроки-сказки, уроки-путешествия, соревнования: «Путешествие в страну дробей», «Созвездие талантов», «Учимся, играя», «Математика повсюду», «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», «Возникновение счета», «Что роднит математику с литературой» и др.

        Уроки оживляю занимательными заданиями: задачами-шутками, задачами на развитие логического мышления, ребусами, дидактическими играми, загадками.

        На этапе закрепления и проверке знаний я использую разные виды математических заданий, таблицы, электронные задачники, тренажеры, с помощью которых обучающиеся не только применяют свои знания в процессе практической деятельности, но и видят личный результат. Например, при изучении темы «Обыкновенные дроби» я использую тренажер для закрепления записи обыкновенной дроби.

         Применение компьютерных программ позволяет мне провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста. Использование тестов помогает мне не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

        Отмечу ещё одну особенность тестов – тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля. Преимуществами тестового контроля, являются: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении, сравнимость результатов для разных групп учащихся. Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся.

        Формирование у учащихся с ОВЗ вычислительных навыков – это трудоемкая работа, если не вносится разнообразие в ее организацию.  В своей практике я использую CD диски с вычислительными заданиями, сборники с занимательными заданиями и упражнениями на развитие логического мышления, памяти и внимания.

        Компьютерные игры я использую в процессе развития и коррекции познавательных  психических процессов, выработке учебных знаний, умений и навыков.

         Обязательным этапом урока математики является физкультминутка для снятия мышечного статического напряжения, которую также может провести компьютер. Я провожу физпаузу, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность обучающихся, нарушается внимание, сосредоточенность. В этот момент на экране появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах с звуковым сопровождением. Дети во время отдыха осознают положение своего тела и под весёлую музыку выполняют показанные движения. Во время проведения физкультминутки у детей происходит развитие пространственных представлений. В своей практике я также использую компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам учащихся.  

        Применение проектных технологий я также использую в своей работе. К этой деятельности привлекаются ученики и их родители. При создании мини-проектов, электронных презентаций ребята не только применяют умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике.

        Для меня результат такой работы также немаловажен, т.к. ученики, работая над созданием презентаций, убеждаются сами в главном: какую бы идею, носящую практическую направленность, они ни пытались воплотить в жизнь, без математических знаний и информационно коммуникационных технологий не обойтись.

        В своей практике я использую электронные энциклопедии, которые объединяют в себе функции демонстрационных и справочных материалов. В отличие от своих бумажных аналогов гипертекстовые энциклопедии обладают дополнительными возможностями и свойствами:

  • Они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям.
  • Удобная система навигации на основе гиперссылок.
  • Возможность включать в себя аудио-, видеофрагменты.

На уроках я использую материалы энциклопедий «Кирилла и Мефодия», Википедии, Математической энциклопедии. По материалам энциклопедий учащиеся пишут доклады, рефераты, для себя я черпаю дополнительную информацию к урокам и внеурочной деятельности.

На сегодняшний день использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе представляется актуальным и необходимым. В учебном информационном  пространстве владение  средствами ИКТ, как учителем, так и учащимися, позволяет расширить кругозор детей, дать возможность раскрыться индивидуальным особенностям учащихся, разнообразить урок и подать материал разносторонне. Все это говорит о том, что урок с использованием информационно-коммуникационных технологий имеет более высокую эффективность по сравнению с традиционным уроком.

Литература

  1. Возможности образовательного ресурса ИКТ в обучении математике детей с нарушениями интеллекта в СКОУ на современном этапе развития специального образования. (Материалы всероссийской научной конференции по вопросам организации и содержания обучения детей с умственной отсталостью. ФИРО, 2013 г.)
  2. Веселов А.Н. Эволюция технических средств обучения в специальном образовании. Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения». ЧГУ, 2013г.
  3. Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Вопросы Интернет-образования, 2011г.
  4. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации; Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик» – 2003 г. – С. 68-70.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В данной работе показано использование современной информационно-комуникационныой технологии на уроке математики.  Результаты при использовании ИКТ на уроках математики. •развитие межпредметных...

«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе»

Реферат по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе" отражает следующие вопросы: современные тенденции в системе образования, определени...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе (из опыта работы)

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учит...

Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VIII ВИДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ

В докладе представлен опыт использования информационно-коммуникационных технологий учителями специальных (коррекционных) классов VIII вида в условиях общеобразовательной школы по адаптированной програ...

Презентация ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VIII ВИДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ

Необходимость использования ИКТ на уроках в специалиальных (коррекционных) классах  VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья  ИКТ- помощник в освоении нового, р...

Методическая разработка по теме» «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в обучении детей с ОВЗ»

Всеобщая компьютеризация и внедрение компьютерных технологий требует от педагогов постоянного развития в данной области. Ведь именно это, является методом повышения эффективности учебного процесса. Но...