Дифференциация согласных в словах и предложениях
методическая разработка на тему

Свиридова Любовь Владимировна

конспекты логопедических занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_soglasnykh_p-b_.docx22.01 КБ
Файл differentsiatsiya_zvukov_s-sh.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

КГБС(К) ОУ «Рубцовская специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат №1 VIII вида». г. Рубцовск, ул. Осипенко, 182-а

                             

    Тема:

     « Дифференциация согласных п-б в словах и предложениях»

                                                                      Учитель-логопед

                                                                      Свиридова Л.В.

                                            Рубцовск-2014г.

                                                План-конспект

                            фронтального логопедического занятия

Тема: « Дифференциация согласных п-б в словах и предложениях» .

Цель: Формировать навык дифференциации согласных б-п на письме.

Задачи: 1.Отрабатывать правильность произносительных навыков звуков п-б в различных сочетаниях с другими звуками в словах и предложениях.

2.Формировать навык дифференциации согласных п-б на письме.

3.Коррегировать недостатки фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Оборудование: у логопеда: одноразовые шпатели, таблицы, схемы, слайды, компьютер, предметные картинки;

у детей:  зеркала, тетради, карточки для индивидуальной работы, предметные картинки, таблицы, схемы, слайды.

Литература: 1) Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва, «Просвещение», 1991г.

2)Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников.Москва, «Просвещение», 1969г.

3)Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов .Москва, «Владос»,2001г.

                                                  Ход занятия.

1. Организация группы.

-На какое занятие вы пришли?

-Чему вы учитесь на занятиях в логопедическом кабинете?

2.Работа по развитию артикуляционного аппарата.

   а) точечный массаж;

   б) упражнения для губ:

-удерживание губ в улыбке (верхние и нижние зубы обнажены),

-вытягивание губ вперёд «трубочкой»,

-чередование положения губ: «трубочка», «улыбка»,

-спокойное открывание и закрывание рта (губы в положении «улыбки»);

   в) упражнения для языка:

«лопаточка»,»иголочка», чередование положения языка: широкий – узкий, вверх – вниз.

3.Основная часть.

а)

-Какие звуки учимся различать?  (Учимся различать звуки п-б).

-Давайте произнесём их.

- Вспомните чем они похожи, при произношении?  (Губы плотно сжаты и под напором воздуха резко открываются).

-А чем отличаются?

-Сегодня на занятии мы продолжим работу над звуками п-б. Будем учится различать звуки п-б в словах и предложениях. (Тема).

б) Пальчиковая гимнастика «Белка».

в) Работа в тетрадях.

-Какая сегодня дата?

-Запишите дату в тетрадь.

Минутка чистописания: Бо

-Обратите  внимание на соединение заглавной буквы «Б» со строчной буквой «о»

-Как они соединены между собой? (С помощью соединительной чёрточки, которая идёт снизу вверх).

г) Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие по Сказочному королевству. На пути нам встретятся различные препятствия и, если мы выполним все задания, будем правильно различать звуки п-б, то прибудем в праздничный зал, к Доброй Фее, где нас ждут призы и награды. В путешествии нам поможет карта. (Слайд)

         

                               ПЛАН  СКАЗОЧНОГО  КОРОЛЕВСТВА

                                                          Парк

                                                     радости

                                                                                                          Озеро

                                                                                                     спокойствия

                        Замок

                     принцессы

                    грамматики

     

                                                                                                   

       Поляна

    правильной                                                                                          Замок

      речи                                                                                               Доброй Феи

                                                                                                     

                                                                                                         

                                                                                               

     

-Как она называется?

-Путешествие начинаем с логопедического кабинета. А как он называется на карте?  (Поляна правильной речи).

-Почему логопедический кабинет так назван? ( В кабинете мы учимся правильно говорить).

-Итак, в путь. Первая остановка, первое задание.

-Куда мы с вами прибыли? Прочитайте. (Замок принцессы Грамматики).

-Возьмите конверты, прочитайте задание.

(-Прочитайте слова, произнося пропущенный звук «б» или «п».

Ли-а, -очки, -усы, то-оль, -илот.)

Липа.

-Какой звук пропущен? ( звук «п»)

-Какой он? (глухой).

-Какую букву будем записывать? (букву «п»)

-Объясните значение слова липа.  (Липа-это дерево).

(Аналогично- остальные слова).

-Какие буквы нужно было вставить?

-С данными словами придумайте предложения.

Поощрение.

-Следующая остановка. Где? Прочитайте. Парк Радости.( Принцесса Улыбка.)

-Познакомимся с заданием.

репа

берёзка

помидор

поляна

букет

яблоко

-Вырасти дерево. (Слайд).

(Логопед называет звуки, дети  записывают слово, находят карточку с данным словом, прикрепляют к стволу дерева).

БЕРЁЗКА

-На какое изученное правило это слово?

(Звонкая согласная в середине слова.) – Вспомните правило.

А ещё какое это слово? (Словарное).

-Какую гласную нужно запомнить?

РЕПА, БУКЕТ

-Какой изучаемый звук в слове букет? Репа? (глухой согласный звук «п», звонкий согласный звук «б»)

ПОЛЯНА

-А почему в слове поляна написали букву «о»?  (Дети подбирают проверочное слово).

ПОМИДОР, ЯБЛОКО

-Где вы познакомились с написанием этих слов?

-Какие это слова?

-Прочитайте ещё раз эти слова  (берёзка, репа, букет, поляна, помидор, яблоко).

-Встретились ли в данных словах звуки, которые учимся различать?

-На каком месте по счёту стоит звук «б» в слове яблоко? Звук «п» в слове репа?

Поощрение.

Физминутка. Звучит лёгкая музыка.

   Спал цветок и вдруг проснулся.

   Больше спать не захотел.

   Шевельнулся, потянулся,  

   Взвился вверх и улетел.

-Кто услышал знакомые звуки в словах физминутки?

-В каких словах?

-Сядьте правильно. Продолжаем работу.

-Какая по характеру была музыка?

-Как вы себя чувствовали?

-В каком кабинете нашей школы вы так хорошо себя чувствуете?

-Продолжаем путешествие.

(Озеро спокойствия.)

 а)-Здесь мы проведём несколько приятных минут с принцессой Внимания.

-Вам нужно : назвать слово, определить звук («п», «б») и показать карточку с соответствующей буквой.

-Кого ловят рыболовы?

-Какое дерево имеет белую кору?

-Как называется первый день недели?

-Что поют ребята на музыкальных занятиях?

-Крупное учреждение, где берут или кладут деньги?

-Встаёт на заре,

Поёт во дворе,

На голове гребешок.

Кто это?

-Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он весёлая игрушка

И зовут его …

-Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко

Ну, конечно, это …

-Услышали ли вы звуки «п»-«б» в словах?

-В каких? (Место звука в слове).

б)-Правильно расставьте слова, прочитайте стихотворение. Начинать нужно с предлога «На»    (Слайд).

                                    -ках            

                                        лись-                              пер-                

                                       берёз-        

                                    показа-                                       белых

                                       На                                       -вые

                                     в поле                                лопа-

                                                                                         цве-

                                           почки     точки        ются

-Прочитайте стихотворение. (Правильный текст на слайде)

Запишите первые две строчки стихотворения в тетрадь (текст на карточках).

-Подчеркните буквы «п», «б».

-Назовите слова с буквой «п», с буквой «б».

Поощрение.

 4)Итог.

Замок Доброй Феи.

- Закончилось наше путешествие по Сказочному королевству. Добрая Фея хочет посмотреть на результаты вашей работы.

-Какие звуки учились различать? Оценки . Награждение медалями.

        КГБС(К) ОУ «Рубцовская специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат №1 VIII вида». г. Рубцовск, ул. Осипенко, 182-а

                                Звук и буква «ш»

                                                                                Учитель-логопед

                                                                                Свиридова Л.В.

                                            Рубцовск-2014г.

Тема: Звук и буква «ш».

Этап: Автоматизация звука «ш» в словах.

 Цель: вырабатывать умение чётко произносить звук «ш» в  словах .

Задачи:

Образовательные

 Закреплять:

-слуховой и моторный образы звука «ш»,  

-умение правильно произносить звук «ш» в  словах  

-умение определять место звука в словах.

Коррекционные

Развивать:

-фонематический слух и восприятие,

-память, мышление, мелкую моторику.

Воспитательные

Воспитывать:

-желание говорить правильно и красиво

   Оборудование: у логопеда:  одноразовые шпатели, магнитофон, игротека, таблица, слайды, компьютер, карточки для фронтальной работы ;

у детей: карточки для  индивидуальной работы,  зеркала,  тетради, ручки, салфетки.

   

  Литература:1)Т.А.Ткаченко. Логопедическая энциклопедия. М.: ООО  ТД «Издательство Мир книги», 2010г.

2)Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков у школьников. М., «Просвещение», 1969г.

3)Е.И.Шаблыко. Коррекция нарушений произношения шипящих звуков. М.:ТЦ Сфера, 2013г.

                                           

                                            Ход занятия.

1.Организация группы.

-На какое занятие вы пришли?

-Чему учитесь на занятиях в логопедическом кабинете?

2. Артикуляционная гимнастика: а) массаж

   б) упражнения для губ:

«Трубочка»

«Улыбка»

Крепко сжать губы.

Округлить губы.

  в) упражнения для языка:

«Прогулка»

«Желобок», «Трубочка»

Почистить верхние зубы (с двух сторон)

«Вкусное варение»

«Чашечка»

3. Основная часть

а )-Какой звук учимся произносить?

-Давайте вместе произнесём (шшш…)

-Сегодня на занятии мы продолжим работу над звуком «ш». Будем учиться правильно произносить звук «ш» в словах.

б)  -Как нужно правильно произносить звук «ш»? (Таблица «Артикуляция звука «ш»).

в) Запись даты в тетрадях.

г) Автоматизация звука «ш» в словах.

- Дети, будьте внимательно, я включу магнитофон, вы слушайте диктора и выполняйте его задания.

-Представим себе, что мы идём по школьному саду, вдруг подул ветер и зашелестели листочки. ШШШШ…

-Покажите, как шелестят листочки.

-Ветер затихает, шелест еле слышен.

-Произнесём шшш… (тихо).

-Но вот новый порыв ветра, шелест листьев усиливается.

-Произнесём шшш… (громче).

-А вот нам встретился ручей и чтобы его перейти нужно отгадать загадки.

   Сегодня всё ликует !

   В руках у детворы

   От радости танцуют

   Воздушные …

   Мохнатенькая

   Усатенькая

   Ест и пьёт

   Песенки поёт.

   Не летает, не жужжит –

   Жук по улице бежит,

   И горят в глазах жука

   Два блестящих огонька.

- Назовите ещё раз эти слова (шары, кошка, машина).

-Какой звук чаще встречается?

-Я ещё раз назову эти слова, а вы определите место звука в слове.

-Шары. Кошка. Машина. (Дети поднимают карточку с цифрой. )

-Какой буквой обозначается звук «ш»?

-А как вы напишите слово «машина»?

-Почему?  (жи-ши).

-Запишите эти слова в тетрадь по памяти.

-Прочитайте записанные слова.

-Назовите предметы, изображённые на картинках. (Шары. Кошка. Машина.)

-Составьте предложения с данными словами. (Устно).

   Физминутка.

     Тише, мыши,

     Тише, мыши.

     Кот сидит

     На нашей крыше.

     Мышка, мышка, берегись

     И коту не попадись.

Работа по карточкам.

 -Возьмите конверты. Что там находится? Сосчитайте, сколько карточек? Разложите в обратном порядке (6,5,4,3,2,1). Возьмите карточку №1. Какой слог нужно вставить? Какое  слово получилось? (Уши). Повторите. Объясните значение этого слова. Как нужно правильно записать это слово? Почему?

(Аналогично  проводится работа над остальными словами.

(Вставьте пропущенный слог).  У.., мы.., ми…, ба…, ти..на, ма..на.

   Домашнее задание. К записанным словам(уши, мыши, башня) подобрать другие слова, которые отвечают на вопросы: что делают? что делает? На уроке русского языка вы расскажите ребятам своего класса какие слова вы подобрали.

Составьте слова.

   а у ш б   -шуба,     к о к ш а   - кошка,   ш к а п а   -шапка,    р а ш ф   -шарф

-Прочитайте составленные слова.

Три слова можно объединить, а одно слово лишнее.

-Объясните.

-Какой звук учимся правильно говорить?

Игротека.

ш

ш

ш

ш

-Начинай с буквы «ш».

1.Головной убор.

2.Лёгкий, круглый, но не мяч.

3.Собирают ребятишки

  В парке жёлуди и … .

4.Человек, который водит машину.

4. Итог. Оценки.

-Какой звук учились говорить?

-Как нужно правильно его произносить? (Таблица).

 

   

   



Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «Рубцовская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №1VIII вида»

Дифференциация звуков (с-ш)

              Домашние задания

                                                                      Учитель-логопед Л.В.Свиридова

        Рубцовск-2012

                                                 

С-ш -1      Язык кверху – ша, ша, ша,

                 Наша Маша хороша.

                 Язык книзу – са, са, са,

                  Укусила нос оса.

Слоги для чёткого произнесения

са-ша                ша-са          са-ша-са

со-шо               шо-со          со-шо-со

су-шу               шу-су          су-шу-су

сы-ши              ши-сы         сы-ши-сы

се-ше               ше-се          се-ше-се

Повтори, прочитай слова

Наш-нас                   уши-усы                  кашка-каска

Ваш-вас                   мышь-мыс               шутки-сутки

Каша-касса             башня-басня            Мишка-миска

Ответь на вопросы

-Что надевают зимой?

-Что светит днём на небе?

-Кто ловит мышей?

-У кого пушистый хвост?

-Что падает с сосны?

-Кто ведёт поезд?

Слова для справок: солнышко, шапку, свитер, кошка, лиса, машинист, шишки.

Определи какой звук в слове- с или ш.

Сила, шило, шахта, весна, смех, шея, сетка, шаги, шаль, свет, шутка, шпалы, слово, кости, каштан, вышка, квас, уксус, мышь.

Игра «Один-много»

Стол- столы, стул- , шарф-, сова-, шина-, коса-, шуба-, астра-, крыша-, кошка-, сосна-, рубашка-, матрос-, поднос-, ромашка-.

Произнеси словосочетания

Седой дедушка. Пушистый снег. Душистое сено. Красный карандаш. Сухие шишки. Смешной рассказ. Мшистое болото. Страшный зверь. Шелковистая трава. Шёлкова головушка, масляна бородушка.

С-Ш-2

Прочитай слоги

Ша-са-ша                аса-аша

Шо-со-шо               асо-ашо

Шу-су-шу               асу-ашу

Ши-сы-ши              асы-аши

Ше-се-ше               асе-аше

Запомни и воспроизведи ряд слогов

Са-ша-са, ша-са-ша, ша-ша-са, со-шо-со, шо-со-шо, са-са-ша, су-шу-су, шу-су-шу, шу-шу-су.

Прочитай слова. Выдели начальный слог.

Сани, шали, сухо, шина, сало, шило, соты, шея, сомы, шаги, сапог, сырой. Шили, сели, шумит.

Произноси слова парами отражённо.

Усы-уши, нос-нож,крыса-крыша, носки-ножки. миски-мишки, нас-наш.

Запомни и назови ряд слов.

Спешить-поспешил-спешка; сшить-сшили-расшить; сушить-сушили-засушили- сушка-высушили.

-Вспомни слова похожие на слово сушь.

 

Ответь на вопросы одним словом.

-Кто ведёт поезд?

-Что светит днём людям?

-Чем покрыто тело кошки, собаки?

- Каким словом можно назвать маленькие баранки?

-Логопед прочитала детям рассказ , и дети рассмеялись. Какой был рассказ?

Закончи предложения одним словом

Да здравствует мыло … (душистое).

И полотенце …(пушистое).

И зубной…( порошок).

И густой …(гребешок).

С-ш-3

Повтори, прочитай слоги

Аша-аса                   саш        шас

Ашо-асо                   сош       шос

Ашу-асу                   суш       шус

Аши-асы                  сыш      шис

Аше-асе                   сеш       шес

Какими звуками отличаются пары слов?

Уши-усы, крыса-крыша, басня-башня, нас-наш, вас-ваш, кашка-каска, шутки-сутки.

Слова для чёткого произнесения

Саша, суша, сушки, шоссе, стёклышко, машинист, солнышко, шелест, шесть, шалость, нашествие, путешествие.

Составь слова из данных слогов

ка-дос, са-кас, ло-ши, ла-шко, но-сук, ка-пуш, ка-мас. ка-мис, та-шах, ня-виш, на-ши, ша-ту, ты-кус, ка-сум.

Измени предложения по данному образцу

Я пишу стихи.

Ты пишешь стихи.

 Он пишет стихи.

Мы пишем стихи.

Вы пишите стихи.

 Они пишут стихи.

      Я шёл по саду.  Я несу мешок.  Я кушал салат.

Произноси предложения отражённо

Кукушка весело кукует. Маша пьёт кисель. Саша несёт груши. Пастушок спешит домой. Сестра сшила Саше рубашку. У слона большие уши.

С-ш-4

Чётко произнеси слоги

Спа-шпа                              сна-шна

Сма-шма                             ска-шка    

Сфа-шва                             сха-шха

Сва-шва                              сла-шла

Игра «Друзья»

Кто с кем дружит?

Соня с Шурой; Маша с …; Миша с …; Катюша с … Ивашка с …; Надюша с …; Света с…;

Даша с … ; Сима с …; Даша с …; Саня с …; Гриша с …

Прочти и подумай

Ананас, поднос, шиповник, нос, шутник, лошадь, фикус, ирис, кипарис, мышонок, шина, утёс.,ландыши, орешник, лес, аист, горошек, куст, хвост.

-Что из них может расти и что не может?

-Назовите растения.

-Назовите животных.

Составь слова из данных слогов

ны ма ши;  по са ги ;  ло го са;   ко шо лад;  ки баш ма;  пов ши ник;  ло со вей;  ло га ши;

ба со ка; ши ти  на;  ло во сы.

Измени предложения по образцу

Я собирал шишки. Ты …, Он …,      Мы …,    Вы …, Они …

Я пасу лошадей.

Я сел в машину.

Раздели слова на 3 столбика: со звуком «с»,  со звуком «ш»,  со звуком «с» и «ш».

Свёкла, душ, шкаф, носки, ромашка, лес, редис, мешок, солнышко, сосулька, шашки, бабушка, старушка, сушка, шоссе.

Произнеси скороговорки в 3 темпах: медленном, среднем и быстром.

Сосна шумит со сна,                                       Саша мал,

Со сна шумит сосна.                                       Саша мил,

                                                                          Саша с мылом уши мыл.

С-ш-5

Игра «Наоборот»

 а) слоги:  са-са-са- ша-ша-ша                             аш-аш-аш- ас-ас-ас

                  со-со-со-                                              ош-ош-ош-    

                  су-су-су-                                              уш-уш-уш-

                  сы-сы-сы-                                            иш-иш-иш-

б) слова:  уши-усы                                              вас-ваш

                 шутки-                                                 посол-

                 кашка-                                                 масса-

                 Машка-                                               Сашка-

                 Мишка-                                               саман-

Составь и прочитай слова

у д ш;  о с к;  ы у б с;  я с м о;  м с о;  и а ш г;  а у ш б;  л т с  о;  у ш м;  ы и м ш; а и ш н;

к ш а ф;  о н с;  и а с н;  а а к ш;  л у с т;  ы с н.

 Подбери признаки и действия на звуки Си Ш к предмету.

                                                 КОШКА

                    Большая                                         спешит

                    Пушистая                                       дышит

                    Смешная                                         шалит          

                    Ушастая                                          спит

                    Плюшевая                                       ест

Назови слова, обозначающие мебель, посуду, игрушки.

Стул, стакан, пушка, кувшин, машина, шкаф, миска, санки.

Вове дали задание назвать по 10 имён  в которых есть звук «С», звук «Ш».

Но Вова назвал только по 5 имён: Соня, Сеня, Вася, Тарас. Люся…

                                                          Маша, Паша, Яша, Миша, Даша..

Помогите Вове выполнить задание

Прочитай предложения

   В школе стояла большая красивая ёлка.

Мышка нашла сухую соломку.

Дети слушали сказку «Петушок».

Больше дела, меньше слов.

С-ш-6

Слоговые ряды.

Сна-сно-сну-сны                                        шна-шно-шну-шны

Сно-сну-сны-сна                                        шно-шну-шны-шна          

Сну-сны-сна-сно                                        шну-шны-шна-шно  

Сны-сна-сно-сну                                        шны-шна-шно-шну

Игра «Отгадай слово» (пропущены «С» или «Ш»)

-апка,  -умка,  -оль, - ум,  -анки, -лем,  -умит,  -пать,  --уба,  -ова, -ок,  -ом,  -айба, -уп,

ду-,   ква-,  анана-,  камы-, компа-, мы-.

Назови ласково

Пёс- пёсик, шарф-,  нос- , усы-,  шайба-,   мышь-,  шея-, бусы-, лошадь-, шар-, шуба-, сухарь-, салат-, карандаш-, колбаса-.

Догадайся сам и загадай своим друзьям

-Всегда ходят, а с места не сходят.

-Новая посуда, а вся в дырках.

-Этот конь не ест овса.

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём.

 Только лучше правь рулём.

-Под полом скребусь, а кошки боюсь.

-Пером и пухом нас набили, чтоб очень мягкие мы были.

Лежим спокойно под щекой, чтоб сон был крепкий и покой.

Ответь на вопросы. Произноси предложения целиком.

    Снег какой? Пушистый. (Снег пушистый).

Карандаш какой? Рассказ какой? Зверь какой? Трава какая? Головушка какая? Бородушка какая? Сено какое? Болото какое? Шишки какие? У кого шёлкова головушка, масляна бородушка7

Скороговорки

Шишки на сосне, шашки на  столе.

В шалаше шесть шалунов.

С-ш-7

Слоговые ряды

Асн-осн-усн-ысн                                      ашн-ошн-ушн-ышн

Осн-усн-ысн-асн                                      ошн-ушн-ышн-ашн

Усн-ысн-асн-осн                                      ушн-ышн-ашн-ошн        

ысн-асн-осн-усн                                       ышн-ашн-ошн-ушн

Прочитай. Назови сначала односложные, потом двухсложные и трёхсложные слова.  

Шум, шапка, сок, усы. шина, машина, тишина, высота, шашки, сено, сады, кусты, нос, душ, ковш, шалаш, капуста, шишки, шляпа,  солома, песок, уксус,  весы, шкатулка, сосульки, кувшин, шахматы,  осина, свет, слава, сокол.

Прочти и подумай

  Кошка, шишка, гусь, лось, слива, пушка, мошка, шашки, такси,  карась, подушка, мишка, свисток, мышка, крошка, свинка, сметана, снегирь, катушка, игрушка, носки, петрушка, сливки, гости, камушки, окошко, костюм, дедушка, бабушка, домишко,  самолёт, лукошко, Антошка, кашка. тесто, мартышка.

Что из названного здесь может само двигаться и что не может?

Что здесь может расти и что не может?

Прочти и повтори

Са-са-са, са-са-са                                           Су-су-су, су-су-су    

Ой-ой-ой!Летит оса!                                    Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы                                     сы-сы-сы, сы-сы-сы    

Не боимся мы осы!                                       Мы не видели осы.            

                                   Са-са-са, са-са-са

                                   Отгадайте , где оса.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши                         Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Что-то шепчут камыши.                        Нет уж утки в камыше.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше                            Ши-ши-ши, ши-ши-ши                      

Это утка в камыше.                                Что же шепчут камыши?      

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Выходи из камыша!

Произнеси отраженно пословицы, поговорки. Выучи. Выясни смысл каждой пословицы, поговорки.

Как постелишь, так и поспишь.               Песней поле не вспашешь.

Береги нос в большой мороз.                   Поспешишь- людей насмешишь.

Не спеши языком, а спеши делом.          Совушка, совушка, большая головушка.

С-ш-8

Слоговые ряды

 Сма- смо-сму-смы                             шма-шмо-шму-шмы

Смо-сму-смы-сма                               шмо-шму-шмы-шма

Сму-смы-сма-смо                               шму-шмы-шма-шмо

Смы-сма-смо-сму                               шмы-шма-шмо-шму

Правильно проговори

Саша, шесть, сушки, шоссе, солнышко, машинист, шестнадцать, штепсель, шестьдесят, шахматист, шестьсот, путешественник, пастушок, пастушка.

Игра  «1-2-5-6-7-8-9-10» со словами сушка, шоссе, солнышко, машинист, шахматист, путешественник, пастушок, пастушка.

Продолжи ряд.

Шарф из ситца- ситцевый шарф;  шарф из шёлка-…; шарф из шифона-…; салат из моркови-…; салат из свёклы-… салат из капусты-…

Спряжение в настоящем времени

Спешить по шоссе и есть сушки.

Прочти , подумай.

Миша … на кушетку. У нашей … котята.  Дядя Степан … стадо.   В нашем … много яблонь.   Саша поставил кувшин на … .  У лисы пушистый … . Кошка поймала … . Книги стоят в … .  У дома стоит легковая … .  В классе наступила … .

Выучи

             Лиса

  Я согнусь в дугу,

 Тише, тише, ни гугу!

 Побегу , на лугу

 Петушка подстерегу.

Подкрадусь исподтишка,

Изловлю я петушка.

Петушок, петушок,

Залезай ко мне в мешок.

Скороговорки

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила- рукав не пришила.

Шишки скользкие шуршали, шумно шлёпались с сосны, слоем снега, словно шалью, скроет шишки до весны.

С-ш-9

Слоговые ряды

Асм-осм-усм-ысм                                ашм-ошм-ушм-ышм

Осм-усм-ысм-асм                                ошм-ушм-ышм-ашм

Усм-ысм-асм-осм                                ушм-ышм-ашм-ошм

ысм-асм-осм-усм                                 ышм-ашм-ошм-ушм

Родственные слова

Смешить-смех, смешок, смешной, смешинка, насмешка, усмешка, смешно;

Спешить-…

Замени звук «С» на звук «Ш»

Сайка- шайка, сутки-…, стуки-…, скала-…, стопор-…, споры-…, стык-…, сок-…, стиль-…, марс-…, вас-…, нас-…, плюс-… .

Спряжение в настоящем и будущем времени

Шептать на ушко бабушке смешной стишок.

Чётко проговори

Шустрая старушка.                            

Шестой пастушок.

Шерстяной сарафан.

Старший сынишка.

Машинист сошёл с подножки.

Самый старший шахматист.

Шустрый сынишка.

Скользкое  шоссе.

У старушки сушки.

Шесть сушек.

Прочитай. Повтори в быстром темпе.

Береги нос в большой мороз.

Дышит паром паровоз, пышит пар из-под колёс.

Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.

Расшумелись на опушке, совы, сойки и кукушки.

У большого шалаша слон качает малыша, а мамаша не спеша шубку шьёт для малыша.

Пословицы

Как постелешь, так и поспишь.

Руки не протянешь, с полки не достанешь.

В согласном стаде и волк не страшен.

С-ш-10

Слоговые ряды

Сма-сма-шма                               асм-асм-ашм

Сма-шма-шма                              асм-ашм-ашм

Сма-шма-сма                               асм-ашм-асм    

Шма-шма-сма                              ашм-ашм-асм

Шма-сма-сма                               ашм-асм-асм

Шма-сма-шма                              ашм-асм-ашм

Подбери предметы к признакам

Смешной-…, душистый-…, бесшумный-…

Смешная-…, душистая-…, бесшумная…

Смешное-…, душистое-…, бесшумное… .

Спряжение в настоящем и будущем времени.

Сушить пуховые подушки на солнышке.

Помоги правильно закончить предложение.

Положили в плошку…(каску).

Надевал пожарный …(кашку.

Сочинял писатель…(башню).

Рисовал художник…(басню).

Сладко спит в берлоге…(миска).

На столе с салатом …(мишка).

На лицо надета…(Машка).

Имя нашей кошки …(маска).

В поле землю я …(пасу).

На лугах коров…(пашу).

Чётко проговори каждую пару слов 3-4 раза.

Скоростное шоссе.

Смешное путешествие

 Ясное солнышко.

Послушный сынишка.

Страшный стишок.

 Сынишка на раскладушке.

Шесть пастушков.

 Шесть стёклышек.

 Машиностроительная промышленность.

Бесстрашный парашютист.

Говори чётко и выразительно

-Пылесос, пылесос!                           -Мышка, мышка, что не спишь?

Ты куда суёшь свой нос?                  Что соломкою шуршишь?

-Шу-шу-шу, шу-шу-шу,                     -Я боюсь уснуть, сестрица,        

 Вашей пылью я дышу!                       Кот усатый мне присгнится!

 Чётко проговори скороговорки сначала медленно, а потом быстро.

В сплошной тиши у шалаша я слышу шорох камыша.

За шоссе, за шоссе шуршали мыши в камыше.

Прочитай

                                Умная галка.

  Хотелось галке пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не смогла достать её. Она стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине стала выше, и галка напилась.

                                     Сосед

Саша шёл в школу, а позади него шагал пёс Пушок и , как всегда, нёс Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шёл к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошёл к Пушку Сашин сосед-Мишка- и протянул собаке кость с мясом. Пушок бросил сумку, схватил большую кость и снова пошёл за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: «Посмотрю я на Сашку, когда он с костью придёт в школу  да за парту сядет!»        

                                    Умная лошадь

Дядя Степан ехал домой. Вдруг подул сильный ветер. Пошёл снег. Поднялась сильная метель. Дядя Степан сбился с пути. Остановил он лошадь, а сам стал искать дорогу. Лошадь послушно  стояла. Но не нашёл дядя Степан дороги. Он снова сел в сани. Лошадь постояла немного, потом тихо тронулась с места и пошла. Шла-шла лошадь и пришла прямо к своему дому. Умная была лошадь.

                                     После бури.

  Страшный шторм пронёсся над посёлком. С шести домов были сорваны крыши, со многих столбов свисали провода. Несколько деревьев валялись посередине шоссе и нарушали движение транспорта. Машины стояли по обе стороны завала и сигналили. Некоторые водители вышли из машин и стояли на шоссе в нерешительности. Вдруг водитель одного самосвала достал из кабины трос, обвязал упавшее дерево и с помощью своей машины убрал дерево с шоссе. Так же поступили и другие шофёры. Скоро шоссе было свободно для движения машин.

 С-ш-11

Чётко проговори каждое слово.

   Саша. Сушу. Слушаю. Скушаю. Спешка. Слышу. Смешу. Спешу. Услышу. Сынишка. Трусишка. Шестой. Смешок. Стишок. Сушки. Шесть. Шерсть. Шерстяной. Штепсель. Шахматист. Штангист. Шелест. Шустрый. Душистый. Пушистый. Путешествие. Происшествие. Машинист. Шоссе. Страшный. Старушка. Пастушок. Кассирша. Соловушка. Поспешно. Насмешка. Путешественник. Слишком.

Представь , что к широкому шоссе спешит человек, он торопится на автобусную остановку. Послушай слова и объясни их значение. Затем полным предложением ответь на вопрос: кто спешит к шоссе?

Например: К шоссе спешит машинист. К шоссе спешит шахматист.

Штангист, шахматист, путешественник, пастушок, машинист, шпажист, планерист, телефонист, писатель, велосипедист, шофёр, шахтёр, паспортист, космонавт.

Представь, что 6 шустрых мышат живут в сказочном домике. Нарисуй их. Послушай , что делали мышата, а затем составь о них предложения самостоятельно.

Например: Шесть мышат спать спешат. Шесть мышат есть хотят.

Спать спешат, кошку смешат, усами шевелят, вдоль шоссе спешат, есть хотят, листьями шуршат, нас смешат, хвостами шевелят.

Произнеси рифмовку.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Шесть ребят живут в избушке, шесть маслят вблизи опушки.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Шустрый кот осенними листьями шуршит, возле стога с сеном мышек сторожит.

Инсценировки.

-Шёл по лесу шустрый Мишка.

На него свалилась шишка.

-А на нас ,а на нас

Пусть сорвётся ананас!

-Шустрый Мишка сушит сушки,

Миша высушил штук шесть.

-Как смешно спешат старушки

Сушек Мишиных поесть!

-Слышу! Слышу! Две букашки          Под простынки влезть хотят,

Спать устроились в ромашке!            Лепестками шелестят.

Дифференциация звуков С_Ш в стихотворных текстах о животных

 

Болотная лягушка                                                   Заходи, сороконожка,

Купила саксофон,                                                   Посиди со мной немножко,-

Умеет за лягушку                                                   Так шептал усталый шмель,

 Прекрасно квакать он!                                          Приглашая влезть на ель.    

Весёлые мыши забрались на крышу                      К дому мышка подошла,

И лезут упрямо всё выше и выше:                         Лапкой двери поскребла,

«Совсем не боятся они высоты»,                           Заглянула - нет ли кошки,

Решили, взбираясь за ними, коты.                         И уселась на окошке.

Ветер ёлками шумит,                                              Черепаха всех смешит,      

Ёжик наш домой спешит.                                       Потому что не спешит,

Вдруг из леса вышел волк,                                     И куда спешить тому,
На ежа зубами – щёлк.                                            Кто всегда в своём дому?

Ёж иголки показал,

Волк со страху убежал.

Спал заяц в лесу, не мешал никому,                       У широкого моста    

Вдруг что-то упало на спину уму.                           Пёс поймал в реке кита,  

Помчался трусишка, от страха дрожа,                    Спрятал за окошко,

И где-то в кустах потревожил ежа.                          Съела его кошка,    

И крикнул испуганный зайка тогда:                         Помогали два кота…

-Спасайся кто может! Случилась беда!                    Нет большущего кита!

Я люблю свою лошадку,                                            Шёл козёл с косой козой,

Причешу ей шерстку гладко,                                    Шёл козёл с босой козой.      

Гребешком приглажу хвостик                                  Шла коза с косым козлом,

И верхом поеду в гости.                                            Шла коза с босым козлом.

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег.

И на ёлке – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… Не шуметь.

Язык кверху – ши, ши, ши,

Наши уши хороши.

Язык книзу – сы, сы, сы,

У осы усы, усы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дифференциация согласных [Д-Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях».

Конспект группового логопедического занятия в 4 классе...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено  для обучающегося  3  класса  второго отделения школы для глухих и сла...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация парных согласных С и З в словах и предложениях»

Конспект подгруппового логопедического занятия для третьего класса. Тема занятия: «Дифференциация парных согласных С и З в словах и предложениях».Лексическая тема: Китай.Цел...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено для обучающегося 5  класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих детей....