Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
статья по теме
Статья "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста" дает ответы - на что же необходимо обратить внимание родителям (воспитателям)! Здесь же выбраны типичные ошибки обучения, которые осложняют навыки чтения и письма, а также что нужно знать для правильного обучения навыкам чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_narusheniy_chteniya_i_pisma_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
Смирнова Татьяна Алексеевна учитель-логопед
МКОУ «Прогимназия №2»
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения и письма
Ежегодно обследуя старших дошкольников, отмечаются наиболее типичные ошибки неправильного обучения чтению и письму педагогами и родителями, а именно:
1) изучение алфавитных названий букв;
2) неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;
3) неправильное обучение навыкам рисования и письма.
На что же необходимо обратить внимание родителей?
1. Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:
- навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.
- звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП, КАША, соответственно пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго слова. Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.
2. Правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении:
- М и А будет МА.
- побуквенное чтение : М, А, М, А.
- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения
1.Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго.
МММА – МММА СССОК РРРАК
2. Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы:
выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;
прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;
угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;
обведение пальцем контура букв, штриховка букв;
применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки ).
3. Подготовке руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:
- пальчики здороваются
- пальчики бегают по столу
- игра на рояле
- разведение пальцев в стороны
- поочередное поднимание пальцев руки
- кулак-ладонь
Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.
Кроме этого родители должны знать, что:
- ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.
4. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.
Но при этом необходимо помнить:
ребенок должен уметь правильно держать карандаш ( тремя пальцами руки, а кончик карандаша “смотрит” в плечо );
тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном );
правильно сидеть за столом;
не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;
необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).
Вот перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ
Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...
Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
Основные задачи по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа ...
Консультация для родителей первоклассников "Предупреждение нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста".
Учитель-логопед предлагает родителям назвать причины трудностей при обучении в школе (слайд№2-3). Далее логопед приводит примеры письменных ошибок, подкреплённые фрагментами письменных работ учащихся...
Статья "Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии"
Коррекционная работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. На основании методических рекомендаций и...
Для родителей будущих первоклассников.Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.
По данным исследователей около 20 % школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. ...
Презентация"Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». ...
Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии
laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие ...