Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
статья по теме
Неослабевающий интерес к проблеме преодоления дисграфии связан с неуклонным ростом численности детей с данным нарушением письма, с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с усложнением симптоматики этого нарушения, а также со сложностью самого процесса письма, требующего участия различных структурно-функциональных компонентов и психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ». | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ».
Введение (актуальность темы)
Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.).
Однако проблема коррекции нарушений письма (дисграфии) все еще остается актуальной, поскольку сами дисграфии часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.
Затруднения в учебе, недостаток понимания и помощи со стороны родителей и учителей обычно влекут за собой изменения в характере ребенка - возникают вторичные аффективные наслоения: ребенок обнаруживает агрессивность, нередко отказывается от выполнения учебных заданий. Эти реакции маскируют чувство глубокой внутренней тревоги ребенка, ощущение собственной неполноценности. Такие вторичные наслоения могут принять в дальнейшем необратимый характер, что ведет к неврозам, нарушениям поведения.
Неослабевающий интерес к проблеме преодоления дисграфии связан с неуклонным ростом численности детей с данным нарушением письма, с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с усложнением симптоматики этого нарушения, а также со сложностью самого процесса письма, требующего участия различных структурно-функциональных компонентов и психических функций.
Целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ способствует предупреждению дисграфии.
Симптоматика дисграфии.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.
У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо - произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико - грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультивных процессов, эмоционально- волевой сферы.
Предрасположенность к дисграфии, как правило, формируется в период раннего развития ребенка. Действие каких-либо неблагоприятных факторов в этот период обусловливает нарушенное или замедленное созревание центральной нервной системы, тех отделов мозга, которые ответственны за формирование предпосылок письменной речи, а в дальнейшем будут задействованы в обеспечении сложной функциональной системы процесса письма.
Дисграфия может быть следствием нарушения восприятия пространства и времени, а также — анализа и воспроизведения пространственной и временной последовательности. Спровоцировать ее появление могут аффективные расстройства.
Говоря о симптоматике дисграфии, следует отметить, что данное нарушение проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом:
- искажения и замены букв;
- искажения звукослоговой структуры слова;
- нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Основными симптомами дисграфии являются специфические (не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые можно выделить в три основные группы:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения.
Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями). Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включаются в её симптоматику, а совместно с нарушением письма входят в структуру нервно – психических и речевых расстройств (при алалии, дизартрии, нарушение речи при умственной отсталости и др.).
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.
Классификация дисграфий (кафедра РГПУ им. Герцина)
-артикуляторно- акустическая;
-на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
-аграмматическая;
-оптическая;
Оптическая дисграфия.
Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к.
Своевременная работа должна начаться в дошкольном возрасте задолго до начала обучения грамоте и основные усилия должны быть направлены на устранение имеющихся предпосылок.
Дошкольный возраст относится к критическим периодам развития ребенка в связи с нарастанием силы и подвижности нервных процессов.
У большинства дошкольников с ОВЗ не сформированы различные составляющие познавательной деятельности: мотив, способность выделить, осознать и принять цель, планирование, регуляция, контроль. У этих детей есть нарушения устной речи, несформированность ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Развивая речь и умственные способности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог способствует переходу данной категории детей в массовые образовательные учреждения.
Проявление у дошкольников признаков оптической дисграфии.
Проявления оптической дисграфии заключаются в следующем:
- Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (письменные И-Ш,Ц-Щ,П-Т, Л-М) или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (письменные строчные В-Д, Б-Д, Ш-Т).
- Недописываниеэлементов букв.
- «Зеркальное» изображение букв.
- Для определения наиболее уязвимых компонентов и выявления основных трудностей, вызывающих предпосылки оптической дисграфии детей необходимо выявить состояние когнитивных функций: зрительный гнозис, зрительно-моторные координации, пространственные представления и восприятие, зрительную память, внимание.
Методические рекомендации к проведению коррекционно-логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с ОВЗ.
Принципы логопедической работы.
Основные принципы логопедической работы по устранению нарушений письма:
1.Патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения);
Основной задачей логопедической работы является коррекция нарушенного механизма. Формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма.
2. Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С.Выготскому) ;
Процесс развития той или иной психической функции должен осуществляется постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции. Т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
3. Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы (на начальных этапах работы).
В основе этого принципа лежит представление о речи, о речевой деятельности как сложной функциональной системе. А также учение о
сложной структуре психических функций. Формирование высших психических функций в онтогенезе представляет собой процесс организации функциональных систем.
4. Принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции.
Максимальное использование полимодальных афферентаций осуществляется дифференцированно, с опорой на сохранное звено нарушенной психической функции.
5. Принцип учета психологической структуры процесса письма и характера нарушения речевой деятельности.
Процесс чтения и письма это сложная многоуровневая деятельность .
В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать то или иное умственное действие, но и довести его до автоматизма. Только при этом условии возможен переход к нормализации целостной деятельности процесса чтения и письма [Р.И. Лалаева, Л.В.Венедиктова].
6. Принцип комплексности.
Возникновение оптической дислексии и дисграфии обусловлено недоразвитием устной речи, несформированностью языковых обобщений. В то же время дислексия и дисграфия не являются изолированными друг от друга нарушениями. Они вызываются едиными механизмами и тесно связаны с нарушениями устной речи. В связи с этим логопедическое воздействие при коррекции этих расстройств осуществляется на весь комплекс речевых нарушений.
7. Принцип системности.
Использование определенных методов определяется целью, задачами, логопедической работы, местом данного логопедического занятия в общей системе коррекционного процесса.
8. Принцип поэтапного формирования психических функций.
На каждом логопедическом занятии необходимо усложнять речевой материал или характер задания.
В процессе коррекции выделяются определенные этапы логопедической работы. Выделение этапов учитывает последовательность формирования данной функции в онтогенезе, поэтапность формирования умственных действий, а также пошаговый характер формирования психических функций [Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, , Л.С. Волкова].
9. Онтогенетический принцип
Необходимо учитывать этапы и последовательность формирования в онтогенезе функций, обеспечивающих овладение чтением и письмом.
Направления и содержание логопедической работы по профилактике у дошкольников оптической дисграфии.
Важным моментом при подготовке к школе детей с ОВЗ становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.
Основная цель: оптимизация коррекционного процесса с учетом специфики работы с данной категорией детей, проводимой в данном направлении – профилактика и коррекция нарушений буквенного гнозиса, то есть опознавательного процесса буквенного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, интересов.
Учитываются индивидуально - психофизическе особенности каждого ребенка. Все задания должны быть интересными, соответствовать интеллектуальным возможностям дошкольника ,учитывать зону ближайшего развития, способствовать формированию устойчивости внимания.
Система работы по предупреждению оптической дисграфии для детей с нарушениями речи, разработана на основе дидактических методов коррекционной педагогики. Помогает осуществлять следующие направления коррекции: развитие высших психических функций; совершенствование пространственно-временных ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, через знакомство с основными понятиями грамоты (звук, буква, слог и т. д.).
Таким образом, систематические и целенаправленные упражнения формируют умение использовать сохранные анализаторы, обогащают пространственные представления детей, способствуют предупреждению оптической дисграфии.
Профилактическая работа с дошкольниками должна проводиться в комплексе с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей. Сформированность речевых и неречевых психических функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, памяти, внимания, мышления, пространственных представлений необходимы для овладения в дальнейшем нормальным процессом письма.
С этой целью логопеды ДОУ активно используют в своей работе дидактические игры.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то, же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок оптической дисграфии: «Построй башни», «Найди фрагменты изображения», «Что пропало? », «Повтори рисунок по клеточкам». «Из чего сделан», «Ластик», «Распутай буквы», «Разгляди буквы», «Зеркало», «Техники».
Работа проводится в следующих направлениях
- Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
- Расширения объема и уточнения зрительной памяти.
- Формирования пространственных представлений.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются следующие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения предметов. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
В процессе работы по разитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис).
Также проводится работа по уточнению представлений детей о форме, величине, цвете.
Выделяют два вида прстранственных ориентировок: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.
Развитие ориентировки в окружающем пространстве:
1.Определение пространственных соотношений предметов. Находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева.»
2. Определение пространственного расположения предметов по отншению к ребенку.
Также необходимы дидактические игры для развития внимания, памяти, мышления.
В работе с детьми можно использовать дидактические игры
«Веселые картинки», «Волшебная рамка», «Кубик-букварик», «Буквы-половинки», «Узнай по силуэту», «Хитрый трафарет».
Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта.
Подготовительный период:
Формирование зрительного гнозиса (восприятие и узнавание на материале цвета, формы и геометрических фигур)
Развитие зрительного восприятия, лежащего в основе пространственного ориентирования, является одним из направлений коррекционной работы по устранению предпосылок оптической дисграфии. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие у детей данного психического процесса и ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования и задерживает переход на следующий возрастной этап.
На занятиях с детьми используются упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т. д. При этом, следуя принципу постепенного усложнения материала, педагог идет от простого к сложному:
Изображения реальных предметов или сами предметы.
Схематические изображения, графические знаки и символы.
Материалы с наложенным изображением и зашумлением.
Работа по закреплению восприятия предметов и их изображения.
При этом отрабатываются умения группировать предметы по форме, выделять часть из целого, составлять целое из частей.
Затем развиваются умения сравнивать изображения по 2 признакам (форме и по цвету).
Формировать умения подбирать предметы одинаковой величины, сопоставлять части и детали предмета.
Сравнение предметов по высоте.
Сравнение предметов по высоте, длине
Сравнение предметов по высоте, длине, ширине.
Различение удалённости предметов.
Формирование пространственного восприятия зритльно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:
- Формирование ориентировок ребенка в собственном теле.
Работа по уточнению представлений о схеме собственного тела является основой пространственного ориентирования.
Работа по выработке, автоматизации и дифференциации направлений пространства в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения и совершенствованием мелкой моторики рук. Физминутки и гимнастика для пальцев рук, для глаз, в сочетании с закреплением направлений пространства преследуют и еще одну цель снятие умственного и психофизического напряжения учащихся, способствуют лучшему усвоению материала, изучаемого на занятии.
Развитие зрительно - моторных координаций.
Система работы при нарушении зрительно - моторных координаций должна строиться с учетом тех причин, которые лежат в основе нарушения (нарушение механизмов зрительного восприятия, нарушение развития моторных функций, нарушение системного взаимодействия этих функций, хотя при этом могут отсутствовать нарушения в развитии зрительных и моторных функций). Дошкольный возраст является важным этапом в развитии моторной памяти.
Развитие тонко координированных движений рук.
При развитии мелкой моторики важна нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Упражнения так же способствуют улучшению внимания, памяти, способствуют формированию пространственных представлений, умению следить за собственными действиями, умение действовать по словесным инструкциями, а так же следить за выполнением поставленной задачей. Мелкая моторика должна решаться через специализированное организованное обучение, совместную деятельность воспитателя с детьми (такую как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей и др.), свободную самостоятельную деятельность. Развитие зрительной и зрительно - моторной памяти.
Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.
Этапы работы:
1.Развитие буквенного гнозиса и автоматизация смешиваемых букв.
- разного шрифта;
- узнавание буквы по её части;
- с наложением из разного шрифта;
- с наложением из одинакового шрифта;
- с зашумлением.
Таким образом, целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое использование дидактических игр при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, является основным методом профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.
Список использованной литературы:
1. Актуальные проблемы профилактики и коррекции нарушений письменной речи. Международная научно- практическая конференция 11 декабря 2007г. Сборник статей /Под ред. В. И.Скворцова. – СПб.,2007.
2. Ананьев Б.Г.Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР.1950.Вып.70.
3. Ахутина Т.В.Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму //Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.,2001.
4. Ефименкова Л.Н. Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.,1972.
5. Чиркина Г. В. Состояние теории и практики устранения нарушений письма и чтения у детей// Материалы 1 международной конференции российской ассоциации дислексии «Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы» 14-16 сентября –М., 2004.
6. Евдокимова Л. А. Предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР // Материалы 1 международной конференции российской ассоциации дислексии «Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы» 14-16 сентября –М., 2004.
7. Иншакова О.Б. Изменение способа анализа ошибок письма при дисграфии у младших школьников // Материалы 1 международной конференции российской ассоциации дислексии «Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы» 14-16 сентября –М., 2004.
8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2004.
9. Корнев А.Н Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.,1997.
10. Коррекция нарушений письменной речи: Учеб.- метод. пос. /Под. ред. Н.Н.Яковлевой. – СПб.,2006.
11. Крапивина Л.М. Работа логопеда с родителями детей преддошкольного возраста //Дефектология. – 1998. - №4.
12. Лалаева Р.И.Нарушение речи у детей с ЗПР. – СПб.,1992.
13. Левина Р.Е.Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. –М., 1961.
14. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой.- М., 2007.
15. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии//Развитие и коррекция. – М.,2021.
Михайлова Е.А. Основные направления коррекционно - профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. //Логопед в детском саду, 2004, №1 с. 54 - 57.
16. Парамонова Л.Г.Предупреждение и устранение дисграфий. –СПб.,2001.
17. Парамонова Л.Г.Нарушения звукопроизношения у детей. –СПб.,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте
Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, не дифференцированность зрительного восприятия и пам...
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
Статья "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста" дает ответы - на что же необходимо обратить внимание родителям (воспитателям)! Здесь же выбраны типичные ошибки обу...
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.
Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк между этими п...
Основные направления и содержание работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня
У детей с ОНР ІІІ уровня отмечается наличие предпосылок оптической дисграфии. В частности, в силу структуры дефекта, у данной категории детей в большей степени страдают такие функции как зритель...
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
В данной работе представлены примеры упражнений и заданий по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста....
Использование оптического прибора "Топаз" с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.
В презентации описывается преимущество использования увеличительной лупы "Топаз" в работе с детьми с нарушением зрения. Рассказывается об основные методах и приемах работы с увеличительным п...
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Оформление стенда для родителей в логопедической группе...